Главные вкладки

    Урок русского языка по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"2 класс (система Л.В. Занкова)
    методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

    Екатерина Михайловна Ильина

    урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" система Л.В. Занкова

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Русский язык.                        

      2 «а» класс.

    Учитель: Ильина Екатерина Михайловна.

    Тема урока:

    «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

    Род имён существительных».

    Урок закрепления (2 урок).

    Цели:

    1 – формировать:

    умение определять грамматические признаки им. существительного;

    умение группировать слова по признакам;

    умение определять орфограмму – непроверяемую безударную                        гласную;

    2 – развивать:

    орфографическую зоркость, самоконтроль,

    умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

    способствовать развитию творческих способностей, познавательной активности;

    3 – воспитывать:

    умение сотрудничать, слушать друг друга; аккуратность, дисциплинированность.

    Декабрь 2007г.

    1. Организационный момент.

    Цель: проверить готовность к уроку, настроить на активную, хорошую работу.

    Прозвенел уже звонок,

    Начался у нас урок.

    Ты, дружок, проверь-ка:

    Всё ль на месте и в порядке:

    Где учебник и тетрадь,

    Ручка, карандаш, пенал.

    -  Садитесь пожалуйста, поверьте свою посадку.

    2. Актуализация знаний.

    Цель: проверить домашнее задание, выяснить правильность его выполнения, выявить знания учащихся об имени существительном.

    - Какое задание выполняли дома? (№75 в тетради №2)

    а) - Какой части речи принадлежат слова?

    - Докажите.

    б) - Какие слова отнесли к им. сущ. женского рода? Докажите.

    - Какие слова отнесли к им. сущ. мужского рода? Докажите.

    - Что интересного заметили? (жадина и неряха – сущ. ж. р. и м. р.)

    - В каком случае говорят неряха?

    - А у нас есть неряхи?

    в) - По какому признаку можно распределить эти слова? (одуш. и неодуш. сущ.)

    - Докажите. (сахар, работа, посуда – что? неодуш.; солдат,  Саша, жадина, неряха – кто? одуш.)

    (открыть доску: данные слова записаны в два столбика; ребята делают дополнения о том, что среди слов есть словарные слова, объясняют орфограммы)

    г) – Что вспомнили об имени существительном? (на доске  постепенно открывается схема…)

    имя сущ.

    кто?                                    что?

    предмет

            одуш.                                           неодуш.

         м. р.                ж.р.                   ср.р.

     - Сегодня мы продолжим работу с именами существительными.

    Прочитайте тему урока. (открыть тему, дети читают про себя, а затем вслух)

    3. Сообщение темы и целей урока.

    Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

    Род имён существительных.

    - Какие грамматические признаки им. сущ. будем закреплять?

    4. Упражнения на закрепление.

    Цель: формировать умение определять: - орфограмму в слове,

                                                                        - одуш. или неодуш. им. сущ.,

                                                                        - род им. сущ.

    1) «Необычное лото»

    1

    магазин

    2

    базар

    3

    батон

     4

    пассажир

    5

    багаж

    6

    вагон

    ( ученик вытягивает из мешочка бочонок, называет номер конверта; другой ученик, у которого конверт с данным номером, вскрывает - читает слово, и эту карточку прикрепляет на доску)

    - Прочитайте слова про себя. Прочитаем вслух хором. Постарайтесь запомнить.

      Проговорите друг другу в парах.

    ( слова закрываются)

    - Запишите слова по памяти.

    - Кто записал 2 слова? 3 слова? А 4 слова? Кто все слова записал?

    - Проверим как записали.

    «Эстафета»

    (самопроверка выполняется зелёной ручкой, ученик ответил и называет имя следующего отвечающего; на доске учитель обозначает названный корень, открывает безударную гласную, которая выделена красным цветом)

    - магазин – магазинчик, магазинный – корень магазин, непроверяемая безударная гласная а

    И так далее.

    - Кто допустил ошибки? Кто написал без ошибок? Какой вывод сделали для себя?

    - Что можете сказать об этих словах как о части речи? Докажите.

    - Какие грамматические признаки можете определить у им. сущ?

    - Самостоятельно определите названные грамматические признаки.

    ( дети работают самостоятельно)

    - Проверим.  Что-то заметили?

    (все слова в ед. числе, все м.р. и только одно слово одуш. им. сущ.)

    - Докажите.

    Итак, что повторили, работая с данными словами?

    ( ученики подводят итог)

    2) «Кто внимателен?»

    Проверим насколько вы внимательны и умеете ли определять одуш. и неодуш им.сущ.

    - Я показываю вам карточку со словом, вы про себя его читаете, если это им. сущ. одуш., то – хлопок в ладоши, если им. сущ. неодуш., то – выполняете повороты головой влево и вправо.

    ( собака, погода, дорога, ворона, корова, ягода, горох – эти слова помещаю на доску в один ряд)

    - Что заметила ….? Что заметил …? (Все слова с непроверяемой безударной гласной, все  - в ед. числе, ж. р., кроме слова горох) Кто не согласен?

    - Какое ещё задание вы предложили бы выполнить? (распределить в группы)

    - Распределите в две группы.

    (самостоятельно)

    - По какому признаку распределяли слова? (одуш. и неодуш. им. сущ.)

