Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Палагина Наталья Владимировна
  • систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;
  • пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;
  • обратить внимание на роль прилагательных в речи;
  • закрепить навыки правильного написания окончаний имен прилагательных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России», 4 класс.

Учебник:

«Русский язык. 4 класс»

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи.

Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи

Задачи:

обучающие:

  • систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;
  • пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;
  • обратить внимание на роль прилагательных в речи;
  • закрепить навыки правильного написания окончаний имен прилагательных

развивающие:

  • развивать каллиграфические навыки;
  • прививать основы орфографической грамотности;
  • развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число;
  • развитие умения формулировать вопросы к заданию;
  • развитие умения анализировать, развивать устную речь учащихся при объяснении (толковании) значений слов, при составлении устного ответа по предложенному плану, развивать навыки самооценки;

воспитательные:

  • воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе;
  • воспитание сознательного отношения к учёбе и интереса к изучению русского языка, доброжелательности;
  • воспитывать уважение к одноклассникам;
  • воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнить работу до  конца).

Тип урока: обобщение знаний .

Технология деятельностного подхода.

 Методы и приемы: проблемно-диалогический, исследовательская деятельность, работа в группах и парах

1.Организационный момент.

Учитель.

Все встали. Здравствуйте. Садитесь.
Настройтесь и раскрепоститесь.
Урок начнем мы, как всегда,
С вопроса: Все готовы?
(Да)

Откройте тетради, запишите число и классную работу.

2. Постановка темы и целей урока

    Сегодня у нас очень важный урок. Мы закончили изучать раздел об имени прилагательном, сегодня нам предстоит обобщить полученные знания. Но нельзя забывать, что урок русского языка – это урок обучения грамотной, правильной речи.

   Я предлагаю вам на несколько  минут перенестись в театр.

Мы увидим  отрывок из произведения Фонвизина «Недоросль».

 

Демонстрация  фрагмента  театральной  постановки

Учитель.

Кто согласен с этим объяснением, кто не согласен?

Ответы  детей

  Надеюсь, наши  ребята  знают  о  прилагательных  больше  Митрофанушки, героя  этой  комедии.

Да, это замечательное-

Имя прилагательное.

Имя прилагательное – огромная страна,

И нами лишь частично изучена она.

Сегодня на уроке мы с вами повторим

Все то, что нам известно и тест в конце решим…

 Давайте  сформулируем  цели  нашего  повторения,  для  этого  воспользуемся  карточками (работаем  в  парах)

1 вариант  задания

(самостоятельно  сформулировать  вопросы)

2  вариант  задания

(выполнить  задание  с  помощью  подсказки)

1. Что такое …………………………..?    

2. Что оно …………………….?

3. На какие ………………………………..?

4. С какой частью ……………………?

5. Как ……………………..?  

6.Как определить ……………………………?

7. Каким  является………………………………….?

   

1. Что такое …………………………..?    

2. Что оно …………………….?

3. На какие ………………………………..?

4. С какой частью ……………………?

5. Как ……………………..?  

6.Как определить ……………………………?

7. Каким  является ………………………………….?

 речи связано

 изменяется  

 падеж имени прилагательного

 имя прилагательное  

 членом  предложения

 обозначает

 вопросы отвечает

Дети  зачитывают  вопросы

Одновременно с этим мы поговорим об  уходящем  времени  года, догадались? Правильно, о зимушке-зиме, о зимней природе.  

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

  - Без  чего в нашей речи  невозможно  передать  красоту  зимней  природы?

  - Что  такое  имя  прилагательное? Что  оно  обозначает?

  - Какую  роль  в  нашем  языке  выполняют  прилагательные?( помогают описать предмет. Делают нашу речь ярче, выразительнее)

3.Чистописание

-  Поможем зимушке нарисовать узоры на стеклах наших домов. Выглядеть они будут вот так.

Открывается образец записи на доске.

На доске:

еое оео еое оео

ая яя ий ый ой ое ее ые ие

– Обратите внимание на написание в первой строке элемента овала и полуовала, во второй строке соединения букв.

 Письмо

Что  напоминает  вторая  строка? (Окончания имен прилагательных.)

 -  Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы (4).

Дети делят так:                                            

                  

 -  Объясните свои действия. (Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.)

-  Как  установить  отличие  одного  рода имени  прилагательного  от  другого?

(или  по  вопросу,  или  по  существительному, к  которому  оно  относится)

4.Словарная  работа

  1) Каждая  группа  получила  загадку, которую  надо  отгадать  и  к  отгадке  подобрать  подходящие  прилагательные. Те  прилагательные, которые  не  подойдут  к  отгадке, отдать  другой  группе.

(на  доске  прикреплены  картинки-отгадки, под  которыми  каждая  группа  размещает  выбранные  прилагательные)

 Загадки.

