Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний о глаголе» (УМК «Школа России», 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Баранова Александра Владимировна

Тема урока «Обобщение знаний о глаголе»

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока: формирование знания о глаголе как части речи.

Задачи урока

Дидактические:

  1. формировать умение определять, каким членом предложения является глагол в предложении;
  2. развивать умение распознавать глагол среди других частей речи.

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление в процессе выполнения группового задания;
  2. развивать концентрацию внимания в процессе минутки чистописания;
  3. развивать зрительную память при выполнении упражнений.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 16.03.2021

Школа: №152

Класс: 2 «а»

Урок: 2

Время: 14.50-15.30   Кабинет: 215

Студент: Баранова Александра

Группа: 35

Учитель: Селянина Н.В.__________________________

Методист: Кошкарова Л.С________________________

Тема урока «Обобщение знаний о глаголе»

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока: формирование знания о глаголе как части речи.

Задачи урока

Дидактические:

  1. формировать умение определять, каким членом предложения является глагол в предложении;
  2. развивать умение распознавать глагол среди других частей речи.

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление в процессе выполнения группового задания;
  2. развивать концентрацию внимания в процессе минутки чистописания;
  3. развивать зрительную память при выполнении упражнений.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная

Словесный метод: создание эмоционального настроя

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте тетради, ручки, учебника. Садитесь.

Создаёт эмоциональный настрой.

-Меня зовут – Александра Владимировна и сегодня на уроке мы продолжим работать над очень интересной темой. Итак, приступим к работе. Откройте свои тетради, сядьте прямо, ноги поставьте ровно, положите тетрадь правильно, запишите число, классная работа.

Показывают готовность к уроку.

Предметные: знать правила русского языка при оформлении записи в тетради.

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Личностные:  освоение личностного смысла учения, желания учиться.

 Актуализация знаний и мотивация

(6 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: постановка вопросов      

Практический метод: многократное выполнение разнообразных упражнений

Проводит минутку чистописания:

Начнем мы с вами с минутки Чистописания. Сейчас я буду произносить буквы, а вы должны их записывать. Буквы записываем через запятую. Приготовьтесь. Мы начинаем.

Называет буквы для записи:

Д, о, р, у, п, а, г, и, н.

Какие сочетания мы можем составить из этих букв?

Давайте запишем буквосочетания: до, га, ру, уг, на, пу, па, уп.

Теперь посмотрите на буквосочетания, которые вы написали и простым карандашом подчеркните то, которое для вас самое красивое.

Сейчас посмотрите на экран, вставьте пропущенные буквы и запишите слова в тетрадь.

Назовите слова, четко проговаривая букву, которую вставили.

Ребята, посмотрите на буквы, которые мы с вами записали в самом начале. Какое слово из них мы можем составить?

А какие пословицы вы знаете, где речь идет о друге или дружбе?

Выполняют задания:

-до, ро, га, на, ру, па, пи.

Записывают буквосочетания.

Записывают словарные слова: багаж, ветер, капуста, обед, сорока.

-друг.

-отвечают.

Предметные: знать правописание словарных слов.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, целеполагание

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Слайд «Словарные слова»

Постановка учебной задачи
(7 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: постановка вопросов

Практический: выполнение письменного упражнения

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи наводящих вопросов:

Молодцы! Сейчас я попрошу одного ученика написать на доске пословицу, которую про дружбу знаю я. Остальные будут записывать в тетради. К доске пойдет один ученик.

Итак, прослушайте предложение. Друг научит, а недруг проучит.

Запишите предложение.

Как считаете, каков смысл пословицы?

А теперь подчеркните в предложении главные члены.

Хорошо. Садись.

Итак, к какой части речи относится подлежащее?

А к какой части речи относится сказуемое?

Какое число у глагола «научит»?

Формулирует тему и цель урока:

Какую часть речи мы продолжим изучать на уроке?

Какую тему урока и цель мы можем с вами сформулировать?

Верно. Тема урока – «Глагол. Повторение» и цель, которую мы должны достигнуть – закрепление умения находить и подбирать глаголы.

