Главные вкладки

    Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

     Вера Викторовна

    Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon k_o_n_s_p_e_k_t_u_r_o_k_a.doc100 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 4 классе

    «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения».

    Цель урока: учить различать родительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.

    1. Познакомить со способами подстановки при распознавании падежа существительных 2-го склонения без предлога.
    2. Совершенствование знаний и умений по разделу «Имя существительное».
    3. Совершенствование умения разбирать предложения по членам с указанием частей речи.
    4. Развитие орфографической зоркости.

    Этапы урока

    Содержание

    Примечания

    1.Орг. момент.

    - Ребята, поприветствуйте гостей. Присаживайтесь.

    2.Повторение   темы: «Окончания в родительном и дательном падежах».

    Если утверждение верное, то покажите зелёный цвет, а если не верное - красный.

    1. Падежные вопросы кем? чем?- это вопросы  Д.п. (красный)
    2. Существительные в Д.п., 1 скл. имеют окончание – е.(зелёный)
    3. Предлоги от, до, из, без – это предлоги Д..п. (красный)
    4. Существительные в Р.п. и Д.п. 3 скл. имеют окончание – и. (зелёный)
    5.  Падежные вопросы кого? что? – это вопросы Р.п. (красный)

          6.  Из рощи, по капусте, с сирени.

    Проверка проходит в виде блиц- опроса, в котором участвуют все дети с помощью сигнальных блокнотов.

    Покажи окончание

    3.Чисто-писание

    -Сначала проведем минутку чистописания  под музыку  П.И.Чайковского  «Времена года. Октябрь ». Пусть буквы и соединения в ваших тетрадях будут такими же красивыми.

    На этом этапе идет отработка навыков по чистописанию, индивидуальный подход (образец в тетради).

    Слайд №1

    4. Словарная работа.

    Выборочный диктант. Выпиши из предложения словарное слово, выдели орфограмму.

    Эта аллея ведёт от дома к озеру. Впереди нас ждут каникулы. Искать клад будем здесь! «Здравствуйте, дети!»- ответила бабушка. В луже плавал жёлтый лист. Крутая лестница вела на второй этаж. Раки пятятся назад и усами шевелят. В вагоне сидел один пассажир. Машина быстро ехала по шоссе. У нас дружный коллектив.

    На этом этапе проходит повторение словарных слов, выделение непроверяемых орфограмм.

    Слайд№2

    5.Актуализа-

    ция знаний.

    Запись под диктовку.

    Выплыло на небо красное солнышко и разбудило землю. Ранний  луч попал на жаворонка.

    Определите склонение и падеж имен существительных.

    -Как отличить сущ. в И.п. от сущ. в В.п.? (на небо, землю )

    -В каком падеже употреблено существительное  (на) жаворонка?

    Учащиеся подчеркивают и объясняют орфограммы.

    Разбор предложения по членам пр.

    Ответы уч-ся разные: в Р.п., в В.п.

    6. Сообщение темы урока и постановка целей.

    -Сегодня мы будем учиться различать винительный и родительный падежи одушевленных имен существительных, которые отвечают на вопрос к о г о ?

    На этом этапе урока происходит настрой на изучение темы.

    7. Работа по таблице.

    Сопоставление родительного и винительного падежей по плану:

    1. Вопросы.
    2. Предлоги
    3. Окончания.

    Учащиеся работают с таблицей  и делают выводы.

     

    1 склонение

    2 склонение

    Р. нет кого?

    ученицы, девочки

    ученика, друга

    В. вижу кого?

    ученицу, девочку

    ученика, друга

    1. Родительный и винительный падежи можно различать по предлогам.
    2. У существительных первого склонения окончания разные. У существительных второго склонения окончания одинаковые.

    Слайд №3

    Запись в тетради:

         1скл.    2скл.

    Р. -и,-ы     -а

    В. -у,-ю     -а

     Работа по проблеме урока.

    -Как различать родительный и винительный падежи у существительных 2 склонения?

    -Поможет нам сам русский язык?

    Берегите Землю!
    Берегите
    Жаворонка в голубом зените,
    Бабочку на стеблях повилики,
    На тропинке солнечные
    блики,
    На камнях играющего
    краба, 
    Над пустыней
    тень от баобаба,
    Ястреба, парящего над полем,
    Ясный
    месяц над речным покоем,
    Ласточку, мелькающую в жите.
    Берегите
    Землю!
    Берегите...

    -У существительных какого склонения проще всего отличить родительный падеж от винительного? Почему?

    -Что предпримем  для распознавания

    Р.п. и В..п.?

    - Заменим сущ. 2скл. на сущ. 1скл..

    Берегите (кого?) жаворонка (птицу)

    Чтение стихотворения. Дети определяют склонение и падеж  одуш. им. сущ., наблюдают за окончаниями.

    Берегите(кого?):

    жаворонка (2),

    бабочку(1),

    краба(2),

    ястреба(2),

    ласточку(1).

    Слайд№4

    8.Физминутка.

    Во дворе растёт подсолнух,

    Утром тянется он к солнцу.

    Рядом с ним второй, похожий,

    К солнцу тянется он тоже.

    Вертим ручками по кругу.

    Не задень случайно, друга!

    Несколько кругов вперёд,

    А потом наоборот.

    Руки в спину упираем

    Поясницу прогибаем.

    А теперь давай дружок,

    Посмотри на потолок.

    Отдохнули мы чудесно

    И пора за парты сесть нам.

    Слайд № 5

    1 задание.

    Определи падеж, замени сущ. 1скл..

       Слушаю учителя (2, В.)              

       Рассказ брата     (2,Р.)     

       Прыжок льва      (2,Р.)                  

       Слушал ребенка (2,В.)

