Главные вкладки

    Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: "Изменение имен существительных по падежам"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Пирогова Валентина Андреевна

    Развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников (учебных, художественных текстов, стихотворных строк, таблиц) преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу в текст).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_4_klass.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Наблюдение за словоизменением имен существительных

    Тип урока. Урок открытия новых знаний.

    Цель как деятельность учеников

    Метопредметные: развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников (учебных, художественных текстов, стихотворных строк, таблиц) преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу в текст).

    Личностные результаты (6-знания о языке как основа речевой деятельности):

    Овладение системой надежных форм на основе знания, вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам.

    Ход.

    1. Организационный момент.

    1. Вот звонок нам дал сигнал

        Поработать час настал

        Так что время не теряем

        И работать начинаем

    (Проверка готовности к уроку. Оценочные листы)

    2. Все за парты тихо сели,

        На меня все посмотрели.

        Руки! На месте!

        Ноги! На месте!

        Локти! У края!

        Спинка! Прямая!

    1. Создание эмоциональной ситуации.

         Все друг к другу повернулись,

         И друг другу улыбнулись,

         И удачи вам во всем,

         А теперь урок начнем.

    (Карточки настроения)

    Эпиграфом урока будет пословица:

    Мудрым никто не родился, а научился.

    2слайд

     -Что прочитали?

    - Как понимаете?

    - Объясните смысл?

    Обобщение ответов.

    Мы русские люди, и мы обязаны в совершенстве знать свой родной язык. Правильно говорить и грамотно писать. А научится этому мы можем, в том числе и на уроках русского языка.

    Я тетрадь свою открою

    Уголочком положу

    Я, друзья, от вас не скрою

    Ручку правильно держу!

    Сяду прямо, не согнусь

    За работу я возьмусь.

    Записать число, классная работа.

    Читают орфографически, с ударением, одним словом.

    1. Введение в раздел

    3 слайд

    1. - Какую часть речи изучаем?

        - Что мы уже знаем об имени существительном?

        - Какие постоянные признаки?

        - Какие непостоянные признаки?

    Обобщение: «Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи…»

    Дидактический материал 29 стр. (Рассказ ученика)

    2. Прочитайте название раздела

    «Изменение имен существительных по падежам»

    4 слайд

    - Что значит изменить слово?

    - Что получится в результате такого изменения: то же самое или новое слово?

    - А что изменится в слове?

    1. Формулирование темы и цели

    - Что для вас является новым в названии раздела? (падеж)

    - Какой возникает вопрос? (что такое падеж?)

    - На основе вопроса и названия раздела назовите ключевые слова урока (падеж, имя существительное).

    5 слайд

    1. Открытие нового знания
    1. Наблюдение за словоизменением имен существительных. Стр.94 №116

    - Прочитайте отрывок из повести Василенко «Артемка в цирке» (про себя, вслух)

    - Прочитай выделенные слова (с цирком, цирка, в цирк, к цирку, цирк, в цирке)

    6 слайд

    - Какой частью речи они являются?

    - Как думаете это одно и то же слово или разные слова? Почему? (одна основа, разные окончания)

    - Назовите вопрос, на который отвечает каждое слово

     

    площадь (с чем?) с цирком

    вокруг (чего?) цирка

    не пускали (куда?) в цирк

    повалил (к чему?) к цирку

    (что?) цирк

    стал (где?) в цирке

    6 слайд

    - От чего зависит, какое именно окончание у существительного цирк в каждом случае? (от вопроса)

    - Для чего изменяли окончание в слове цирк? (для связи слов в предложении)

    - Какое еще имя существительное употреблено в этом тексте в разных формах? (Артемка, Артемку)

    - Какой можно сделать вывод? (Окончание изменяется по вопросу, это нужно для связи слов в предложении)

    Прочитайте текст

    7 слайд

    « Чтобы имя существительное…» Стр. 95 № 118

    - Совпадает ли вывод, который мы сделали самостоятельно, с точкой зрения ученого-языковеда?

    - Какие слова автор выделил в тексте?

    - Почему?

    1. Физминутка для глаз.

    8 слайд

    1. Введение в понятие падеж.

    - Прочитайте отрывок из басни

    - Допишите окончание карандашом

    - Выпишите словосочетание по образцу

    водили (кого?) слона

    (кто?) слон

    ходили (за кем?) за слоном

    увидели (кого?) слона

    возиться (с кем?) со слоном

    9 слайд

    Сделай вывод

    - Что помогло выбрать окончание? (вопрос?)

    1. Работа с текстом определения

    10 слайд

    - Прочитай 1 часть определения до таблицы

    - Что вы узнали про падеж? (их 6, отвечают на свои вопросы)

    - Прочитайте вторую часть

    - Сколько в ней столбцов?

