Главные вкладки

    Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"
    методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

    Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта самоконтроля за знаниями учащимихся, таблицы окончаний имен существительных в родительном падеже, работа в парах и взаимопроверка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_4_klasse.doc926.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                              Конспект открытого урока

    по русскому языку по теме

    «Родительный падеж имен существительных

            множественного числа»,         

    проведенного в 4 «А» классе

    МКОУ СОШ № 4 п. Анджиевский

    г. Минеральные Воды

    учителем начальных классов

    Журавлевой Натальей Николаевной.

    Дата проведения :  7  декабря 2011 г.

    Место проведения:  класс

                     Открытый урок по русскому языку (4 класс)

    Тема: Родительный падеж имен существительных множественного числа.

    Цели: 

    1. Познакомить с особенностями окончаний имен существительных  в родительном падеже множественного числа, развивать умение  правильно употреблять их в речи;
    2. развивать умение определять род имен существительных во множественном числе; память, речь, внимание, мышление, умение правильно писать существительные в родительном падеже множественного числа;
    3. воспитывать интерес к предмету, аккуратность, любовь к малой родине.

    Ход урока.

    1. Объявление темы и цели урока.

    (Тема записана на доске и закрыта.)

         - Мы начинаем урок. Но сначала я предлагаю вам посмотреть друг на друга, улыбнуться друг другу и пожелать хорошего урока.

       - На столах у вас лежат карты самоконтроля. В первом кружочке нарисуйте своё настроение. (Слайд 2)

     Карта самоконтроля

                                      Моё настроение в начале урока

         Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

                         Применение правила на письме (упр. 253)

                         

                         Применение правила на письме (закрепление)

                   

                                     Моё настроение в конце урока                  

    - Теперь с хорошим настроением мы начинаем урок.

         

          На доске написано предложение, у существительных во множественном числе пропущено окончание.  (Слайд 3)

           На поливных землях колхозники выращивают богатый урожай огурц……, помидор……, капуст…   .

    - Что можете сказать о существительных с пропущенными окончаниями?

    (Существительные стоят в родительном падеже множественного числа)

    - Какие окончания надо писать у существительных в родительном падеже множественного числа? (Учащиеся затрудняются ответить)

    - Сегодня нам предстоит ответить на этот вопрос.

    - Сформулируйте тему урока. “Родительный падеж имен существительных множественного числа”. (Слайд 4)

    - Цели урока: (опорные слова слайд 4)

    1) познакомиться с особенностями…;

    3) развивать умение правильно употреблять … .

    Ответы детей:

    (Познакомиться с особенностями окончаний имен существительных в родительном падеже множественного числа;

    Развивать умение правильно употреблять эти существительные в речи.)

    2. Подготовка к письму.   (Слайд 5)

    - А сейчас…

    Я тетрадь свою открою (открывают тетради)
    И наклонно положу (кладут).
    Я, друзья, от вас не скрою -
    Ручку я вот так держу (берут ручки в руки, ставят руку на локоть).
    Сяду прямо, не согнусь,
    За работу я возьмусь. (Опускают руку на тетрадь)

    - Запишите в тетрадях число, классная работа.

    3. Чистописание.

    - Сегодня на чистописании мы напишем сочетания ро, на, ди (пишут)

    Ро   ди   на   ро   ди   на   ро   ди   на

    - Какое слово можно сложить из этих сочетаний? (Родина)

    - Как пишется слово «Родина»? (С большой буквы)

    - А когда слово «Родина» мы пишем с маленькой буквы? (Когда это слово обозначает место, где мы родились и живем) 

    - Как называется ваша малая родина?   (п. Анджиевский)

    - Запишите в тетрадях:

       родина  поселок  Анджиевский

    - Что бы вы рассказали приезжему человеку о своём  поселке?  (Ответы детей)

    3.Работа по теме урока

    - А сейчас нам пора вернуться к теме урока. Что мы должны узнать на уроке?

