Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку на тему "Три склонения имени существительного" (4 класс)
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    В ходе урока учащиеся получают понятие о склонениях и знакомятся с правилом написания окончаний имён существительных. А так же развивают орфографическую зоркость, внимание, память, речь, умение работать по алгоритму и учатся строению логической цепи рассуждений. Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tri_skloneniya.doc79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Русский язык. 4 класс.

    Тема: «Три склонения имени существительного»

    Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

    Основные цели:

    1) дать понятие о склонении; познакомить с правилом написания окончаний имён существительных;

    2) развивать орфографическую зоркость, внимание,  память, речь, умение работать по алгоритму;

    3) воспитывать познавательный интерес, трудолюбие.

    Материал к занятию:

    1. листы с заданиями для групповой и индивидуальной работы;
    2. презентация  Power Point

    Ход урока.

    1.Мотивация к учебной деятельности.

    -Что мы изучали на прошлых уроках  (Падежи)

    - Сегодня на уроке мы будем определять падежи существительных и узнаем  ещё одно правило, которое связано с падежами.

    УУД:

    Личностные -  самоопределение к деятельности.

    Познавательные - целеполагание.

    2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

    -Что надо сделать, чтобы определить падеж имени существительного.

    Игра «Узнай падеж».

    -Прочитайте предложения:

    Зима – волшебница. Она околдовывает всех, кто подвластен её чарам.

    -Как вы это понимаете?

    -Да, ребята, необычное время года – зима. Многие художники, писатели, музыканты и поэты посвящали свои произведения зиме.

    Тютчев пишет:

    « Чародейкою зимою, околдован лес стоит».

     А у Сергея Есенина можно прочитать такие строки: « Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна, словно белою косынкой повязалася сосна».

    -Запишите следующее предложение в тетрадь, вставьте пропущенные буквы:

    Сильные морозы украсили инеем ветви на сосн. и ел. .

    -Найдите однородные члены предложения, определите их род и падеж. (Проверка).

    УУД:

    Познавательные - мыслительные операции, извлечение необходимой информации из текста, речевые высказывания.

    Регулятивные – выполнение пробного действия фиксирование индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в затруднении.

    Коммуникативные -  точное выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения.

    3. Выявление места и причины затруднения.

    -Какие окончания написали у существительных?

    -Какой возникает вопрос? (Почему в одном падеже и роде окончания у существительных разные?)

    -Чего мы не знаем, чтобы ответить на этот вопрос? ( Правила о правописании окончаний существительных).

    -И так, какова цель нашего урока? (Узнать правило о написании окончаний имён существительных).

    -А тему урока я помогу вам сформулировать:

    «Три склонения имён существительных».

    -Значение какого слова вам неизвестно? (Склонение).

    - Попробуем ответить и на этот вопрос.

    УУД:

    Личностные -  самоопределение..

    Познавательные - самостоятельное выделение и формирование цели, выделение необходимой информации.

    Регулятивные – работа по предложенному плану.

    4.Построение проекта выхода из затруднения.

    -Я предлагаю вам работать по следующему плану:

    1. Вспомним окончания существительных.

    2. Изменим их по падежам.

    3. Выясним, что такое склонение.

    4. Выведем алгоритм определения склонения существительных.

    УУД:

    Личностные –смыслообразование.

    Познавательные – обоснование гипотезы, поиск и выделение необходимой информации, установление причинно -  следствнных связей.

    Регулятивные – самостоятельное создание способов решения проблем.

    Коммуникативные - адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

    5.Реализация проекта выхода из затруднения.

    Итак, давайте вспомним окончания имён существительных. Для этого определим род существительных и выделим окончания. (Работа по карточкам).

    -Выпишем окончания по родам. Что вы заметили? (У существительных женского и мужского рода окончания одинаковые).

    -Давайте изменим окончания существительных. Работать будем по группам: первая группа изменит окончания существительных женского и мужского рода с окончаниями -а, -я, вторая группа –существительные среднего рода и мужского с нулевым окончанием, а третья группа изменит окончания существительных женского рода с мягким знаком на конце.

    -Сравните написание окончаний имен существительных.

    -Сделаем вывод. (Каждая группа существительных имеет одни и те же окончания в одинаковых падежах).

    -Как вы думаете, у этих групп должно быть название? Есть ли у вас варианты?

    -Давайте проверим наши предположения по учебнику. Прочитаем правило на странице 123.

    -Какое слово опять мы встретили в тексте? (Склонение).

    -Что же такое склонение? Сколько склонений в русском языке? Какие существительные относятся к 1,2,3 склонению? Как будем определять склонения существительных? Составим алгоритм для определения склонения.

    Физкультминутка

    -Вернемся к предложению: Сильные морозы украсили инеем ветви на сосне и на ели.

    -Определим склонения существительных. Почему существительные имеют разные окончания в одном падеже и роде? (Потому что относятся к разным склонениям).

    УУД:

    Личностные – смыслообразование.

    Познавательные – мыслительные операции, поиск и выделение необходимой информации.

    Регулятивные – решение проблем поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности, работа по предложенному плану.

    Коммуникативные - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    -А теперь выполним упражнение 159 по алгоритму.

    УУД:

    Познавательные – использование знаково – символических средств, извлечение необходимой информации из текста.

    Коммуникативные – построение логической цепи рассуждений.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

    Большую ёлку, морозного утра, потянуло холодом, наряжать ёлку, из бумажной цепи, на верхушке ели, укрепили звезду.

    -Определите склонения существительных.

    -Проверьте по образцу.

    -У кого все верно? У кого возникли трудности? В чем причина?

    УУД:

    Познавательные – использование алгоритма.

    Коммуникативные – построение рассуждений.

    8. Включения в систему знаний и повторение.

    -Для чего нам необходимо знать падежи и склонения? (Что бы правильно писать окончания существительных).

    -Ни одно время года так не волшебно, как зима. И самый любимый праздник зимы – Новый год, а украшением этого праздника является ёлка. Используя данные словосочетания, составьте и запишите в тетрадь предложения.

    УУД:

    Познавательные - умение делать выводы на основе совместной работы класса, построение речевых высказываний.

    Регулятивные – умение корректировать свою деятельность.

    Коммуникативные – оформление своих мыслей в устной и письменной форме.

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    -Какую цель ставили?

    -Отчего зависят написания окончаний существительных?

    -С каким новым словом познакомились?

    -Что такое склонение?

    -Кто всё понял?

    -У кого возникли затруднения? Кому нужно повторить эту тему?

    УУД:

    Личностные – самооценка.

    Познавательные – рефлексия способов действий.

    Регулятивные –  коррекция своей деятельности.

    Коммуникативные – слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку по теме "Склонение имён существительных" в 3 классе УМК "Школа России"

    Данный урок предназначен для учащихся 3 классо УМК "Школа России" - Урок -закрепления...

    Конспект урока по русскому языку по теме "Род имен существительных" (2 класс, система Л.В.Занкова)

    Данный материал содержит подробное описание этапов урока по данной теме и презентацию. Урок составлен  в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. Поставленные задачи реализую...

    Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных." 3 класс

    Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Склонение имен существительных". 3 класс....

    Конспект урока по русскому языку "3-е склонение имён существительных"

    Конспект урока по русскому языку на тему "3-тие склонение имён существительных"...

    Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го,2-го,3-го склонения"

    На данном уроке совершенствуем навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных, учимся применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных....

    Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен существительных" 3 класс

    Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен существительных" 3 класс...