Методическая разработка урока русского языка по теме "Падежные окончания имен существительных 1 спряжения".
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Урок русского языка в 4 классе по теме"Падежные окончания имен существительных 1 спряжения".

Тип урока: урок открытия нового знания

Задачи урока:

Образовательные: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений определять спряжение существительных и безошибочно писать окончания.

Развивающие: обеспечить развитие монологической и диалогической речи; развивать умение анализировать и обобщать; развивать умение работать в парах на основе доброжелательности и уважения к чужому мнению.

Воспитательные: создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления трудностей; воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию;

воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение заданий.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Списать, указать части речи: Наступили сильные м..розы. Снег завалил с…довые д…рожки. Птицы з...мой г..л..дают. Дети устроили для птиц к..рмушки. Девочки насыпали пш..на. Г..лодные птицы быстро скл..вали весь корм. Как х..р..шо, что у птиц есть наст..ящие друзья!

Слайд 2

Проверь. Наступили сильные м о розы( сущ .). Снег завалил с а довые ( прил .) д о рожки ( сущ . ). Птицы з и мой ( сущ .) г о л о дают ( гл. ). Дети устроили для птиц к о рмушки ( сущ .). Девочки насыпали пш е на ( сущ .).Г о лодные ( прил .) птицы быстро скл е вали ( гл . ). весь корм. Как х о р о шо, что у птиц есть наст о ящие (прил.) друзья!

Слайд 4

определять склонения и падеж имени существительного Научиться правильно писать безударные падежные окончания имен существительных; научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания ЗАДАЧИ

Слайд 5

Измени по падежам (просклоняй) имена существительные. 1 ряд - ЛУНА, ПЛАНЕТА 2 ряд - СЕСТРА, МАМА 3 ряд - ЗЕМЛЯ, БЕРЁЗА

Слайд 6

Слова -помощники 1 склонение луна, земля 2 склонение окно, конь 3 склонение степь, печь

Слайд 7

Алгоритм действий Ставлю ударение Окончание ударное ДА Окончание соответствует ударению НЕТ определяю склонение; вспоминаю слово-помощник; обращаюсь к таблице

Слайд 8

Вставь пропущенные окончания 1 вариант 2 вариант Тетрадь без обложк … Раздал по горстк ... Рисунок на шапк … Фильм о дружб … Выросли в теплиц … Шов на юбк … Букет черёмух … Забота о мам …

Слайд 9

ПРОВЕРЬ 1 вариант 2 вариант Тетрадь без обложк и Раздал по горстк е Рисунок на шапк е Фильм о дружб е Выросли в теплиц е Шов на юбк е Букет черёмух и Забота о мам е

Слайд 10

1 вариант Напишите предложения в следующем порядке: причина – следствие. Вставьте пропущенные окончания. Змея не может разжевать добыч.. . У зме.. очень тонкие зубы. 2 вариант Напишите предложения в следующем порядке: причина – следствие. Укажите склонение, падеж существительных с пропущенными буквами. Крот может вырыть себе нор.. за одну минуту . У крот.. мощные передние лапы.

Слайд 11

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ У.-стр.22-выучить таблицу. У.-стр.23, упр.36



Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Баско Ольга Владимировна

Класс:  4__   Предмет: русский язык

Тема урока: Падежные окончания имен существительных 1 спряжения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Задачи урока:

Образовательные: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений определять спряжение существительных и безошибочно писать окончания.

Развивающие: обеспечить развитие монологической и диалогической речи; развивать умение анализировать и обобщать; развивать умение работать в парах на основе доброжелательности и уважения к чужому мнению.

Воспитательные: создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления трудностей; воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию; воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение заданий.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- добиваться успеха путем упорного труда.

 Регулятивные:

- учить анализировать и оценивать свою работу;

- анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной деятельности.

 Познавательные:

-развивать интерес к родному языку;

- развивать речь учащихся через умение доказывать свою точку зрения;

- учить анализировать и дополнять информацию.

Коммуникативные:

- создать условия для развития умения работать в паре;

- воспитывать уважительное отношение к собеседнику;

- научить приводить доказательства истинности своего мнения.

Используемые технологии: обучение в сотрудничестве, развитие критического мышления: «Ассоциации», выделение ключевых слов, реконструкция текста.

Информационно-обучающее обеспечение урока: Учебник Л.Ф. Климанова, «Русский язык 4 класс, методическое пособие для учителя

Оборудование: проектор для показа презентации, раздаточный материал (индивидуальные карточки).

