Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта самоконтроля за знаниями учащимихся, таблицы окончаний имен существительных в родительном падеже, работа в парах и взаимопроверка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_4_klasse.doc | 926.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
по русскому языку по теме
«Родительный падеж имен существительных
множественного числа»,
проведенного в 4 «А» классе
МКОУ СОШ № 4 п. Анджиевский
г. Минеральные Воды
учителем начальных классов
Журавлевой Натальей Николаевной.
Дата проведения : 7 декабря 2011 г.
Место проведения: класс
Открытый урок по русскому языку (4 класс)
Тема: Родительный падеж имен существительных множественного числа.
Цели:
- Познакомить с особенностями окончаний имен существительных в родительном падеже множественного числа, развивать умение правильно употреблять их в речи;
- развивать умение определять род имен существительных во множественном числе; память, речь, внимание, мышление, умение правильно писать существительные в родительном падеже множественного числа;
- воспитывать интерес к предмету, аккуратность, любовь к малой родине.
Ход урока.
1. Объявление темы и цели урока.
(Тема записана на доске и закрыта.)
- Мы начинаем урок. Но сначала я предлагаю вам посмотреть друг на друга, улыбнуться друг другу и пожелать хорошего урока.
- На столах у вас лежат карты самоконтроля. В первом кружочке нарисуйте своё настроение. (Слайд 2)
Карта самоконтроля
Моё настроение в начале урока | |
Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа | |
Применение правила на письме (упр. 253) | |
Применение правила на письме (закрепление)
| |
Моё настроение в конце урока |
- Теперь с хорошим настроением мы начинаем урок.
На доске написано предложение, у существительных во множественном числе пропущено окончание. (Слайд 3)
На поливных землях колхозники выращивают богатый урожай огурц……, помидор……, капуст… .
- Что можете сказать о существительных с пропущенными окончаниями?
(Существительные стоят в родительном падеже множественного числа)
- Какие окончания надо писать у существительных в родительном падеже множественного числа? (Учащиеся затрудняются ответить)
- Сегодня нам предстоит ответить на этот вопрос.
- Сформулируйте тему урока. “Родительный падеж имен существительных множественного числа”. (Слайд 4)
- Цели урока: (опорные слова слайд 4)
1) познакомиться с особенностями…;
3) развивать умение правильно употреблять … .
Ответы детей:
(Познакомиться с особенностями окончаний имен существительных в родительном падеже множественного числа;
Развивать умение правильно употреблять эти существительные в речи.)
2. Подготовка к письму. (Слайд 5)
- А сейчас…
Я тетрадь свою открою (открывают тетради)
И наклонно положу (кладут).
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу (берут ручки в руки, ставят руку на локоть).
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь. (Опускают руку на тетрадь)
- Запишите в тетрадях число, классная работа.
3. Чистописание.
- Сегодня на чистописании мы напишем сочетания ро, на, ди (пишут)
Ро ди на ро ди на ро ди на
- Какое слово можно сложить из этих сочетаний? (Родина)
- Как пишется слово «Родина»? (С большой буквы)
- А когда слово «Родина» мы пишем с маленькой буквы? (Когда это слово обозначает место, где мы родились и живем)
- Как называется ваша малая родина? (п. Анджиевский) - Запишите в тетрадях: родина поселок Анджиевский - Что бы вы рассказали приезжему человеку о своём поселке? (Ответы детей) |
3.Работа по теме урока
- А сейчас нам пора вернуться к теме урока. Что мы должны узнать на уроке?
(Какие окончания нужно писать у существительных в родительном падеже множественного числа)
- На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?
а) Упражнение «Впиши окончание». (Слайд 6 )
Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания существительных и выделите их. (Группы предложений записаны на листках)
1) Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .
2) Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .
3) В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили много молодых деревь…... .
Слайд 7
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.
- Какие окончания у существительных первой группы? (Нулевое)
- Что объединяет эти существительные? (Они женского рода)
- Какие окончания у существительных второй группы? (-ОВ, ЕВ)
- Что объединяет эти существительные? (Они мужского рода)
- Назовите окончания в третьей группе? (Нулевое, - ев)
- Какого они рода? (Среднего рода)
- Попробуйте сделать вывод: существительные женского рода имеют нулевое окончание; существительные мужского и среднего рода в родительном падеже множественного числа имеют окончания –ОВ, -ЕВ или нулевое.
На доске появляется таблица. (слайд 8)
Ж.р. | М.р. | Ср.р. |
, -ей | -ов, -ев,-ей | -ов, -ев, |
- Оцените свою работу. Если вы справились с заданием, правильно вставили все окончания, то закрасьте второй кружочек красным цветом; если вы допустили ошибку, то закрасьте кружочек зеленым цветом; если вы затруднялись правильно написать окончания существительных , вам необходимо повторить правило, то закрасьте кружочек синим цветом.
Карта самоконтроля (слайд 9)
Моё настроение в начале урока | |
Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа | |
Применение правила на письме (упр. 253) | |
Применение правила на письме (закрепление)
| |
Моё настроение в конце урока |
Слайд 10
- все окончания вставил правильно, отлично
- неправильно вставил одно окончание, хорошо
- испытал затруднение, нужно повторить правило
4. Физминутка для глаз. (слайд 11-12)
б) Работа с предложением.
- Вернемся к предложению в начале урока. (слайд 13)
На поливных землях колхозники выращивают богатый урожай огурц……, помидор……, капуст… .
- Определите род существительных. Как определить род существительных множественного числа? (Ставим существительное множественного числа в именительный падеж единственного числа: огурец – м.р., помидор – м.р., капуста – ж.р.)