    Итак: на какой вопрос отвечают одуш. им. сущ.? неодуш. им. сущ?

    3) Работа с изографами, таблицами букв.

    Цель: проверить умение определять грамматич. признаки им. сущ.; учить работать в группе, сотрудничая друг с другом и действуя по инструкции.

    а)- Образуйте четвёрки. Выполните задание по инструкции.

    (Инструкция: 1 - расшифруйте слово,

                            2 – продиктуйте, проговаривая чётко по слогам,

                            3 – задайте вопрос, …это слово обозначает…, значит это…

                            4 – одуш. или неодуш.?)                        

    в

    б

    й

    а

    в

    в

    о

    о

    р

    р

    е

    о

    р

    р

    в

    в

    о

    о

    о

    в

    в

    в

    б

    б

    в

    о

    р

    о

    б

    е

    й

    в

    в

    й

    о

    р

    о

    е

    п

    п

    б

    б

    о

    о

    в

    е

    е

    е

    о

    р

    й

    о

    о

    б

    о

    о

    р

    о

    е

    р

    о

    е

    о

    ц

    о

    р

    е

    ц

    у

    е

    р

    у

    е

    у

    р

    о

    у

    о

    г

    у

    р

    е

    ц

    о

    ц

    е

    у

    р

    е

    у

    у

    о

    е

    о

    р

    ц

    о

    р

    о

    у

    ц

    о

    у

    р

    е

    е

    м

    е

    о

    ь

    ь

    д

    д

    е

    е

    а

    м

    у

    ь

    ь

    е

    е

    у

    у

    у

    ь

    м

    а

    м

    е

    д

    в

    е

    д

    ь

    д

    в

    е

    в

    е

    е

    в

    в

    е

    е

    е

    ь

    ь

    о

    м

    а

    д

    в

    о

    д

    ь

    у

    о

    ь

    (Изографы: заяц, помидор, яблоко.)

    б) Отчёт групп. ( один ученик из группы записывает слово на доске, другой из этой группы – подбирает однокоренные слова и выделяет корень, третий – ставит ударение, четвёртый называет орфограмму)

    в) Самостоятельно определите род им. сущ.

    г) Проверка по « Эстафете»

    - Что заметили? ( 1 слово ср. р.)

    - Кто выполнил задание без ошибок? Какой ещё грамматич. признак не назвали?

    д) Самостоятельно подчеркните одуш. им.сущ – зелёным цветом.

    - Что скажите теперь, выполнив задание? Какие группы слов получились? Докажите.

    ( одуш – животные, неодуш. – растения)

    5. Самостоятельная работа.

    Цель: проверить знания и умения.

    - Распределить слова в две группы. Один ученик на закрытой доске пишет одуш. сущ, другой – неодуш.сущ. Я показываю слово , вы его записываете.

    М-г-зин, ябл-ко, в-р-бей, в-рона, к-рова, с-бака, б-тон, д-кабрь.

    - Проверим. У кого так же? У кого иначе? Что увидела….? ( слово декабрь…)

    - Что можете сказать об этом слове? ( подготовленные ученики кратко рассказывают найденные сведения)

    - Подпишите над словами их род.

    - Что примечательного? ( среди одуш. – 1 слово м.р., среди неодуш. – 1 слово ср.р.)

    - Как объясните?

    6. Итог:

    Вы придёте домой, родители спросят, что интересного было на уроке, что запомнили. Что вы им расскажите?

    7. Домашнее задание.

    Кому понравилась работа с изографами?

    Предлагаю вам дома  зашифровать любое словарное слово из словаря, завтра его загадать ребятам. Выполняя №136, повторите грамматические признаки им. сущ.

    И самое последнее задание. Образуйте четвёрки  и выполните задание по инструкции. Инструкция:1.Расшифруйте слово, используя алфавит.

                          2.Запишите слово на листке.

                          3. Есть ли в слове орфограмма? Какая?

                          4. Составьте из магнитных букв на доске.

    1                   ,

    2

    3

    4

    5                   !              

    6                   !

    1. 18, 6, 2, 33, 20, 1 (ребята)
    2. 19, 17, 1, 19, 10, 2 ,16 (спасибо)
    3. 9, 1,       23, 16, 18, 16, 26, 21, 32  (за хорошую)
    4. 18, 1,2, 16,20,21   (работу)
    5. 15, 1.     21, 18, 16, 12, 6   (на уроке)
    6. 14, 16, 13, 16, 5, 24,29     молодцы)      

    - Что можете сказать о написании данных слов? (словарные слова, т.к. ….)

    - А что это значит? (надо знать их написание….)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок русского языка и технологии "О чём шепчут снежинки?" 2 класс. Система Л.В.Занкова

    Данная презентация поможет учителю провести работу по подготовке к обучающему сочинению "О чём шепчут снежинки?", научить детей вырезать снежинки разных форм из бумаги, организовать работу детей по гр...

    Урок русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" 2 класс

    Разработка урока русского языка для 2 класса, содержит подробный сценарий урока, презентацию....

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

    Урок опробирован на учащихся 2 класса общеобразовательной школы. Урок интересный и познавательный....

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (1 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)

    Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (2 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)

    Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...