    (Какие окончания нужно писать у существительных в родительном падеже множественного числа)

    - На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

    а)   Упражнение «Впиши окончание».   (Слайд 6 )

            Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания существительных и выделите их. (Группы предложений записаны на листках)

    1)   Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

    2)   Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

    3)   В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… .  Школьники посадили много молодых деревь…... .  

         Слайд 7

    - Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.

    - Какие окончания у существительных первой группы? (Нулевое)

    - Что объединяет эти существительные? (Они женского рода)

    - Какие окончания у существительных второй группы? (-ОВ, ЕВ)

    - Что объединяет эти существительные? (Они мужского рода)

    - Назовите окончания в третьей группе? (Нулевое, - ев)

    - Какого они рода? (Среднего рода)

    - Попробуйте сделать вывод: существительные женского рода имеют нулевое окончание; существительные мужского и среднего рода в родительном падеже множественного числа имеют окончания –ОВ, -ЕВ или нулевое. 

       

     На доске появляется таблица.  (слайд 8)

        Ж.р.

         М.р.

         Ср.р.

            , -ей          

    -ов, -ев,-ей

    -ов, -ев,

    - Оцените свою работу. Если вы справились с заданием, правильно вставили все окончания, то закрасьте второй кружочек красным цветом; если вы допустили ошибку, то закрасьте кружочек зеленым цветом; если вы затруднялись правильно написать окончания существительных , вам необходимо повторить правило, то закрасьте кружочек синим цветом.

    Карта самоконтроля  (слайд 9)

                                      Моё настроение в начале урока

         Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

                         Применение правила на письме (упр. 253)

                         

                         Применение правила на письме (закрепление)

                   

                                     Моё настроение в конце урока                  

    Слайд 10

                   - все окончания вставил правильно, отлично

                   - неправильно вставил одно окончание, хорошо

                   - испытал затруднение, нужно повторить правило

    4. Физминутка для глаз.   (слайд 11-12)

    б)   Работа с предложением.

     - Вернемся к предложению в начале урока.   (слайд 13)

            На поливных землях колхозники выращивают богатый урожай огурц……, помидор……, капуст…   .

    - Определите род существительных.  Как определить род существительных множественного числа? (Ставим существительное множественного числа в именительный падеж единственного числа: огурец – м.р., помидор – м.р., капуста – ж.р.)

    - Назовите их окончания. (_-ОВ,  -Ы)

    - Почему у слова «капусты» окончание –Ы?  (Это сушеств. употребляется только в единственном числе)

    - Какие окончания имеют существительные в родительном падеже  множественном числа? (-ов, -ев)

    в)   Работа по учебнику с.128

    - Прочитайте вывод на странице 128.

    - Что еще нового узнали? (Суш. женского рода имеют окончание –ЕЙ: площадей. Сущ. мужского рода имеют окончание –ЕЙ: овощей.)

       Упражнение 253 с.128

    - Спишите текст. Выделите окончания имен существительных в родительном падеже множественного числа.

    - Проверяем. Назовите, существительные в родительном падеже и их окончания.

        На огородах – сущ, на чём? Где?

        Н. ф. – огород

        М. р. 2 скл.

        В П.п., во мн.ч.

        Вт. член.

       - Оцените свои знания. Закрасьте на  карте самоконтроля третий кружок.

    5. Физминутка   (слайд 14)

    - Отдохнем. Встаньте. Если я буду называть существительные единственного числа вы поднимаете руки вверх, а если я назову существительные множест - венного числа вы приседаете.

           Учебники , улица, ручки,  школа, ученики, ребята, тетрадь.

    6. Рефлексия.

    -Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

    - У вас на карточке записан текст. Вставьте пропущенные буквы в словах и в окончания имен существительных.   (слайд 15-16)

              Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., в…дител….. работают на добыче угля.

    - Оцените свой ответ. Закрасьте четвертый кружок на карте самоконтроля.

    7. Итог урока     (слайд 17)

    - На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

    - Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

    - Что вам понравилось на уроке?

    - А сейчас нарисуйте своё настроение в конце урока.

       

    8. Домашнее задание.      (слайд 18)

       С. 129, упражнение 255, запомнить окончания сущ. в родит падеже мн.ч.

