Главные вкладки

    Открытый урок по русскому языку. Тема "Обобщение знаний об имени существительном. Морфологические признаки"
    материал по русскому языку (4 класс) по теме

    Пряхина Лариса Николаевна

    Открытый урок был проведён для студентов и преподавателей Курского педагогического колледжа. В уроке использовалась презентация, раздаточный материал.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_a_klasse.docx57.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 4 А классе

    Тема урока:  Фестиваль знаний. Обобщение об имени существительном.

    Цели:  

    1. Организовать учебную  деятельность обучающихся на уроке с целью развития системного мышления;
    2. Активизировать имеющиеся знания у обучающихся о существительном  как части речи;
    3. Создать условия для формирования таких личностных качеств как ответственность; коммуникабельность
    4. Развивать  творческое мышление; развивать познавательную активность;
    5. Воспитывать культуру работы с информацией, культуру коллективной работы

    Тип урока: повторительно – обобщающий, комбинированный

    Оборудование:

    Презентация

    Карточки с пословицами

    Бланки "Паспорта существительного"

    ХОД УРОКА

    1. Организационное начало. Эмоциональный настрой.

    Прозвенел уже звонок,

    Начинается урок.

    Встаньте, дети, не ленитесь,

    Все мне дружно улыбнитесь.

     - А теперь гостям нашим улыбнитесь и начнём урок.

    - Покажем всё, что мы знаем и умеем.


    2. Вхождение в тему.

    - Сегодня для урока я приготовила  замечательное стихотворение (слайд 1),  но не могу вспомнить одно слово. Вам необходимо мочь мне восстановить это слово, чтобы мы могли  провести  урок.

    - Посмотрите на экран.

    -------- - это тёплый ветер,

    ----------- - это светлый мир,

    ---------- - солнце на рассвете,

    Для души весёлый пир.

    ------- - это только счастье,

    --------- - у людей одна.

    С------ не страшны ненастья,

    С------- - жизнь весной полна.

    Верь, храни, цени же --------------,

    Это высший идеал

    Тебе она сослужит службу.

    Ведь ----- - это ценный дар.

    - Искать слово будем во время минутки чистописания, которую мы соединим с работой по фонетике

    3. Минутка чистописания

    Я попрошу  Олю помочь мне.  (записывать буквы)

    1. Назовите в слове "ветер"  (щелчок 1) сонорный звук.

    - Какой буквой обозначаем этот звук на письме?

     Буква "эр"

    2. Назовите в слове "людей" (щелчок 2)  звук согласный, мягкий парный, звонкий парный.

    Буква " дэ"

    3. В слове "ненастья" (щелчок 3)  назовите гласный звук, который указывает на твёрдость согласных звуков.

    Буква "а"

    4. В слове "жизнь" (щелчок 4) назовите  согласный, твёрдый непарный звук.

    Буква "жэ"

    5. В слове "службу" (щелчок 5)  назовите  гласные звуки.

    Буква "у"

    6. В этом же слове назовите  звук, парный звуку [п].

    Буква "бэ"

    р   д  а  ж  у б  

    Посадка при письме

    - Запишите  целую строчку, чередуя эти буквы.

    - Составить из полученных букв слово.        

     "ДРУЖБА"     (слайд 2)

    - Запишите это слово на следующей строке

    4. Определение темы урока:

    - Спасибо, вы мне помогли

    -Давайте, ребята, прочитаем стихотворение.  (ученик)

    - Сегодня на уроке  дружба сослужит нам великую  службу,  поможет  работать сплочённо, дружно и  станет ключевым словом урока.

    -Посмотрите на выделенные слова (слайд 3)  и скажите, о какой части речи  мы сегодня будем говорить.

    - Как вы это определили?  (слова отвечают на падежные вопросы и обозначают предмет).    (правило)

    (слайд 4)

    -Верно – это имя существительное

    - Вы уже знаете, что имя существительное занимает одно из главных мест в нашей речи. В русском языке существительным является каждое второе слово. 

    - Сегодня исследуя слово "дружба" мы вспомним все морфологические признаки имени существительного. В итоге урока мы составим "Паспорт этой части речи"

    5. Словарная работа.  Морфемный разбор.

     

    -Начнём с лексического значения, кто может дать определение, что такое "дружба"?

    - А теперь посмотрим, что  нам расскажет толковый словарь. (слайд 5)

    - Подберите к слову "дружба" однокоренные имена существительные.

    Дружба – друг, дружок, подруга, дружище, дружочек.

    Поставили черту, записываем.

    -Выполним морфемный разбор   слова  "дружба"

    - Каким  способом  образовалось это слово?

    - Давайте  определим род  всех записанных существительных.

    - Ребята, я тоже подбирала однокоренные слова.

     (всё тоже + содружество, "дружбой")  (слайд 6)

    - Все ли слова вам понятны?

    - А кто может объяснить, что  такое содружество?

    -Снова  обратимся к толковому словарю

     

    (слайд 7)

    Содружество - 1. Взаимная дружба, дружеское единение.

    2. Объединение, основанное на дружбе, на общности интересов.

    - Давайте допишем  слово "содружество"  в группу однокоренных слов.  Запомните его, ваш словарный запас увеличился  ещё на одно слово.  Определите род существительного "содружество".

    -Итак, у нас получилась группа однокоренных слов.

    - На какие группы вы бы разделили все слова? (одуш. и неодуш.)

    - Это имена собственные или нарицательные.

    -Молодцы!

    - Ребята, посмотрите, вы ничего не хотите мне сказать о моей работе.

    Физминутка.

    - А теперь вернёмся к слову, которое я записала ошибочно.  

    6. Морфологический  и синтаксический разборы

       

    1 вариант  Синтаксический разбор предложения.

    С дружбой сталкивается в жизни каждый человек. (каждый определительное местоимение)

    2 вариант

    - Выполнит морфологический разбор  слова  (С) дружбой

    - Как много мы уже вспомнили об имени существительном. Но работа наша продолжается.

    7. Работа с учебником.

    - Наверно все б хотели знать, что дружба – это благодать. А что нужно для того, чтобы дружить и быть другом. Ответить на этот вопрос поможет нам упражнение.

    Учебник с. 107 № 197. Даны слова.  (заменить слово "совесть" на слово "дружба")

    (работа в парах)

    - Прочитайте и скажите, какие слова  вы поставили бы рядом со словом "дружба".

    Искренность, доброта, справедливость, совесть, достоинство, благородство.  

     - Объясните свой выбор. Укажите склонение данных существительных

    8. Работа в группах.

    - Мудрость народная, пословицы учат нас ценить дружбу и  друзей. Недаром  пословиц и поговорок  о дружбе сложено очень много.

    - Сейчас мы проверим,  как вы их знаете.

    - На партах с карточкой  группы лежат конверты. Вам необходимо  восстановить деформированное предложение

    Группы объединяются и работают.  

     

    (слайд 8)

    1 группа –    

    Добрая шутка дружбы не рушит. – Р.п.

    (не, дружбы, шутка, рушит, добрая)

    2 группа –

    За дружбу дружбой платят.  – Т.п.

    (дружбу, платят, за, дружбой)

    3 группа –

    Расстояние дружбе не помеха. – Д.п.

    (не, расстояние, помеха, дружбе)

    4 группа –

    Дружба заботой да подмогой крепка. – И.п.

    (заботой, крепка, да,  дружба, подмогой)

    5 группа –

    Крепкую дружбу и топором не разрубишь. – В.п.

    (и, разрубишь, крепкую, не, топором, дружбу)

    6 группа

    О дружбе помни, а зло забывай. – П.п.

    (а, дружбе, забывай, о, зло, помни

    - А теперь я попрошу по одному представителю от группы выйти к доске и записать  подчёркнутое слово на доске.

    - Ребята, скажите, вы ничего интересного не заметили?

    - Давайте запишем данные слова в определённом грамматикой  порядке.

    -Какую работу мы сейчас выполняли?  (склоняли)

    9. Итог урока

    - Ну, что же все морфологические признаки существительного мы вспомнили, обобщили,  попробуем  составить паспорт.

    Возьмите бланки паспорта . (слайд  9)

    Паспорт части речи Имя существительное

    Отметьте каждую графу знаком:

    +  - знаю, могу записать  в паспорт

    + (-) -  знаю, но не всё, надо повторить правила

    ? - не знаю, не изучал

    Обозначает

    Отвечает на вопросы

    Происхождение термина "существительное"

    Начальная форма

    Постоянные морфологические признаки

    Непостоянные морфологические признаки

    Синтаксическая роль

    Есть ли графа, возле которой вы поставили знак "?".

    - Где можно найти эти сведения?

    - Перед вами несколько словарей.

    - Как вы думаете, в каком из них должна быть эта информация?

    (этимологический словарь)

    10. Домашнее задание: (слайд 10)

    1. Составить паспорт (обратиться к этимологическому словарю)

    2. Написать мини - сочинение – рассуждение:  Умею ли я дружить?

    11 Итог урока:

    -Наш урок окончен.  Пожалуйста, подойти к "Экрану настроения" и выразите своё отношение к уроку. Оставьте на нём свой "смайлик".  

                                 

    12.Завершение урока

    Вернитесь на свои места.

    -Давайте возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга.

    Вместе мы сила, потому что мы ДРУЗЬЯ! 

    Скажем вместе слова:

    Дружба настоящая в школе начинается,

    Чтобы не кончаться никогда.

    Дружба настоящая сердцем проверяется

    И остаётся с нами навсегда.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку: « Обобщение знаний об имени существительном»

    Конспект урока по русскому языку:« Обобщение  знаний об имени существительном» 2 класс...

    Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"

    Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

    Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"

    Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

    Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных." 3 класс

    Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Склонение имен существительных". 3 класс....

    Разработка открытого урока по русскому языку "Закрепление знаний об имени существительном"

    Разработка открытого урока-соревнования  по русскому языку "Закрепление знаний об имени существительном". Урок для 3 класса, презентация. Тема посвящена Дню Защитника Отечества....