План урока:

Номер этапа урока

Название этапа

Время

Организационный момент.   Психологический настрой на урок.

2

Мотивация учебной деятельности

5

Актуализация опорных знаний и их коррекция. Беседа о прочитанных в семье книгах.

5

Формулирование учащимися темы урока.

5

Открытие новых знаний.

10

Постановка учебной проблемы. Применение нового знания.

5

Закрепление знаний. Работа с текстом.

8

Подведение урока.

Рефлексия

3

Домашнее задание

2

Этапы урока с содержанием учебного материала, с описанием видов деятельности учителя и обучающихся

Этапы проведения урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент.   Психологический настрой на урок.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Пожелаем нам удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Приветствие обучающихся.

Предлагает из цветных жетонов выбрать тот, который соответствует настроению. Описать свое настроение.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Мотивация учебной деятельности

Словарная работа.

Учитель предлагает обучающимся подумать о связи данных слов.

Установив связь, дети называют признаки частей речи

Актуализация опорных знаний и их коррекция. 

Обобщение имеющихся знаний об имени существительном. Связь между частями речи

Учитель проводит просит провести анализ выполненной работы, объяснить причину трудностей.

Ученики в парах обсуждают поставленную задачу

Формулирование учащимися темы урока.

Учитель просит предположить, какова тема урока.

Учащиеся формулируют свои предположения на основе подготовительной работы

Правописание безударных падежных окончаний

 имён существительных

1 склонения

Измени по падежам (просклоняй) имена существительные.

1 ряд  -   ЛУНА, ПЛАНЕТА

2 ряд  -   СЕСТРА, МАМА

3 ряд  -   ЗЕМЛЯ, БЕРЁЗА

Открытие нового знания.

На основе темы урока учитель предлагает выработать алгоритм действий по определению окончания имени существительного.

Обмен мнениями.

1.Поставлю ударение в слове

2.Если окончание ударное, то:

-написание соответствует произношению

 3.Если безударное окончание, то:

- ставлю слово в начальную  

  форму и определяю склонение

- подбираю слово-помощник и

  ставлю его в том же падеже или - вспоминаю окончание по

  таблице.

Пишу окончание, какое и в слове – помощнике или в таблице

1 склонение   луна, земля

Постановка учебной проблемы. Применение нового знания.

Работа с учебником. Стр.23, упр.35

Обучающиеся отвечают на вопрос, когда при написании окончаний можно ошибиться.

Закрепление знаний. Работа с таблицей

Учитель просит обучающихся рассмотреть таблицу стр.22, выполнить задание.

Обучающиеся работают по алгоритму.

1 вариант

 Напишите предложения в следующем порядке: причина – следствие. Вставьте пропущенные окончания.

Змея не может разжевать добыч.. .  У зме.. очень тонкие зубы.

2 вариант

 Напишите предложения в следующем порядке: причина – следствие. Укажите склонение, падеж существительных с пропущенными буквами.

 

 Крот может вырыть себе нор.. за одну минуту . У крот.. мощные передние лапы.

.

Подведение итогов урока.

Рефлексия

Самостоятельная работа над упражнением стр.22, упр.34.

Дети работают индивидуально.

Обсуждение нескольких примеров написания. Использование алгоритма.

Домашнее задание

У.-стр.23, упр.36.

По желанию- составить 3 словосочетания по образцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока русского языка по теме: "Склонение имен прилагательных"

урок русского языка в 4 классе. Тема урока: Склонение имен прилагательных. Тип урока: урок усвоения новых знаний...

Методическая разработка урока русского языка «Определение безударных окончаний имен прилагательных»

УМК «Гармония»4 классЦЕЛИ: -отрабатывать у учащихся умение распознавать падежные формы имени прилагательного, закрепить алгоритм действия для выбора написания безударных окончаний имен прилагательных...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе "Понятие о спряжении. Личные окончания глаголов I и II спряжения".

Открытый урок русского языка в 4 классе "Понятие о спряжении. Личные окончания глаголов I и II спряжения" (УМК "Школа 2100")...

Урок русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже". 4 класс

Урок-путешествие по малой родине. При определении падежей применяется упражнение "График"....

Урок русского языка Тема ""Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»;

Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных обучающимися 4 класса на уроках русского языка; познакомить с правописанием безударных падежных окон...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с правилом написания безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах. Задачи урока Дидакти...