Главные вкладки

    Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt-statya_rus.yaz_.docx21.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Автор: Цурупал Татьяна Борисовна БОУ г. Омска «СОШ № 108»

    Тема урока: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

    Цель:

    1. дать понятие одушевлённости, неодушевлённости имён существительных;
    2. найти способ определения одушевлённости и неодушевлённости.

    Оборудование: проектор, экран, презентация «Живая ли кукла?»

    Ход урока.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    1. Организационный момент.

    Всё ль готово?

    Всё ль в порядке –

    Книга, ручки и тетрадки?

    Все ли правильно сидят?

    Все внимательно глядят!

    Эмоционально настраиваются на урок.

    2. Актуализация знаний.

    Сравните грамматические значения слов карандаш и блокнот в таких высказываниях:

    Миша уронил карандаш под парту.

    Катя записала телефон подруги в блокнот.

    Молодцы!

    Карандаш – ед.ч., м.р., В.п.

    (в) блокнот – ед.ч, м.р., В.п.

    Грамматические значения этих слов одинаковые.

    3.Возникновение

    ситуации разрыва

    Слайд 2.

    Сравните словоформы существительных стол и слон в высказываниях:

    Мы долго рассматривали этот стол.

    Мы долго рассматривали этого слона.

    Отличаются ли эти слова по падежу? По числу? По роду?

    Сравните окончания?

    Слайд 3.

    Но если у слов одного и того же рода в одном и том же падеже и числе окончания разные, то это указывает на какое-то различие в их значении.

    Слайд 4.

    Чем же отличаются словоформы стол и слона по своему значению?

    - Итак, какова цель нашей работы?

    Стол – ед.ч., м.р., В.п.

    Слона – ед.ч., м.р., В.п.

    Число, падеж, род одинаковы, а окончания разные.

    Дети пытаются обсуждать полученную информацию.

    Выяснить каким значением отличаются эти словоформы?

    4. Исследование

    Слайд 5.

    Что обозначает слово «стол» – живое существо или неживой предмет?

    А слово «слона»?

    - Можете ли вы доказать, что значение «живое существо» - «неживой предмет» - это грамматические значения?

    - С помощью чего они выражаются?

    - Значение «неживой предмет» у слова СТОЛ изменяется или является постоянным?

    - А значение «живое существо» у слова СЛОН?

    - А отличаются ли другие словоформы этих существительных (кроме В.п.) друг от друга?

    Слайд 6.

    Изменим  слово слон по падежам.

    И.п. слон

    Р.п. слона

    Д.п. слону

    В.п. слона

    Т.п. слоном

    П.п. о слоне

    С каким падежом совпадает винительный падеж?

    В.п. = Р.п.

    Слайд 7.

    Изменим слово стол по падежам.

    И.п. стол

    Р.п. стола

    Д.п. столу

    В.п. стол

    Т.п. столом

    П.п. о столе

    С каким падежом совпадает винительный падеж?

    В.п. = И.п.

    Слайд 8.

    Сравним изменения по падежам

    И.п. слон                        

    Р.п. слона

    Д.п. слону

    В.п. слона

    Т.п. слоном

    П.п. о слоне

    И.п. стол

    Р.п. стола

    Д.п. столу

    В.п. стол

    Т.п. столом

    П.п. о столе

    - У каждой из этих словоформ есть своё название.

    Слайд 9.

    Форма существительного, которая указывает на то, что оно обозначает живое существо, называется одушевлённое существительное.

    Слайд 10.

    Форма существительного, которая указывает на то, что оно обозначает неживой предмет, называется неодушевлённое существительное.

    Слайд 11.

    А всегда ли у существительных, обозначающих живые существа и неживые предметы, разные формы В.п.?

    Проверим, одинаковы ли окончания в В.п. ед.ч.  у слов сестра и стена? А в В.п. мн.ч.?

    Слайд 12.

    Изменим по падежам:

    Ед.ч.

    И.п. сестра

    Р.п. сестры

    В.п. сестру

    Нет совпадений окончаний.

    И.п. стена

    Р.п. стены

    В.п. стену

    Нет совпадений окончаний.

    Мн.ч.

    И.п. сёстры

    Р.п. сестёр

    В.п. сестёр

             В.п. = Р.п.  - одуш.

    И.п. стены

    Р.п. стен

    В.п. стены

             В.п. = И.п. – неодуш.

    Слайд 13.

    Вывод:

    К одушевлённым сущ. относятся слова, у которых форма В.п. (в обоих числах или хотя бы во мн.числе) совпадает с формой Р.п.

           В.п. = Р.п.

