Урок русского языка по теме "Упражнение в определении склонения имен существительных" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка  "Упражнение в определении склонения имен существительных". 4 класс. Программа "Школа России".  Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  К уроку прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-м классе по теме:

«Упражнение в определении склонения имен существительных»

Цель: учить определять склонение имен существительных

Задачи:

  1. Развивать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже).
  2. Совершенствовать умения распознавать части речи по их существенным признакам; определять падеж имен существительных.
  3. Развивать внимание, зрительную память учащихся.
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  1. Учебник «Русский язык», 4 класс, 1ч. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 3 изд. – М.: Просвещение, 2007
  2. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
  3. Таблицы-опоры, карточки для индивидуальной работы

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Организация учащихся на работу

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно.

        

  1. Проверка домашнего задания

Стр. 107, упр. 70

Спишите стихи. Укажите тип склонения, падеж существительных, выделите окончания.

  1. Чистописание

1. - Отгадайте загадку:

Жаль озябшего бедняжку -

Всем ветрам и ветеркам

Он последнюю рубашку

Раздарил по лоскуткам. (Лес)

Слайд 1.                

- О какой рубашке говорится в загадке?

- Как  мы должны вести себя в лесу?        

        

- Сколько звуков в слове лес? (3)

- Произнесите их.

- Дайте характеристику звуку  (л,)

- Какой буквой обозначается звук (л,)?

  1. Повторим написание заглавной и строчной буквы Лл, соединений с буквами с и е:

- Пишем неторопливо. Очень четко и красиво!

Лл лс ле

  1. Повторение пройденного. Актуализация знаний учащихся

1. – Подберите однокоренные слова с корнем лес

Запись слов:

Лесок, лесная, перелесок, лесник.

- Какая орфограмма во всех этих словах? (безударная гласная –е)

- Какое слово является проверочным?

  1. Разберите слова по составу.

  1. Составьте предложение с прилагательным лесная. (Н-р: Ребята идут по лесной дороге.)
  1. Разберите предложение по членам
  2. Укажите род и падеж существительных

  1. Распознавание типа склонения имен существительных.

- Шли мы, шли по лесной дороге и вышли на поляну.

На ней зашифрованы слова.

Слайд 2 (на слайде схемы слов)

б_ _ _ а                        к_ _ н                         е_ь

о_ _ _ а                        т_ _ _ _ ь                    с_ _ _ _ ь

с_ _ _а                         я_ _ _ ь

я_ _ _ _ я                     д_б

- Попробуйте, не отгадывая слов, определить на какие группы разделены эти слова? (по склонениям)

- Почему так решили? (по окончаниям)

- Как определить склонение имен существительных?

- Какие существительные относятся к 1-ому склонению? Приведите примеры.

  1. На стенд вывешивается таблица-опора:

1 скл.

м. р.

ж. р.

-а, -я

папа

дядя

мама

тётя

- Какие существительные относятся ко второму склонению? Приведите примеры.

  1. На стенд вывешивается таблица-опора:

2 скл.

м. р.

ср. р.

-

-о,-е

слон

сарай

конь

поле

окно

- Какие существительные относятся к третьему склонению? Приведите примеры.

  1. На стенд вывешивается таблица-опора:

3 скл.

ж. р.

ь

ночь

степь

 

- Чему будем учиться сегодня на уроке?

- Назовите тему урока

  1. Сообщение темы и целей урока

- На уроке будем учиться определять склонение имен существительных.

На доске:

Упражнение в склонении имен существительных

  1. Работа над новым материалом

1. Работа с зашифрованными словами

Здесь зашифрованы слова, обозначающие растения. Назовите их.

(Берёза, осина, сосна, яблоня, клён, тополь, ясень, дуб, ель, сирень)

  1. Записать слова в три столбика по склонениям (учитель диктует слова в разброс, слайд закрыт)

- Какое из растений является национальной гордостью России (берёза)

- Какая орфограмма в этом слове?

- Написание еще каких слов надо запомнить? (осина, сирень, яблоня, тополь, ясень)

- Какие орфограммы встретились в других словах? (сосна, дуб)

  1. Взаимопроверка

     Слайд 3

                       1 скл.                      2 скл.                        3 скл.

                    берёза                        клён                          ель            

                    осина                         тополь                      сирень

                    сосна                          ясень

                    яблоня                       дуб

 

- На какие две группы можно разделить все деревья?

1) дикорастущие и культурные

2) хвойные и лиственные

 

  1. Физкультминутка

Физкультурные упражнения

Зарядка для глаз

VIII. Продолжение работы по теме урока

2. Распознавание склонения имен существительных одного и того же рода

  1. Образуйте от данных слов однокоренные имена существительные

Слайд 4

 ночь –         (ночка)

 ладонь –         (ладошка)

  1. Определите, какого рода имена существительные?
  2. Какого склонения могут быть существительные женского рода? (1-ого или 3-его)
  3. От чего это зависит?  (От окончания в именительном падеже)
  4. Запишите пары слов, выделите окончание, укажите склонение, продолжите этот ряд (печь – печка)

  1. Распознавание склонения имен существительных, имеющих одинаковые окончания.

      - А теперь перейдем на другую полянку, понаблюдаем за другими обитателями леса.

     - Вставьте подходящие по смыслу существительные с мягким знаком на конце:

Слайд 5

Уснул до весны в своей берлоге………..(медведь). Веточками деревьев питается…………(лось). Осторожно крадется…………(рысь).

  1. Чем сходны имена существительные медведь, лось, рысь? (по написанию – ь знак на конце)
  2. Что обозначает мягкий знак в этих словах?
  3. К какому склонению могут относиться существительные с мягким знаком на конце слова в начальной форме? (2, 3)
  4. Спишите текст, укажите склонение имен существительных.
  5. Дополните текс еще одним предложением (желательно с существительным с мягким знаком на конце).
  6. Проверка

IX. Закрепление изученного материала

 1. - В каком месяце лес выглядит так?

Слайд 6

- Прочитайте стихотворение А. Твардовского «Ноябрь» (текст записан на доске)

Ноябрь

В лесу заметней стала елка,

Он прибран засветло и пуст.

И оголенный, как метелка,

Забитый грязью у проселка,

Обдутый изморозью золкой,

Дрожит, свистит лозовый куст.

(Александр Твардовский)

- С чем сравнивает автор лес? (с метелкой)

- Что такое изморозь?

(И́ЗМОРОЗЬ, -и, ж. Род инея рыхлый снежный покров, образующийся из оседающих частиц влаги при морозе, тумане. Серебристая и.)

- Найдите словосочетание изморозью золкой. Как в литературе называется это словосочетание? (эпитет)

- Что означает слово золкий?

(Золкий - злой и суровый, яростный, жестокий)

  1. Спишите стихотворение.

Задание:

- Найдите в стихотворении имена существительные, определите их род и склонение (1 ученик работает у доски)

2. Самостоятельная работа по учебнику

Стр. 103, упр.69

Списать предложения, изменяя форму существительных в скобках. Указать тип склонения существительных, падеж, выделить окончания.

  1. Индивидуальная работа по карточкам (Гайдуков, Гринина).

Определить род и склонение существительных

        Снег , метель , трава , осень , дождь , утро , гром , буря , ночь,

вещь , конь , окно , газета , копьё , свобода , дядя , соль ,

беседа .

- Выделить окончание

  1. Проверка

X. Домашнее задание

Стр. 104, упр. 71

- Что могут обозначать имена существительные, кроме явлений природы?

XI. Итог урока

- Чему учились на уроке?

- От чего зависит склонение имен существительных?

- Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям

- Могут ли существительные разных родов относится к одному и тому же склонению?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка по теме "Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение".

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение»   и  презентация к нему.Урок разработан в соответствии с УМК «Школа Ро...

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений"

Конспект урока по русскому языку для 4 класса по УМК "Школа России". Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех  склонений". Цели:1) Отработка навыков правописания бе...

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс

ТЕМА: «Обобщение  знаний  об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока:   повторение и закрепление изученного  ( части речи)....

Открытый урок русского языка «Различие окончаний в разных падежах имен существительных первого склонения»

Тема: Различие окончаний в разных падежах имен существительных первого склонения.Цель: проводить обучение детей на гуманно-личностной основе, формируя их гражданские чувства, прививая любовь к р...

Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении"

Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении" по УМК "Перспективная начальная школа". Второй урок по этой теме....

Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных" 3класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных" 3класс, УМК "Перспективная начальная школа"...