Главные вкладки

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Род имён существительных" 3 класс (конспект + презентация)
    учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

    Елисеева Кристина Вячеславовна

    Конспект урока и презентация на тему: "Род имён существительных" 3 класс. ПНШ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку

                                                                                                                                                                                           Учитель - методист школы: Гаспер О.А.

    Школа: № 95                                                                                                                                                            Методист ЧГПК № 1: Кондратьева И. И

    Класс: 3 - 9                                                                                                                                                                Студентка 45 группы: Елисеева Кристина                      Кабинет: 210

                                                                                         Тема: «Род имён существительных».

    Тип урока: повторение изученного материала;

    Цель: закрепить понятие «род имен существительных»; обобщить, закрепить ранее изученный материал.

    Планируемые результаты:

    предметные: закрепить понятие «род имен существительных»; научиться контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

    личностные: -осознавать смысл изучения рода имен существительных;

      формировать интерес к учению; проявлять эмоционально-ценностные отношения к учебной проблеме, уметь общаться с одноклассниками и взрослыми, уметь обосновывать собственную точку зрения, уважать другую точку зрения, владеть устной диалогической речью.

     Оборудование: Учебник Н.А Чуракова: Русский язык: 3 класс: 1 часть, презентация

    Этап урока

    Метод и приемы

    Хро-нометраж

    Содержание урока. Деятельность учителя.

    Деятельность ученика

    УУД

    1.

    Организационный.

    ≈ 1

    - Здравствуйте, ребята! Я студентка педагогического колледжа № 1. Меня зовут Кристина Вячеславовна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка.

    - Присаживайтесь!

    Приветствовать учителя.

    Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

    2.

    Мотивационный

    Актуализация знаний

    Практический: словарный диктант

    ≈ 7

    Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа.

    Сейчас я диктую вам слова, а вы в строчку, через запятую записываете в тетрадь:

    Телефон, тетрадь, тишина, лето, ужин, урожай, чудо, фиалка, море.

    Теперь давайте проверим!

    -Кто допустил ошибки?
    -К этим словам мы ещё вернёмся в конце нашего урока.

    Работать в тетради

    Р: принимают и сохраняют уч задачу

    3.

    Постановка учебной задачи и ее решение

    Словесный: ответы на вопросы

    ≈ 10

    -   Ребята, сейчас я вам прочту сказку.  Из этой сказки вы узнаете, как у слов-существительных род появился.

    -Давным-давно все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что все их путали.
    А случилось всё в далёкой сказочной стране, где правила прекрасная и мудрая королева. Захотелось ей однажды разобраться в этом сложном вопросе: как различать между собой слова-существительные? Собрала она своих подчинённых и объявила: «Кто придумает для слов-существительных знаки различия, тот будет щедро вознаграждён».
    В этой прекрасной стране была самая замечательная школа на земле, в которую ходили исключительно одни умники и умницы. В одном классе учились только мальчики, которые вырастали и превращались в сильных и смелых мужчин. А в другом классе учились только девочки, которые после окончания учёбы превращались в прекрасных женщин.
    И решили ученики этой школы попытать счастья, ведь вознаграждением являлось дальнейшее обучение в самом престижном Университете этой сказочной страны.
    Прибыли они ко двору королевы. С жаром принялись за работу. Для начала решили поделить все слова между собой.
    Слов-то много. Делили они, делили слова, да так и не разделили до конца. Много времени потратили на это занятие. Мальчики и девочки постоянно ссорились из-за того, что никак не удаётся им выполнить это задание. Очень сильно они расстроились, даже перестали ходить в школу и делать уроки! А работы оставалось ещё очень много, ведь не все слова были поделены.
    Королева была умна и мудра. Она решила покончить со всеми распрями и следующее: «Те слова, которые забрали себе будущие мужчины, пусть будут мужского рода (в эту группу попали стул и стол, дом и мир, луч и свет, сон и звон, и много других). Те слова, которые взяли себе будущие женщины, будут женского рода (это были слова земля, луна, страна, весна и многие другие). А те, что остались ничьи, иначе говоря, неопределёнными, пусть будут среднего рода (так и стали слова солнце, море, небо, яблоко и другие существительные среднего рода)».
    Так появился род у имён существительных. Дети были очень довольны таким исходом. Они с радостью приняли решение правительницы. Школа вновь наполнилась их голосами, радостным смехом. Каждый ученик был горд тем, что внёс свой маленький вклад в решение правительницы по поводу определения рода имён существительных. С той поры королева и все жители сказочной страны перестали путать существительные друг с другом. Им был известен секрет, благодаря которому все могли определять род существительных и даже сочинили маленькое стихотворение:

    Род мужской, конечно, мой:
    Мой сад, мой брат, стул мой.
    Женский род, помню я,
    То, про что скажу моя:
    Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.
    Средний род — оно, моё:
    Моё окно, село моё.

    Давайте сформулируем тему нашего урока (Род имён существительных).

