Урок русского языка по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"2 класс (система Л.В. Занкова)
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Екатерина Михайловна Ильина

урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" система Л.В. Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык.                        

  2 «а» класс.

Учитель: Ильина Екатерина Михайловна.

Тема урока:

«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Род имён существительных».

Урок закрепления (2 урок).

Цели:

1 – формировать:

умение определять грамматические признаки им. существительного;

умение группировать слова по признакам;

умение определять орфограмму – непроверяемую безударную                        гласную;

2 – развивать:

орфографическую зоркость, самоконтроль,

умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

способствовать развитию творческих способностей, познавательной активности;

3 – воспитывать:

умение сотрудничать, слушать друг друга; аккуратность, дисциплинированность.

Декабрь 2007г.

1. Организационный момент.

Цель: проверить готовность к уроку, настроить на активную, хорошую работу.

Прозвенел уже звонок,

Начался у нас урок.

Ты, дружок, проверь-ка:

Всё ль на месте и в порядке:

Где учебник и тетрадь,

Ручка, карандаш, пенал.

-  Садитесь пожалуйста, поверьте свою посадку.

2. Актуализация знаний.

Цель: проверить домашнее задание, выяснить правильность его выполнения, выявить знания учащихся об имени существительном.

- Какое задание выполняли дома? (№75 в тетради №2)

а) - Какой части речи принадлежат слова?

- Докажите.

б) - Какие слова отнесли к им. сущ. женского рода? Докажите.

- Какие слова отнесли к им. сущ. мужского рода? Докажите.

- Что интересного заметили? (жадина и неряха – сущ. ж. р. и м. р.)

- В каком случае говорят неряха?

- А у нас есть неряхи?

в) - По какому признаку можно распределить эти слова? (одуш. и неодуш. сущ.)

- Докажите. (сахар, работа, посуда – что? неодуш.; солдат,  Саша, жадина, неряха – кто? одуш.)

(открыть доску: данные слова записаны в два столбика; ребята делают дополнения о том, что среди слов есть словарные слова, объясняют орфограммы)

г) – Что вспомнили об имени существительном? (на доске  постепенно открывается схема…)

имя сущ.

кто?                                    что?

предмет

        одуш.                                           неодуш.

     м. р.                ж.р.                   ср.р.

 - Сегодня мы продолжим работу с именами существительными.

Прочитайте тему урока. (открыть тему, дети читают про себя, а затем вслух)

3. Сообщение темы и целей урока.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Род имён существительных.

- Какие грамматические признаки им. сущ. будем закреплять?

4. Упражнения на закрепление.

Цель: формировать умение определять: - орфограмму в слове,

                                                                    - одуш. или неодуш. им. сущ.,

                                                                    - род им. сущ.

1) «Необычное лото»

1

магазин

2

базар

3

батон

 4

пассажир

5

багаж

6

вагон

( ученик вытягивает из мешочка бочонок, называет номер конверта; другой ученик, у которого конверт с данным номером, вскрывает - читает слово, и эту карточку прикрепляет на доску)

- Прочитайте слова про себя. Прочитаем вслух хором. Постарайтесь запомнить.

  Проговорите друг другу в парах.

( слова закрываются)

- Запишите слова по памяти.

- Кто записал 2 слова? 3 слова? А 4 слова? Кто все слова записал?

- Проверим как записали.

«Эстафета»

(самопроверка выполняется зелёной ручкой, ученик ответил и называет имя следующего отвечающего; на доске учитель обозначает названный корень, открывает безударную гласную, которая выделена красным цветом)

- магазин – магазинчик, магазинный – корень магазин, непроверяемая безударная гласная а

И так далее.

- Кто допустил ошибки? Кто написал без ошибок? Какой вывод сделали для себя?

- Что можете сказать об этих словах как о части речи? Докажите.

- Какие грамматические признаки можете определить у им. сущ?

- Самостоятельно определите названные грамматические признаки.

( дети работают самостоятельно)

- Проверим.  Что-то заметили?

(все слова в ед. числе, все м.р. и только одно слово одуш. им. сущ.)

- Докажите.

Итак, что повторили, работая с данными словами?

( ученики подводят итог)

2) «Кто внимателен?»

Проверим насколько вы внимательны и умеете ли определять одуш. и неодуш им.сущ.

- Я показываю вам карточку со словом, вы про себя его читаете, если это им. сущ. одуш., то – хлопок в ладоши, если им. сущ. неодуш., то – выполняете повороты головой влево и вправо.

( собака, погода, дорога, ворона, корова, ягода, горох – эти слова помещаю на доску в один ряд)

- Что заметила ….? Что заметил …? (Все слова с непроверяемой безударной гласной, все  - в ед. числе, ж. р., кроме слова горох) Кто не согласен?

- Какое ещё задание вы предложили бы выполнить? (распределить в группы)

- Распределите в две группы.

