Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта самоконтроля за знаниями учащимихся, таблицы окончаний имен существительных в родительном падеже, работа в парах и взаимопроверка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_4_klasse.doc926.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          Конспект открытого урока

по русскому языку по теме

«Родительный падеж имен существительных

        множественного числа»,         

проведенного в 4 «А» классе

МКОУ СОШ № 4 п. Анджиевский

г. Минеральные Воды

учителем начальных классов

Журавлевой Натальей Николаевной.

Дата проведения :  7  декабря 2011 г.

Место проведения:  класс

                 Открытый урок по русскому языку (4 класс)

Тема: Родительный падеж имен существительных множественного числа.

Цели: 

  1. Познакомить с особенностями окончаний имен существительных  в родительном падеже множественного числа, развивать умение  правильно употреблять их в речи;
  2. развивать умение определять род имен существительных во множественном числе; память, речь, внимание, мышление, умение правильно писать существительные в родительном падеже множественного числа;
  3. воспитывать интерес к предмету, аккуратность, любовь к малой родине.

Ход урока.

1. Объявление темы и цели урока.

(Тема записана на доске и закрыта.)

     - Мы начинаем урок. Но сначала я предлагаю вам посмотреть друг на друга, улыбнуться друг другу и пожелать хорошего урока.

   - На столах у вас лежат карты самоконтроля. В первом кружочке нарисуйте своё настроение. (Слайд 2)

 Карта самоконтроля

                                  Моё настроение в начале урока

     Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

                     Применение правила на письме (упр. 253)

                     

                     Применение правила на письме (закрепление)

               

                                 Моё настроение в конце урока                  

- Теперь с хорошим настроением мы начинаем урок.

     

      На доске написано предложение, у существительных во множественном числе пропущено окончание.  (Слайд 3)

       На поливных землях колхозники выращивают богатый урожай огурц……, помидор……, капуст…   .

- Что можете сказать о существительных с пропущенными окончаниями?

(Существительные стоят в родительном падеже множественного числа)

- Какие окончания надо писать у существительных в родительном падеже множественного числа? (Учащиеся затрудняются ответить)

- Сегодня нам предстоит ответить на этот вопрос.

- Сформулируйте тему урока. “Родительный падеж имен существительных множественного числа”. (Слайд 4)

- Цели урока: (опорные слова слайд 4)

1) познакомиться с особенностями…;

3) развивать умение правильно употреблять … .

Ответы детей:

(Познакомиться с особенностями окончаний имен существительных в родительном падеже множественного числа;

Развивать умение правильно употреблять эти существительные в речи.)

2. Подготовка к письму.   (Слайд 5)

- А сейчас…

Я тетрадь свою открою (открывают тетради)
И наклонно положу (кладут).
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу (берут ручки в руки, ставят руку на локоть).
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь. (Опускают руку на тетрадь)

- Запишите в тетрадях число, классная работа.

3. Чистописание.

- Сегодня на чистописании мы напишем сочетания ро, на, ди (пишут)

Ро   ди   на   ро   ди   на   ро   ди   на

- Какое слово можно сложить из этих сочетаний? (Родина)

- Как пишется слово «Родина»? (С большой буквы)

- А когда слово «Родина» мы пишем с маленькой буквы? (Когда это слово обозначает место, где мы родились и живем) 

- Как называется ваша малая родина?   (п. Анджиевский)

- Запишите в тетрадях:

   родина  поселок  Анджиевский

- Что бы вы рассказали приезжему человеку о своём  поселке?  (Ответы детей)

3.Работа по теме урока

- А сейчас нам пора вернуться к теме урока. Что мы должны узнать на уроке?

(Какие окончания нужно писать у существительных в родительном падеже множественного числа)

- На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

а)   Упражнение «Впиши окончание».   (Слайд 6 )

        Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания существительных и выделите их. (Группы предложений записаны на листках)

1)   Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

2)   Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

3)   В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… .  Школьники посадили много молодых деревь…... .  

     Слайд 7

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.

- Какие окончания у существительных первой группы? (Нулевое)

- Что объединяет эти существительные? (Они женского рода)

- Какие окончания у существительных второй группы? (-ОВ, ЕВ)

- Что объединяет эти существительные? (Они мужского рода)

- Назовите окончания в третьей группе? (Нулевое, - ев)

- Какого они рода? (Среднего рода)

- Попробуйте сделать вывод: существительные женского рода имеют нулевое окончание; существительные мужского и среднего рода в родительном падеже множественного числа имеют окончания –ОВ, -ЕВ или нулевое. 

   

 На доске появляется таблица.  (слайд 8)

    Ж.р.

     М.р.

     Ср.р.

        , -ей          

-ов, -ев,-ей

-ов, -ев,

- Оцените свою работу. Если вы справились с заданием, правильно вставили все окончания, то закрасьте второй кружочек красным цветом; если вы допустили ошибку, то закрасьте кружочек зеленым цветом; если вы затруднялись правильно написать окончания существительных , вам необходимо повторить правило, то закрасьте кружочек синим цветом.

Карта самоконтроля  (слайд 9)

                                  Моё настроение в начале урока

     Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

                     Применение правила на письме (упр. 253)

                     

                     Применение правила на письме (закрепление)

               

                                 Моё настроение в конце урока                  

Слайд 10

               - все окончания вставил правильно, отлично

               - неправильно вставил одно окончание, хорошо

               - испытал затруднение, нужно повторить правило

4. Физминутка для глаз.   (слайд 11-12)

б)   Работа с предложением.

 - Вернемся к предложению в начале урока.   (слайд 13)

        На поливных землях колхозники выращивают богатый урожай огурц……, помидор……, капуст…   .

