Главные вкладки

    Методическая разработка урока русского языка в 4 классе"Родительный падеж имен существительных"
    методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме

    Воронкова Татьяна Юрьевна

    Урок русского языка на тему осени.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx24.36 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                 Конспект

                          урока русского языка в 4 классе.

                     Тема: «Родительный падеж имён существительных».

            

    Цели:1.Способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма.

    2.Закрепить знания и умения, полученные на предыдущих уроках по теме: «Имя  

        существительное».

    3.Создать условия для повторения состава слова,разбора предложений по членам .

    4.Способствовать развитию речи детей,обогащению словаря детей.

    5.Способствовать развитию умения чувствовать,понимать,любить красоту родной

    природы.

    Оборудование:1.Картина И.И.Левитана «Золотая осень».

                                   2.Запись «Времена года» Чайковского.

                                    3.Красочный Старичок-лесовичок.

                                     4.Природные материалы.

                                                       Ход урока.

    1. Организационный момент.

    -Ребята,сегодня на уроке у нас много гостей.Давайте поприветствуем их.А теперь тихо садитесь,спинки прямые,ноги поставлены ровно.Начинаем наш урок.

    Запишите ,пожалуйста, число,классная работа.

    2.Сообщение темы и целей работы.

     -Мы уже знакомы с именем существительным,с именительным падежом. Начали знакомиться с родительным падежом.Как вы думаете, с каким падежом мы будем работать сегодня на уроке.(Ответы детей).Молодцы,догадались.ту работу мы и будем продолжать сегодня.Итак,тема нашего сегодняшнего урока…(на доске открывается запись: …одительный падеж имени существительного.

    -Но что это?Убежала буква.Какая буква покинула своё место?

    -Буква Р.

    3.Чистописание.Повторение изученного.

    -Что мы можем сказать об этой букве?(Согласная,может обозначать 2 звука,р-твёрдый и р-мягкий,оба эти звуки звонкие,этот звук не имеет пары.)

    -Из каких элементов состоят строчная и заглавная буквы р т Р.(Р-длинная прямая черта с закруглением внизу,р-длинная наклонная,короткая наклонная с закруглением влево и вправо.)

    -Давайте вспомним эти буквы и напишем красиво.

    -Оказывается,спряиал эту букву Старичок- Лесовичок.Он вам приготовил загадки и ваша задача правильно и красиво написать отгадки.Итак:

            *Утром бусы засверкали,

              Всю траву собой устлали.

              А пошли искать их днём,

              Ищем,ищем не найдём.(Роса).

            *Бежал по тропке луговой-

               Кивали маки головой.

               Бежал по речке голубой-

               Речка сделалась рябой.(Ветер)

             *Непоседа пёстрая,

                Птица длиннохвостая ,

                Птица говорливая,

                Самая болтливая.(Сорока)

               

              *Весной зеленела.

    .           Летом загорала.

                 Осенью надела  красные кораллы.(Трава, рябина)

               *Ползун ползёт,иголки везёт.(Ёж)

    (Дети пишут отгадки в тетрадях,выделяют орфограммы)

    -Отыщите «лишнее» слово,подчеркните его и скажите,почему оно «лишнее».

    (Это слово ёж.В нём нет буквы р)

    -Назовите слова,разбор которых по составу соответствует данной схеме:корень,окончание.

    (Все слова)

    -Давайте разберём их по составу.К какой части речи относятся эти слова.(Это существительные)

    -Что такое имя сущ-ое?

    (Часть речи,отвечает на вопрос  Кто? Что?;обозначает предмет;изменяется по числам,падежам,родам.)

    -Изменение по падежам  как можно назвать?

    (Склонение)

    -Давайте просклоняем по вопросам существительное трава и сорока

    -Какая часть слова будет изменяться?(Окончание)

    -Выделяйте его.

    И.п. что? трава

    Р.п. чего?травы

    Д.п. чему?траве

    В.п. что?траву

    Т.п.чем?травой

    П.п о чём? о траве

    -Хорошо! А какие сущ-ые не склоняются?(пальто,радио,метро,шоссе,кино)

    4.Закрепление и уточнение знаний о родительном падеже имени сущ-ного.

     1) -Давайте продолжим наше знакомство с родительным падежом имени сущ-ного.

    -Унылая пора !Очей Очарованье,

    Приятна мне твоя прощальная краса-

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и золото одетые леса,

    В их сенях ветра шум и свежее дыханье.

    И мглой волнистою покрыты небеса,

    И редкий солнца луч,и первые морозы,

    И отдалённые седой зимы угрозы.

    -Чьё это произведение?(А.С.Пушкина)

    -Какому времени года оно посвящено?(осени)

    -Об этой чудесной поре писали многие поэты6 Тютчев,Лермонтов,Фет,Есенин,Майков.Я предлагаю вам познакомиться со строками уже известного автора Ивана Алексеевича Бунина:

    Сегодня на пустой поляне,

    Среди широкого двора

    Воздушной паутины ткани

    Блестят как нить из серебра.

    -о чём эти строки?(об осенней паутине)

    -С чем её сравнивает поэт?(с серебром,блестит как серебро).

    -Какие орфограммы могут вызвать затруднения?

    2)Разбор предложения.

    -Запишите это предложение,охарактеризуйте его.(По цели высказывания-повествовательное,по интонации-невосклицательное,распространённое)

    -Назовите подлежащее и сказуемое.(Ткани блестят)

    -Какими членами предложения являются остальные члены предложения?(Второстепенными)

    -Назовите второстепенные члены,выраженные сущ-ными.(На поляне,двора,нить,серебро,паутины)

    -Определите падеж этих сущ-ных(на поляне-И.п,двора-Р.п,паутины-Р.п,нить-В.п,Из серебра-Р.п)

    -Как узнали родит.падеж?(по вопросу и предлогу)

    3)обобщение знаний о родительном падеже имени сущ-ного.

    -Итак,что мы можем рассказать о родительном падеже существительных?(Сущ-ные в родит.падеже отвечают на вопросы кого?чего?;

    в предложении бывают второстепенными членами;

    согласуются с существительными и глаголами ;употребляются с предлогами и без них)

    -Назовите предлоги родительного падежа(от,до,тз,без,у,для,около,с)

    4)Употребление слов в родительном падеже.

    _А сейчас,давайте проверим сумеете ли вы правильно употребить слова в родительном падеже.Старичок –Лесовичок принёс нам подарки.(Учитель достаёт рябиновые бусы,листья,шишки,жёлуди)

    Рябиновые бусы----бусы из рябины

    Кленовый лист----лист клёна

    Сосновая шишка----шишка сосны

    Дубовые жёлуди  ----жёлуди дуба

    -Запишите словосочетания,в которых одно существительное будет стоять в родительном падеже.

    -Подчеркните существительные в родительном падеже.

    5)Самостоятельная творческая работа детей.

    -Мы сегодня уже с вами говорили.что осени посвятили свои творенья многие поэты и писатели.Музыканты тоже писали об осени,но музыку.

    -Сейсас я вам поставлю отрывок одного музыкального произведения,которое посвящено разным временам года.

    -Закройте глазки,внимательно слушайте,а потом  расскажите,что вы представили.

    -Итак,какому времени года посвящена эта музыка?(Осени)

    -Что вы представили себе?(дети отвечают)

    --Молодцы!Это произведение  написал известный русский композитор Пётр Ильич Чайковский.Называется она «Времена года»,а отрывок «Октябрь».

    -Писали осенние пейзажи и художники.Перед вами репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»(Учитель вывешивает картину)

    -Что вы видите на ней?

    Что можно описать на этой картине?.(На доске вспомогательные слова).Дети:небо,шум,краски.

    -Я предлагаю вам записать словосочетания,которые можно употребить при описании картины.Я вам называю первые слова словосочетаний.а вы записываете второе,поставив его в родительный падеж.