Запорошила  дорожки,

Разукрасила  окошки,

Радость  детям  подарила

И  на  санках  прокатила. (Зима)

Невидимкой, осторожно

Он  является  ко  мне,

И  рисует, как  художник,

Он  узоры  на  стекле. (Мороз)

У  нас  под  самой  крышей

Гвозди  белые  растут,

Но  как  солнышко  взойдет,

Все  расстают,  упадут. (Сосульки)

Выше  леса, выше  гор

Расстилается  ковер,

То  он  серый, то  он  синий,

То  он  ярко-голубой. (Небо)

Прилагательные:

*красивая, морозная, снежная, лютая, долгая, русская, сказочная, волшебная;

*колючий, крепкий, сибирский, ночной, лютый, русский, сильный, бодрящий;

*ледяные, острые, хрустальные, сказочные, красивые, блестящие, замёрзшие, длинные;

*низкое, безграничное, безоблачное, ясное, волшебное, зимнее, чистое, высокое

 2) Выпишите  по  одной  паре  синонимов  и  антонимов

(крепкий-лютый, лютый-сильный, ясное-чистое, волшебная-сказочная; низкое-высокое)

  3) Выпишите  по  одному  прилагательному  к  данным  схемам:

корень+окончание  (лютый, чистое, острые, долгая)

корень+суффикс+окончание  (зимнее, красивые, сильный, бодрящий)

приставка+корень+суффикс+окончание  (безграничное, безоблачное)

  Что помогло  вам  не  перепутать  «свои»  прилагательные?

Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле.

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

  Предлагаю каждому выбрать любое словосочетание  из  своей  группы  и  просклонять его, что  это  значит? (Изменить по падежам)

(Самостоятельная работа)

  Что  помогает  нам  без  ошибок  писать  безударные  окончания  имен  прилагательных?  (Вопрос  к  имени  прилагательному)

  Что  нужно  сделать, чтобы  правильно  задать  вопрос? (Надо  найти  существительное, к которому  относится  прилагательное)

5. Определение падежа  имен прилагательных

  Работа  с  карточками.

Определить  падеж  прилагательных, выделить  окончания (Вариант: вставить  пропущенное окончание)

В зимний  холод  всякий  молод.

Не  светит  зимнее  солнце  ярче  летнего.

Зимой  снег  глубокий – летом  хлеб  высокий.

В  зимней  шубке  и  морозы – шутка.

Снег  от  лютой  стужи  укрывает.

Зима  ленивого  за  нос  хватает.

Мороз  перед  проворным  шапку  снимает.

Зимнему  снегу  и  мышь  радуется.

  Прочитайте  пословицы, где  прилагательное  в им.п., р.п.,  и т.д.

6.Роль  прилагательных  в  предложении

   Каким  членом  предложения  является  прилагательное? (Второстепенным, определением)

Спишите  текст, вставляя  прилагательные  в  нужном  падеже.

  Зима – волшебное  и  сказочное  время  года. С неба крупными хлопьями сыпется мягкий, пушистый снежок. Не  осталось  ни  одного  темного  пятнышка.  Земля  точно  в  новом  праздничном  наряде. Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес. Все укутано толстым слоем снега. Весь  мир  замер  в  крепком  сне.

  Во  втором  и  в  пятом  предложениях  подчеркните  основу  и  определения.

7. Обобщение

Как говорила я вначале,

Осталось тест нам написать.

Если работали усердно,

Тогда все справитесь на пять.

«ТЕСТ – ОПРОС»

Я читаю предложение, а вы должны его внимательно выслушать. Если согласны, то под номером поставить «+», если не согласны то «0».

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Имя прилагательное это часть речи.
  2. Имя прилагательное обозначает действие предмета.
  3. Имя прилагательное связано с именем существительным.
  4. Имя прилагательное изменяется по родам, числам, падежам.
  5. Род имени прилагательного зависит от глагола.
  6. Имя прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.
  7. Падеж прилагательного можно определить по существительному.
  8. Имя прилагательное женского рода в Им.п.  имеет окончания –ое, -ее.
  9. Имя пр.  м.р   и ср.р.  в родительном падеже имеет окончание –ого, -его.
  10. Имя прилагательное в предложении может  быть второстепенным   членом.

Проверка.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

-

+

+

-

+

+

-

+

+

- Кто справился с этим тестом?

8.  Итог урока

Урок подходит уж к концу и   требует оценки.

Каким он был?.. Отличным, скучным,

Хорошим, может быть, плохим,

Совсем ненужным, бесполезным…

Иль поучительным…? Каким?

Опишите его 2-3 словами-именами прилагательными

Домашнее задание.

Написать мини- сочинение на тему «Зимний день», «Почему  я  люблю  зиму»,  «Спасибо,зима»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе Тема: Роль имён прилагательных в речи

Урок  русского языка в 3 классе Тема: Роль имён прилагательных в речи...

Конспект Русский язык 2 клас ПНШ Тема: «Роль имен прилагательных в речи "

конспкт Русский язык 2 клас ПНШ Тема: «Роль имен прилагательных в речи "...

Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных.

Задачи:*   систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;* пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях...

Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...

"Имя прилагательное как часть речи.Связь имени прилагательного с существительным." (УМК "Школа России") 3 класс

Технологическая карта урока русского языкаТема: «Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с существительным» Цели деятельности учителя: формирование знаний о при...

«Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»

Познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным, учить находить в тексте имена прилагательные и правильно...

Конспект по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных", 4 класс

Конспект по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных", 4 класс...