Главные вкладки

    технологическая карта урока русского языка по теме: "Творительный падеж имен существительных 1 склонения" 3 класс Занков Л.В.
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Федосеева Олеся Викторовна

    технологическая карта урока русского языка 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока русского языка в 3 «Б» классе   (программа Л. В. Занкова)

    Тип урока: Урок открытия новых знаний.

    Технологии: проблемно-диалогического обучения,  здоровьесберегающая, оценивания.

    Методы: поисковый, работа по алгоритму

    Тема: Творительный падеж имён существительных первого склонения.

    Цель: научить ставить вопросы к существительным в творительном падеже, определять окончания имён существительных первого склонения в творительном падеже.

    формировать представления  об особенностях  имени существительного в форме творительного  падежа.

    Задачи:

                   1) образовательная: актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных, дать представление о значении творительного падежа в процессе работы с текстом и словом;

                   2) развивающая:  развивать критическое мышление, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость,  умения работать с текстом. развития умения строить учебную деятельность и объективно оценивать свою деятельность;

              3) воспитательная:  создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку. воспитание навыков самостоятельной работы, навыков работы в парах, воспитывать культуру общения, аккуратность .

    Оборудование: учебник «Русский язык» А. В. Полякова,  докумен-камера,  напечатанные слова для кластера,  карточки с заданием для работы в парах.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    УУД

    I.Самоопределение к деятельности.

     1 мин.

    - Необычный день у нас.
     И гостями полон класс.
    – Что гостям сказать нам надо?
    – Ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Подарим друг другу улыбки. Пусть хорошее настроение сохранится до конца урока. Если вам будет трудно, я вам помогу.

    –Видеть Вас мы очень рады!

    II. Актуализация знаний и мотивация

    7 мин.

     «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»

    II. Орфографический диктант.

        - Сегодняшний урок, на котором мы продолжим углублять знания о падежах, я предлагаю начать с  орфографического диктанта.

    Как вы думаете, с какой целью?
    - Запишите слова в два столбика.
    (учащийся у доски комментирует запись слов.)

    1 – с пров. безуд. гласной, 2- словарные слова

    - Что объединяет слова 1 столбика?

    - Что можете сказать о словах 2 столбика?

    -  Чем был полезен  этот этап урока?
    - Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова у вас получились? 

    Объясняют значение

    писал

    ракета

    атаковал

    аптека

    дразнил

    берёза

    еловый

    осина

    желтеть

    тарелка

    ягода

    газета

    аллея

     - орфограмма  проверяемый  безуд. гласный в корне слова
    - словарные слова, все относятся к 1 склонению

    Формулируют цель: Существительные 1 склонения

    Работяга 1 склонение

    РУУД

    III. Создание проблемной ситуации.

    1 мин.

     Так я зашифровала тему нашего сегодняшнего урока
    Я ставлю перед вами цель: «Расшифруйте тему и  поставьте цель нашего урока.»

    - Какой падеж можно назвать падежом-работягой и почему?

    Падеж - работяга

    Гипотезы детей на доске

    РУУД

    КУУД

    IV . Поиск решения проблемы.

    5 мин.

    - Чтобы найти ответы на ваши вопросы, я предлагаю записать ассоциативный ряд к слову работяга.

    Кто догадался, что это за падеж?

    - По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? - Подберите синонимы к этому слову.

    - Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей?

    Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу

    - С тем, - заявил Творительный,

    Я только лишь в ладу,

    Кто очень уважительно относится к труду.

    - Труд учеников – учёба в школе и дома.

    - Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. – пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) карандашом.

     Расшифруйте тему урока: Падеж-работяга

    Запись на доске оформляет ученик. Падеж - работяга?  труд работа творить

    Творительный

    Творить

    Создавать, делать, совершать, осуществлять

    1 склонение

    Творительный падеже имён существительных 1 склонения.

    ПУУД

    V. Актуализация 

    имеющихся знаний. Планирование деятельности

    3мин.

    - Чтобы узнать, какие задачи мы поставим  на этом уроке, что нам надо вспомнить?

    По какому плану мы изучаем падежи? Составление плана

              План:

    1. Вопросы
    2. Вспомогательное слово
    3. Окончания
    4. Предлоги

         5.Роль в предложении

    http://festival.1september.ru/articles/635332/f_clip_image002.jpg

    Какие цели поставим для себя?

    Что мы уже знаем?          

    - Что нам необходимо узнать об именах существительных 1 склонения в творительном падеже?

     план, по которому разбирают падежи.

    Научиться ставить вопросы и определять окончания имён существительных первого склонения в творительном падеже.

    Вопросы, вспомогательное слово.

    Окончания

    Предлоги

    Роль в предложении

    РУУД

    ПУУД

    2 мин.

    Физкультминутка для зрения

    VI.  Поиск решения.(открытие нового знания)

     

    10 мин.

     Работа в парах по учебнику с.40 упр №82

    - Начнём с наблюдения. В этом нам поможет учебник на стр. 40, упр.82.

    - Наша задача: найти существительные в творительном падеже, выделить их окончания.  Возьмите простой карандаш, выделяем окончания.

     - Давайте проверим. Сколько таких слов вы нашли?

     Запишем  словосочетания.

    - Для чего записывали словосочетания?

    -  Что узнали об окончаниях существительных  в творительном падеже?

    - Прочитайте вывод в учебнике. Что вы заметили?  

    - Заполняем в таблице графу окончание.

    - Следующий наш шаг – наблюдаем за предлогами, возвращаемся к упражнению 82, находим предлоги и выделяем их кружком.

    - Вывод наших наблюдений.

    - Сравним с выводом в учебнике. Что скажете?

    - Согласимся с учебником?  (Да)

    - Внесём предлоги в таблицу.

    - Приведите примеры словосочетаний с предлогом перед

     - А теперь давайте составим предложения с существительными 1 склонения  в творительном падеже с предлогом.

    Для чего нужны нам предложения?

     - Что для этого будем делать?

    Каким членом предложения является существительные  в Т. падеже?

    - Вспомните, какие цели мы ставили перед собой?

    - Ещё урок не окончен, а мы уже ответили на вопросы.

     - Что мы ещё должны сделать?

    - Наша задача: потренироваться

    8 слов

    Засеяно (чем?) пшеницей, кружились (над чем?)над пашней, заросла (чем?)  травой, занимаются (с кем?)с сестрой, с песней, за школой, под крышей, с Петей.

      существительные в творительном падеже имеют окончание –  ой, ей.

    (Есть варианты окончаний ой (-ою),  -ей (-ею). Две буквы в окончаниях.

    Над, с, за, под,      

    Предлог перед

     (перед сестрой, перед школой)

    Мама с дочкой пошла в цирк.

    За школой построили большой стадион.

    Узнать, каким членом предложения будут сущ. в Т падеже.

    Разбирать по членам предложения.

    второстепенным членом предложения  - дополнением и обстоятельством

    Наблюдать за окончаниями существительных 1 склонения в творительном падеже, узнать с какими предлогами они употребляются, каким членом предложения бывают.

    Проверить, как мы усвоили тему, потренироваться

    ПУУД

    2 мин.

    Физкультминутка

    VII. Проверка усвоения темы.

    7 мин.

    Творческая работа.
    - Сегодня на уроке мы познакомились с самым  трудолюбивым падежом, который любит творить ровно также как и вы. Ваши рисунки с зимними пейзажами вдохновили и меня на творчество.

         К сегодняшнему уроку я написала историю о том, как Мороз-трудяга с помощью падежа-работяги землю снегом покрывал… Но вот незадача, в компьютер попал вирус и в моей работе пропали имена существительные. Я торопилась на урок и не успела восстановить текст. Я прошу вас помочь мне в этом.

       Над землёй кружатся пушистые снежинки. Белой  шапкой  укрылись ветви деревьев и кустарников. Макушка ели сверкает серебристой звёздочкой. Под сосной в берлоге спит косолапый медведь. Красива природа в зимней одежде!

       - Сосчитайте сколько существительных в творительном падеже вы употребили? 

    Запись текста

    Чтение получившихся работ. 

    4

    КУУД

    VIII. Итог урока

    1 мин.

    Проведя практическую работу, мы получили полное представление о грамматических признаках творительного падежа.

     – Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

    - Сегодня на уроке мы познакомились с самым трудолюбивым падежом, который любит творить ровно также как и вы. –

    Д.з – упр №83 с.41 правила        

    по кластеру

    IX. Рефлексия

    1 мин.

    – С каким настроением заканчиваем наш урок? Поставьте на полях тетради цифру, соответствующую вашему настроению.

    1.  Урок полезен, всё понятно.

    2.  Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

    3.  Ещё придётся потрудиться.

    4.  Да, трудно всё-таки учиться.

    – Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с  темой урока.

    Дети выбирают строку и обозначают её на полях.

    РУУД

    ЛУУД


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)

    Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....

    Конспект и презентация урока русского языка по теме Дательный падеж имени существительного 3 класс

    Данный  урок русского языка  проводился в 3 классе по УМК «Школа России» на школьном семинаре МО учителей начальных классов. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...

    Открытый урок по русскому языку по теме "Именительный падеж имен существительных" 3 класс

    Методическая разработка урока, с планируемыми результатами, целями. задачами урока....

    технологическая карта к уроку русского языка "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс

    технологическая карта к уроку русского языка "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

    Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

    конспект урока по русскому языку по теме "Предложный падеж имен существительных", 3 класс

    конспект урока по русскому языку по теме "Предложный падеж", 3 класс...