- Назовите их окончания. (_-ОВ, -Ы)
- Почему у слова «капусты» окончание –Ы? (Это сушеств. употребляется только в единственном числе)
- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественном числа? (-ов, -ев)
в) Работа по учебнику с.128
- Прочитайте вывод на странице 128.
- Что еще нового узнали? (Суш. женского рода имеют окончание –ЕЙ: площадей. Сущ. мужского рода имеют окончание –ЕЙ: овощей.)
Упражнение 253 с.128
- Спишите текст. Выделите окончания имен существительных в родительном падеже множественного числа.
- Проверяем. Назовите, существительные в родительном падеже и их окончания.
На огородах – сущ, на чём? Где?
Н. ф. – огород
М. р. 2 скл.
В П.п., во мн.ч.
Вт. член.
- Оцените свои знания. Закрасьте на карте самоконтроля третий кружок.
5. Физминутка (слайд 14)
- Отдохнем. Встаньте. Если я буду называть существительные единственного числа вы поднимаете руки вверх, а если я назову существительные множест - венного числа вы приседаете.
Учебники , улица, ручки, школа, ученики, ребята, тетрадь.
6. Рефлексия.
-Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?
- У вас на карточке записан текст. Вставьте пропущенные буквы в словах и в окончания имен существительных. (слайд 15-16)
Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., в…дител….. работают на добыче угля.
- Оцените свой ответ. Закрасьте четвертый кружок на карте самоконтроля.
7. Итог урока (слайд 17)
- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?
- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?
- Что вам понравилось на уроке?
- А сейчас нарисуйте своё настроение в конце урока.
8. Домашнее задание. (слайд 18)
С. 129, упражнение 255, запомнить окончания сущ. в родит падеже мн.ч.
Спасибо за урок!
(слайд 19)
9 Тест
Отметь знаком “+” имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.
Огурцы |
|
Улицы |
|
Фабрики |
|
Помидоры |
|
Килограммы |
|
Сапоги |
|
Яблоки |
|
Места |
|
Задачи |
|
Родительный падеж, парные по глухости-звонкости согласные в конце слова.
Подберите подходящие по смыслу имена существительные во множественном числе, в родительном падеже.
В роще много (чего?) ______________________________.
На полке много (чего?) ______________________________.
В деревне много (чего?) ______________________________.
На небе много (чего?) ______________________________.
На улице много (чего?) ______________________________.
На клумбе много (чего?) ______________________________.
В корзине много (чего?) ______________________________.
В раздевалке много (чего?) ______________________________.
Упражнение «Впиши окончание».
Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания имён существительных и выделите их.
1) Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .
2) Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .
3) В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили много молодых деревь…… .
__________________________________________________________________
Упражнение «Впиши окончание».
Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания имён существительных и выделите их.
1) Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .
2) Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .
3) В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили много молодых деревь…… .
__________________________________________________________________
Упражнение «Впиши окончание».
Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания имён существительных и выделите их.
1) Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .
2) Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .
3) В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили много молодых деревь…… .
Вставьте пропущенные буквы в словах и окончания в именах существительных.
Далеко на севере есть богатые залежи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., водител….. работают на добыче угля.
__________________________________________________________________
Вставьте пропущенные буквы в словах и окончания в имёнах существительных.
Далеко на севере есть богатые залежи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., водител….. работают на добыче угля.
__________________________________________________________________
Вставьте пропущенные буквы в словах и окончания в имёнах существительных.
Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., в…дител….. работают на добыче угля.
__________________________________________________________________
Вставьте пропущенные буквы в словах и окончания в именах существительных.
Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., в…дител….. работают на добыче угля.
__________________________________________________________________
Вставьте пропущенные окончания в именах существительных.
Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., в…дител….. работают на добыче угля.
__________________________________________________________________
Вставьте пропущенные буквы в словах и окончания в именах существительных.
Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., в…дител….. работают на добыче угля.
Карта самоконтроля
Моё настроение в начале урока | |
Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа | |
Применение правила на письме (упр. 253) | |
Применение правила на письме (закрепление)
| |
Моё настроение в конце урока |
________________________________________________________________
Карта самоконтроля
Моё настроение в начале урока | |
Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа | |
Применение правила на письме (упр. 253) | |
Применение правила на письме (закрепление)
| |
Моё настроение в конце урока |
__________________________________________________________________
Карта самоконтроля
Моё настроение в начале урока | |
Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа | |
Применение правила на письме (упр. 253) | |
Применение правила на письме (закрепление)
| |
Моё настроение в конце урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....
разработка урока русского языка по теме "Именительный падеж имени существительного"
Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке, позволяет детям сделать вывод об особенностях Именительного падежа...
Урок русского языка в 3 классе Падежи имени существительного
алгоритм определения падежа имени существительного...
Конспект урока русского языка по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс
Данный урок разработан по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс. К нему прилагается презентация, которая позволит обобщить сведения о творительном падеже, полученные на уроке....
технологическая карта урока русского языка по теме: "Творительный падеж имен существительных 1 склонения" 3 класс Занков Л.В.
технологическая карта урока русского языка...
Конспект и презентация урока русского языка по теме Дательный падеж имени существительного 3 класс
Данный урок русского языка проводился в 3 классе по УМК «Школа России» на школьном семинаре МО учителей начальных классов. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
урок русского языка на тему "Дательный падеж имен существительных" 4 класс
План-конспект урока русского языка в 4 классе ....
Комментарии
Урок русского языка
Наталья Николаевна! Огромное спасибо за урок!
Спасибо большое!
Спасибо большое!