Главные вкладки

    урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Мостовенко Светлана Викторовна

    Цели:

    1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных –  одушевлённость, неодушевлённость

    2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать зрительную память, внимание

    3.Развивать умение работать в сотрудничестве, развивать основные ключевые компетентности.

    4. Прививать интерес к предмету.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon конспект урока39.5 КБ
    Office presentation icon презентация к уроку1.21 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Тогучинского района Горновская начальная общеобразовательная школа

    урок русского языка

    по теме

     «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных»

    (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

    Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой

    учитель начальных классов  

    С.В.Мостовенко

    Цели:

    1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных –  одушевлённость, неодушевлённость

    2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать зрительную память, внимание

    3.Развивать умение работать в сотрудничестве, развивать основные ключевые компетентности.

    4. Прививать интерес к предмету.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Введение в тему

    -  Какие грамматические значения существительных мы разобрали? – Я знаю… (грамматические значения ЧИСЛА, ПАДЕЖА, РОДА).

    - Как вы думаете все ли грамматические значения существительных мы рассмотрели?

     Слайд 1

    - Запишите предложение: Мы долго рассматривали этот стол.

    - Какие орфограммы встретились в этом предложении?

    - Докажите правописание удвоенного С в слове РАССМАТРИВАЛИ?

    - Вас ничто не удивило в правописании этого слова?

    - Какое чередование происходит в корне, позиционное или непозиционное?

    - Запишите ещё одно предложение: Мы долго рассматривали этого слона.

    III. Работа над новым материалом

    - Сравните словоформы существительных СЛОН и СТОЛ.

     Слайд 2

    - Выяснили, что при одинаковых грамматических значениях числа падежа и рода у этих существительных разные окончания. Чем же отличаются словоформы СТОЛ и СЛОНА по своему значению? (разные окончания)

    - Можете ли вы доказать, что значения «живое существо» - «неживой предмет» - это грамматические значения?

    - С помощью чего они выражаются?

    - Значение «неживой предмет» у слова СТОЛ изменяется или является постоянным?

    -  Значение «живое существо» у слова СЛОН?

    - А отличаются ли другие словоформы этих существительных (кроме винительного падежа) друг от друга?

     Слайд 3

    - С каким падежом совпадает винительный падеж слова СТОЛ?

    - С каким падежом совпадает винительный падеж слова СЛОН?

    - У каждой из этих грамматических форм есть своё название.

     Слайд 4

    - Небольшое уточнение внесём в нашу схему. Докажите, что слово МАМА – это одушевлённое существительное. Получилось в единственном числе?

    - А во множественном числе?

    - Сделайте вывод! (Чтобы определить одушевлённость – неодушевлённость, надо изменить слово в именительном, родительном и винительных падежах в единственном или во множественном числе).

    - Поработаем со слово МАТРЁШКА. Это «живое существо» или «неживой предмет»?

    - Какие орфограммы есть в этом слове?

     Слайд 5

    - Объясните лексическое значение этого слова. А от какого слова оно образовалось?

    - Выделите морфемы в этом слове.

    - Так каким является слово МАТРЁШКА по своей грамматической форме – одушевлённым или неодушевлённым?

     Слайд 6

    - Каким является слово ТОЛПА?

    -  Какая орфограмма есть в этом слове?

    - Подберите синоним к этому слову. (НАРОД)

    -  Какая орфограмма есть в этом слове?

    - Выделите морфемы в этом слове. Чтобы удостовериться о происхождении слова, в какой словарь надо посмотреть? (этимологический)

    - Слово НАРОД – одушевлённое или неодушевлённое?

     Слайд 7

    - На какой вопрос отвечает слово КУКЛА?

    - Каким является слово КУКЛА одушевлённым или неодушевлённым?

     Слайд 8

    IV. Закрепление изученного

    - От чего зависит выбор вопроса КТО? или ЧТО? к существительному – от особенностей его лексического значения или от грамматического значения одушевлённости – неодушевлённости?

    - Всегда ли по этим вопросам  можно определить, каким является существительное – одушевлённым или неодушевлённым? Почему?

    - Посмотрите на группу слов. Что их объединяет?

    ВЕСНА, ЯМКИ, ВОЛКИ, ВЕТКИ, ЗАЙКИ, МИШКИ

    - Выпишите слова, которые соответствуют описанию:

    1-ый звук – мягкий согласный;

    3-ий звук – твёрдый согласный;

    4-ый звук – мягкий согласный.

    - Определите грамматическое значение одушевлённости –  неодушевлённости  у каждого существительного?

    - Запишите предложение с комментированием:

    У щенка на чёрной спинке тают белые снежинки.

    - Запишите самостоятельно:

    Наша Таня громко плачет – уронила в речку мячик.

    - Глагол - плачет, какого спряжения?

    - Какую безударную гласную в корне вы выбрали для написания в слове уронила?

    - У каждого существительного определить значение одушевлённости –  неодушевлённости.  

    V. Итог урока

    - Ответьте каждый на два вопроса:

    - Что узнал?

    - Что хочу узнать?

    VI. Домашнее задание

    С.159 Упр.102


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка 2 класс по теме: "Род имён существительных".

    Урок русского языка с презентацией и приложением по теме: "Род имён существиетльных". Первый урок по данной теме - знакомство с каегорией рода имён существительных по системе Л.В.Занкова....

    Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

    На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

    Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

    На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

    урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"

    К конспекту прилагается презентация по уроку....

    Конспект урока русского языка 3 класс по теме: «Род имён существительных» УМК «Начальная школа XXI века»

    Технологическая карта урока  "открытия новых знаний"  по теме: «Род имён существительных» с целью создать условия для формирования ценностного  отношения к совместной познавательно...

    Урок русского языка 3 класс на тему «Падежи имён существительных»

    Конспект урока по русскому языку 3 класс. Программа Перспектива. Тема "Падежи имен существительных"...