     В помощь:

    1.  Поставь вопрос.
    2. Определи склонение
    3. Замени существительным 1 склонения.

    Слайд № 6

    Слайд № 7

    2 задание.

    I вариант выписывает имена сущ.

     вР.п.

    II вариант выписывает имена сущ.

     в В. п.

    у соседа

    про дельфина

     от малыша

     на рыбака

     для ученика

     за друга

    «Состязательный момент» Взаимопроверка

    Слайд № 8,9

    9. Работа по учебнику.

    Закрепление изученного

     стр. 93

    Упражнение 205

    Учащиеся называют словосочетание, склонение и падеж. Производится разбор по чл. предложения и как часть речи.

    1. (От) волка – сущ. (от кого?)

    2. Н.ф.- волк

    3. Пост.пр.- одуш., нариц., м.р., 2 скл.

    4. Непост.пр.- Р.п., ед.ч.

    5. Вт. Чл.

    Проверка постановки падежей с помощью сигн. блокнотов.(оценка за падежи на полях)

    Слайд № 10

    Контроль знаний.

    Определи склонение и падеж им. существительных .

    Следы зайца

    Выстрелил в зайца

    Спросил про соседа

    Шкура волка

    Выстрелил в волка

    Заступился за друга

    Слайд№11

    На этом этапе походит проверка усвоения материала.

    10.Подведе-ние итогов. Рефлексия.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

    -Над какой темой работали?

    Как поступить, чтобы отличить р.п. от в.п. у сущ. 2 скл.? (заменить это сущ. существительным 1 скл. )

    1. просигнальте, кому было трудно на уроке отличать р.п. и в.п. сущ. 2 скл.?
    2. кому легко?

    На этом этапе подводятся итоги, обобщаются знания полученные за урок, произносится заключительное слово учителя, выставляются оценки, задается домашнее задание.

    11. Домаш-

    нее задание.

    Домашнее задание упр. 206.

    Прозвени- ка, дружок,

    Голосистый звонок.

    Перемены ждут ребята,

    Поиграть, попрыгать надо.

    - Урок окончен.

    без дорог_

    от подруг_

    возле речк_

    в магазин_

    об отдых_

    по горст_

    на цеп _

    от бол _

    к площад_

    о карусел_

    по дорог_

    к подруг_

    от речк_

    за магазин_м

    о лет_

    в сет_

    о плет_

    для осен_

    к кроват_

    на спектакл_

    у дорог_

    за подруг_

    по речк_

    о магазин_

    об облак_

    о мыш_

    на лошад_

    от старост_

    с кроват_

    в печал_

    Вытянул

    Вырубка

    резьба

    Заставил

    прогулка

    ходьба

    Набросил

    Записка

    косьба

    Просклоняй слово: обидчик

    Просклоняй слово: варежка

    Просклоняй слово: зависть

    Я – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я.
    Я – наиболее самостоятельная часть речи. От меня образуется прилагательное.
    Я – ведущая часть речи и в грамматике. Имею род, число, падеж, склонение.
    Я – важнейшая часть речи. По наблюдениям ученых, я появилось в речи в числе самых первых слов.
    Давно живу я в мире этом,
    Даю названия предметам.
    О какой части речи можно так сказать?

    Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных.

    1) Определяю склонение;

    2) определяю падеж;

    3) нахожу имя существительное с безударным падежным окончанием;

    4) по соотношению склонения и падежа узнаю окончание.

    а) узнайте новое слово сами..

    б) запишите его в тетрадь:

    1. я пишу на доске, вы в тетрадях: издалека.
    2. можно подобрать проверочное слово?
    3. что обозначает слово?

    в) Учащийся читает в толковом словаре значение этого слова.

    г) Предложите способы запоминания этого слова:

    1. ударение.
    2. проговорить орфографически.
    3. подобрать однокоренные слова.

    Вдалеке, далеко, недалеко, даль.

    1. найдите «лишнее» слово, почему оно «лишнее»?

    д) Составьте словосочетание с этим словом.

    1. Как понимаете словосочетание: (говорящий не сразу приступил к главному, а говорил намеками).

    Берегите Землю!
    Берегите
    Жаворонка в голубом зените,
    Бабочку на стеблях повилики,
    На тропинке солнечные
    блики,
    На камнях играющего
    краба, 
    Над пустыней
    тень от баобаба,
    Ястреба, парящего над полем,
    Ясный
    месяц над речным покоем,
    Ласточку, мелькающую в жите.
    Берегите
    Землю!
    Берегите...

    (М.Дудин)

    Облетели листья с клена,

      Клен от холода дрожит.

      На дорожке у балкона

      Золотой ковер лежит.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"

    Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта са...

    Правописание окончаний существительных 1-го и 2-го склонения в родительном и дательном падежах.

    Методическая информацияТип урока Комбинированный. Цели урока Познакомить детей с особенностями правописания окончаний существительных 1-го и 2-го склонения в родительном и дательном пад...

    Конспект урока по русскому языку "Родительный и винительный падежи"

    Тема урока: «Родительный и винительный падежи имён существительных»Цель урока: формирование умения распознавать падежи (по вопросу, предлогу, слову - помощнику);Задачи урока:Нахо...

    Презентация к уроку по русскому языку "Родительный и винительный падежи"

    Тема урока: «Родительный и винительный падежи имён существительных»Цель урока: формирование умения распознавать падежи (по вопросу, предлогу, слову - помощнику);Задачи урока:Нахо...

    Тренажёр к уроку по русскому языку "Родительный и винительный падежи"

    Тема урока: «Родительный и винительный падежи имён существительных»Цель урока: формирование умения распознавать падежи (по вопросу, предлогу, слову - помощнику);Задачи урока:Нахо...