методическая разработка урока русского языка по теме: "Склонение имен прилагательных"
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Емельянова Екатерина Николаевна

урок русского языка в 4 классе. Тема урока: Склонение имен прилагательных. Тип урока: урок усвоения новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yaz_4_klass_emelyanova_e.n.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Емельянова Е.Н, учитель МОУ Ягодинской СОШ

 Тема урока: Склонение имен прилагательных

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цели урока:

Образовательные цели: 

  1. Обеспечить в ходе урока усвоение алгоритма  определения склонения имен прилагательных;
  2. Учить школьников логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли;
  3. Повысить уровень знаний учащихся  по теме “Имя прилагательное”

Развивающие цели: 

  1. Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.

Воспитательные цели: 

  1. Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд;
  2. Воспитание чувства дружбы и товарищества.

Применяемая технология – адаптивная технология обучения

Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная

Демонстрационный материал: памятка-алгоритм

Раздаточный материал: рабочая карта урока, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки.

Ход урока

I.Организационно-мотивационный этап

Учитель приветствует учащихся и обращается к ним со словами.

Учитель: О чём пойдет речь на уроке русского языка, узнаете из четверостишия.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Учащиеся: Имя прилагательное

Учитель: Для чего же в нашей речи используются прилагательные?

Дети. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной.

II. Формулировка темы и цели урока

Цель: учить школьников рассуждать, самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Учитель: Прочитайте  стихотворение «Лист» (приложение 1)

Учащиеся читают стихотворение

Учитель: Что общего есть в выделенных словах? Обсудите в парах.

Учащиеся: Это имена прилагательные. Их объединяет общее значение, род, число.

Учитель: А какие вы увидели отличия? Обсудите в парах.

Учащиеся: Имена прилагательные имеют разные окончания.

Учитель: Прилагательные имеют разные окончания, значит, они стоят в разных падежах.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Учащиеся: Изменение окончаний по падежам называется склонением, значит тема урока склонение имен прилагательных.

Учитель: По опорным словам поставьте цели  сегодняшнего урока.

Повторить ……

Составить……

Научиться……

Учащиеся: Повторить знания об имени прилагательном. Составить памятку определения падежа у имен прилагательных. Научиться определять падеж у имен прилагательных.

Учитель: Откройте тетради по чистописанию. Пропишите на стр. 12 первые три строки.

Учащиеся записывают число в тетрадях

III. Актуализация знаний учащихся

Цель: закрепить знания учащихся об имени прилагательном

Учащиеся работают индивидуально. Ответы теста учащиеся проверяют по ключу. Тест, ключ (приложение 2)

Учитель: Начнем работу по теме с теста.

Учитель: Что мы повторили, выполнив данное задание?

Учащиеся: Имя прилагательное

Учащиеся оценивают себя самостоятельно. Оценку выставляют в рабочую карту урока.

IV. Репродуктивно- поисковый этап.

Цель: Учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи.

Учитель: У вас на партах карточка № 1 (приложение 3) с несколькими заданиями. Внимательно посмотрите на задания и отметьте то, которое вы затрудняетесь выполнить.

Учащиеся: Мы не сможем выполнить третье задание, потому что не умеем определять падеж имени прилагательного.

Учитель: Просклоняйте прилагательные вместе с существительными, записанные на доске.

Учащиеся склоняют прилагательные женского, мужского и среднего рода.(приложение 4 ) по вариантам. Работу оценивают в парах. Оценки выставляют в рабочую карту урока.

Учитель: Можно ли определить падеж по окончанию?

Учащиеся: Нет, так как окончания встречаются одинаковые.

Учитель: Как можно определить падеж имен прилагательных?

Учащиеся: Прилагательные согласуются с именем существительным, поэтому падеж имени прилагательного можно определить по имени существительному.

Учитель: Составьте памятку определения падежа у имен прилагательных

Составляют в парах, обсуждают, вывешивается на доску памятка-алгоритм определения

Физминутка

V. Поисково-творческий этап

Учащиеся работают по карточке № 2. Работу оценивает учитель.

