Главные вкладки

    Урок по теме «Упражнение в определении склонений имен существительных, стоящих в косвенных падежах».
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Арикайнен Татьяна Анатольевна

     

    Основные тезисы урока:

    1.      Организационный момент.

    2.      Чистописание (даны слова на безударную гласную. Необходимо определить лишнее слово, которое является несклоняемым существительным).

    3.       Актуализация знаний о типах склонения существительных (повторение типов склонений; учащиеся распределяют слова по группам).

    4.      Работа на ПК. Контроль умения определять тип склонения существительных в начальной форме (выполнение тест-контроля на ПК).

    5.      Работа с таблицей. Формулировка темы и учебной задачи урока (работа по таблице. «Проблемная ситуация»: почему в одном и том же падеже у

    существительных одинаковые окончания, отчего это зависит?)

    6.      Новая информация (работа с текстом. Составление алгоритма и упражнения на отработку этого алгоритма ).

    7.      Физминутка с упражнением для глаз.

    8.      Закрепление (работа в паре по карточкам с использованием алгоритма).

    9.      Задание на выбор (самостоятельная работа по карточке с двумя вариантами, на выбор учащихся).

    10.  Итог урока (обобщение материала по составленной таблице).

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ «Агалатовская средняя общеобразовательная школа».

    Учитель: Арикайнен Татьяна Анатольевна.

           Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс (Л.В. Занков программа 1-4).          

    Тема урока: Упражнение в определении склонений имен существительных, стоящих в косвенных падежах (Объяснение нового материала).

    Цели:

    - Учить распознавать тип склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах;

    - Проверить с помощью ПМК «Школьный наставник» умение определять тип склонения существительных в начальной форме.

    - Прививать навыки самостоятельной работы.

    Оборудование для урока:

    - УМК  А. В. Поляковой;

    - медиапроектор;

    - компьютер;

    - карточки с заданиями.

    - схемы-опоры.

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

    Прозвенел звонок веселый

    Мы начать урок готовы.

    Будем слушать, рассуждать

    И друг другу помогать.

    II. Чистописание.

    АЛЛЕЯ             АПТЕКА                                 БИБЛИОТЕКА                     АЛОЭ

    - Чем похожи записанные слова?

    = Во всех словах есть непроверяемые безударные гласные.

    = Записаны имена существительные.

    - Ребята, какое слово, в цепочке записанных слов, является лишним и почему?

    = Алоэ – это существительное несклоняемое.

    - Какие еще вы знаете слова, которые являются несклоняемыми. Приведите свои примеры…

    = Колибри, кенгуру, шоссе…

    Слайд №2 (Приложение1) «Несклоняемые существительные».

    (Вывешивается табличка с несклоняемыми словами).

    - Чем похожи остальные имена существительные?

    = Они относятся к именам существительным 1 –го склонения.

    III. Актуализация знаний о типах склонения существительных.

    - Ребята, посмотрите, даны три опорных схемы. О чём рассказывают эти схемы? (О склонениях существительных).

    - Какой информации не хватает в схемах? (типов склонения).

    - Дополните схему.

    ( Учащиеся  дают ответы. На  доске появляются таблички со склонениями.)

    =

    ж.р.  -а    ,  -я        м. р.                                                 ж.р.                , ь

    м.р.  -а    ,  -я                      ср. р.  -о    ,  -е

    - Распределите слова в три группы по склонениям. И запишите их в тетрадь.

    Слайд №3. (Приложение1)

    ДОРОГА,  ДЕРЕВО, ЗДОРОВЬЕ,  СТОРОЖ,  ВЕЩЬ,  ЗИМА,  СНЕГ,  ТЕНЬ,

     ИЗБУШКА,  СОЛНЦЕ,  ГНЕЗДО,  ПОЕЗДКА,   ЮНОША,   МЫШЬ,   ПОЛНОЧЬ.

    Слайд №4. (Приложение1)

    = 1 скл.                                    2 скл.                                     3 скл.

    дорога                                              дерево                                 тень                                                                                            

    зима           здоровье        мышь

    избушка           сторож        полночь

    поездка           снег        вещь

    юноша           солнце

               гнездо

    -Взаимопроверка. Учащиеся делают вывод.

    (Учащиеся сверяют с образцом, записанным на доске; по таблице).

    IV. Работа на ПК. Контроль умения определять тип склонения существительных в начальной форме.

    Правила работы на ПК.

    - А сейчас мы будем выполнять тест-контроль на  компьютере. Тест поможет проверить, как мы умеем определять склонение существительных в начальной форме.

    Кто раньше справится с работой, дополнит каждую записанную из групп своими словами.

    Т1(15)<<Найди имя существительное определённого склонения>>

    дочь                                 девочка                       дочка

    абрикос                          голубика                      персик

    овес                                пшеница                      рожь

    груша                             слива                            яблоко

    метелица                       мороз                            снег

    тюльпан                         резеда                           гладиолус

    весна                             слякоть                          оттепель

    ягода                             крыжовник                    черника

    сахар                              конфета                        мёд

    сирень                            акация                          черёмуха

    перец                              корица                          соль

    лето                                 осень                               зима

    брошь                              серьга                              ожерелье

    лицо                              бровь                                 глаз

    берёза                              дуб                                   лён

    - Как выдумаете, зачем нужно уметь определять склонение имён существительных? (Выслушиваются предположения детей).

    - Чтобы правильно ответить на этот вопрос, поработаем с таблицей.

    V. Работа с таблицей. Формулировка темы и учебной задачи урока.

    - Рассмотрите таблицу. В каком падеже имена существительные в таблице?

    - Одинаковые или разные окончания у имён существительных в предложном падеже? (Разные).

    Слайд №5. (Приложение1)

    Падеж

            

            

    Предложный

    в книге

    в пенале

    в тетради

    - Как вы думаете, почему у имён существительных в одном и том же падеже разные окончания? От чего это может зависеть? (От склонения).  

    - Как заполнить пустые ячейки таблицы (Указать склонение: 1, 2, 3).

    - Можно ли допустить ошибку в написании окончаний этих существительных? (Можно, так как они безударные).

    - Достаточно ли знать падеж существительных, чтобы правильно писать безударные окончания? (Нет, так как окончания существительных в одном падеже могут отличаться).

    Учитель может закрыть или стереть окончания.        

    - Что ещё нужно знать о существительном, чтобы правильно писать падежные окончания? (склонение).

    Слайд №6.

    - Вот сегодня мы с вами будем учиться определять склонение имен существительных в косвенных падежах. Очень часто имена существительные в косвенных падежах встречаются в текстах.  

    VI. Новая информация.

    1. Работа с текстом.

    - Прочитайте текст.

    Слайд №7. (Приложение1)

    Компьютер (        ) помогает людям  разных профессий (        ). Его можно найти во многих

    приборах   и аппаратах. Он очень облегчает жизнь. В современном

    автомобиле (          ) компьютер управляет работой (         ) двигателя, вычисляет скорость

     

    (        ), измеряет расстояние (           ). Может предупредить водителя  об

    опасности  на дороге.

    - А как вам помогает компьютер в учебе?

    = Пользуясь компьютером, можно узнать справочную информацию. Использование учебных программ помогает научиться грамотно писать, лучше справляться с заданиями по математике.

    - Дополните текст 1-2- мя предложениями о том, для чего вам нужен компьютер, чем и как он вам помогает. Запишите их в тетрадь.

    - Прочитайте свои предложения.

    - Прочитайте 1–е предложение из текста.

    - Назовите существительные. У какого существительного склонение определить проще?

    (компьютер) У существительных, которые стоят в И. п.; ед.ч.

    - Чтобы определить склонение  имён существительных в косвенных падежах будем использовать алгоритм. Как вы думаете, какой будет первый шаг этого алгоритма?

    - А как мы определяли склонение в начальной форме у имён существительных?

    Слайд №8. (Приложение1)

        1. Ставлю существительное в начальную форму И. п.; ед. ч.

       2. Определяю род.

       3. Нахожу окончание.

       4. По роду и окончанию определяю склонение.

    (на доске вывешивается таблица с алгоритмом)

    -Какой новый шаг появился в алгоритме?

    = Существительное надо поставить в начальную форму.

    2. Выполняется работа с комментированием.  

     (с показом карточек со склонениями 1скл; 2 скл; 3 скл.)

    - Потренируемся пользоваться алгоритмом.

    Компьютер  (И.п.; компьютер – м.р.;          => 2 скл.)

    Профессий  (И.п.; профессия – ж.р.;   –я   => 1 скл.)

    В автомобиле  (И.п.; автомобиль – м.р.;          => 2 скл.)

    Работой  (И.п.; работа – ж.р.;   -а   => 1 скл.)

    Скорость  (И.п.; скорость – ж.р.;            => 3 скл.)

    Расстояние (И.п.; расстояние – ср.р.;   -е   => 2 скл.)

    - Как определить склонение у имен существительных в косвенном падеже? (См. алгоритм)

    Физминутка с упражнением для глаз.

        Дети читают стихотворение и выполняют движения.

    Мы писали, мы писали

    Наши глазки так устали

    Вместе сделаем зарядку

    Будет все у нас в порядке.

    Быстро, быстро поморгаем

    И моргая отдыхаем

    Поворачиваем шею

    Отдохнет она скорее

    Раз, два, раз, два

    Продолжается игра.

    VII. Закрепление.

    Работа в паре.

    - Пользуясь алгоритмом, определите склонение имен существительных. Объясните друг другу, как вы действуете.

    Слайд №9. (Приложение1)

                     

    1 вариант                                                                         2 вариант.

    приближался к деревне (1 скл.)                                           наловил в озере (2 скл.)

    освещался солнцем (2 скл.)                                                  раздавался в тишине (1 скл.)

    в снежную пыль (3 скл.)                                                       сверкает солнце (2 скл.)                                                        утро наступило (2 скл.)                                                        тёмной ночью (3 скл)

    Слайд №10. (Приложение1)

    Проверка по табличке: 1 вар. – 1 скл, 2 скл, 3 скл, 2 скл;

                                            2 вар. –  2 скл, 1 скл, 2 скл, 3 скл ).

     

    - У каких существительных было легче определить склонения?

    -Утро, солнце.

    - Почему?

    - Они стоят в И.п.

    VIII. Задание на выбор.

    В – I. Найди «лишнее» слово и подчеркни его, определи склонение.

    ЮНОША,    ЗИМА,    МЕЧТА,    ПОЛНОЧЬ,    ПРОГУЛКА.

    ЛЕТО,     КОВЁР,    ТУЧКА,    ЛАГЕРЬ,     УРОК.

    ДЕРЕВНЯ,    ЗАРЯДКА,    ВЕСНА,   ПОЕЗДКА,    РАДОСТЬ.

    ТРОПИНКА,   НАСТРОЕНИЕ,    ОБЛАКО,   ВЕСЕЛЬЕ,   УЧЕНИЕ.

    ДОМ,   ВАГОН,    ЛЕТО,   КОЛЯ,   РУЧЕЙ.

    ДОЧЬ,   ЖИЗНЬ,   МЕТЕЛЬ,    ДЯДЯ,   МОРКОВЬ.

    В – II. Определи склонение.

    Переливались на солнце (2скл.)

    Бегать утром (2 скл.)

    Заметили у корабля (2 скл.)

    Спустили на воду (1 скл.)

    Радовался жизнью (3 скл.)

    Стрекочет с радостью (3 скл.)

    Итог урока:

    - Зачем мы учились определять тип склонения имен существительных?

    - Чтобы грамотно писать безударные падежные окончания существительных.

    - Учиться писать окончания мы будем учиться позже, а сегодня мы хорошо к этому подготовились: научились определять склонение существительных в косвенном падеже.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Упражнение в определении склонений имен существительных стоящих в косвенных падежах. Программа: Л. В. Занкова (1-4) Автор: А. В. Полякова (3 класс) Преподаватель: Т. А. Арикайнен.

    Слайд 2

    Несклоняемые имена существительные Колибри, кенгуру, шоссе Фламинго, пони, шимпанзе Какао, кофе, домино Алоэ, радио, кино Такси, метро, купе, пальто Кашне, кофе, трюмо, манто И какаду, драже, пари И интервью, рагу, жюри И пианино и фойе Пюре, бюро и ателье Ты все слова запоминай Но никогда их не склоняй!

    Слайд 3

    Распредели слова в три группы по склонениям и дополни каждую группу своим словом. ДОРОГА, ДЕРЕВО, ЗДОРОВЬЕ, СТОРОЖ, ВЕЩЬ, ЗИМА, СНЕГ, ТЕНЬ, ИЗБУШКА, СОЛНЦЕ, ГНЕЗДО, ПОЕЗДКА, ЮНОША, МЫШЬ, ПОЛНОЧЬ

    Слайд 4

    Проверь. 1 скл. 2 скл. 3 скл. дорога дерево тень зима здоровье мышь избушка сторож полночь поездка снег вещь юноша солнце гнездо

    Слайд 5

    Работа с таблицей. Падеж Предложный в книге в пенале в тетради

    Слайд 6

    Тема урока. Определение склонений имен существительных в косвенных падежах

    Слайд 7

    Работа с текстом. Компьютер помогает людям разных профессий. Его можно найти во многих приборах и аппаратах. Он очень облегчает жизнь. В современном автомобиле компьютер управляет работой двигателя, вычисляет скорость, измеряет расстояние. Может предупредить водителя об опасности на дороге.

    Слайд 8

    Алгоритм. 1. Ставлю существительное в начальную форму (И. п.; ед. ч.) 2. Определяю род. 3. Нахожу окончание. 4. По роду и окончанию определяю склонение.

    Слайд 9

    Закрепление Работа в паре по алгоритму. 1 вариант приближался к деревне освещался солнцем в снежную пыль утро наступило 2 вариант наловил в озере раздавался в тишине сверкает солнце тёмной ночью

    Слайд 10

    Проверка. 1 вар . 2 вар . 1скл. 2 скл. 2скл. 1 скл. 3скл. 2 скл. 2скл. 3 скл.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме "Упражнение в определении склонения имен существительных" 4 класс

    Урок русского языка  "Упражнение в определении склонения имен существительных". 4 класс. Программа "Школа России".  Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  К уроку прилагается пр...

    Презентация к уроку русского языка по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных"

    Презентация к уроку русского языка по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных"...

    Урок русского языка в 4 классе на тему Упражнение в определении склонения имен существительных

    Тип урока – урок  актуализации знаний  и умений (повторение)Цели урока: 1)Развивать умение распознавать тип склонения  имени существительного по роду и окончанию в именительном пад...

    Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных. Моя Родина – Россия".

    Урок обучения  распознаванию типа склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже)....

    Урок русского языка в 4 классе по теме «Определение склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах».

    В материалах представлены технологическая карта урока, конспект урока по русскому языку и презентация к уроку....