- Определите род существительных.  Как определить род существительных множественного числа? (Ставим существительное множественного числа в именительный падеж единственного числа: огурец – м.р., помидор – м.р., капуста – ж.р.)

- Назовите их окончания. (_-ОВ,  -Ы)

- Почему у слова «капусты» окончание –Ы?  (Это сушеств. употребляется только в единственном числе)

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже  множественном числа? (-ов, -ев)

в)   Работа по учебнику с.128

- Прочитайте вывод на странице 128.

- Что еще нового узнали? (Суш. женского рода имеют окончание –ЕЙ: площадей. Сущ. мужского рода имеют окончание –ЕЙ: овощей.)

   Упражнение 253 с.128

- Спишите текст. Выделите окончания имен существительных в родительном падеже множественного числа.

- Проверяем. Назовите, существительные в родительном падеже и их окончания.

    На огородах – сущ, на чём? Где?

    Н. ф. – огород

    М. р. 2 скл.

    В П.п., во мн.ч.

    Вт. член.

   - Оцените свои знания. Закрасьте на  карте самоконтроля третий кружок.

5. Физминутка   (слайд 14)

- Отдохнем. Встаньте. Если я буду называть существительные единственного числа вы поднимаете руки вверх, а если я назову существительные множест - венного числа вы приседаете.

       Учебники , улица, ручки,  школа, ученики, ребята, тетрадь.

6. Рефлексия.

-Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

- У вас на карточке записан текст. Вставьте пропущенные буквы в словах и в окончания имен существительных.   (слайд 15-16)

          Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., в…дител….. работают на добыче угля.

- Оцените свой ответ. Закрасьте четвертый кружок на карте самоконтроля.

7. Итог урока     (слайд 17)

- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

- Что вам понравилось на уроке?

- А сейчас нарисуйте своё настроение в конце урока.

   

8. Домашнее задание.      (слайд 18)

   С. 129, упражнение 255, запомнить окончания сущ. в родит падеже мн.ч.

                            Спасибо за урок!

                                    (слайд 19)

9  Тест

Отметь знаком “+” имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.

Огурцы

 

Улицы

 

Фабрики

 

Помидоры

 

Килограммы

 

Сапоги

 

Яблоки

 

Места

 

Задачи

 

Родительный падеж, парные по глухости-звонкости согласные в конце слова.

Подберите подходящие по смыслу имена существительные во множественном числе, в родительном падеже.

В роще много (чего?) ______________________________.
На полке много (чего?) ______________________________.
В деревне много (чего?) ______________________________.
На небе много (чего?) ______________________________.
На улице много (чего?) ______________________________.
На клумбе много (чего?) ______________________________.
В корзине много (чего?) ______________________________.
В раздевалке много (чего?) ______________________________.

Упражнение «Впиши окончание».  

        Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания имён существительных и выделите их.

1)   Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

2)   Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

3)   В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили  много молодых деревь…… .  

__________________________________________________________________

Упражнение «Впиши окончание».  

        Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания имён существительных и выделите их.

1)   Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

2)   Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

3)   В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили  много молодых деревь…… .  

__________________________________________________________________

Упражнение «Впиши окончание».  

        Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания имён существительных и выделите их.

1)   Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

2)   Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

3)   В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили  много молодых деревь…… .  

            Вставьте пропущенные буквы в словах и  окончания в именах существительных.

     Далеко на севере есть богатые залежи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., водител….. работают на добыче угля.

__________________________________________________________________

             

             Вставьте пропущенные буквы в словах и  окончания  в имёнах существительных.

          Далеко на севере есть богатые залежи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., водител….. работают на добыче угля.

__________________________________________________________________

            Вставьте пропущенные буквы в словах и окончания  в имёнах существительных.

          Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик…..,    в…дител….. работают на добыче угля.

__________________________________________________________________

           

            Вставьте пропущенные буквы в словах и окончания в именах существительных.

     Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик…..,   в…дител….. работают на добыче угля.

__________________________________________________________________

           

         Вставьте пропущенные окончания в именах существительных.

     Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик…..,   в…дител….. работают на добыче угля.

__________________________________________________________________

         

          Вставьте пропущенные буквы в словах и окончания в именах существительных.

          Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик…..,   в…дител….. работают на добыче угля.

                       

                                  Карта самоконтроля

                      Моё настроение в начале урока

     Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

                     Применение правила на письме (упр. 253)

                     

                     Применение правила на письме (закрепление)

               

                     Моё настроение в конце урока

________________________________________________________________

Карта самоконтроля

                                                 

                     Моё настроение в начале урока

     Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

                     Применение правила на письме (упр. 253)

                     

                     Применение правила на письме (закрепление)

               

                     Моё настроение в конце урока

__________________________________________________________________

Карта самоконтроля

                                               

                        Моё настроение в начале урока

     Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

                     Применение правила на письме (упр. 253)

                     

                     Применение правила на письме (закрепление)

               

                      Моё настроение в конце урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....

разработка урока русского языка по теме "Именительный падеж имени существительного"

Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке, позволяет детям сделать вывод об особенностях Именительного падежа...

Урок русского языка в 3 классе Падежи имени существительного

алгоритм определения падежа имени существительного...

Конспект урока русского языка по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс

Данный урок разработан по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс. К нему прилагается презентация, которая позволит обобщить сведения о творительном падеже, полученные на уроке....

Конспект и презентация урока русского языка по теме Дательный падеж имени существительного 3 класс

Данный  урок русского языка  проводился в 3 классе по УМК «Школа России» на школьном семинаре МО учителей начальных классов. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...


 

Комментарии

Верхушина Галина Григорьевна

Наталья Николаевна! Огромное спасибо за урок!

Мандрикова Людмила Андреевна

Спасибо большое!