Урок русского языка. Определение склонения имён существительных, стоящих в косвенных падежах
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему

Деменок Валентина Петровна

Предварительный просмотр:

ТЕМА  урока " Определение склонений имен существительных, стоящих в косвенных падежах". 

Цели:

  1. Закрепление знаний  о типах склонения имён существительных. Научить распознавать тип склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах;

Оборудование для урока: 

  1. УМК  Н.Ф. Виноградовой;
  2. компьютер;
  3. карточки с заданиями.
  4. схемы-опоры.

                                  ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Девиз дня        «Каждый прожитый день прибавляет частичку знаний»

Беседа с детьми.

Итог:  Важно не только прибавить частичку знаний, но и сохранить уже полученные знания. Как у вас, получается,  сохранить полученные знания,   посмотрим,  проведя словарную работу. Я предлагаю вам, словарные слова, которые мы изучали.

II. Словарная работа    Презентация  «Словарные слова»

Дорога,  до свидания,   пожалуйста,  спасибо,  фамилия,  адрес,  Москва,  Россия, язык,  собака,  медведь 

Самопроверка,  критерии оценки, оценка

Ребята, что было задано на дом? Подумайте,  почему именно такое задание вы получили?

(может, потому что это задание, как то связано с темой сегодняшнего урока, или же  очень важно уметь определять  склонение имён существительного)

Дом. задание. Записать по пять словарных слов (имён существительных), которые относятся к 1,2,3  склонению.

III. Работа у доски. Проверка  домашнего   задания  (3 человека у доски записывают слова по склонениям). Трое учащихся класса готовят для них  по 2 дополнительных вопроса и оценивают их.

Приблизительные вопросы для тех, кто у доски.

1. Что такое склонение?  (Изменение по падежам)?

2. Сколько склонений у имён существительных? (три склонения)

2.Какие существительные относятся к первому склонению? (К первому склонению относятся существительные женского рода и мужского рода с окончаниями –а, -я)

Например: дедушка, семья, девочка.

3.Какие существительные относятся ко второму склонению? ( ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, -е).

Например: урок, огонь, трамвай, яблоко, поле.

4. Какие существительные относятся к третьему склонению? ( К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце, т. е. с нулевым окончанием.

5. Какие падежи называются косвенными?

6. Как определить склонение имён существительных?Алгоритм.

Например: пристань, площадь, ночь, мышь.

Проверка всего класса и оценка учащихся

Как определить склонение имени существительного?

Алгоритм

1. Определить род.

2. Выделить окончание

3. По роду и по окончанию определить склонение

(учащиеся вывешивают схемы- опоры  и алгоритм)

IV. Актуализация знаний о типах склонения существительных 

Для всего класса другое задание.  Я хочу провести  небольшую проверку знаний  и  посмотреть насколько хорошо усвоена тема урока и можно ли  переходить к новой теме.

Презентация  Слайд № 2

– Распределите слова в три группы по склонениям. И запишите их в тетрадь.

ДОРОГА,  ДЕРЕВО, ЗДОРОВЬЕ,  СТОРОЖ,  ВЕЩЬ,  ЗИМА,  СНЕГ,  ТЕНЬ,  ИЗБУШКА,  СОЛНЦЕ,  ГНЕЗДО,  ПОЕЗДКА,   ЮНОША,   МЫШЬ,   ПОЛНОЧЬ, АЛОЕ, ПАЛЬТО.

Взаимопроверка,  оценка

Презентация Слайд №3

1 скл.                                      

   3 скл.

2 скл

Дорога

Дерево

Тень                          

зима

здоровье

мышь  

избушка

сторож

полночь

поездка

снег

вещь

юноша

солнце

гнездо

 Возвращаемся к учащимся, которые выполняют задание у доски, проверяем. Учащиеся задают по два  дополнительных вопроса по теме склонения.

Идет  коллективная оценка знаний.

_______________________________________________________________

– Как выдумаете, зачем нужно уметь определять склонение имён существительных? (Выслушиваются предположения детей).

(на знаниях типов склонения строятся  многие правила русского языка, поэтому тема очень важная и ей уделяется большое значение)


– Чтобы правильно ответить на этот вопрос, поработаем с таблицей.

V. Работа с таблицей. Формулировка темы и учебной задачи урока

– Рассмотрите таблицу. В каком падеже имена существительные в таблице?
– Одинаковые или разные окончания у имён существительных в предложном падеже?
(Разные).

Презентация Слайд №5

Падеж

                      

                       

                              

Предложный

в книге

в пенале

в тетради

– Как вы думаете, почему у имён существительных в одном и том же падеже разные окончания? От чего это может зависеть? (От склонения). 


–– Можно ли допустить ошибку в написании окончаний этих существительных?
(Можно, так как они безударные).


– Достаточно ли знать падеж существительных, чтобы правильно писать безударные окончания?
(Нет, так как окончания существительных в одном падеже могут отличаться). 


– Что ещё нужно знать о существительном, чтобы правильно писать падежные окончания?
(Склонение). 

