Конспект урока русского языка 3 класс по теме: «Род имён существительных» УМК «Начальная школа XXI века»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Технологическая карта урока  "открытия новых знаний"  по теме: «Род имён существительных» с целью создать условия для формирования ценностного  отношения к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного. К уроку предлагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока  русского языка    по теме: «Род имён существительных»  

УМК «Начальная школа XXI века»

                                                                                             Шивырева Елена Геннадиевна

Тип урока

Открытие нового знания.

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Цель

Создать условия для формирования ценностного  отношения к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.

Задачи

Обучающая: формировать умение определять род несклоняемых имён существительных.

Развивающая: способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности, умения делать выводы и обобщать.

Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому, коллективизм, взаимопомощь.

Проблема

Как определить род неизменяемых имён существительных?

Формируемые метапредметные  УУД

           Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

- проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий для решения учебной задачи;

-разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

Познавательные:

- классифицировать слова по определённым признакам;

- делать выводы на основе обобщения;

- определять последовательность действий для решения предметной задачи;

- подтверждать аргументы фактами;

-разрешать проблемную ситуацию;

- добывать нужную информацию с помощью ИКТ;

Коммуникативные:

- слушать, сотрудничать с одноклассником при работе в паре;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

Оборудование

-Мультимедийный проектор; экран;

-Компьютер;

- Слайд-презентация;

- Сигнальные карточки   (у каждого ребёнка);

-Лист самооценки индивидуальных достижений (у каждого ребёнка);

- Памятка «Секрет запоминания родов» (у каждого ребёнка)

-Толковые словари

Планируемый педагогический результат

Демонстрация обучающимися:

-Усвоение предметного материала и возможности применять его в нестандартных условиях

- Умения работать в малой группе

Способ и формат оценивания результатов работы

В процессе решения  учебной  задачи оцениваются:

- Владение учащимися необходимым предметным материалом;

- Умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение учебной задачи в целом;

- Умение взаимодействовать в малой группе при решении общей задачи.

Учащиеся самостоятельно  прогнозируют результат, а после выполнения задания  оценивают свою деятельность по заданному учителем критерию. (Лист самооценки индивидуальных достижений.)

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

1

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

 - Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки? 

Ребята, готовы к уроку?

Психологический настрой к уроку.

СЛАЙД 1: 1 2 3 4 5

 - Ребята, я на доске написала числа от 1 до 5.  Как вы думаете, зачем же я числа написала?

- Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Для этого мы будем использовать с вами «Листы самооценки». Я очень хочу, чтобы у вас были  отличные баллы. Поэтому необходимо хорошо поработать. Желаю вам успехов.

Готовы

Высказывают предположения

Рассматривают «Листы самооценки»

2

Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

 - Итак, откройте свои тетради и аккуратно, каллиграфическим почерком, красиво запишите:

Двадцать второе декабря.

Классная работа.

- Какие орфограммы (правила) спрятались в словах?

Минуты чистописания

Работа в парах.

- Поработаем в паре. Возьмите снежинку голубого цвета. Прочитайте загадки. Отгадки запишите в тетрадь правильно и аккуратно.

1. Все его зимой боятся - 
Больно может он кусаться. 
Прячьте уши, щёки, нос, 
Ведь на улице ... 

2. Лес укрыт снегами,
 Пахнет пирогами

 Ёлка в дом идёт,
 Что такое Новый год?...

3. Морозы и вьюга,
И снег на дворе,
К нам в гости
Приходит зима в ...

 

- А теперь, выделите из каждого слова букву по её характеристике.

1) из первого слова выделите безударный гласный звук и запишите его букву (о);

2) из второго слова выделите непроизносимый согласный звук и запишите его букву (д);

3) из третьего слова выделите мягкий согласный, непарный по звонкости-глухости  и запишите его букву (р);

- Эти буквы используем для  минутки чистописания.

Ро Ор До Од Рд Др

- Сегодня потренируемся писать только нижнее соединение. Пропишите строчку, не забывайте - только нижнее соединение.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Прочитайте предложение. Что это? (пословица)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Запишите пословицу.

- Ребята, давайте попробуем ещё составить слово из выделенных букв.

- Какие рода вам известны?

- У каких частей речи можно определить род?  

СЛАЙД 2:

- Узнайте о какой части речи будем говорить? Найдите слова одинаковой части речи: снежок, метель, ветер, холодный, пальто, лопата, чистить, Снегурочка

- Имена существительные. Докажите…

Тестирование по теме.

- Проверим ваши знания в форме теста. Возьмите белую снежинку. Необходимо выбрать правильные ответы и показать номер ответа сигнальными карточками.

Критерий выполнения задания – правильность.

Спрогнозируйте свой результат.

Вопросы:

  • Что такое имя существительное?

1) часть слова;
2) член предложения;
3) часть речи.

  • Что обозначает имя существительное?

       1) признак предмета;
       2) предмет, явления природы и др.;
       3) действие предмета.

  • На какие вопросы отвечает?

       1)  Как? Откуда? Где?;
       2)  Кто? Что?;
       3)  Что делать? Что сделать?

  • Перечисли несколько признаков имени существительного

1)  одушевленное и неодушевленное;
2)  собственное и нарицательное;
3)  изменяется по числам.

  • Каким членом предложения может быть?

1)  только подлежащим;
2)   подлежащим и второстепенным членом предложения;
3)  подлежащим, сказуемым, обстоятельством, определением, дополнением.

Проверка. (СЛАЙД 3)

- Кто выполнил без ошибок?

- У кого прогноз не совпал с результатом?

Отвечают

Прогноз и самооценка

Мороз

Праздник

Декабрь

Род

Отвечают на вопросы

Определяют часть речи каждого слова и называют слова одинаковой части речи: снежок, метель, ветер, пальто, лопата, Снегурочка

Прогнозируют на листах самооценки.

Учащиеся показывают номер с правильным ответом  с помощью сигнальных карточек.

(1, 2, 3)

Оценивают работу с помощью сигнальных карточек.

3

Постановка учебной задачи.

Работа в парах (у доски с карточками)
 - Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти имена существительные  в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «ОН», «МОЙ», «ОНА», «МОЯ»,  «ОНО», «МОЁ».  Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение.

- Сколько столбиков у вас должно получиться? (Три).

-Какие слова вызвали у вас затруднения? Определите тему нашего урока.

СЛАЙД 4: 

Запоминалка: 

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он - мой»

Средний род: «Оно - моё».

Это правило – моё!

 

Делят слова на группы

«ОН»      «ОНА»     «ОНО»   ветер         лопата       пальто                тюль          тетрадь     платье                                                                                                                                                        

Кофе и пианино                                                                              (Фиксация затруднения)

Читают памятку

Тема урока: « Определение рода неизменяемых  имён существительных»

Дети определяют задачи:

  1. узнать  

( какого рода бывают имена существительные)

  1. составить 

(алгоритм определения рода имён существительных)

  1. научиться (классифицировать несклоняемые имена существительные по родам)

Физкультминутка (СЛАЙД 5)

4

Построение проекта выхода из затруднений («открытие»)

1) Критерий  выполнения задания – наблюдательность.

Фронтальная работа: упр. №1 стр. 162

Устно выполняют задание упражнения

Делают вывод: род имён существительных влияет на форму других слов в предложении.

5

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

2) Задание (групповая работа):  вставьте пропущенные окончания  (СЛАЙД 6)

Утром мой папа всегда пьёт крепк… чёрн… кофе.

Говорящ… какаду – это мой домашний питомец.

Самооценка на индивидуальных листах.

3)Учебник (знакомство с правилом) стр. 163

Вставляют окончания, записывают предложения в тетрадь

Делают вывод: определить род неизменяемых имен существительных помогает форма имен прилагательных, связанных с существитель-ными.

- Какую 3 задачу мы поставили сегодня на уроке?

Задание в паре.

Определите род у  предложенных существительных (зелёная снежинка).

Прогностическая оценка.

Критерий - правильность

Слова: шоссе, пони, фламинго,

эскимо   -  ?

(проблемная ситуация)

Обратитесь к толковому словарю:

(Слайд 7)

Комментирование детей  при  проверке.

Сигнальные карточки.

Лист самооценки достижений.

Оценка выполнения задания.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Вы сейчас встретились с затруднением, но благодаря друг другу и учителю нашли выход из него. А если нет рядом другого человека, где можно найти нужную информацию?

-Хорошо, попробуем найти значение слов кашне и фойе в толковом словаре.

- Где ещё можно добыть интересующую нас информацию?

- Как можно найти то, что нас интересует?

-Давайте попробуем узнать в Интернете какого рода слово эскимо?