    - Назовите их

    - Прочитайте вопросы к каждому падежу.

    - Почему у каждого падежа в падежных вопроса?

    - Какие вопросы задаем к одушевленному существительному?

    - Прочитайте вопросы вместе со вспомогательным словом.

    - Вы догадались, почему эти слова называются вспомогательным словом.

    11 слайд

    - А теперь я буду вам рассказывать грамматическую сказку про названия падежей, а вы будете хором проговаривать название падежа, вспомогательные слова и вопросы.

    12 слайд

    Стихотворение о падежах.

    1. Физминутка

    Назвали падежи вы по-порядку

    Теперь я приглашаю на зарядку.

    Встали!

    Быстро руки вверх подняли

    В стороны, вперед, назад

    Повернулись вправо, влево

    Мелкие шажки – раз, два, три

    Мелкие прыжки – раз, два, три

    Вот и вся зарядка – раз, два, три

    Мягкая посадка – раз, два, три.

    1. Развитие учебно-языковых умений.
    1. Развитие умений изменять существительное по падежам.

    Упр. 120, стр. 97 (два слова у доски с объяснением, два слова самостоятельно)

    Вывод:

    - Что вы делали? (изменяли по падежам)

    - Изменение по падежам это словоизменение или словообразование?

    1. Работа в парах

    - Повторить правило работы в паре

    13 слайд

    Задание выполняется по вариантам

    I вариант – поставить падежи в нужном порядке

    II вариант – вставить недостающий вопрос

    III вариант – впиши правильно вспомогательное слово

    IV вариант – запиши данные существительные в указанном падеже

    Приложение 1 (проверка по слайдам 14, 15, 16, 17)

    Блиц опрос: «Правильно – неправильно»

    1. Имя существительное изменятся по родам
    2. Имя существительное изменяется по числам и падежам
    3. В русском языке пять падежей
    4. Имя существительное называет признаки предмета
    5. Имя существительное – самостоятельная часть речи.

    (Ученики отвечают карточкой «Н», «П»)

    Н П Н Н П

    Подведение итогов:

    18 слайд

    - Что нового узнали об имени существительном?

    - Изменение по падежам: это словоизменение или словообразование?

    - Ответили на главный вопрос урока?

    - Какие задания составили для вас трудность?

    - При выполнении какого задания получили наибольшее удовлетворение?

    Рефлексия учебного материала

    19 слайд

    - Понял все и могу научить другого.

    - Понял все, но не могу научить другого.

    - Плохо понял.

    Рефлексия деятельности

    20 слайд

    - Своей работой доволен.

    - Своей работой не доволен.

    (на данные вопросы дети отвечают карточками)

    Приложение 1

    Поставь падежи в нужной последовательности

    Т.п.

    Д.п.

    В.п.

    Р.п.

    П.п

    И.п

    Вставить недостающие вопросы

    И.п.  что? …?

    Р.п.   …? кого?

    Д.п.  …? …?

    В.п.   ...? кого?

    Т.п.  чем? …?

    П.п.  о чем? …?

    Впиши правильно вспомогательное слово

    И.п.    …

    Р.п.     дать

    Д.п.     нет

    В.п.     думаю

    Т.п.     вижу

    П.п.     доволен

    Запиши данные существительные в указанном падеже

                     Р. п.

    Окно        Д. п.

                     Т. п.

    Составь и запиши одно словосочетание с данным словом (глагол + существительное)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по русскому языку. Тема "Обобщение знаний об имени существительном. Морфологические признаки"

    Открытый урок был проведён для студентов и преподавателей Курского педагогического колледжа. В уроке использовалась презентация, раздаточный материал....

    Конспект урока по русскому языку на тему «Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи»

    Конспект урока по русскому языку на тему «Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи»...

    Конспект урока по русскому языку на тему "Способ образования имени существительного" 3 класс

    Конспект урока по русскому языку на тему "Способ образования имени существительного" 3 класс УМК " Начальная школа 21 века"...

    Конспект урока по русскому языку "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс

    Конспект урока по русскому языку УМК"Школа России" 2 класс "Единственное и множественное число имен существительных"...

    Конспект урока по русскому языку на тему "Три склонения имени существительного" (4 класс)

    В ходе урока учащиеся получают понятие о склонениях и знакомятся с правилом написания окончаний имён существительных. А так же развивают орфографическую зоркость, внимание, память, речь, умение работа...

    Презентация к уроку по русскому языку на тему "Три склонения имени существительного" (4 класс)

    В ходе урока учащиеся получают понятие о склонениях и знакомятся с правилом написания окончаний имён существительных. А так же развивают орфографическую зоркость, внимание, память, речь, умение работа...