Главные вкладки

    Урок русского языка по теме "Упражнение в определении склонения имен существительных" 4 класс
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Урок русского языка  "Упражнение в определении склонения имен существительных". 4 класс. Программа "Школа России".  Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  К уроку прилагается презентация.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 4-м классе по теме:

    «Упражнение в определении склонения имен существительных»

    Цель: учить определять склонение имен существительных

    Задачи:

    1. Развивать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже).
    2. Совершенствовать умения распознавать части речи по их существенным признакам; определять падеж имен существительных.
    3. Развивать внимание, зрительную память учащихся.
    4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

    Оборудование:

    1. Учебник «Русский язык», 4 класс, 1ч. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 3 изд. – М.: Просвещение, 2007
    2. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
    3. Таблицы-опоры, карточки для индивидуальной работы

    Тип урока: комбинированный

    Ход урока

    1. Организация учащихся на работу

    Мы сюда пришли учиться,

    Не лениться, а трудиться.

    Работаем старательно, слушаем внимательно.

            

    1. Проверка домашнего задания

    Стр. 107, упр. 70

    Спишите стихи. Укажите тип склонения, падеж существительных, выделите окончания.

    1. Чистописание

    1. - Отгадайте загадку:

    Жаль озябшего бедняжку -

    Всем ветрам и ветеркам

    Он последнюю рубашку

    Раздарил по лоскуткам. (Лес)

    Слайд 1.                

    - О какой рубашке говорится в загадке?

    - Как  мы должны вести себя в лесу?        

            

    - Сколько звуков в слове лес? (3)

    - Произнесите их.

    - Дайте характеристику звуку  (л,)

    - Какой буквой обозначается звук (л,)?

    1. Повторим написание заглавной и строчной буквы Лл, соединений с буквами с и е:

    - Пишем неторопливо. Очень четко и красиво!

    Лл лс ле

    1. Повторение пройденного. Актуализация знаний учащихся

    1. – Подберите однокоренные слова с корнем лес

    Запись слов:

    Лесок, лесная, перелесок, лесник.

    - Какая орфограмма во всех этих словах? (безударная гласная –е)

    - Какое слово является проверочным?

    1. Разберите слова по составу.

    1. Составьте предложение с прилагательным лесная. (Н-р: Ребята идут по лесной дороге.)
    1. Разберите предложение по членам
    2. Укажите род и падеж существительных

    1. Распознавание типа склонения имен существительных.

    - Шли мы, шли по лесной дороге и вышли на поляну.

    На ней зашифрованы слова.

    Слайд 2 (на слайде схемы слов)

    б_ _ _ а                        к_ _ н                         е_ь

    о_ _ _ а                        т_ _ _ _ ь                    с_ _ _ _ ь

    с_ _ _а                         я_ _ _ ь

    я_ _ _ _ я                     д_б

    - Попробуйте, не отгадывая слов, определить на какие группы разделены эти слова? (по склонениям)

    - Почему так решили? (по окончаниям)

    - Как определить склонение имен существительных?

    - Какие существительные относятся к 1-ому склонению? Приведите примеры.

    1. На стенд вывешивается таблица-опора:

    1 скл.

    м. р.

    ж. р.

    -а, -я

    папа

    дядя

    мама

    тётя

    - Какие существительные относятся ко второму склонению? Приведите примеры.

    1. На стенд вывешивается таблица-опора:

    2 скл.

    м. р.

    ср. р.

    -

    -о,-е

    слон

    сарай

    конь

    поле

    окно

    - Какие существительные относятся к третьему склонению? Приведите примеры.

    1. На стенд вывешивается таблица-опора:

    3 скл.

    ж. р.

    ь

    ночь

    степь

     

    - Чему будем учиться сегодня на уроке?

    - Назовите тему урока

    1. Сообщение темы и целей урока

    - На уроке будем учиться определять склонение имен существительных.

    На доске:

    Упражнение в склонении имен существительных

    1. Работа над новым материалом

    1. Работа с зашифрованными словами

    Здесь зашифрованы слова, обозначающие растения. Назовите их.

    (Берёза, осина, сосна, яблоня, клён, тополь, ясень, дуб, ель, сирень)

    1. Записать слова в три столбика по склонениям (учитель диктует слова в разброс, слайд закрыт)

    - Какое из растений является национальной гордостью России (берёза)

    - Какая орфограмма в этом слове?

    - Написание еще каких слов надо запомнить? (осина, сирень, яблоня, тополь, ясень)

    - Какие орфограммы встретились в других словах? (сосна, дуб)

    1. Взаимопроверка

         Слайд 3

                           1 скл.                      2 скл.                        3 скл.

                        берёза                        клён                          ель            

                        осина                         тополь                      сирень

                        сосна                          ясень

                        яблоня                       дуб

     

    - На какие две группы можно разделить все деревья?

    1) дикорастущие и культурные

    2) хвойные и лиственные

     

    1. Физкультминутка

    Физкультурные упражнения

    Зарядка для глаз

    VIII. Продолжение работы по теме урока

    2. Распознавание склонения имен существительных одного и того же рода

    1. Образуйте от данных слов однокоренные имена существительные

    Слайд 4

     ночь –         (ночка)

     ладонь –         (ладошка)

    1. Определите, какого рода имена существительные?
    2. Какого склонения могут быть существительные женского рода? (1-ого или 3-его)
    3. От чего это зависит?  (От окончания в именительном падеже)
    4. Запишите пары слов, выделите окончание, укажите склонение, продолжите этот ряд (печь – печка)

    1. Распознавание склонения имен существительных, имеющих одинаковые окончания.

          - А теперь перейдем на другую полянку, понаблюдаем за другими обитателями леса.

         - Вставьте подходящие по смыслу существительные с мягким знаком на конце:

    Слайд 5

    Уснул до весны в своей берлоге………..(медведь). Веточками деревьев питается…………(лось). Осторожно крадется…………(рысь).

    1. Чем сходны имена существительные медведь, лось, рысь? (по написанию – ь знак на конце)
    2. Что обозначает мягкий знак в этих словах?
    3. К какому склонению могут относиться существительные с мягким знаком на конце слова в начальной форме? (2, 3)
    4. Спишите текст, укажите склонение имен существительных.
    5. Дополните текс еще одним предложением (желательно с существительным с мягким знаком на конце).
    6. Проверка

    IX. Закрепление изученного материала

     1. - В каком месяце лес выглядит так?

    Слайд 6

    - Прочитайте стихотворение А. Твардовского «Ноябрь» (текст записан на доске)

    Ноябрь

    В лесу заметней стала елка,

    Он прибран засветло и пуст.

    И оголенный, как метелка,

    Забитый грязью у проселка,

    Обдутый изморозью золкой,

    Дрожит, свистит лозовый куст.

    (Александр Твардовский)

    - С чем сравнивает автор лес? (с метелкой)

    - Что такое изморозь?

    (И́ЗМОРОЗЬ, -и, ж. Род инея рыхлый снежный покров, образующийся из оседающих частиц влаги при морозе, тумане. Серебристая и.)

    - Найдите словосочетание изморозью золкой. Как в литературе называется это словосочетание? (эпитет)

    - Что означает слово золкий?

    (Золкий - злой и суровый, яростный, жестокий)

    1. Спишите стихотворение.

    Задание:

    - Найдите в стихотворении имена существительные, определите их род и склонение (1 ученик работает у доски)

    2. Самостоятельная работа по учебнику

    Стр. 103, упр.69

    Списать предложения, изменяя форму существительных в скобках. Указать тип склонения существительных, падеж, выделить окончания.

    1. Индивидуальная работа по карточкам (Гайдуков, Гринина).

    Определить род и склонение существительных

            Снег , метель , трава , осень , дождь , утро , гром , буря , ночь,

    вещь , конь , окно , газета , копьё , свобода , дядя , соль ,

    беседа .

    - Выделить окончание

    1. Проверка

    X. Домашнее задание

    Стр. 104, упр. 71

    - Что могут обозначать имена существительные, кроме явлений природы?

    XI. Итог урока

    - Чему учились на уроке?

    - От чего зависит склонение имен существительных?

    - Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям

    - Могут ли существительные разных родов относится к одному и тому же склонению?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация урока русского языка по теме "Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение".

    Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение»   и  презентация к нему.Урок разработан в соответствии с УМК «Школа Ро...

    Конспект урока русского языка по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений"

    Конспект урока по русскому языку для 4 класса по УМК "Школа России". Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех  склонений". Цели:1) Отработка навыков правописания бе...

    Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс

    ТЕМА: «Обобщение  знаний  об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока:   повторение и закрепление изученного  ( части речи)....

    Открытый урок русского языка «Различие окончаний в разных падежах имен существительных первого склонения»

    Тема: Различие окончаний в разных падежах имен существительных первого склонения.Цель: проводить обучение детей на гуманно-личностной основе, формируя их гражданские чувства, прививая любовь к р...

    Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении"

    Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении" по УМК "Перспективная начальная школа". Второй урок по этой теме....

    Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных" 3класс, УМК "Перспективная начальная школа"

    Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных" 3класс, УМК "Перспективная начальная школа"...

    Конспект урока русского языка по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных" 3 класс

    План урока.I.Организационный момент.Начинается урок. Он пройдет, ребята, впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку...