Главные вкладки

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Родительный падеж имен существительных" 3 класс (конспект + презентация)
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Родительный падеж имен существительных" 3 класс  (конспект + презентация)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelnyy_padezh_is.docx20.1 КБ
    Office presentation icon roditelnyy_padezh.ppt1.3 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Родительный падеж имен существительных».

    Тип урока: комбинированный

    Цель: познакомить с особенностями родительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.

    Планируемые результаты:

    Предметные: - познакомятся с особенностями родительного падежа; научатся определять падеж имени существительного по вопросу и предлогу.

    Личностные:  - прививать интерес к языку, к данной части речи; научатся быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся;

    Оборудование: В. П. Канакина учебник русского языка 3 кл. 2  часть, презентация.

    Этап урока

    Метод и приемы

    Хронометраж

    Содержание урока. Деятельность учителя.

    Деятельность ученика

    УУД

    1.

    Организационный

    Словесный: монолог

    ≈ 1 мин

    - Здравствуйте! Сейчас повернитесь друг другу и пожелайте хорошего дня.

    - Я вам желаю хорошего дня, сегодня все получите только хорошие оценки, хорошо работайте на уроках. Присаживайтесь.

    Приветствовать учителя

    К: настрой на урок, знакомство с учителем

    2.

    Мотивационный

    Пр.: упражнение

    Сл.: учебная беседа

    Актуализация знаний

    ≈ 5-6 мин

    - Я приготовила для вас грамматические загадки. Слушайте внимательно:

    а) В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. Это – ________.

     б) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже. ____________ в) У этого падежа нет своих вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа. Это – _________ падеж.

    г) Предлоги этого падежа ОТ, ДЛЯ, БЕЗ, ИЗ, У, ОКОЛО, ВОЗЛЕ.

    - Хорошо, расскажите все, что вы знаете о падежах.

    - Запишите предложения: Иней запуш..л д..рев..я. На елке и осинке леж..т ша..ки снега.

    - Назовите выделенные орфограммы. Выделите грамматическую основу. Определите падеж ИС. (Ответ: Иней- и.п.; деревья – в.п.; на елке – п.п.; на осинке –п.п.; шапки – и.п.; снега - р.п.)

    - ИС в И.п. каким членом в предложении являются?

    Отгадывать загадки

    Записывать предложения

    Называть орфограммы

    Определять падеж  ИС

    Называть особенность И.п.

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; высказывания.

    П: обобщают.

    3.

    Постановка учебной задачи и ее решение

    Сл.: учебный диалог

    Пр.: работа с книгой, запись в упражнения в тетрадь

    Сл.: рассказ

    Пр.: запись упражнения в тетрадь

    ≈ 10-14 мин

    - Откройте учебник на с. 43. Прочитайте тему урока.

    - Какие задачи перед собой поставим?

    Найдите в учебнике упр.77, с.43.

    - Прочитайте словосочетания. Определите падеж имен существительных.

    Ветка (чего?) осины; ранец (кого?) брата; письмо (от кого?) от сестры; был (без чего?) без пальто; вышел (из чего?) из трамвая; цветы (для кого?) для мамы; доехал (до чего?) до реки.

    - Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос - чего? а к каким – кого?

    - Назовите предлоги, с которыми употреблены выделенные имена существительные.

    - В каком словосочетании к ИС можно задать вопрос откуда?

    - Запишите словосочетания без вопросов в тетрадь. Подчеркните предлоги. Выделите окончания ИС в Р.п.

    - Прочитайте сведения о родительном падеже на с.44.

    - Назовите вопросы родительного падежа.

    - С какими предлогами употребляются ИС в Р.п.?

    Прочитайте предложение

    Осина и без ветра шумит.

    Чтобы правильно определить падеж ИС ветра, нужно выделить словосочетание на следующей строчке: шумит (без чего?) без ветра. По падежному вопросу-чего и предлогу без устанавливается падеж ИС – родительный падеж.

    Родительный падеж получил свое название от того, что ИС в Р.п. без предлога часто обозначают лицо, являющееся родителем, владельцем (домик Петра, сын полка)

    - Найдите упр.78.

    Прочитайте пословицы. Давайте объясним их смысл.

    - Запишите пословицы, где все ИС употреблены в Р.п. (3. Без терпенья нет уменья. 4. До поры до времени не сеют семени. 5. Из пушки по воробьям не стреляют.)

    - Выделите окончания.

    - Какие пословицы выписали?

    Ставить задачи урока

    Определять падеж ИС

    Участвовать в учебном диалоге

    Записывать словосочетания в тетрадь

    Читать и запоминать сведения о языке

    Понимать и учиться определять родительный падеж имен существительных

    Слушать о происхождении родительного падежа

    Объяснять смысл пословиц

     

    Л: учебно- познавательный интерес, мотивация

    К: владеть диалогической формой речи

    Р: целеполагание Р: принимать и сохранять учебную задачу

    П: поиск информации в тексте, выделять нужную информацию

    Р: планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами

    П: обобщать, делать выводы 

    П: осуществляют по учебнику поиск информации;

    4.

    Физминутка

    ≈ 1-2 мин

    - Сделаем небольшую разминку.

    - Садитесь, продолжаем урок.

    Выполнять движения

    Л: установка на ЗОЖ

    5.

    Решение частных задач

    Работа с книгой: чтение сведения о языке

    Сл.: беседа

    Пр.: списывание загадки

    ≈ 10-13 мин

    - Слова: задача, крыша, лужа, плечо.

    – Давайте просклоняем эти слова в Р.п. сначала в ед. ч.

     (задачи, крыши, лужи, плеча). А теперь просклоняем эти же слова во мн.ч. (задач, крыш, луж, плеч)

    – Какой вывод можно сделать?

    – Прочитать вывод в учебнике на с. 45

    - Как пишутся ИС  в Р.п. во множественном числе?

    (Ис в Р.п. мн.ч. после шипящих мягкий знак не пишется, напр.: из-за туч)

    - Как определить в предложении ИС в родительном падеже? (найти слово, с которым это имя сущ. связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос; по падежному вопросу определить падеж им.сущ.)

    - найдите упр.80, с.45. прочитайте загадки. Отгадайте.

    - Найдите среди загадок ту, которая является скороговоркой. (От топота копыт пыль по полю летит)

    - Запишите ее, выделите грамматическую основу.

    - Назовите словосочетания.

    - Назовите, в каком падеже дано словосочетание?

    - Кто проговорит ее?

    - По вариантам спишите каждый по загадке.

    - укажите падеж выделенных слов. Подпишите сверху. Выделите окончания.

            Сравнивать слова

    Делать вывод

    Отвечать на вопросы

    Выполнять упражнение

    Выделять грамматическую основу

    Определять падежи

    Выделять окончания

    П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

    Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

    6.

    Информация о домашнем задании

    ≈ 0,5-1 мин

    С.45, упр.81. + слово «около» сделать фонетический разбор.

    Записывать домашнее задание

    Регулятивные, коммуникативные

    7.

    Итог урока

    Сл.: беседа

    Рефлексия

    ≈ 5 мин

    - Как определить в предложении ИС в родительном падеже?

    - Урок был трудный? Что именно?

    - Спасибо за урок!

    Подводить итог урока        

    Л: Использовать знания в учении и в повседневной жизни


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    1) В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. Это - _______. 2) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже. _________ 3) Этот падеж попросил один вопрос у именительного, а другой - у родительного падежа. Это - ________. 4) Предлоги этого падежа: ОТ, ДЛЯ, БЕЗ, ИЗ, У ______. Грамматические загадки падежи И.п. В.п. Р.п.

    Слайд 2

    Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный Мы знаем кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

    Слайд 3

    Иней запуш..л д..рев..я. На елке и осинке леж..т ша..ки снега.

    Слайд 4

    «Родительный падеж имен существительных»

    Слайд 5

    Вопросы Вспомогательное слово Предлоги Член предложения «Родительный падеж имен существительных» кого? чего? нет без, у, от, до, из, для, с, около, вокруг, между, после второстепенный

    Слайд 6

    задача крыша лужа плечо Задание!

    Слайд 7

    Проверь себя! Р . п. ед. ч. Р. п. мн. ч. задач и крыш и луж и плеч а задач крыш луж плеч

    Слайд 8

    Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание ЧУ- ЩУ" 1 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание ЧУ- ЩУ" 1 класс (конспект + презентация)...

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Особенности диалогической речи " 1 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Особенности диалогической речи " 1 класс (конспект + презентация)...

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Дательный падеж» (конспект + раздаточный материал)

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Дательный падеж» (конспект + раздаточный материал)...

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Предложный падеж» (конспект + раздаточный материал)

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Предложный падеж» (конспект + раздаточный материал)...

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Род имён существительных" 3 класс (конспект + презентация)

    Конспект урока и презентация на тему: "Род имён существительных" 3 класс. ПНШ...

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: «Единственное и множественное число имен существительных». 2 класс (конспект + презентация)

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: «Единственное и множественное число имен существительных». 2 класс (конспект + презентация)...