Урок русского языка по теме "Глагол как часть речи."
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

  Татьяна Петровна Заруцкая

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе.

 

УМК: «Школа 2100»,   Учебник «Русский язык»,  4 класс под редакцией   Р.Н.Бунеева            

Учитель  - Заруцкая Татьяна Петровна,  УНК  МАНОУ  «Гимназия № 2»    г. Мариинска                           

Тема урока: Глагол, как часть речи.        

Тип урока:  урок закрепления изученного.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Цели урока:

Образовательные:

 -обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе  и об орфограммах в глаголе;

 -развивать умения употреблять глаголы в речи;

  Развивающие

 -развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы ;

 - развивать умение работать с различными источниками информации; развивать личностные    качества (мышление, внимание, общение, эмоционально-чувственное восприятие);

Воспитательные:

-повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;

-воспитывать любовь к родному языку;

-воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учёбе.

Дидактические  средства:

*для учителя-презентация, фонограмма, электронная физминутка,  доска, мультимедийная  система, карточки с понятиями для составления кластера.

*для учащихся-тетрадь, карточки для индивидуальной работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка39.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе.

УМК: «Школа 2100»,   Учебник «Русский язык»,  4 класс под редакцией   Р.Н.Бунеева            

Учитель  - Заруцкая Татьяна Петровна,  УНК  МАНОУ  «Гимназия № 2»    г. Мариинска                           

Тема урока: Глагол, как часть речи.        

Тип урока:  урок закрепления изученного.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Цели урока:

Образовательные:

 -обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе  и об орфограммах в глаголе;

 -развивать умения употреблять глаголы в речи;

  Развивающие

 -развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы ;

 - развивать умение работать с различными источниками информации; развивать личностные    качества (мышление, внимание, общение, эмоционально-чувственное восприятие);

Воспитательные:

-повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;

-воспитывать любовь к родному языку;

-воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учёбе.

Дидактические  средства:

*для учителя-презентация, фонограмма, электронная физминутка,  доска, мультимедийная  система, карточки с понятиями для составления кластера.

*для учащихся-тетрадь, карточки для индивидуальной работы.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствие учащихся. Учитель мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Релаксация. Звучит «Лунная соната» Л.В. Бетховена.

-Сядьте, пожалуйста, удобнее, руки положите на колени, закройте глаза и мысленно повторяйте за мной:

-Мы отправляемся  в путешествие  в тайны русского языка…

-Мы уже многое знаем…

-В своих познаниях продолжаем идти дальше...

-Сегодня на уроке мы будем  думать, рассуждать, слушать, доказывать, наблюдать…

-Память наша крепка…

-Внимание наше растёт, голова мыслит ясно…

-У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучить…

-Мы не боимся ошибаться…

-Мы готовы в путь!!!

Учащиеся  мысленно повторяют про себя фразы, которые говорит учитель, тем самым настраиваясь на работу.

Личностные: положительное отношение друг к другу, учебной деятельности.

2.

Введение в тему урока.

Цель:

-создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика.

На доске  слова.

глагол

действие

думать

слово

чудо

Вопросы:

1.Сколько всего слов?

2.Какое слово «лишнее»?

3.Назовите слово, которое состоит из 3 слогов.

4.В каком слове букв больше, чем звуков?

5.Назовите слова по порядку.

6.Назовите однокоренное слово к слову чудесный.

7.Какой частью речи является слово третье по счёту?

8.Составьте предложение с первым по счёту словом.

-Ребята, как между собой связаны эти слова? (рассуждение)

-Послушайте высказывание Льва Успенского.

             «Когда мы говорим: «язык», мы думаем: «слова». Это естественно: язык состоит из слов, тут спорить не о чем. Но мало кто представляет по – настоящему, какое  оно, самое простое и обычное человеческое слово, каким неописуемо тонким и сложным творением человека оно является, какой своеобразной жизнью живет, какую неизмеримо огромную роль играет в судьбах своего творца – человека.

Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них».

-Вы согласны  со Львом Успенским, известным русским писателем, филологом, публицистом. (рассуждение)

-Сегодня на уроке мы будем рассуждать  о том, …. (что может слово)

И поможет нам в этом часть речи…глагол.

(на доске)

Дети читают и запоминают слова. Отвечают на вопросы.

Рассуждают, на тему «Что может слово», анализируют высказывание Льва Успенского. Выводят тему и цели урока.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке.

Личностные: осознание важности темы, её актуальности.

3.

Минутка  чистописания.

Цель:

формирование навыков каллиграфического письма

-Прочитайте слова А.Югова. Объясните, как вы их понимаете. Выпишите в тетрадь  первое предложение каллиграфическим почерком.

«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать само действие!»  А.Югов

Учащиеся  читают и анализируют   высказывание о глаголе.

Выполняют каллиграфическую запись первого предложения.

Учащиеся сравнивают свою запись  с эталоном, которая представлена на доске учителем.