Презентация  Слайд №6 

Тема урока.   Вот сегодня мы с вами будем учиться определять склонение имен существительных в косвенных падежах. Очень часто имена существительные в косвенных падежах встречаются в текстах. 

VI. Новая информация

1. Работа с текстом

– Прочитайте текст.

Презентация  Слайд №7

Компьютер (        ) помогает людям  разных профессий (        ). Его можно найти во многих приборах   и аппаратах. Он очень облегчает жизнь. В современном автомобиле (          ) компьютер управляет работой (         ) двигателя, вычисляет скорость (        ), измеряет расстояние (           ). Может предупредить водителя  об опасности  на дороге.

– А как вам помогает компьютер в учебе?
– Пользуясь компьютером, можно узнать справочную информацию. Использование учебных программ помогает научиться грамотно писать, лучше справляться с заданиями по математике.

– Прочитайте 1–е предложение из текста.
– Назовите существительные. У какого существительного склонение определить проще?
(компьютер) У существительных, которые стоят в И. п.; ед.ч.
– Чтобы определить склонение  имён существительных в косвенных падежах будем использовать алгоритм. Как вы думаете, какой будет первый шаг этого алгоритма?
– А как мы определяли склонение в начальной форме у имён существительных?

Презентация Слайд №8

Алгоритм

1. Ставлю существительное в начальную форму И. п.; ед. ч.
2. Определяю род.
3. Нахожу окончание.
4. По роду и окончанию определяю склонение.

(На доске вывешивается таблица с алгоритмом)

– Какой новый шаг появился в алгоритме?
– Существительное надо поставить в начальную форму.

2. Выполняется работа с комментированием (с показом карточек со склонениями 1скл; 2 скл; 3 скл.)

Потренируемся пользоваться алгоритмом.

– Как определить склонение у имен существительных в косвенном падеже? (См. алгоритм)

Физминутка с упражнением для глаз

VII. Закрепление

Работа в паре.

– Пользуясь алгоритмом, определите склонение имен существительных. Объясните друг другу, как вы действуете.

Презентация  Слайд №9 

1 вариант

приближался к деревне (1 скл.)
освещался солнцем (2 скл.)
в снежную пыль (3 скл.)
утро наступило (2 скл.)

2 вариант

наловил в озере (2 скл.)
раздавался в тишине (1 скл.)
сверкает солнце (2 скл.)
тёмной ночью (3 скл)

Презентация Слайд №10

Проверка по табличке:

1 вар. – 1 скл, 2 скл, 3 скл, 2 скл;
2 вар. –  2 скл, 1 скл, 2 скл, 3 скл.

– У каких существительных было легче определить склонения?
– Утро, солнце.
– Почему?
– Они стоят в И.п.

VIII. Задание на выбор                         Если хватает времени.

В – I. Найди «лишнее» слово и подчеркни его, определи склонение.

ЮНОША,    ЗИМА,    МЕЧТА,    ПОЛНОЧЬ,    ПРОГУЛКА.

ЛЕТО,     КОВЁР,    ТУЧКА,    ЛАГЕРЬ,     УРОК.

ДЕРЕВНЯ,    ЗАРЯДКА,    ВЕСНА,   ПОЕЗДКА,    РАДОСТЬ.

ТРОПИНКА,   НАСТРОЕНИЕ,    ОБЛАКО,   ВЕСЕЛЬЕ,   УЧЕНИЕ.

ДОМ,   ВАГОН,    ЛЕТО,   КОЛЯ,   РУЧЕЙ.

ДОЧЬ,   ЖИЗНЬ,   МЕТЕЛЬ,    ДЯДЯ,   МОРКОВЬ.

В – II. Определи склонение.

  1. Переливались на солнце (2скл.)
  2. Бегать утром (2 скл.)
  3. Заметили у корабля (2 скл.)
  4. Спустили на воду (1 скл.)
  5. Радовался жизнью (3 скл.)
  6. Стрекочет с радостью (3 скл.)

Итог урока

– Зачем мы учились определять тип склонения имен существительных?
– Чтобы грамотно писать безударные падежные окончания существительных.
– Учиться писать окончания мы будем учиться позже, а сегодня мы хорошо к этому подготовились: научились определять склонение существительных в косвенном падеже.

Тест

1. Выбери правильный ответ.
Склонение определяем :
а)по числам, падежам;
б)по падежам, окончаниям;
в) по роду, окончанию.

2. Вставь нужную цифру:
__ скл.                __ скл.                   ___ скл.
м.р. ж.р               с.р. м.р.                    ж.р.
- а, я                   - о, е                           ь

3. Выбери правильный ответ.
Чтобы определить, к какому склонению относится данное слово, надо поставить его в:
а)Р.п. мн.ч.;
б)И.п. мн.ч.;
в)И.п. ед.ч.

4. Укажи падеж:
кем? чем?____________
кому? чему?____________
о ком? о чем?_______________


5. Укажи склонение:
Степь   ____, поле ______,  пустыня _____.

Слушаем внимательно предложение и записываем слово на заданную орфограмму.

1 орфогр.: Непроизносимый согласный в корне слова.
Над полями и лесами светит яркое солнце.

2 орфогр.: Парный согласный в середине слова.
От теплых лучей ожила первая травка.

3 орфогр.: Парный согласный в конце слова
Потемнел крепкий лед на реках и озерах.

4 орфогр.: Ь - Показатель мягкости.
Как хороша весенняя капель!

5 орфогр.: Двойная согласная в корне слова.
Группа ребят отправилась в лес.

6 орфогр.: Гласные после шипящих.
С наступлением весны жизнь в лесу пробуждается.
Проверяем внимательно и доказываем написание.
Образец ответа:
( в слове солнце непроизносимый согласный
л - проверочное слово солнечный)

На доске появляется запись:
Солнце, травка, лёд, капель, группа, жизнь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарные слова

Слайд 2

д _ рога о

Слайд 3

до _ св _ дания И

Слайд 4

п _ жалу _ ста О Й

Слайд 5

сп _ сиб _ А О

Слайд 6

ф _ милия А

Слайд 7

адр _ с Е

Слайд 8

М _ сква О

Слайд 9

Р _ _ _ ия С С О

Слайд 10

_ зык Я

Слайд 11

с_ бака О

Слайд 12

м _ дведь Е


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определение склонений имен существительных стоящих в косвенных падежах. .

Слайд 2

Распредели слова в три группы по склонениям и дополни каждую группу своим словом. ДОРОГА, ДЕРЕВО, ЗДОРОВЬЕ, СТОРОЖ, ВЕЩЬ, ЗИМА, СНЕГ, ТЕНЬ, ИЗБУШКА, СОЛНЦЕ, ГНЕЗДО, ПОЕЗДКА, ЮНОША, МЫШЬ, ПОЛНОЧЬ

Слайд 3

Проверь. 1 скл. 2 скл. 3 скл. дорога дерево тень зима здоровье мышь избушка сторож полночь поездка снег вещь юноша солнце гнездо

Слайд 4

Несклоняемые имена существительные Колибри, кенгуру, шоссе Фламинго, пони, шимпанзе Какао, кофе, домино Алоэ, радио, кино Такси, метро, купе, пальто Кашне, кофе, трюмо, манто И какаду, драже, пари И интервью, рагу, жюри И пианино и фойе Пюре, бюро и ателье Ты все слова запоминай Но никогда их не склоняй!

Слайд 5

Работа с таблицей. Падеж Предложный в книге в пенале в тетради

Слайд 6

Тема урока. Определение склонений имен существительных в косвенных падежах

Слайд 7

Работа с текстом. Компьютер помогает людям разных профессий. Его можно найти во многих приборах и аппаратах. Он очень облегчает жизнь. В современном автомобиле компьютер управляет работой двигателя, вычисляет скорость, измеряет расстояние. Может предупредить водителя об опасности на дороге.

Слайд 8

Алгоритм. 1. Ставлю существительное в начальную форму (И. п.; ед. ч.) 2. Определяю род. 3. Нахожу окончание. 4. По роду и окончанию определяю склонение.

Слайд 9

Закрепление Работа в паре по алгоритму. 1 вариант приближался к деревне освещался солнцем в снежную пыль утро наступило 2 вариант наловил в озере раздавался в тишине сверкает солнце тёмной ночью

Слайд 10

Проверка. 1 вар . 2 вар . 1скл. 2 скл. 2скл. 1 скл. 3скл. 2 скл. 2скл. 3 скл.

Слайд 11

Тест . Выбери правильный ответ. Склонение определяем : а)по числам, падежам; б)по падежам, окончаниям; в) по роду, окончанию.

Слайд 12

2. Вставь нужную цифру: а). __ скл. м.р ж.р. - а, я б). ___ скл. м.р с.р- о, е в). __ скл. ж.р. ь

Слайд 13

3 . Выбери правильный ответ. Чтобы определить, к какому склонению относится данное слово, надо поставить его в: а)Р.п. мн.ч.; б)И.п. мн.ч.; в)И.п. ед.ч.

Слайд 14

4. Укажи падеж: кем? чем?____________ кому? чему?____________ о ком? о чем?_______________

Слайд 15

5. Укажи склонение: степь ____, поле ______, пустыня _____.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "1 склонение имён существительных"

Материал урока основан на сведениях о культуре Древней Руси....

Урок по теме «Упражнение в определении склонений имен существительных, стоящих в косвенных падежах».

Основные тезисы урока:1.      Организационный момент.2.      Чистописание (даны слова на безударную гласную. Необходимо определить лишнее слово,...

Урок русского языка в 4 классе по теме «Определение склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах».

В материалах представлены технологическая карта урока, конспект урока по русскому языку и презентация к уроку....

Урок русского языка "Три склонения имён существительных"

Урок создан по технологии проблемного обучения....

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...