Главные вкладки

    Урок русского языка в 4 классе по теме «Определение склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах».
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Щербакова Татьяна Геннадьевна

    В материалах представлены технологическая карта урока, конспект урока по русскому языку и презентация к уроку.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе.

    Разработала учитель начальных классов

    Щербакова Татьяна Геннадьевна

    МКОУ «СОШ №1» г. Юхнов, Юхновского района Калужской области

    Тема: «Определение склонения  имен существительных, стоящих в косвенных падежах».

    Цель: научить определять склонение имён существительных в косвенных падежах.
    Задачи:

    Образовательная:  

    обобщать знания детей о склонении имён существительных в именительном падеже;

    формировать умение составлять и пользоваться алгоритмом определения склонения имён существительных в косвенных падежах;
    развивать навык грамотного письма, умение оценивать свою деятельность на уроке.

    Развивающая: развивать умение сравнивать, делать выводы, развивать внимание, речь.

    Воспитывающая: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи при работе в парах.

    Дидактические средства:

    Для учителя: средства ИКТ (презентация).

    Для обучающегося: тетрадь, учебник, карточки, оценочные шаблоны красного, жёлтого и синего цвета.

    Технология: информационно-коммуникативные технологии.

    Место и роль урока в изучаемой теме: урок новых знаний.

    Приёмы, методы:

    словесные: алгоритм, работа с учебником, разъяснение, постановка проблемы;

    наглядные: алгоритм, презентация;

    практические методы: методы упражнений, дифференцированное домашнее задание,  взаимопроверка, сравнение с эталоном, работа по карточкам.

    Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, по рядам.

    Место урока в изучаемой теме:

    Связь урока с предыдущими  уроками, 3-я тема: 1.Склонение имён существительных. 2. Упражнение в склонении имён существительных.

    1.Организационный момент.

     - Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу! Садитесь. Учебник, тетрадь, ручка, карандаш наши первые помощники. Проверьте их наличие у себя на парте. Проверили. Все готовы к уроку.

    2.Чистописание.

    -Запишите. Число.  Классная работа.

    -Букву, которую мы будем писать, вы узнаете по характеристике: эта буква есть в слове «работа», она обозначает согласный, парный, глухой, твёрдый звук (т). 

    - Проверяя ваши тетради, я заметила недочёт в написании букв.

     Показать учащимся их ошибки в тетради при написании букв через документкамеру для того, чтобы учащиеся сами увидели и назвали ошибки в написании (нарушение параллельности, высоты  при написании элементов букв).

    -Повторите, соблюдая закономерность. от  вт  ту  кт  тл    

    3. Проверка домашнего задания. 5 мин.

    Упражнение 173.      

    - Вспомните, какое задание вы выполняли при работе над этим упражнением? (написать слова по группам, добавив по два слова в каждую группу и определить склонение существительных).

    -Давайте обратимся к группе птиц. Прочитайте слова, которые вошли в эту группу.

    -Чем вы пользовались при определении склонения имён существительных в именительном падеже единственного числа?

    Расскажите   алгоритм  «Как определить склонение имён существительных в именительном падеже единственного числа», появляется по строчкам  (слайд):

    1.Определяю часть речи.

    2. Определяю род имени существительного.

    3.Выделяю окончание имени существительного в именительном падеже единственном числе.

    4.По роду и окончанию определяю склонение имени существительного.  

    Ж. р.            М. р.                        С. р.         М. р.                            Ж. р.                                     -а,  -я       -а,  -я                         -о, -е  

                   

         1  склонение                          2  склонение                      3  склонение    

               

    -Назовите склонение существительных группы птиц, которые вы записали  из учебника.

    -Закройте учебники, отложите их в сторону.

    4.Актуализация знаний.

    -Ребята, скажите, легко было определять склонение существительных в именительном падеже, зная, какие существительные к какому склонению относятся?

    Словосочетания на доске заранее написаны:

    собирают бруснику

    разводят оленей

    любуются  песцом

    Прочитайте словосочетания, назовите существительные, определите склонение существительных.

    Сложно, почему? (Потому что эти существительные стоят не в именительном падеже, а существительное «оленей» – ещё и во множественном числе).

    Определите падеж. А мы умеем уже определять склонение существительных, стоящих в каком падеже, какого числа?

    Как вы думаете, какова же тема нашего урока? Прочитайте, как тема сформулирована на доске? (Открываю, показываю).

    Тема: «Определение склонения  имен существительных, стоящих в косвенных падежах».

    Какое незнакомое слово вам встретилось в формулировке? Как вы думаете, что оно обозначает?

    Чему мы будем учиться на уроке? (Определять склонение имён существительных в косвенных падежах.)

     

    -А для чего нам нужно уметь правильно определять склонение?

    (Чтобы правильно писать окончания существительных).

    -А ближайшая наша задача – определить склонения существительных в данных словосочетаниях.

    -Кто-нибудь догадался, как определить склонение существительных в словосочетаниях?

    -Давайте составим алгоритм «Определения  склонения имён существительных, стоящих в косвенных падежах».

    Посмотрите внимательно на уже знакомый нам алгоритм (Слайд).

     -Какого шага нам не хватает? - На каком этапе мы должны его сделать?

    1. Ставлю имя существительное в начальную форму (в именительный падеж, единственное число).

    2. Определяю род имени существительного.

    3.Выделяю окончание существительного в и именительном падеже единственном числе.

    4.По роду и окончанию определяю склонение.  

    Если существительное:

     Ж. р.             М. р.                                     С. р.        М. р.                           Ж. р.                                                                      

    -а,  -я          -а,  -я                                      -о, -е          

    1  склонение                                           2  склонение                      3  склонение                

    Откройте учебники, найдите памятку на странице 91, прочитайте её самостоятельно.

    Совпадает наше мнение с тем, что написано в учебнике?

    Физкультминутка.

    -Посмотрите ещё раз на словосочетания, записанные на доске.

    -Живой мир какой природной зоны представлен? (тундра)

    -Закройте глаза. Представьте живой мир тундры. Откройте глаза, встаньте. Посмотрите в окно, сравните нашу лесную зону и тундру.

    -Покажите: деревья у нас высокие, а в тундре – низкие. Веточки деревьев у нас длинные, а в тундре – короткие. Олень по тундре ходит гордый (покажите), а песец гибкий. Садитесь.

    Закрепление.

    -Теперь учимся применять знания.  

    Откройте страницу 92  упражнение 174,  Прочитайте.  

    -Что дано в этом упражнении?

    -Докажите, что текст? - Какова тема текста?

    - Как получают стекло?  - Что можно сделать из стекла?

    Объясните значение слов «абажур», «графин»? При затруднении пользуются толковым словарём.

    (Стеклянный сосуд с узким длинным горлом. Колпак для лампы).

    -Что от вас требуется сделать при выполнении этого упражнения?

     (определить склонение существительных).  

    -Посмотрите на образец.

    -Для чего ставим существительное  в начальную форму  (в именительный падеж единственного числа)»?

    (не можем определить склонение).

    Давайте вспомним, как определить склонение существительных в косвенных падежах? (алгоритм на слайде). Проговорите алгоритм.

    1,2 предложения коллективно работаем на местах, проговаривая по алгоритму (фронтально).

    3,4,5 – работаете в парах. Вспомните правила работы в парах. 3 мин. На слайде эталон. Сравните с эталоном.

    Для оценки работы учащихся в парах предлагаются критерии оценки, которые выводятся на экран.

    Встаньте те пары, которые не допустили ошибок.

    Некоторые  испытывают трудности. Что делать? Упражняться, тренироваться.

    Самостоятельная работа по карточкам (по рядам). 5 мин.

    На партах карточки со словами:

    Дождиком, к крылечку, за домом, над кроватью, в лесу, на площадке, с новостью , на линейке, до  дороги, у входа, при дочери, на руке, на печи.

    При  самостоятельной работе по карточкам целесообразно вывести задание на экран, прочитать его вместе с учениками.

    Работаем по рядам:

    1 ряд                                                    2 ряд                                      3 ряд     

    выписывает сущ. 1 скл.                  сущ. 2 скл.                          сущ. 3 скл.

    От каждого ряда выходят по 1 ученику. По окончании работы проводится проверка, предлагается объяснить по одному слову.

    Для оценки работы по рядам предлагаются критерии оценки.

    -Вернёмся к словосочетаниям, предложенным вначале урока.

    -Теперь мы можем определить склонение существительных в этих словосочетаниях? С места комментируем:

    собирают бруснику

    разводят оленей

    любуются  песцом

    - Существительное «оленей»: если поставим только в именительный падеж, этого будет достаточно? (Нужно ещё в единственное число, т.е. в начальную форму).

    Рефлексия.

    -Какова была тема урока?  Какую задачу мы ставили на уроке? Выполнили мы её?

    Оценка. 

    Оцените при помощи сигнальных карточек, как вы усвоили тему урока:

    Красная - понял, могу объяснить другому.

    Синяя - понял, но нужна помощь.

    Жёлтая - не совсем усвоил.

    Домашнее задание на выбор:

    1 базовый уровень:

    упражнение 176 и составить устно связный рассказ, ответив на вопрос Почемучки на странице 91, записать по 3 примера существительных 1,2,3 склонения, стоящих в косвенных падежах.

    2 сложный уровень:

    Кто посещал дельфинарий, написать мини-сочинение на тему «Посещение дельфинария». Определить склонение 3 существительных, стоящих в косвенных падежах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 3 классе "Определение склонения существительного, стоящего в косвенном падеже"

    Это 6-й урок по теме "Склонение имен существительных". Основное содержание урока: определение склонения сущ., стоящего в косвенном падеже. Урок проблемный. На уроке был построен побуждающий диалог от ...

    Урок русского языка 2 класс по теме: "Род имён существительных".

    Урок русского языка с презентацией и приложением по теме: "Род имён существиетльных". Первый урок по данной теме - знакомство с каегорией рода имён существительных по системе Л.В.Занкова....

    Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

    Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

    урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой

    Цели:1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных –  одушевлённость, неодушевлённость 2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать...

    Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: "Изменение имен существительных по падежам"

    Развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников (учебных, художественных текстов, стихотворных строк, таблиц) преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу...

    урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"

    К конспекту прилагается презентация по уроку....