-В книгах, словарях, энциклопедиях

Работают с толковым словарём

В Интернете

Прогнозируют на листах достижений.

7

Включение в систему знаний и повторение.

Творческое задание.

СЛАЙД 8

Словарная работа

С какой темой можно объединить эти слова?

- Какую непроверяемую безударную гласную в корне слова надо написать?

ин_й         хол_д

м_роз      д_кабрь

-Сейчас мы будем выполнять творческое задание   

- Как вы думаете, каким будет задание?

СЛАЙД 9

Наступила холодная _______ . Белоснежное   ________ укрыло землю.

________ ________ освещает все вокруг. _________ ________ блестит и переливается. Как ________    _________!

 Опорные слова:  зима, мороз, снег, пороша, сугроб, снегирь, поле, стекло, одеяло, шуба,  снегурочка, снеговик, подарок, ёлка, сосулька,  лёд, каток, хоккей, хлопушка, шапка, шарф,  кормушка, зерно,  холод, голод.

  Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Зимнее солнце освещает все вокруг. Серебристый иней (Белый снег) блестит и переливается. Как красиво зимой! 

Оценивают свою деятельность. 

Составить текст на тему «Зима».

8

Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока.

-Понравился ли вам сегодня урок? Почему?

Оцените свою деятельность  на уроке.

- Кто адекватно оценивал себя?

- Кому нужно ещё учиться   себя оценивать?  

Спасибо за урок!

Сигнальные карточки.

Оценивают себя, опираясь на  «Лист самооценки»

 

Домашнее задание:

СЛАЙД 10

Выполнить задание на карточках

Записывают задание в дневники

Использованные материалы сети Интернет:

Урок русского языка Поповой Л.Г.  www.prodlenka.org 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2 1 4 3 5

Слайд 2

снежок ветер холодный пальто Снегурочка лопата чистить метель

Слайд 3

1) 2 2) 3 3) 1 4) 3 5) 3

Слайд 4

Женский род запомню я И скажу: “Она — моя”. И запомню род мужской И опять скажу: “Он — мой”. Средний род: ”Оно - моё”. Это правило - моё! Запоминалка

Слайд 5

Тема: «Род неизменяемых имён существительных»

Слайд 6

Физкультминутка

Слайд 7

Утром папа всегда пьёт крепк … чёрн … кофе. Розов… фламинго – очень красивая птица. ий ый ый

Слайд 8

дом ручка поле трюмо

Слайд 9

Наступила холодная _______ . Белоснежное ________ укрыло землю. ________ ________ освещает всё вокруг. _________ ________ блестит и переливается. Как ______ ______ ! Творческая работа Зима.

Слайд 10

Спасибо за урок!

Слайд 11

Женский род запомню я и скажу: она моя Ж.р., ед. ч.

Слайд 12

И запомню род мужской и опять скажу: он мой М.р., ед. ч.

Слайд 13

Средний род оно моё Это правило моё! С. р., ед. ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Октябрь уж наступил". Программа "Начальная школа XXI века"

На  данном уроке реализуются развивающии функции, которые обеспечивают осо­знание отдельных (доступных для понимания) связей в при­родном  мире, психическое и личностное разви­ти...

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Что такое семья". (УМК "Начальная школа XXI века)

На этом уроке дети сформулируют понятие "семья", познакомятся со словами "поколение", "домочадцы"...

Урок русского языка.3 класс. Тема"Склонение имен существительных".УМК "Начальная школа XXI века".

Урок русского языка составлен в соответствии с требованиями ФГОС.На этом уроке использовались элементы разноуровневой дифференциации.Тип и форма урока оптимальны для данного возраста учащихся да...

"Способ образования имён существительных" (УМК "Начальная школа XXI века")

Тема урока: Способ образования имён существительныхЦели урока:- учить классифицировать существительные по способу образования.Планируемые результаты:Предметные:- закрепить знания о способах образовани...

Урок по русскому языку для 3 класса по теме: "Подлежащее и сказуемое". УМК "Начальная школа ХХI века"

Данный урок относится к такому тпу, как урок обобщения и систематизации знаний. Среди форм работы на уроке можно выделить: фронтальную, групповую парную, индивидуальную. Урок насыщен разнообразными ме...

Конспект урока по русскому языку, 3 класс, по теме "Род имен существительных", УМК Начальная школа 21 века

План- конспект по русскому языку, 3 класс, по теме "Род имен существительных".Цель: создать условия для развития умения определять род имен существительных....