                                Спасибо за урок!

                                        (слайд 19)

    9  Тест

    Отметь знаком “+” имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.

    Огурцы

     

    Улицы

     

    Фабрики

     

    Помидоры

     

    Килограммы

     

    Сапоги

     

    Яблоки

     

    Места

     

    Задачи

     

    Родительный падеж, парные по глухости-звонкости согласные в конце слова.

    Подберите подходящие по смыслу имена существительные во множественном числе, в родительном падеже.

    В роще много (чего?) ______________________________.
    На полке много (чего?) ______________________________.
    В деревне много (чего?) ______________________________.
    На небе много (чего?) ______________________________.
    На улице много (чего?) ______________________________.
    На клумбе много (чего?) ______________________________.
    В корзине много (чего?) ______________________________.
    В раздевалке много (чего?) ______________________________.

    Упражнение «Впиши окончание».  

            Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания имён существительных и выделите их.

    1)   Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

    2)   Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

    3)   В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили  много молодых деревь…… .  

    __________________________________________________________________

    Упражнение «Впиши окончание».  

            Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания имён существительных и выделите их.

    1)   Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

    2)   Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

    3)   В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили  много молодых деревь…… .  

    __________________________________________________________________

    Упражнение «Впиши окончание».  

            Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания имён существительных и выделите их.

    1)   Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

    2)   Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

    3)   В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили  много молодых деревь…… .  

                Вставьте пропущенные буквы в словах и  окончания в именах существительных.

         Далеко на севере есть богатые залежи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., водител….. работают на добыче угля.

    __________________________________________________________________

                 

                 Вставьте пропущенные буквы в словах и  окончания  в имёнах существительных.

              Далеко на севере есть богатые залежи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., водител….. работают на добыче угля.

    __________________________________________________________________

                Вставьте пропущенные буквы в словах и окончания  в имёнах существительных.

              Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик…..,    в…дител….. работают на добыче угля.

    __________________________________________________________________

               

                Вставьте пропущенные буквы в словах и окончания в именах существительных.

         Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик…..,   в…дител….. работают на добыче угля.

    __________________________________________________________________

               

             Вставьте пропущенные окончания в именах существительных.

         Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик…..,   в…дител….. работают на добыче угля.

    __________________________________________________________________

             

              Вставьте пропущенные буквы в словах и окончания в именах существительных.

              Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик…..,   в…дител….. работают на добыче угля.

                           

                                      Карта самоконтроля

                          Моё настроение в начале урока

         Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

                         Применение правила на письме (упр. 253)

                         

                         Применение правила на письме (закрепление)

                   

                         Моё настроение в конце урока

    ________________________________________________________________

    Карта самоконтроля

                                                     

                         Моё настроение в начале урока

         Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

                         Применение правила на письме (упр. 253)

                         

                         Применение правила на письме (закрепление)

                   

                         Моё настроение в конце урока

    __________________________________________________________________

    Карта самоконтроля

                                                   

                            Моё настроение в начале урока

         Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

                         Применение правила на письме (упр. 253)

                         

                         Применение правила на письме (закрепление)

                   

                          Моё настроение в конце урока


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)

    Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....

    разработка урока русского языка по теме "Именительный падеж имени существительного"

    Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке, позволяет детям сделать вывод об особенностях Именительного падежа...

    Урок русского языка в 3 классе Падежи имени существительного

    алгоритм определения падежа имени существительного...

    Конспект урока русского языка по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс

    Данный урок разработан по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс. К нему прилагается презентация, которая позволит обобщить сведения о творительном падеже, полученные на уроке....

    Конспект и презентация урока русского языка по теме Дательный падеж имени существительного 3 класс

    Данный  урок русского языка  проводился в 3 классе по УМК «Школа России» на школьном семинаре МО учителей начальных классов. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...


     

    Комментарии

    Верхушина Галина Григорьевна

    Наталья Николаевна! Огромное спасибо за урок!

    Мандрикова Людмила Андреевна

    Спасибо большое!