Коммуникативные:

уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.

Регулятивные:

оценивать результаты своей работы

4.

Актуализация знаний.

Цели:

-актуализация изученного  о глаголе, как части речи;

-мотивация учебному действию;

-фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.

Выполнение теста на тему «Глагол»

        1. Что обозначает глагол?

Н) Предмет.

Л) Признак предмета.

К) Действие предмета.

2. На какие вопросы отвечает глагол?

М) Кто? что?

Р) Какой? какая? какое? какие?

Л) Что делает? что сделал? что будет делать?

3. Каким членом предложения  является   глагол?

А) Главным членом.

О) Второстепенным членом.

4. Глаголы   в   неопределенной   форме   отвечают на вопросы...

Х) что делал? что сделал?

Ч) что сделает? что будет делать?

С) что делать? что сделать?

5. Сколько временных форм имеют глаголы?

П)2         Т)3         Г)4

6.Спряжение-это

И) изменение глаголов по временам.

Е) изменение глаголов по лицам и по числам.

Э) изменение глаголов по падежам и по числам.

7. Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

В) Проспрягать его.

Д) Изменить по лицам и числам.

Р) Определить спряжение.

Проверка.

-Какое слово у вас получилось?

Получилось слово «КЛАСТЕР» Что такое кластер?

-Обсудите в парах, что вы знаете по теме «Глагол».

Составление кластера на тему «Глагол».

Учащиеся выполняют тест на тему «Глагол».

Ведут обсуждение в парах и готовятся к составлению кластера   на тему «Глагол».

Производят  самоконтроль.

Высказывают свои предложения для составления кластера.

Осуществляют коллективно составление кластера на доске.

Познавательные: закрепление полученной ранее информации, моделирование.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов,

умение работать в паре,

построение монологического высказывания, применяя имеющиеся знания на практике.

5.

Закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель:

закрепление  и систематизация  полученных знаний, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, умение использовать их на практике.

Составление  различных форм  глагола. Повторение орфограмм в глагольных окончаниях.

-Богат русский язык пословицами и поговорками. Они поучают, наставляют, предупреждают. Люди с уважением относятся к пословицам и поговоркам и часто употребляют их в речи.

-Замените пословицу глаголом в  неопределённой форме по значению.

Язык до Киева доведёт.

Не  пройми копьём-пройми языком.

Ласковое слово, что вешний день.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Кто говорит, тот сеет, кто слушает-собирает.

(На доске появляется запись)

Слово может    сообщать

                          воспитывать

                          ласкать

                          помогать

                          обогащать

-Что можете сказать об этих словах?

(глаголы неопр. формы; имеют  букв больше, чем звуков, глаголы 1 спряжения)

-От глаголов неопределенной формы образуйте глаголы настоящего времени 3 лица единственного числа.

(Сообщает, воспитывает, ласкает, помогает, обогащает)

-Какая общая орфограмма в этих слова?

-Написать 5 глаголов с окончанием ит. (тревожит, любит, журчит, дарит, будит)

Составьте предложения, используя эти слова.

   Составление   различных форм глагола.

-Из слов образуются устойчивые сочетания, которые употребляются в речи. Как  они называются? (фразеологизмы)

Русский язык богат фразеологизмами. Они украшают нашу речь, делают её выразительной. Знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее, ярче он выражает свои мысли.

Задание. Фразеологизмы   замените  глаголами.

Дать слово-обещать.

Держать язык за  зубами - молчать.

Сдержать слово-выполнять.

Трещать как сорока-болтать.

Задание для учащихся.

1 вариант

-От глаголов неопределённой формы  образовать глаголы настоящего времени 2 лица единственного  числа. (Обещаешь, молчишь,  выполнишь, болтаешь)

2 вариант.

-От глаголов неопределённой формы  образовать глаголы настоящего времени 2 лица множественного  числа. (Обещаете, молчите,  выполняете, болтаете)

Проверка.

Учащиеся выполняют упражнения, выделяют орфограммы, объясняют значение пословиц и фразеологизмов.

Речевое проговаривание. Помощь друг другу.

Работа у доски. Комментирование.

Познавательные: анализ материала, применение теоретических знаний на практике,

умение пользоваться алгоритмом, выбирать правильный путь решения задачи,  умение

рассуждать.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: способность самооценки своих действий.

6.

Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: здоровьесбережение

Физминутка для глаз «Нарисуй буквы»

Учащиеся выполняют упражнения  для глаз.

Запоминают, какие буквы «нарисовали» глазами, составляют слово из этих букв.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

7.

Выборочный диктант.

Цель:

развитие речи, проверка умения выбрать из текста слова по заданию.

Учитель даёт задание выписать глаголы с возвратным значением.

Учитель читает стихотворение.

Слова умеют плакать и смеяться, 
Приказывать, молить и заклинать
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом, 
Напутствуют, и славят, и чернят. 
Я. Козловский

-Какая орфограмма в этих словах?

(Самопроверка на слайде)

-Написать глаголы с частицей НЕ.

(Какая орфограмма в этих словах?)

Смеяться-не смеяться.

Обливаться-не обливаться

Клянутся-не клянутся.

(Взаимопроверка)

Учащиеся выписывают из стихотворения, которое читает учитель,  глаголы с возвратным значением.

Учащиеся рассуждают над смыслом стихотворения Яна Козловского.

Осуществляют  самопроверку и взаимопроверку.

Познавательные: закрепление полученной ранее информации.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

8.

Самостоятельная работа.

Цель:

 самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Учитель предлагает учащимся выполнить задание на карточке.

-Слова соединяются в словосочетания и предложения, тем самым образуя синтаксические конструкции.

Задание.

Составьте  предложения. Подчеркните глаголы, определите у них время, лицо, число и спряжение. (2 человека у доски)

В, интересной, ума, купит, любой, человек, беседе.

Горы, ворочает, слово.

(Назвать грамматическую основу предложения)

Выписать словосочетания глагол+ существительное.

(купит ума, купит в беседе, ворочает горы)

Учащиеся выполняют задание по составлению предложений из слов, выписывают словосочетания из предложений, определяют морфологические признаки глаголов. Дают оценку своим действиям.

 

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

9.

Синтаксический разбор предложения.

Цель:

обеспечение применения учащимися знаний  и способов действий при  синтаксическом разборе  предложения.                

Синтаксический разбор  предложения.

(Предложение записано без гласных букв)

С  д.бр.м  сл.в.м .  ч.рн..   к.рк.     сд.б.й      п.хн.т.

Выписать глагол, определить его морфологические  признаки.

Учащиеся выполняют синтаксический разбор предложения.

Один учащийся выполняет синтаксический разбор предложения у доски с объяснением.

Учащиеся определяют морфологические признаки глагола.

Познавательные: закрепление полученной ранее информации,

 анализ материала, применение теоретических знаний на практике.

Регулятивные: коррекция, контроль.

10.

Самостоятельная работа. Цели:

организация деятельности учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях,

обеспечение развития умения планировать свою деятельность.

Какова же роль глаголов в речи?

- Они делают речь ясной, понятной, богатой.

- Конечно. Алексей Толстой писал: «Движение и его выражение – глагол – является основой языка».

К.Паустовский писал:  « Нет ничего такого в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

Задание по уровням. (Уровень обозначен определённым цветом)

1 уровень

Прочитайте отрывок из текста и заполните таблицу глаголами из этого текста.

1.«Удивительно  красив русский язык! Его плавную музыкальность особенно чувствуешь, когда читаешь прозу классиков. Они умели соединять бездну смысла с лаконизмом слова, когда действительно мыслям было просторно, а словам тесно. Раньше говорили, учиться русскому языку надо в Москве, в Малом театре. То была русская речь, которую сейчас, пожалуй, не встретишь». (Е.Гоголева)

"Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей" (М. Горький)

2 уровень.

Оживите картинку при помощи глаголов.

 Утро. Школа.  Громкий  звонок. Урок русского языка. Глагол. Учительница. Дети. Гости. Оценки.

-Почему именно глаголы оживили картинку?

3 уровень.

Минисочинение «Что может слово».

Учащиеся выполняют разноуровневые  задания. Они отмечены разным цветом.

После выполнения заданий рассказывают об их выполнении: читают мини-сочинения, представляют заполненную таблицу.

Дают самооценку и оценку своим одноклассникам.

Познавательные: самостоятельное выполнение заданий творческого характера.

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

11.

Итог урока. Рефлексия.

Цель:

 соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

Организует обмен    мнениями.

Осуществляет рефлексию, используя приём  «Плюс. Минус. Интересно».  

Подводит итог урока.

В графу «П» – «плюс» записывают все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывают все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Регулятивные: проговаривание,

последовательность действий на  уроке; формирование

познавательной инициативы.

Предметные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

Личностные: умение осознавать

ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении

моральным нормам и этическим

требованиям.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и

понимать речь других;

учитывать разные мнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Обобщение знаний о частях речи"

Конспект урока русского языка в 4 классе коррекционной школы 8 вида...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

Презентация сопровождает урок: словарная работа, письмо по памяти, текст по выбору, задания  частей А, Б, B, C....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

«Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости» -  девизВ прзентации  предусмотрена работа со словарем,  письмо по памяти,  текст по выбору и т.д....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ «ЧАСТИ РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ» («Путешествие в Страну Невыученных уроков»)

Урок комплексного применения знаний и умений  (урок закрепления).Урок построен в форме игры - путешествия; задания построены таким образом, чтобы повторить и обобщить все полученные ранее знания ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...

Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи.Роль в речи человека" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о роли имен прилагательных в речи человека;Задачи урока Дидактические:1. Уметь находить им...