Открытый урок по русскому языку. Тема "Обобщение знаний об имени существительном. Морфологические признаки"
материал по русскому языку (4 класс) по теме

Пряхина Лариса Николаевна

Открытый урок был проведён для студентов и преподавателей Курского педагогического колледжа. В уроке использовалась презентация, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_a_klasse.docx57.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 А классе

Тема урока:  Фестиваль знаний. Обобщение об имени существительном.

Цели:  

  1. Организовать учебную  деятельность обучающихся на уроке с целью развития системного мышления;
  2. Активизировать имеющиеся знания у обучающихся о существительном  как части речи;
  3. Создать условия для формирования таких личностных качеств как ответственность; коммуникабельность
  4. Развивать  творческое мышление; развивать познавательную активность;
  5. Воспитывать культуру работы с информацией, культуру коллективной работы

Тип урока: повторительно – обобщающий, комбинированный

Оборудование:

Презентация

Карточки с пословицами

Бланки "Паспорта существительного"

ХОД УРОКА

1. Организационное начало. Эмоциональный настрой.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Встаньте, дети, не ленитесь,

Все мне дружно улыбнитесь.

 - А теперь гостям нашим улыбнитесь и начнём урок.

- Покажем всё, что мы знаем и умеем.


2. Вхождение в тему.

- Сегодня для урока я приготовила  замечательное стихотворение (слайд 1),  но не могу вспомнить одно слово. Вам необходимо мочь мне восстановить это слово, чтобы мы могли  провести  урок.

- Посмотрите на экран.

-------- - это тёплый ветер,

----------- - это светлый мир,

---------- - солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

------- - это только счастье,

--------- - у людей одна.

С------ не страшны ненастья,

С------- - жизнь весной полна.

Верь, храни, цени же --------------,

Это высший идеал

Тебе она сослужит службу.

Ведь ----- - это ценный дар.

- Искать слово будем во время минутки чистописания, которую мы соединим с работой по фонетике

3. Минутка чистописания

Я попрошу  Олю помочь мне.  (записывать буквы)

1. Назовите в слове "ветер"  (щелчок 1) сонорный звук.

- Какой буквой обозначаем этот звук на письме?

 Буква "эр"

2. Назовите в слове "людей" (щелчок 2)  звук согласный, мягкий парный, звонкий парный.

Буква " дэ"

3. В слове "ненастья" (щелчок 3)  назовите гласный звук, который указывает на твёрдость согласных звуков.

Буква "а"

4. В слове "жизнь" (щелчок 4) назовите  согласный, твёрдый непарный звук.

Буква "жэ"

5. В слове "службу" (щелчок 5)  назовите  гласные звуки.

Буква "у"

6. В этом же слове назовите  звук, парный звуку [п].

Буква "бэ"

р   д  а  ж  у б  

Посадка при письме

- Запишите  целую строчку, чередуя эти буквы.

- Составить из полученных букв слово.        

 "ДРУЖБА"     (слайд 2)

- Запишите это слово на следующей строке

4. Определение темы урока:

- Спасибо, вы мне помогли

-Давайте, ребята, прочитаем стихотворение.  (ученик)

- Сегодня на уроке  дружба сослужит нам великую  службу,  поможет  работать сплочённо, дружно и  станет ключевым словом урока.

-Посмотрите на выделенные слова (слайд 3)  и скажите, о какой части речи  мы сегодня будем говорить.

- Как вы это определили?  (слова отвечают на падежные вопросы и обозначают предмет).    (правило)

(слайд 4)

-Верно – это имя существительное

- Вы уже знаете, что имя существительное занимает одно из главных мест в нашей речи. В русском языке существительным является каждое второе слово. 

- Сегодня исследуя слово "дружба" мы вспомним все морфологические признаки имени существительного. В итоге урока мы составим "Паспорт этой части речи"

5. Словарная работа.  Морфемный разбор.

 

-Начнём с лексического значения, кто может дать определение, что такое "дружба"?

- А теперь посмотрим, что  нам расскажет толковый словарь. (слайд 5)

- Подберите к слову "дружба" однокоренные имена существительные.

Дружба – друг, дружок, подруга, дружище, дружочек.

Поставили черту, записываем.

-Выполним морфемный разбор   слова  "дружба"

- Каким  способом  образовалось это слово?

- Давайте  определим род  всех записанных существительных.

- Ребята, я тоже подбирала однокоренные слова.

 (всё тоже + содружество, "дружбой")  (слайд 6)

- Все ли слова вам понятны?

- А кто может объяснить, что  такое содружество?

-Снова  обратимся к толковому словарю

 

(слайд 7)

Содружество - 1. Взаимная дружба, дружеское единение.

2. Объединение, основанное на дружбе, на общности интересов.

- Давайте допишем  слово "содружество"  в группу однокоренных слов.  Запомните его, ваш словарный запас увеличился  ещё на одно слово.  Определите род существительного "содружество".

-Итак, у нас получилась группа однокоренных слов.

- На какие группы вы бы разделили все слова? (одуш. и неодуш.)

- Это имена собственные или нарицательные.

-Молодцы!

- Ребята, посмотрите, вы ничего не хотите мне сказать о моей работе.

Физминутка.

- А теперь вернёмся к слову, которое я записала ошибочно.  

6. Морфологический  и синтаксический разборы

   

1 вариант  Синтаксический разбор предложения.

С дружбой сталкивается в жизни каждый человек. (каждый определительное местоимение)

2 вариант

- Выполнит морфологический разбор  слова  (С) дружбой

- Как много мы уже вспомнили об имени существительном. Но работа наша продолжается.

7. Работа с учебником.

- Наверно все б хотели знать, что дружба – это благодать. А что нужно для того, чтобы дружить и быть другом. Ответить на этот вопрос поможет нам упражнение.

Учебник с. 107 № 197. Даны слова.  (заменить слово "совесть" на слово "дружба")

(работа в парах)

- Прочитайте и скажите, какие слова  вы поставили бы рядом со словом "дружба".

Искренность, доброта, справедливость, совесть, достоинство, благородство.  

 - Объясните свой выбор. Укажите склонение данных существительных

8. Работа в группах.

- Мудрость народная, пословицы учат нас ценить дружбу и  друзей. Недаром  пословиц и поговорок  о дружбе сложено очень много.

- Сейчас мы проверим,  как вы их знаете.

- На партах с карточкой  группы лежат конверты. Вам необходимо  восстановить деформированное предложение

Группы объединяются и работают.  

 

(слайд 8)

1 группа –    

Добрая шутка дружбы не рушит. – Р.п.

(не, дружбы, шутка, рушит, добрая)

2 группа –

За дружбу дружбой платят.  – Т.п.

(дружбу, платят, за, дружбой)

3 группа –

Расстояние дружбе не помеха. – Д.п.

(не, расстояние, помеха, дружбе)

4 группа –

Дружба заботой да подмогой крепка. – И.п.

(заботой, крепка, да,  дружба, подмогой)

5 группа –

Крепкую дружбу и топором не разрубишь. – В.п.

(и, разрубишь, крепкую, не, топором, дружбу)

6 группа

О дружбе помни, а зло забывай. – П.п.

(а, дружбе, забывай, о, зло, помни

- А теперь я попрошу по одному представителю от группы выйти к доске и записать  подчёркнутое слово на доске.

- Ребята, скажите, вы ничего интересного не заметили?

- Давайте запишем данные слова в определённом грамматикой  порядке.

-Какую работу мы сейчас выполняли?  (склоняли)

9. Итог урока

- Ну, что же все морфологические признаки существительного мы вспомнили, обобщили,  попробуем  составить паспорт.

Возьмите бланки паспорта . (слайд  9)

Паспорт части речи Имя существительное

Отметьте каждую графу знаком:

+  - знаю, могу записать  в паспорт

+ (-) -  знаю, но не всё, надо повторить правила

? - не знаю, не изучал

Обозначает

Отвечает на вопросы

Происхождение термина "существительное"

Начальная форма

Постоянные морфологические признаки

Непостоянные морфологические признаки

Синтаксическая роль

Есть ли графа, возле которой вы поставили знак "?".

- Где можно найти эти сведения?

- Перед вами несколько словарей.

- Как вы думаете, в каком из них должна быть эта информация?

(этимологический словарь)

10. Домашнее задание: (слайд 10)

1. Составить паспорт (обратиться к этимологическому словарю)

2. Написать мини - сочинение – рассуждение:  Умею ли я дружить?

11 Итог урока:

-Наш урок окончен.  Пожалуйста, подойти к "Экрану настроения" и выразите своё отношение к уроку. Оставьте на нём свой "смайлик".  

                             

12.Завершение урока

Вернитесь на свои места.

-Давайте возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга.

Вместе мы сила, потому что мы ДРУЗЬЯ! 

Скажем вместе слова:

Дружба настоящая в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Дружба настоящая сердцем проверяется

И остаётся с нами навсегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку: « Обобщение знаний об имени существительном»

Конспект урока по русскому языку:« Обобщение  знаний об имени существительном» 2 класс...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"

Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"

Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных." 3 класс

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Склонение имен существительных". 3 класс....

Разработка открытого урока по русскому языку "Закрепление знаний об имени существительном"

Разработка открытого урока-соревнования  по русскому языку "Закрепление знаний об имени существительном". Урок для 3 класса, презентация. Тема посвящена Дню Защитника Отечества....