        К неодушевлённым сущ. относятся слова, у которых форма В.п. хотя бы в одном из чисел совпадает с формой И.п.

           

          В.п. = И.п

    Слайд 14.

    А всегда ли грамматическая форма одушевлённого сущ. указывает на то, что оно обозначает живое существо?

    Проверим это!

       Матрёшка – это живое существо? А одушевлённое существительное?

    Слайд 15.

    Изменим по падежам

    Единственное число

    И.п. матрёшка

    Р.п. матрёшки

    В.п. матрёшку

     

    Нет совпадений.

    Множественное число

    И.п. матрёшки

    Р.п. матрёшек

    В.п. матрёшек

      В.п. = Р.п. – одуш.сущ.

    Слайд 16.

    Вывод:

    Не всегда грамматическая форма одушевлённого существительного указывает на то, что оно обозначает живое существо!

       Матрёшка – это одуш. сущ., но обозначает неживой предмет.

    Слайд 17.

    А всегда ли грамматическая форма неодушевлённого сущ. указывает на то, что оно обозначает неживой предмет?

    Проверим это!

    Слайд 18.

    Что называет слово «толпа» – множество неживых предметов или множество людей?

    Слайд 19.

    Изменим слово по падежам

    Единственное число

    И.п. толпа

    Р.п. толпы

    В.п. толпу

    Совпадений нет.

    Множественное число

    И.п. толпы

    Р.п.  толп

    В.п.  толпы

       В.п.= И.п.

    Значит слово толпа – это неодуш.сущ.

    Слайд 20.

    Вывод:

    Неодушевлённые существительные иногда могут обозначать живых существ, а одушевлённые – неживые предметы!

    Слайд 21.

    В некоторых учебниках говорится, что одушевлённые и неодушевлённые существительные различаются тем, что первые из них отвечают на вопрос кто?, а вторые – на вопрос что?

    Проверим это!

    Слайд 22.

    На какой вопрос отвечает слово народ?

    КТО?

    Народ – это одуш.сущ?

    Слайд 23.

    Изменим по падежам:

    И.п. народ

    Р.п. народа

    В.п. народ

    В.п. = И.п.

    Значит, слово народ- неодуш.сущ.

    Слайд 24.

    А на какой вопрос отвечает слово кукла?

    Что?

    Кукла – неодуш.сущ.?

    Слайд 25.

    Изменим по падежам:

    Единственное число

    И.п. кукла

    Р.п. куклы

    В.п. куклу

    Совпадений нет.

    Множественное число

    И.п. куклы

    Р.п.  кукол

    В.п.  кукол

     В.п. = Р.п.

    Значит слово кукла – одуш.сущ.

    Слайд 26.

    Вывод:

    По вопросам кто? или что? нельзя определить каким является существительное - одушевлённым или неодушевлённым.

    Необходимо проверять, изменяя слова по падежам.

    Слово стол обозначает неживой предмет.

    А слово слон  - живое существо.

    Дети предлагают варианты ответов.

    Рефлексия

    Какая перед нами стояла цель?

    -Мы достигли её?

    - Что же мы выяснили?

    - Каким способом мы проверяли одушевлённость – неодушевлённость у существительных.

    -Выяснить каким значением отличаются друг от друга словоформы СЛОН и СТОЛ

    -Эти слова отличаются значением одушевлённости – неодушевлённости.

    - Мы изменяли слова по трём падежам и сравнивали.

    Если совпадал И.п. с В.п. то это сущ. неодушевлённое.

    А если совпадал Р.п. с В.п. – это сущ. одушевлённое.

    Закрепление нового материала.

    Откройте учебник с. 151 упр.102

    -Выпишите существительные в форме В.п. и укажите, какими они являются – одушевлёнными или неодушевлёнными.

    Работать можно в парах.

    Проверка правильности выполнения.

    Самостоятельно работают.

    Итог урока.

    Какое новое грамматическое значение имён существительных мы сегодня открыли?

    Самооценка

    Оцените себя на уроке (на оценочной линейке).

    Если вам всё было понятно – поставьте крестик вверху.

    Если вы поняли не всё – поставьте крестик посередине линеечки.

     Если совсем не поняли – поставьте крестик в самом низу линеечки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"2 класс (система Л.В. Занкова)

    урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" система Л.В. Занкова...

    урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой

    Цели:1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных –  одушевлённость, неодушевлённость 2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать...

    Урок русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" 2 класс

    Разработка урока русского языка для 2 класса, содержит подробный сценарий урока, презентацию....

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

    Урок опробирован на учащихся 2 класса общеобразовательной школы. Урок интересный и познавательный....

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (1 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)

    Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...