Выполняют задание:

Записывает пословицу:

Друг научит, а недруг проучит.

-друг всегда поможет.

(кто?)Друг(что сделает?) научит, а (кто?)недруг (что сделает? проучит.

Отвечают на вопросы:

- имя существительное.

-глагол.

-единственное.

Формулируют тему, цель урока:

-глагол.

-«Глагол. Повторение.». Цель: закрепление умения находить и подбирать глаголы.

Предметные: знать способ выделения главных членов предложения

Метапредметные:

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Личностные :  широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Проектор. Слайд с темой урока и целью.

Включение в систему знаний
(7 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: постановка вопросов

Практический: выполнение письменных и устных упражнений

Организует выполнение упражнений:

Откройте страницу 80 учебника. Прочитайте задание упражнения 139.

Что необходимо выполнить?

Кто прочитает отрывок стихотворения?

О ком это стихотворение?

Почему автор использовал так много глаголов?

Верно. Давайте приступим к объяснению орфограмм. И первое слово – «походили». Объясните орфограмму?

Правильно. Кто объяснит орфограмму в следующем слове (поболтали)?

Какая орфограмма в слове «посидели»?

(продолжают объяснять все выделенные орфограммы в словах).

Молодцы! Орфограммы вы знаете. Нужно выйти к доске, чтобы выписать из стихотворения все глаголы. Пока один ученик работает у доски, вы выполняете работу в тетрадях. По готовности поставьте руку на локоток.

Закончили выполнение работы. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. И сейчас мы проверим работу на примере работы, которую выполнял ученик у доски.

Итак, если ваш товарищ выполнил всё правильно, поставьте плюс простым карандашом на полях. Если 1-2 ошибки, то полу плюс, если более 3 ошибок – минус.

Выполняют упражнения:

-ответить на вопросы, объяснить написание выделенных орфограмм, выписать глаголы.

Ученик читает отрывок стихотворения.

-про друзей/мальчиков.

-чтобы описать действия мальчиков, и чтобы речь была полной и яркой.

-безударная гласная в корне слова, пишем букву о, т.к.можно проверить словом – хОдит.

-непроверяемая гласная в корне слова, пишем букву о, т.к. словарное слово.

-безуд.гласная в корне слова, пишем букву и, т.к.проверочное слово – сИдя.

 

Выписывают глаголы.

Проверяют выполнение упражнения: походили, поболтали, посидели, помолчали, оглянулись, говорят, пообедали, встали, повстречались, побежали, погонялись…

Предметные: знать часть речи – глагол, уметь объяснять орфограммы.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Учебник.

Доска.

Физкультминутка (2 мин)

Проводит физкультминутку:

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Повторяют движения:

Потягиваются.

Наклоны туловища.

Хлопают в ладоши.

Кивают головой.

Разводят руки в стороны.

Машут кистями.

Включение в систему знаний
(7 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы: индивидуальная, парная, групповая                 Взаимопроверка

Практический метод: письменное упражнение

Организует выполнение упражнения в парах:

На странице 80 учебника прочитайте задание упражнения 140. Что необходимо сделать?

Хорошо. Прочтите слова в первой рамке и скажите, из какой сказки слова?

Прочтите слова во второй рамке и скажите, из какой сказки слова?

Прочтите слова в третьей рамке и скажите, из какой сказки слова?

Прочтите слова в четвертой рамке и скажите, из какой сказки слова?

В парах выполните задание. Выберите одну группу слов, перепишите их и обозначьте часть речи каждого слова. Затем составьте одно предложение, используя те слова, которые вы выпишите.

Приступаем к проверке.

Осуществляет проверку работ:

Кто выбрал первую группу слов и готов назвать часть речи каждого слова и предложение, которое вы составили?

Молодцы!

Организует проверку каждой группы слов.

Следующее задание вы будете выполнять в группах. Первая группа – первые три парты первого ряда, …(делит уч-ся на 6 групп). Каждая группа сейчас получит лист где будет дано имя существительное, ваша задача – подобрать к имени сущ-ому глаголы. Помните, что глагол обозначает действие предмета и подбирайте их правильно. На работу у вас 5 минут.

Проводит проверку задания:

Первая группа, прочитайте слово и глаголы, которые вы к нему подобрали.

Хорошо. Вторая группа.

Третья группа.

Отлично. Четвертая группа.

Замечательно. Пятая группа.

И шестая группа – ваши глаголы.

Молодцы! Справились с заданием.

Выполняют упражнение в парах.

-списать любую группу слов. Над словами обозначить часть речи слов. Записать 1-2 предложения, используя данные слова.

Ученик читает текст.

-«Бобовое зернышко».

-«Каша из топора».

-«Лиса и Журавль».

-«Лиса, заяц и Петух».

Выполняют упражнение в парах.

Проверяют выполнение упражнения.

-петушок – сущ., курочка – сущ., зернышко – сущ., подавился – гл.

Выполняют задание в группах:

Проверяют выполнение задания:

Солнце – светит, освещает, сияет, сверкает, согревает.

Снег – летит, тает…

Летчик – летит, идет…

Кошка – гуляет, бегает…

Фонарь – освещает…

Вода – бежит, нагревается…

Предметные: знать части речи – существительное, глагол; уметь по признакам определить часть речи.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Учебник.

Раздаточный материал.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(6 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Форма: индивидуальная Словесный метод: объяснение задания       Практический метод: письменное упражнение

Организует выполнение самостоятельной работы:

А теперь пришло время самостоятельной работы. Ваша задача верно выполнить тестовые задания. Для этого необходимо:

1)прочесть внимательно вопрос;

2)прочесть варианты ответов под цифрами;

3)выбрать правильный ответ и обвести в кружок.

Итак, завершили выполнение самостоятельной работы. Передайте ваши работы с последних парт на первую.

Проверяет работы и выставляет оценки.

Выполняют самостоятельную работу.

Предметные: знать часть речи глагол и его признаки

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П:  ориентироваться на разнообразие способов решения задач

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Личностные :  учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная

Словесный метод: постановка вопросов

Осуществляет оценивание работы на уроке и самооценку:

Ребята, урок подходит к концу, а значит пришло время подвести итоги.

Кто напомнит, какую цель мы поставили в начале урока?

Кто считает, что мы достигли цели поднимите руку.

Сейчас я проверю как вы усвоили тему урока. Вы видите облака с вопросом. К каждому облаку надо подобрать солнышко, где содержится ответ на вопрос. На первом облаке вопрос – что обозначает глагол. Какое солнышко должны подобрать?

Правильно. На втором облаке вопрос – на какие вопросы отвечает глагол?

Отлично. На третьем облаке вопрос – что обозначает глагол в единственном числе? Молодцы!

Озвучивает домашнее задание:

Отлично. А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание.

Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания!

Отвечают на вопросы:

Отвечают.

Поднимают руку.

-действие предмета.

-что делать?что сделать?

-действие одного предмета.

Записывают домашнее задание.

Метапредметные:

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, планирование учебного сотрудничества

Личностные :  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Слайд с домашним заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Неопределенная форма глагола».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Неопределённая форма глагола» Тип урока: ОНЗЦель урока: Формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам. Задачи урока Дидактические:уметь...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Что обозначает глагол».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Что обозначает глагол?» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование знаний учащихся о глаголе как части речи.Задачи урока Дидактические:дать...

Технологическая карта урока русского языка "Значение и употребление глаголов в речи" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования представления о том, что такое глагол, о его употребление речи.Задачи урокаДидактические:Закрепить знан...

технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное».» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное».»Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение полученных знаний об имени прилагательн...

Технологическая карта урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Обобщение знаний о глаголе.Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов; создание условия для формирования умения определять прошедшее, н...

Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний об имени прилагательном» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся об имени прилагательном.Задачи урока Дидактические:1.Закрепить умение распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщенно...