Главные вкладки

    Интегрированный урок русского языка и окружающего мира "Определение падежей имен существительных" Девиз урока: "Судьба планеты - наша общая судьба"
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Газизова Лилия Шамсутдиновна

    Урок посвящен Году экологии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Урок посвящен Году экологии50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                Интегрированный урок русского языка и окружающего мира

    Цели урока:

    - совершенствование умения определять падеж имени существительного, развивать умение задавать вопросы к именам существительным;

    -сформировать первоначальные представления детей об экологии и её роли в жизни людей, учить основам экологической грамотности,

    -знакомить  с  Красной книгой,  содержащей сведения о редких, исчезающих растениях и животных

    -обучать правильному поведению в природе,

    расширять знания учащихся об экологических проблемах,

    развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы, воспитывать экологическую культуру, активность, самостоятельность


                                                  Ход урока

    1.Чтение стихотворения


                               
    Есть одна планета -  сад,

                              В этом космосе холодном

                              Только здесь леса шумят,

                              Птиц скликая перелётных.

                              Лишь на ней одной увидишь

                              Ландыши в траве зелёной,

                              И стрекозы только тут

                              В реку смотрят удивлённо.

                              Береги свою планету,

                              Ведь другой на свете нету.


    2.Беседа

    - О какой планете мы прочитали? Почему говорится, что она одна?

    - Чем наша планета отличается от других?

    - Не настораживают ли вас последние строки стихотворения?

    - Почему звучит тревога?
    - Что произошло с природой и, кто в этом виноват?  

    1) Загрязнение природы отходами

    Проблема отходов признаётся учёными одной из самой главных и трудных. Горы отходов изуродовали леса, луга и реки. Учёные считают, что человек обязан не вываливать груды разовой посуды и упаковочных материалов, и работают над изготовлением этих предметов на бумажной основе, которые не так вредны в природе.

    2) Загрязнение воды

    Проблема чистой воды в настоящее время приобрела мировое значение. Чистая питьевая вода стала дефицитом.

    3) Пожары

    Много лесов погибает из-за пожаров. Большая часть пожаров происходит по вине человека.

    4) Вырубка лесов

    Вырубленный лес не восстанавливается. На его месте появляется безжизненная пустыня. Жителям леса некуда деваться, и они многие погибают. Чтобы вырастить новый лес, нужно ждать 15 – 20 лет.

    5) Высыхание водоёмов

    Из-за неправильного хозяйствования многие реки и озера стали меньше, и поэтому многие животные, населяющие водоёмы, из-за недостатка воды умирают.

    6) Истребление цветов

    Когда человек собирает букет, то выбирает самые лучшие, красивые и крупные, а семена остаются худшие. Происходит вырождение цветов. Сорванные цветы быстро вянут. Если цветы исчезнут, то природа обеднеет.

    7) Загрязнение воздуха дымом и выхлопными газа

    На сегодняшний день чистый воздух - это огромный дефицит, это проблема больших и малых городов, проблема помещений, в которых мы живём.

    Многие болезни появляются из-за загрязненного воздуха.

     Затем учитель и учащиеся делают микро - вывод)

    Вывод: Мы на основе фактов из нашей жизни выявили проблемы экологии. Экологические проблемы – важнейшие проблемы на Земле. Чтобы сохранить планету чистой, мы должны разумно хозяйствовать на Земле, потому что каждому из нас приятно видеть красивое дерево, купаться в прозрачной воде, дышать свежим воздухом. Чистота начинается с нас самих.

     У: Учёные подсчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лица Земли больше 200 видов животных. По одному в год. В наши дни гибель видов идёт быстрее. И всё потому, что люди, не зная, а часто и попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешиваются в неё.

    Мы можем подумать: «Ну исчезают какие-то виды — и пусть исчезают. Обойдёмся без них». Не обойдёмся! Сейчас мы знаем, что всё в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям убивать её, связи нарушатся (а они уже сильно нарушены), а поскольку человек — часть природы, разрушив её, он и сам может погибнуть. Поняв это, люди во всём мире стали объединяться, чтобы вместе охранять Землю.

     Многие страны составляют сегодня собственные Красные книги. Подобная книга в России была создана в 1974 году.

                                          Работа над текстом

    Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По тому, на странице какого цвета содержится информация о данном животном, можно сразу определить, в каком положении оно находится.

    Сначала идут черные страницы. На них записаны те животные, которых мы больше не увидим. Это большерогий олень, саблезубый тигр, бескрылая гагарка, странствующий голубь и другие.

    На красных страницах книги записаны редкие, исчезающие животные. Их мало, но еще можно встретить. Они могут исчезнуть совсем. Это, синий кит, гепард, полосатая гиена и другие.

    На желтые страницы занесены животные, количество которых стремительно уменьшается. Если мы не поможем им, то они могут попасть на опасные красные страницы. Это амурский тигр, пятнистый карликовый тушканчик, морж и другие.

    На серых страницах записаны животные, которые до сих пор мало изучены. Места их обитания труднодоступны или точно не установлены. К таким животным относятся слоновая черепаха, жук-геркулес и другие.

    Следующие страницы Красной книги — белые. Здесь записаны животные, численность которых всегда была невелика.Они обитают на небольших площадках. Это белый медведь, снежный барс, пятнистый олень, утконос.

    Последние страницы Красной книги — зеленые. На них записаны животные, которых удалось спасти от вымирания. Например, бурые медведи.

                                   Работа над текстом.

            Сохранить реки, озера, леса, животных и птиц, воздух, которым мы все дышим – это чрезвычайно важно и для Башкортостана. Ведь у нас созданы и создаются крупнейшие базы нефтехимии, промышленных предприятий, интенсивного сельского хозяйства, а хрупкость и уязвимость природы требуют осторожного с ней обращения.

         В 2001г.  Кабинет Министров Республики Башкортостан постановил    учредить Красную книгу Республики Башкортостан.  Теперь в Башкирии законодательно защищены 112 видов животных.

           В настоящее время на охраняемых природных территориях республики охраняются такие животные,  как: лось, марал, косуля, медведь, рысь, бобр, барсук, сурок-байбак, кабан, норка, выхухоль, журавль – стерх,  барсук, безногая ящерица, водяной уж, травяная лягушка, прудовая лягушка, такие растения, как: купальница, ландыш, кувшинка, такие насекомые, как:  жук-олень, бабочка адмирал, башкирская бортевая пчела, такие птицы, как: большая белая цапля, лебедь-кликун, степной орел, сапсан, беркут и некоторые другие.

      Знаменательно то, что Красная книга включила не только тех животных, которые уже оказались редкими, то есть на грани исчезновения, но и тех, которые могут пополнить этот список в самое ближайшее время. 

    Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёные разработали программу спасения. Сейчас уже издано несколько томов Международной Красной книги.

    Красная книга – это сигнал SOS, который подают нам птицы, звери и растения.

                                         Анализ текста

    Мы говорили о том, что Красная книга необычная. Чем она необычна? (В ней занесены животные и растения, которые нуждаются в охране) Какие животные нуждаются в охране? А растения?

    - Что символизирует красный цвет обложки? (это сигнал тревоги, опасности, предупреждения)

    - Правильно, он как красный сигнал светофора предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!». 

    Склонение имен существительных.

    Журавль                              кувшинка                 барсук

    Прочтите вслух стихотворение Дудина 

     

    Берегите Землю! Берегите!

    Жаворонка в голубом зените,

    Бабочку на листьях повилики,

    На тропинке солнечные блики...

    Берегите молодые всходы

    На зелёном празднике природы,

    Небо в звёздах, океан и сушу

    И в бессмертье верящую душу, -

    Всех судеб связующие нити.

    Берегите Землю! Берегите! 

    Определим падеж выделенных существительных

     Найдите в этом стихотворении имена существительные  и определите род, число, падеж.

    1.Найти главное слово

    2.Задать вопрос от главного слова к существительному

    3.По вопросу и предлогу определить падеж

       Берегите (что?) Землю, жаворонка, бабочку, блики, всходы, небо, океан, сушу, душу, – В,п.

                   

    У: Какие правила надо соблюдать, чтобы не страдали и не исчезали с нашей планеты животные и растения?                                                                                                                                                      

     Правила поведения на природе.

    1. На природе запоминать увиденное.
    2. Ходить по тропинкам.
    3. Не ломать ветки деревьев.
    4. Не топтать цветы, травы.
    5. Не кричать, не включать громко музыку.
    6. Не лезть в птичьи гнезда.
    7. Не ловить насекомых.
    8. Не разрушать грибницы.
    9. Не ловить мальков и лягушек.
    10. Не рвать паутинки.
    11. Не оставлять не затушенных костров.
    12. Не разорять муравейники.

    13. Не брать лесных зверьков домой

    У: Наш урок  подходит к концу.    Давайте все вместе сделаем шаг навстречу  природе.

    Перед вами дерево, символизирующее ваше отношение к природе. Если вы готовы принимать активное участие в деле охраны природы, возьмите листочек и прикрепите его на деревце.

    (дети прикрепляют листики)

    Посмотрите, как преобразилось наше дерево! И пусть также вклад каждого из нас в дело охраны природы преобразит всю нашу планету! И тогда человек будет по-настоящему счастлив!

    Песенка друзей природы 
    1. Ничего на свете лучше нету, 
    Чем беречь любимую планету. 
    Чтоб деревья землю украшали, 
    Чтоб цветы повсюду расцветали.


    2. Мы свое призванье не забудем: 
    Помогаем птицам, зверям, людям. 
    Мы хотели б, чтобы птицы пели, 
    Чтоб леса зеленые шумели.


    3. Пусть цветет цветочная поляна, 
    Вырастают сосны-великаны. 
    Будет чистым небо голубое, 
    В этом мире мы нужны с тобою.

    Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что у него все получилось, на полях в тетради поставьте восклицательный знак (!). Если кто-то сомневается, что все выполнял правильно, если не до конца освоил тему – поставьте на полях вопросительный знак (?).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в рамках здоровьесберегающей технологии.

    Расширению познавательного интереса учащихся, формированию устойчивой положительной мотивации к  обучению способствуют приёмы интегрированного обучения.     Научить детей бы...

    Открытый интегрированный урок русского языка и окружающего мира

    2 класс "Безударная гласная в корне слова. Обобщение. Весна в природе" 4 четверть, школа 2100....

    Интегрированный урок русского языка и окружающего мира "Виды текстов. Дикие и домашние животные".

    Ребята познакомятся с различными видами текста, научатся их распозновать. Вспомнят, что они знают о диких и домашних животных....

    Интегрированный урок русского языка и окружающего мира

    Цель урока: 1 Обобщить материал по теме "Слова, обозначающие действие предметов" 2. Развивать орфоргафическую грамотность 3. Воспитывать любовь к птицам...

    Интегрированный урок русского языка и окружающего мира 3класс "Обобщение об имени существительном. Зелёная одежда земли.

    Урок русского языка по программе "Ш-2100" зкласс, но можно использовать по любому УМК....

    Интегрированный урок русского языка и окружающего мира 2 класс УМК «Школа России» Тема урока «Обобщение по теме предложение»

    Цель урока:  обобщить знания о словосочетаниях, главных и второстепенных членах предложения, о видах предложения. Задачи урока:развивающие  формировать умение оценивать свои учебные дей...