урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Мостовенко Светлана Викторовна

Цели:

1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных –  одушевлённость, неодушевлённость

2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать зрительную память, внимание

3.Развивать умение работать в сотрудничестве, развивать основные ключевые компетентности.

4. Прививать интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока39.5 КБ
Office presentation icon презентация к уроку1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тогучинского района Горновская начальная общеобразовательная школа

урок русского языка

по теме

 «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных»

(система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой

учитель начальных классов  

С.В.Мостовенко

Цели:

1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных –  одушевлённость, неодушевлённость

2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать зрительную память, внимание

3.Развивать умение работать в сотрудничестве, развивать основные ключевые компетентности.

4. Прививать интерес к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Введение в тему

-  Какие грамматические значения существительных мы разобрали? – Я знаю… (грамматические значения ЧИСЛА, ПАДЕЖА, РОДА).

- Как вы думаете все ли грамматические значения существительных мы рассмотрели?

 Слайд 1

- Запишите предложение: Мы долго рассматривали этот стол.

- Какие орфограммы встретились в этом предложении?

- Докажите правописание удвоенного С в слове РАССМАТРИВАЛИ?

- Вас ничто не удивило в правописании этого слова?

- Какое чередование происходит в корне, позиционное или непозиционное?

- Запишите ещё одно предложение: Мы долго рассматривали этого слона.

III. Работа над новым материалом

- Сравните словоформы существительных СЛОН и СТОЛ.

 Слайд 2

- Выяснили, что при одинаковых грамматических значениях числа падежа и рода у этих существительных разные окончания. Чем же отличаются словоформы СТОЛ и СЛОНА по своему значению? (разные окончания)

- Можете ли вы доказать, что значения «живое существо» - «неживой предмет» - это грамматические значения?

- С помощью чего они выражаются?

- Значение «неживой предмет» у слова СТОЛ изменяется или является постоянным?

-  Значение «живое существо» у слова СЛОН?

- А отличаются ли другие словоформы этих существительных (кроме винительного падежа) друг от друга?

 Слайд 3

- С каким падежом совпадает винительный падеж слова СТОЛ?

- С каким падежом совпадает винительный падеж слова СЛОН?

- У каждой из этих грамматических форм есть своё название.

 Слайд 4

- Небольшое уточнение внесём в нашу схему. Докажите, что слово МАМА – это одушевлённое существительное. Получилось в единственном числе?

- А во множественном числе?

- Сделайте вывод! (Чтобы определить одушевлённость – неодушевлённость, надо изменить слово в именительном, родительном и винительных падежах в единственном или во множественном числе).

- Поработаем со слово МАТРЁШКА. Это «живое существо» или «неживой предмет»?

- Какие орфограммы есть в этом слове?

 Слайд 5

- Объясните лексическое значение этого слова. А от какого слова оно образовалось?

- Выделите морфемы в этом слове.

- Так каким является слово МАТРЁШКА по своей грамматической форме – одушевлённым или неодушевлённым?

 Слайд 6

- Каким является слово ТОЛПА?

-  Какая орфограмма есть в этом слове?

- Подберите синоним к этому слову. (НАРОД)

-  Какая орфограмма есть в этом слове?

- Выделите морфемы в этом слове. Чтобы удостовериться о происхождении слова, в какой словарь надо посмотреть? (этимологический)

- Слово НАРОД – одушевлённое или неодушевлённое?

 Слайд 7

- На какой вопрос отвечает слово КУКЛА?

- Каким является слово КУКЛА одушевлённым или неодушевлённым?

 Слайд 8

IV. Закрепление изученного

- От чего зависит выбор вопроса КТО? или ЧТО? к существительному – от особенностей его лексического значения или от грамматического значения одушевлённости – неодушевлённости?

- Всегда ли по этим вопросам  можно определить, каким является существительное – одушевлённым или неодушевлённым? Почему?

- Посмотрите на группу слов. Что их объединяет?

ВЕСНА, ЯМКИ, ВОЛКИ, ВЕТКИ, ЗАЙКИ, МИШКИ

- Выпишите слова, которые соответствуют описанию:

1-ый звук – мягкий согласный;

3-ий звук – твёрдый согласный;

4-ый звук – мягкий согласный.

- Определите грамматическое значение одушевлённости –  неодушевлённости  у каждого существительного?

- Запишите предложение с комментированием:

У щенка на чёрной спинке тают белые снежинки.

- Запишите самостоятельно:

Наша Таня громко плачет – уронила в речку мячик.

- Глагол - плачет, какого спряжения?

- Какую безударную гласную в корне вы выбрали для написания в слове уронила?

- У каждого существительного определить значение одушевлённости –  неодушевлённости.  

V. Итог урока

- Ответьте каждый на два вопроса:

- Что узнал?

- Что хочу узнать?

VI. Домашнее задание

С.159 Упр.102


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Род имён существительных".

Урок русского языка с презентацией и приложением по теме: "Род имён существиетльных". Первый урок по данной теме - знакомство с каегорией рода имён существительных по системе Л.В.Занкова....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"

К конспекту прилагается презентация по уроку....

Конспект урока русского языка 3 класс по теме: «Род имён существительных» УМК «Начальная школа XXI века»

Технологическая карта урока  "открытия новых знаний"  по теме: «Род имён существительных» с целью создать условия для формирования ценностного  отношения к совместной познавательно...

Урок русского языка 3 класс на тему «Падежи имён существительных»

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Программа Перспектива. Тема "Падежи имен существительных"...