    Цвет(чего?)неба                                      следы зверей

    Звуки леса                                                 краски осени

    Шелест листвы                                         шум ветра

    Голоса птиц                                               сверкание реки

    Слова для справок :река,ветер,птицы,листва,осень,звери,небо.

    В это время 3 ученика работают у доски:

    1.К данным словам подобрать подходящие по смыслу слова,которые являются именами существительными,стоящими в родительном падеже.

    Отлёт….

    Гнёзда…

    Музыка…

    Стук…

    Треск…

    Цвет…

    2.Найти существительные в родительном падеже и подчеркнуть их. Объяснить ,как нашла .

    Леса украшают природу нашей страны. Они защищают поля от засухи . Деревья очищают воздух от пыли. Из лесной чащи вытекают ручьи. Без влаги растения гибнут.

    3.Подчеркнуть слова и словосочетания, которые можно употребить,описывая картинуЛевитана

    И весел звучный лес, и ветер меж берёз.

    Уж веет ласково, а белые берёзы

    Роняют тихий дождь своих алмазных слёз.

    Пустеет воздух. Птиц не слышно боле.

    Но далеко ещё до первых зимних бурь-

    И льётся чистая и теплая лазурь 

    На отдыхающее поле.

    Работы проверяются всем классом.

    6.Работа над деформированным  предложением.

    -Лесовичок принёс нам предложения об осени,но ветер подул и разбросал все слова.Кто хочет расставить их на свои места?

    К ,подножию,мягкий,ложится,деревьев,ковёр,цветной.(Мягкий цветной ковёр ложится к подножию деревьев.)

    -Давайте разберём предложение по членам.

    -Найдите существительные и определите их падеж(ковёр-И.п;деревьев-Р.п;подножию-Д.п)

    -А какие предложения об осени можете составить вы?(Дети придумывают предложения,два лучших записать.)

    7.Работа по учебнику(упр.125 Рамзаева 4 класс-по вариантам)

    --Найти орфограммы,определить падеж существительных.

    8).Итог урока.Рефлексия.

    -Чем занимались?

    - Давайте ещё раз вспомним что мы  знаем о родительном падеже?

    Ребята,понравился ли вам урок? Вы всё поняли? Если да,то поднимите обе руки вверх;если не всё поняли,то –одну;если ничего не поняли-не поднимайте.

    -А Старичок-Лесовичок приготовил осенние подарки и вам ,и нашим гостям.(5 человек дарят рябиновые бусы гостям).

    9)Домашнее задание.

    -Мы сегодня много говорили об осени,поэтому домашнее задание тоже будет связано с осенью.

    --Выписать четверостишье любого поэта.Оно должно быть обязательно об осени.Найти в нём существительные об осени,определить падеж.

    10)Заключительное слово учителя.

    -А пока предзимье-время свежих ветров и лёгких порош.Природа как бы задумалась на пороге погодных перемен и медлит отпускать загостившуюся осень.

    -Спасибо всем за урок.

    -

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"

    Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта са...

    разработка урока русского языка по теме "Именительный падеж имени существительного"

    Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке, позволяет детям сделать вывод об особенностях Именительного падежа...

    Конспект урока русского языка по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс

    Данный урок разработан по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс. К нему прилагается презентация, которая позволит обобщить сведения о творительном падеже, полученные на уроке....

    Открытый урок по русскому языку 3 класс "Дательный падеж имени существительного" для конкурса "Учитель года - 2016."

    В данном материале представлен конспект урока, самоанализ по ФГОС, дополнительный материал и презентация....

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Родительный падеж имен существительных" 3 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Родительный падеж имен существительных" 3 класс  (конспект + презентация)...

    3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: "Родительный падеж имен существительных"

    Предмет: Русский языкКласс:  3 «е»Тема урока: Родительный падеж имен существительныхЦели урока: познакомить с особенностями родительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и пре...