Урок русского языка 4 класс Глагол как часть речи.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Усольцева Галина Ивановна

Конспект урока русского языка по теме: "Глагол как часть речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ Абатская СОШ №1

Учитель Усольцева Галина Ивановна

4 класс

Урок русского языка по теме «Глагол как часть речи»

  Русский язык 4 класс

Тема: Глагол как часть речи

Цели:

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; обобщать знания о глаголе, дополнять новыми знаниями, учить определять грамматические признаки глагола;

Регулятивные: самостоятельно формулировать  цели урока после предварительного обсуждения; принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность действий.

Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

Личностные: развивать интерес к изучению языка, проявление старания в учебной работе.

Оборудование: Карточки для работы в группах; презентация

  1. Ход урока 

 И пусть быстрей кипит борьба,

Сильней соревнование,

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

 Афоризм урока

Мотивационный настрой (Частично – поисковый метод, способствующий активизации познавательных процессов.)

Чистописание. Чччччч  чччччч  

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.

Словарная работа: учитель ученик

        2. Постановка цели урока:

Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

Поможет вам в этом стихотворение.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду – все в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят зданья,

Цветут сады,

И хлеб в полях растет

 О какой части речи говорится в стихотворении? (О глаголе)

 Да, вы верно отгадали.

Будем говорить на уроке о глаголе как части речи. Что мы уже знаем о глаголе?

        3Актуализация новых знаний.

книга                                        

книги                                

книгой                                  

книгу        

                            

интересная

 интересный

интересное

интересных        

летел (м. р., ед. ч.)

летела (ж. р., ед. ч.)

 летело (ср. р., ед. ч.)

 летели (мн. ч.)

летят

– Прочитайте слова каждого столбика.

– Что можете сказать о словах первого (второго) столбика?

– Как изменяются имена существительные?

– Как изменяются имена прилагательные?

– К какой части речи относятся слова третьего столбика?

– Могут  ли  глаголы  изменяться  по  родам,  числам  и  падежам?  Докажите это.  

(Проблемная ситуация)

  1. Работа в группах: 

Изменить слово лететь по числам, родам, падежам

(Карточка – помощница)

Мы с вами определили, что летела – это глагол, который стоит в форме единственного числа женского рода.

Летел – глагол в единственном числе мужского рода. И т.д.

  1. Работа с учебником

 Выполнение упражнения 1, с. 74 (c комментированием).

Вывод: Глаголы изменяются по родам, числам, не изменяются по падежам.

  1. Знакомство с глаголами совершенного и несовершенного вида:

А какое значение выражают формы глаголов:

летит, летел, будет лететь;

рисую, рисовал, буду рисовать?

– Давайте прочитаем  на с. 75  сообщение рубрики «Тайна русского языка» и дополним свои знания о глаголе новыми подробностями.

Выполнение упражнения 2, с. 75.

 Работа с рубрикой «Давай подумаем» с. 75. На какой вопрос отвечает глагол в первом предложении, во втором?

– Согласитесь  ли  вы  с  утверждением:  в  первом  предложении  глагол  не  указывает  на  завершение  действия, а во втором предложении – указывает?

  1. Правило и алгоритм определения вида глагола.

 Самостоятельная работа:

Упражнение 4  с. 77. Выбрать глаголы нужного вида. Кто сомневается – подойдите ко мне.

 Коля начал читать интересный рассказ. Братья убрали свою комнату за двадцать минут.

Почему в предложении невозможно заменить глагол одного вида глаголом другого вида?

Индивидуальная работа.

  1. Д/З Упражнение 3, с. 76:

        что делают? любят, приносят – несов. вид;

                        что делает? устраивает – несов. вид;

        что сделал? прилетел – сов. вид;

                        что делают? ждут, оберегают – несов. вид;

                        что сделают? поселятся – сов. вид.

  1.  Итог урока.

Рефлексивный анализ деятельности

Вопросы:

-Какую цель поставили перед собой в начале урока,

-Какие качества помогли вам достичь поставленной цели?

- Какие качества мешали?

- Чем ты помог другим?

– На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида? Совершенного вида?

– Какими грамматическими признаками обладает глагол?

Приложение 1

Задание: вставить пропущенные буквы, подчеркнуть главные члены предложения, надписать над словами части речи.                                                                                                

 «Текла  через с. ло   в .сёлая   г.ворливая  р .ка.»    

  Задание: вставить пропущенные буквы, подчеркнуть главные члены предложения, надписать над словами части речи.                                                                                                

 «Ч. десным  ос.нним днём  уч. ники  п.шли в ле.с»    

   

    Задание: вставить пропущенные буквы, подчеркнуть главные члены предложения, надписать над словами части речи.                                                                                                

   . «Ласточ(?)ки  л. тают  ни(з,с) ко перед д. ждём.»

Приложение 2

Карточка-помощница

Единственное число (он, она, оно)

Множественное число  (они)

Карточка-помощница

Мужской род (он мой)

Женский род (она моя)

Средний род (оно моё)

Самолёт

Бабочка

Крыло

Карточка-помощница

И.п.

кто? что?

Р.П.

кого? чего?

Д.п.

кому? чему?

В.п.

кого? что?

Т.п.

кем? чем?

П.п.

о ком? о чём?

Используемая литература:

  1. Методический комментарий к учебнику «Русский язык» С.В.Иванова
  2. http://nsportal.ru/
  3.  Учебник «Русский язык» С.В.Иванова- 1 часть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Определение глагола как части речи".3 класс УМК "ШКОЛА 2100"

Урок повторения и закрепление изученногоЦель урока: сформировать грамматическое понятие «глагол»,развитие  умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, познакомить с основны...

Урок русского языка"Разбор глагола как части речи"

Урок русского языка по ФГОС ,с использованием метапредметных УУД...

Урок русского языка"Разбор глагола как части речи"

Урок русского языка по ФГОС ,с использованием метапредметных УУД...

конспект урока по русскому языку тема "Глагол как часть речи" 2 класс УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка во 2классе по учебнику авторов -В.П.Канакина В.Г.Горецкий на тему:"Глаголкак часть речи"...

Конспект урока по русскому языку "Разбор глагола как часть речи", УМК "Перспектива", 4 класс

    Предметные:Знать: алгоритм разбора глагола как части речи;Уметь: разбирать глагол как часть речи;Вспомнить о грамматических признаках глагола.     Личностные:п...

Конспект урока русского языка. Тема: «Глагол как часть речи»

Цель деятельности учителя: -формирование понятия о глаголе как части речи.Планируемые результаты:         Предметные: ...