Главные вкладки

    урок русского языка на тему "Дательный падеж имен существительных" 4 класс
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

    Караева Зухра Магомедовна

    План-конспект урока русского языка в 4 классе .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл datelnyy_padezh.docx24.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Дательный падеж имен существительных.

    Цель: способствовать формированию представлений об особенностях дательного падежа имени существительного.

    Задачи: актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных;

    - познакомить с наиболее употребительными значениями имен существительных в форме дательного падежа;

    - формировать умение правильно употреблять в речи существительные в дательном паднже;

    - развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, умения работать с текстом;

    - создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.

                                              Ход урока

    1. Организационный момент.

    - Мы начинаем урок. Но сначала, я предлагаю вам посмотреть друг на друга, улыбнуться и пожелать хорошего урока.

    - На столах у вас лежат карты самоконтроля. В первом кружочке нарисуйте своё настроение.

                Карта самоконтроля

    Моё настроение в начале урока

    Вставил окончания существительных в дательном падеже

    Применение правила на письме (упр.130)

    Применение правила на письме (закрепление)

    Моё настроение в конце урока

    - Теперь с хорошим настроением мы начинаем урок.

    I.Минутка каллиграфии.

    - Запишите предложение, соблюдая каллиграфию и подумайте, какой смысл кроется в этой пословице.

    Человеку по работе воздаётся честь.

    - Как вы её понимаете?

    - Запишите предложение, обозначьте падеж имён существительных.

    ( Честь – И., воздаётся (кому?  чему?) человеку – Д., воздаётся ( по чему? Кому? По работе – Д.)

    1. Введение в тему и постановка задачи урока.

    Школа, учитель, от ученика,  для друга, тетрадь,  сестру,  к дому, книга,  из здания.

    - Запишите слова в 2 столбика, разделив их на группы.

    Уч.- По какому признаку вы разделили слова на две группы?

    Д.- Эти имена существительные находятся в Им. и Род. Падежах.

    Уч.- На какие вопросы отвечают имена существительные в Им. п?

    Уч.- Назовите отличительные признаки имён существительных в Им. п.

    Уч.- На какие вопросы отвечают имена существительные в Род. п?

    Уч.- Что вы можете сказать об именах существительных Род. п?

    Уч.- Какое слово не записали ни в первую, ни во вторую группу? Почему?

    ( потому что отвечает на другой вопрос)

    Уч.- Сформулируйте тему нашего урока, ориентируясь на карточки, к какому падежу это относится.

    ( на доске карточки: Кому? Чему? К, по предмет, к которому направлено действие – это относится к дательному падежу)

    1. Актуализация знаний и постановка учебной программы.

    Уч.- Прочитайте строки из сказок.

        Гости князю поклонились.

    Воротился старик ко старухе.

    Гости к пристани идут.

    Вот пошёл он к синему морю.

    Уч.- Откуда эти строчки?

    Д.- А.С. Пушкин.

    «Сказка о царе Салтане …», «Сказка о золотой рыбке».

    Уч.- У выделенных существительных определите падеж, выделите окончания. Что заметили?

    Д.- Все существительные стоят в Д. п., но имеют разные окончания.

    IV.          Постановка проблемы.

    - Почему в указанных существительных разные окончания, хотя стоят они в одном падеже? ( Высказывают свои предложения).

    - Давайте постараемся  решить эту проблему на нашем уроке.

    Поиск  решения.

                       Физкультминутка.

                                                  ( Раз подняться, подтянуться…)

    V.      Работа в группах.

    - Сегодня на уроке русского языка вы будете в роли исследователей.

    Задание для 1 группы:

    Приближался ( к чему?) к воде, к речке, к опушке;

    Обрадовался ( кому?) лисе, тётке, царевне.

    Определите падеж и склонение имён существительных.

    Выделите окончания имён существительных.

    Поклонились рыбк…, пришли к цариц…, пристают к застав… .

    Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясните их написание.

    Задание для 2 группы:

    Идёт ( к чему?0 к столу, к морю.

    Обратился ( к кому?) к морю, к петушку, к коню.

    Определите падеж и склонение имён существительных.

    Выделите окончания имён существительных.

    Плывёт по мор…, молвит царевич…, плывут по неб… .

    Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясните их написание.

    Задание для 3 группы:

    Дивятся ( чему?) речи, совести, храбрости.

    Подошёл ( к кому?) к матери, к дочери.

    Определите падеж и склонение имён существительных.

    Выделите окончания имён существительных.

    Тужит по дочер…, подошёл к пристан…, воротился к ноч… .

    Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясните их написание.

    Уч.- В каком падеже стоят существительные, в которых вы вставляли окончания? ( В дательном)

    - На какие вопросы они отвечали? ( Кому? Чему?)

    - Какие предлоги вы увидели с этими существительными? ( к и по)

    - Каким членом предложения будут являться существительные в

    Д. п.? (второстепенным):

    Если отвечает только на падежный вопрос – это дополнение, а если на падежный и смысловой – обстоятельство)

                                                  Дательный падеж

                                            Вопросы: КОМУ? ЧЕМУ?

                                            Вспомогательное слово: ДАЛ

                                                         Предлоги: К, ПО

                                       Член предложения: ВТОРОСТЕПЕННЫЙ

    Каждая группа выходит к доске и подводит итог своей исследовательской работы.

    1 группа Существительные 1 склонения в Д. п. оканчиваются на –е.

    2 группа Существительные 2 склонения в Д. п. оканчиваются на – у, -ю.

    3 группа Существительные 3 склонения в Д. п. оканчиваются на –и. 

    VI.      Рефлексия.

    Решение проблемы.

    - Какой можно сделать вывод о правописании окончаний имён существительных в Д. п. 1 скл., 2 скл., 3 скл.? ( В Д. п. существительные 1, 2, 3 склонения имеют разные окончания.)

    - А если вопрос прозвучит так:

    Какой можно сделать вывод о правописании безударных окончаний в Д. п.? ( Нужно подобрать проверочное слово с ударным окончанием.)

     - А какие проверочные слова мы с вами определили для запоминания и проверки? ( 1 скл. – заря, земля; 2 скл.- песок, жильё; 3 скл.- тишь.)

    Вернёмся к заданию в начале урока: Почему же существительные в одном падеже, но у них разные окончания?

    ( Потому что окончания существительных в Д. падеже завися от склонения этих существительных.)

    - Имена существительные в дательном падеже часто указывают на лицо, для которого совершается действие, точнее на лицо, которому что-то дают. Это основное значение дательного падежа, поэтому он так и называется.

    - Чтобы узнать дательный падеж, надо поставить к существительному слово ДАЮ ( на то он и дательный).

    Уч.- Вот и раскрыты все секреты, исследование проблемы завершено.

        Физкультминутка

    VII.    Упражнение в определении падежей существительных.

    1. Выполнение упражнения 210, с.114 ( с комментированием у доски).

    Пословица к слову молвится. По капле – дождь, по росинке – роса. По речи узнают человека. Делу – время, потехе – час. Поступай всегда по совести. Отвага – силе подруга. Цыплят по осени считают. Ко всякой вещи относись бережно.

    1. Задание – тест (индивидуально для каждого)

    Надо определять, в каких словосочетаниях существительное употреблено в дательном падеже. Если слово в дательном падеже – обводите букву в столбике «да», если в другом падеже – то «нет».

    «Да», «Нет».

    1.нырнул в воду

    2.иду по дороге

    3.бежать к маме

    4.привёз на берег

    5.сижу за партой

    6.подарил дочери

    7.гулять по парку

    Вот и получили себе оценку.

    VIII.    Итог урока.

    - Ребята, как вы думаете, почему урок я начала с пословицы:

    « Человеку по работе воздаётся честь.» ?

    - Что же вы сегодня узнали на уроке?

    ( - Мы узнали, что в дательном падеже существительные имеют разные окончания.

    - Это зависит от рода и склонения имени существительного.)

    IX.    Рефлексия.

    - Возьмите карту самоконтроля и заполните её.

    Уч.- Что вызвало затруднение? Почему?

    Уч.- Каким для вас было занятие?

    - И в  заключении, оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

    - Своей работой на уроке я …

    - Могу похвалить своих одноклассников …

    - Сегодня на уроке я смог …

    Уч.- Я желаю, чтобы каждый верил в себя! Надеялся на успех! Был добрым! Всегда оставался человеком!

    X. Домашнее задание: с.115 упр. 213, с.113 таблица.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме "Изменение имен существительных по падежам".

    Урок русского языка в 3 классе. Тема: Изменение имен существительных по падежам. Технология: "Обучение в сотрудничестве"...

    Конспект урока по русскому языку по теме "Падеж имен прилагательных" 4 класс

    Данный конспект урока разработан для учащихся 4 класса, обучающихся в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

    Конспект урока русского языка + презентация " Определение падежа имени существительного"

    Урок русского языка в 3 классе, программа "Школа России", автор Канакина В.П. "Определение падежа имени существительного"...

    Презентация к уроку русского языка по теме «Падеж имен существительных».

    Презентация  к уроку русского языка  по теме  «Падеж имен  существительных»....

    Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм определения падежа имени существительного" 4 класс

    Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм определения падежа имени существительного" в 4 классе содержит методические рекомендации и разноуровневые задания....