    Вы уже немного знакомы с этой темой. Какую же цель мы можем поставить на урок? ( закрепить понятие «род имен существительных).

    Молодцы!

    Слушать сказку

    Формулировать тему и цели урока

    Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.

    Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания.

    Р:Умение самостоятельно формулировать цель, умение проговаривать последовательность действий на уроке

    4.

     

    Решение частной задачи

    Словесный: ответы на вопросы

    Практический: работа с учебником

    Практический: письменное упражнение

    Итог урока. Рефлексия.

    Словес.: ответы на вопросы

    ≈ 15-20

    Открываем учебник на странице 29. Выполните упражнение № 21. Кто-нибудь один читает в слух ( Запиши предложение : В лесу росли дубы, сосны и ели. Определи, какие существительные являются главными членами предложения, а какое существительное – второстепенным членом. Подчеркни основу предложения) .

    -Запишите существительные в два столбика:

    1) существительные в форме ед. ч,

    2) существительные в форме мн. ч.

    Определи род существительных и распредели их в два столбика по родам.

    -Чтобы вспомнить, как определить род существительных, стоящих во мн. числе, мы обратимся к плакату летучей мыши.

    -Приступаем к выполнению задания.

    -Итак, какие слова вы выписали в первый столбик? (лес, дуб) Какого они рода? (м.р.). Какие во второй? (сосна, ели) Род? (ж.р.).

    -Что же можно сказать о такой части речи, как имя существительное?

    -Прочитайте определение на плакате летучей мыши.

    -Попробуйте подтвердить это определение своими примерами.

    -Молодцы!

    Следующее упражнение №22. Прочитайте текст.

    Выпишите выделенные слова ( для верблюда, блюда, сыр, сметану, котлету) дважды: в той форме, в какой они стоят в тексте, и в начальной форме. Определи их одушевленность и неодушевленность, число, род.

    (для верблюда – верблюд (одуш., ед.ч., м.р.).

    -Если нет вопросов, приступайте к выполнению задания.

    -Давайте проверим.

    -Молодцы!

    -Внимательно рассмотрите картину и назовите имена существительные мужского, женского и среднего рода. ( на слайде картина «Зима в лесу»).

    (Мужского рода: снег, лось, снегирь, тетерев, след. Женского рода: лиса, ель, береза, сорока. Среднего рода: небо, дерево, облако).

    Подберите и запишите подходящие по смыслу имена прилагательные ( слайд):

    Снег – ........
    Небо – ........
    Воздух – ........

     (Снег – пушистый, искристый, хрустящий.
    – Небо – синее, пасмурное, облачное.
    – Воздух – свежий, морозный, бодрящий).

    От чего зависит выбор формы имени прилагательного? (Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде).

    - Над какой частью речи мы сегодня работали?

    - Что такое имя существительное?

    - Как узнать род имени существительного?

    - Ребята, а где вам пригодятся полученные знания?

    -Что интересного для себя извлекли? В чем были затруднения?

    -Как бы вы оценили свою работу? Почему?

    -Вы сегодня очень хорошо поработали. Каждый из вас добился определённого успеха.

    Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать!  До свидания!

    Выполнять упражнение в тетради

    Оценивать результат выполнения

    Обобщать изученное.

    Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.

    Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания.

    Л: поддержание здорового образа жизни

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

    Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.

    Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания.

    Р: осуществлять итоговый контроль

    П:Умение логически рассуждать, делать выводы

    К:Умение слушать и понимать речь других.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Телефон, тетрадь, тишина, лето, ужин, урожай, чудо, фиалка, море.

    Слайд 2

    Сказка «О том, как у слов-существительных род появился».

    Слайд 3

    Род имён существительных

    Слайд 4

    Цель: - Закрепить понятие «род имён существительных».

    Слайд 5

    Ед. ч . Мн.ч. В лесу дубы сосны ели

    Слайд 6

    м.р. лес д уб ж .р. с осна ели

    Слайд 7

    В учебнике – учебник ( неодуш ., ед.ч., м.р.).

    Слайд 9

    м .р. ж .р. с р.р. Пень Гриб Белка Рябина Дупло Дерево


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Падеж имён прилагательных" (УМК "Школа России")

    Представляю Вашему вниманию конспекты уроков и презентации по русскому языку, надеюсь, данный материал будет Вам полезен....

    Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен прилагательных" 3 класс

    Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен прилагательных" 3 класс...

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Признаки предложений" 1 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Признаки предложений" 1 класс (конспект + презентация)...

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему:"Изменение имён прилагательных по падежам"(УМК "Школа России")

    Представляю вашему внимаю конспекты уроков и презентации по русскому языку. Надеюсь, данный материал будет вам полезен....

    Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен существительных" 3 класс

    Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен существительных" 3 класс...

    Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен существительных" 3 класс УМК "Школа России"

    Тема: Род имен существительныхКласс: 3Урок рефлексииОборудование: учебник УМК «Школа России», часть 2, В.П. Канакина; презентация; раздаточный материал....