(самостоятельно)

- По какому признаку распределяли слова? (одуш. и неодуш. им. сущ.)

Итак: на какой вопрос отвечают одуш. им. сущ.? неодуш. им. сущ?

3) Работа с изографами, таблицами букв.

Цель: проверить умение определять грамматич. признаки им. сущ.; учить работать в группе, сотрудничая друг с другом и действуя по инструкции.

а)- Образуйте четвёрки. Выполните задание по инструкции.

(Инструкция: 1 - расшифруйте слово,

                        2 – продиктуйте, проговаривая чётко по слогам,

                        3 – задайте вопрос, …это слово обозначает…, значит это…

                        4 – одуш. или неодуш.?)                        

в

б

й

а

в

в

о

о

р

р

е

о

р

р

в

в

о

о

о

в

в

в

б

б

в

о

р

о

б

е

й

в

в

й

о

р

о

е

п

п

б

б

о

о

в

е

е

е

о

р

й

о

о

б

о

о

р

о

е

р

о

е

о

ц

о

р

е

ц

у

е

р

у

е

у

р

о

у

о

г

у

р

е

ц

о

ц

е

у

р

е

у

у

о

е

о

р

ц

о

р

о

у

ц

о

у

р

е

е

м

е

о

ь

ь

д

д

е

е

а

м

у

ь

ь

е

е

у

у

у

ь

м

а

м

е

д

в

е

д

ь

д

в

е

в

е

е

в

в

е

е

е

ь

ь

о

м

а

д

в

о

д

ь

у

о

ь

(Изографы: заяц, помидор, яблоко.)

б) Отчёт групп. ( один ученик из группы записывает слово на доске, другой из этой группы – подбирает однокоренные слова и выделяет корень, третий – ставит ударение, четвёртый называет орфограмму)

в) Самостоятельно определите род им. сущ.

г) Проверка по « Эстафете»

- Что заметили? ( 1 слово ср. р.)

- Кто выполнил задание без ошибок? Какой ещё грамматич. признак не назвали?

д) Самостоятельно подчеркните одуш. им.сущ – зелёным цветом.

- Что скажите теперь, выполнив задание? Какие группы слов получились? Докажите.

( одуш – животные, неодуш. – растения)

5. Самостоятельная работа.

Цель: проверить знания и умения.

- Распределить слова в две группы. Один ученик на закрытой доске пишет одуш. сущ, другой – неодуш.сущ. Я показываю слово , вы его записываете.

М-г-зин, ябл-ко, в-р-бей, в-рона, к-рова, с-бака, б-тон, д-кабрь.

- Проверим. У кого так же? У кого иначе? Что увидела….? ( слово декабрь…)

- Что можете сказать об этом слове? ( подготовленные ученики кратко рассказывают найденные сведения)

- Подпишите над словами их род.

- Что примечательного? ( среди одуш. – 1 слово м.р., среди неодуш. – 1 слово ср.р.)

- Как объясните?

6. Итог:

Вы придёте домой, родители спросят, что интересного было на уроке, что запомнили. Что вы им расскажите?

7. Домашнее задание.

Кому понравилась работа с изографами?

Предлагаю вам дома  зашифровать любое словарное слово из словаря, завтра его загадать ребятам. Выполняя №136, повторите грамматические признаки им. сущ.

И самое последнее задание. Образуйте четвёрки  и выполните задание по инструкции. Инструкция:1.Расшифруйте слово, используя алфавит.

                      2.Запишите слово на листке.

                      3. Есть ли в слове орфограмма? Какая?

                      4. Составьте из магнитных букв на доске.

1                   ,

2

3

4

5                   !              

6                   !

  1. 18, 6, 2, 33, 20, 1 (ребята)
  2. 19, 17, 1, 19, 10, 2 ,16 (спасибо)
  3. 9, 1,       23, 16, 18, 16, 26, 21, 32  (за хорошую)
  4. 18, 1,2, 16,20,21   (работу)
  5. 15, 1.     21, 18, 16, 12, 6   (на уроке)
  6. 14, 16, 13, 16, 5, 24,29     молодцы)      

- Что можете сказать о написании данных слов? (словарные слова, т.к. ….)

- А что это значит? (надо знать их написание….)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и технологии "О чём шепчут снежинки?" 2 класс. Система Л.В.Занкова

Данная презентация поможет учителю провести работу по подготовке к обучающему сочинению "О чём шепчут снежинки?", научить детей вырезать снежинки разных форм из бумаги, организовать работу детей по гр...

Урок русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" 2 класс

Разработка урока русского языка для 2 класса, содержит подробный сценарий урока, презентацию....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (1 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (2 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...

Технологическая карта и презентация урока русского языка на тему: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" (2 класс)

Технологическая карта и презентация по УМК "Планета знаний" Русский язык 2 класс Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина...