Главные вкладки
Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
«Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения».
Цель урока: учить различать родительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.
- Познакомить со способами подстановки при распознавании падежа существительных 2-го склонения без предлога.
- Совершенствование знаний и умений по разделу «Имя существительное».
- Совершенствование умения разбирать предложения по членам с указанием частей речи.
- Развитие орфографической зоркости.
Этапы урока | Содержание | Примечания | |||||||||
1.Орг. момент. | - Ребята, поприветствуйте гостей. Присаживайтесь. | ||||||||||
2.Повторение темы: «Окончания в родительном и дательном падежах». | Если утверждение верное, то покажите зелёный цвет, а если не верное - красный.
6. Из рощи, по капусте, с сирени. | Проверка проходит в виде блиц- опроса, в котором участвуют все дети с помощью сигнальных блокнотов. Покажи окончание | |||||||||
3.Чисто-писание | -Сначала проведем минутку чистописания под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь ». Пусть буквы и соединения в ваших тетрадях будут такими же красивыми. | На этом этапе идет отработка навыков по чистописанию, индивидуальный подход (образец в тетради). Слайд №1 | |||||||||
4. Словарная работа. | Выборочный диктант. Выпиши из предложения словарное слово, выдели орфограмму. Эта аллея ведёт от дома к озеру. Впереди нас ждут каникулы. Искать клад будем здесь! «Здравствуйте, дети!»- ответила бабушка. В луже плавал жёлтый лист. Крутая лестница вела на второй этаж. Раки пятятся назад и усами шевелят. В вагоне сидел один пассажир. Машина быстро ехала по шоссе. У нас дружный коллектив. | На этом этапе проходит повторение словарных слов, выделение непроверяемых орфограмм. Слайд№2 | |||||||||
5.Актуализа- ция знаний. | Запись под диктовку. Выплыло на небо красное солнышко и разбудило землю. Ранний луч попал на жаворонка. Определите склонение и падеж имен существительных. -Как отличить сущ. в И.п. от сущ. в В.п.? (на небо, землю ) -В каком падеже употреблено существительное (на) жаворонка? | Учащиеся подчеркивают и объясняют орфограммы. Разбор предложения по членам пр. Ответы уч-ся разные: в Р.п., в В.п. | |||||||||
6. Сообщение темы урока и постановка целей. | -Сегодня мы будем учиться различать винительный и родительный падежи одушевленных имен существительных, которые отвечают на вопрос к о г о ? | На этом этапе урока происходит настрой на изучение темы. | |||||||||
7. Работа по таблице. | Сопоставление родительного и винительного падежей по плану:
Учащиеся работают с таблицей и делают выводы.
| Слайд №3 Запись в тетради: 1скл. 2скл. Р. -и,-ы -а В. -у,-ю -а | |||||||||
Работа по проблеме урока. | -Как различать родительный и винительный падежи у существительных 2 склонения? -Поможет нам сам русский язык? Берегите Землю! -У существительных какого склонения проще всего отличить родительный падеж от винительного? Почему? -Что предпримем для распознавания Р.п. и В..п.? - Заменим сущ. 2скл. на сущ. 1скл.. Берегите (кого?) жаворонка (птицу) | Чтение стихотворения. Дети определяют склонение и падеж одуш. им. сущ., наблюдают за окончаниями. Берегите(кого?): жаворонка (2), бабочку(1), краба(2), ястреба(2), ласточку(1). Слайд№4 | |||||||||
8.Физминутка. | Во дворе растёт подсолнух, Утром тянется он к солнцу. Рядом с ним второй, похожий, К солнцу тянется он тоже. Вертим ручками по кругу. Не задень случайно, друга! Несколько кругов вперёд, А потом наоборот. Руки в спину упираем Поясницу прогибаем. А теперь давай дружок, Посмотри на потолок. Отдохнули мы чудесно И пора за парты сесть нам. | Слайд № 5 | |||||||||
1 задание. | Определи падеж, замени сущ. 1скл.. Слушаю учителя (2, В.) Рассказ брата (2,Р.) Прыжок льва (2,Р.) Слушал ребенка (2,В.) В помощь:
| Слайд № 6 Слайд № 7 | |||||||||
2 задание. | I вариант выписывает имена сущ. вР.п. в В. п. у соседа про дельфина от малыша на рыбака для ученика за друга | «Состязательный момент» Взаимопроверка Слайд № 8,9 | |||||||||
9. Работа по учебнику. Закрепление изученного | стр. 93 Упражнение 205 Учащиеся называют словосочетание, склонение и падеж. Производится разбор по чл. предложения и как часть речи. 1. (От) волка – сущ. (от кого?) 2. Н.ф.- волк 3. Пост.пр.- одуш., нариц., м.р., 2 скл. 4. Непост.пр.- Р.п., ед.ч. 5. Вт. Чл. | Проверка постановки падежей с помощью сигн. блокнотов.(оценка за падежи на полях) Слайд № 10 | |||||||||
Контроль знаний. | Определи склонение и падеж им. существительных . Следы зайца Выстрелил в зайца Спросил про соседа Шкура волка Выстрелил в волка Заступился за друга | Слайд№11 На этом этапе походит проверка усвоения материала. | |||||||||
10.Подведе-ние итогов. Рефлексия. | -Над какой темой работали? Как поступить, чтобы отличить р.п. от в.п. у сущ. 2 скл.? (заменить это сущ. существительным 1 скл. )
| На этом этапе подводятся итоги, обобщаются знания полученные за урок, произносится заключительное слово учителя, выставляются оценки, задается домашнее задание. | |||||||||
11. Домаш- нее задание. | Домашнее задание упр. 206. Прозвени- ка, дружок, Голосистый звонок. Перемены ждут ребята, Поиграть, попрыгать надо. - Урок окончен. |
без дорог_ от подруг_ возле речк_ в магазин_ об отдых_ по горст_ на цеп _ от бол _ к площад_ о карусел_ | по дорог_ к подруг_ от речк_ за магазин_м о лет_ в сет_ о плет_ для осен_ к кроват_ на спектакл_ | у дорог_ за подруг_ по речк_ о магазин_ об облак_ о мыш_ на лошад_ от старост_ с кроват_ в печал_ |
Вытянул Вырубка резьба | Заставил прогулка ходьба | Набросил Записка косьба |
Просклоняй слово: обидчик | Просклоняй слово: варежка | Просклоняй слово: зависть |
Я – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я.
Я – наиболее самостоятельная часть речи. От меня образуется прилагательное.
Я – ведущая часть речи и в грамматике. Имею род, число, падеж, склонение.
Я – важнейшая часть речи. По наблюдениям ученых, я появилось в речи в числе самых первых слов.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
О какой части речи можно так сказать?
Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных.
1) Определяю склонение;
2) определяю падеж;
3) нахожу имя существительное с безударным падежным окончанием;
4) по соотношению склонения и падежа узнаю окончание.
а) узнайте новое слово сами..
б) запишите его в тетрадь:
- я пишу на доске, вы в тетрадях: издалека.
- можно подобрать проверочное слово?
- что обозначает слово?
в) Учащийся читает в толковом словаре значение этого слова.
г) Предложите способы запоминания этого слова:
- ударение.
- проговорить орфографически.
- подобрать однокоренные слова.
Вдалеке, далеко, недалеко, даль.
- найдите «лишнее» слово, почему оно «лишнее»?
д) Составьте словосочетание с этим словом.
- Как понимаете словосочетание: (говорящий не сразу приступил к главному, а говорил намеками).
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите...
(М.Дудин)
Облетели листья с клена,
Клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковер лежит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке, позволяет детям сделать вывод об особенностях Именительного падежа...
В урок включены разнообразные виды работ: самостоятельная, взаимопроверка, работа в парах по УМК "Школа России" Л.М.Зеленина...

алгоритм определения падежа имени существительного...

Данная презентация будет очень полезна при изучении темы "Винительный падеж имён существительных". Содержит цели урока, план изучения темы, физминутки, задания с проверкой, итог урока и тд....
Данный урок разработан по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс. К нему прилагается презентация, которая позволит обобщить сведения о творительном падеже, полученные на уроке....

технологическая карта урока русского языка...

Конспект урока по русскому языку по теме: винительный падеж имен существительных....