Учитель: Используя полученные знания, выполните задания на карточке № 1 (задание 3). Выполни задание № 2. выбери то, которое тебе больше нравится. (приложение 5)

VI. Аналитический этап

Учитель: Какую тему урока учили? Вспомните цели, которые мы ставили в начале урока. Смогли ли мы их достичь?

- Что нового узнали?

-Зачем нам нужен был этот урок?

Рефлексия

Учитель: Если тебе на уроке было интересно, ты доволен своей работой и понял тему урока, подними сигнальную карточку зеленого цвета. Если тебе было неинтересно, ты недоволен своей работой подними сигнальную карточку синего цвета.

Спасибо за урок.

Приложения

Приложение 1.

                           Лист

Как-то раз с большого клёна,

Оторвался лист зелёный.

И пустился вместе с ветром,

Путешествовать по свету.

Закружилась голова у зелёного листа.

Ветер нёс его и нёс, бросил только на мосту.

В тот же миг весёлый пес шмыг – к зелёному листу.

Лапой – хвать зелёный лист, дескать, поиграем

«Не хочу» - парашютист, головой качает….

Ветер вмиг с листом зелёным,

Над землёй взметнулся снова,

Я пишу в саду под клёном, стих о том листе зелёном.

Приложение 2

                               Тест

1. Что обозначает имя прилагательное?

А) предмет

Б) признак предмета

В) действие предмета

2. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

А) кто? что?

Б) что делал? что сделал?

В) какой? какая? какие?

3. Как определить род прилагательного?

А) по вопросу

Б) по существительному, с которым оно согласуется

4. С чем связано прилагательное в предложении?

А) с существительным

Б) с глаголом

В) с наречием

5. Прилагательное это…

А) часть слова

Б) член предложения

В) часть речи

6. Каким членом предложение чаще всего является прилагательное в предложении?

А) главным

Б) второстепенным

Ключ к тесту

Номер вопроса

ответ

1

б

2

в

3

б

4

а

5

в

6

б

Приложение 3

Карточка № 1

1 задание. Допиши прилагательные . Определи род, падеж существительных.

Пальто(…………), мороз(……..), снежинка(……….), море(………), книга(………..), сыр(…..),

2 задание. Найди словосочетания, которые состоят из существительного и прилагательного. Определи склонение у существительных.

А я цветочек жёлтенький

С зелёным стебельком.

Раскроюсь утром ранним,

Закроюсь вечерком.

3 задание. Выпиши имена прилагательные. Определи падеж.

Пробудились весенние цветочки. Солнечным днём на лесной проталинке появились желтые головки мать- и мачехи. Поднялась с земли и расцвела нежная медуница. Тянутся к солнцу мохнатые стебельки с синими цветами.

Приложение 4

Ж.р

М.р

Ср.р

И.п

Вкусная вода

Вкусный сироп

Вкусное яблоко

Р.п

Вкусной воды

Вкусного сиропа

Вкусного яблока

Д.п

Вкусной воде

Вкусному сиропу

Вкусному яблоку

В.п

Вкусную воду

Вкусный сироп

Вкусное яблоко

Т.п

Вкусной водой

Вкусным сиропом

Вкусным яблоком

П.п

О вкусной воде

О вкусном сиропе

О вкусном яблоке

Приложение 5

Карточка № 2

1 уровень

Спиши словосочетания. Определи падеж имён прилагательных, пользуясь памяткой.

Северный олень, старый лес, у могучего дуба, высокое дерево, зимнее солнце, птичий гам, у соседнего дома, в снежном наряде.

2 уровень

Спиши словосочетания, вставляя по смыслу  прилагательные. Определи падеж имени прилагательного.

(………..)ветка, (…………)пень,   у (………..) речки,   (………..)снег, у(……….)берега, на (………..) тополе, для (……….)брата, до (……..)города.

3 уровень.

К данным глаголам придумай и запиши словосочетания прилагательного с именем существительным. Определи падеж имен прилагательных.

Вывесить(что?)………….   ………….. .

Вскопать(что?)………….    ………….  .

Рассказать (что?)……….  …………… .

Спеть (что?)…………. ………………. .

Увидеть (что?)………..  ……………… .

Услышать(что?)……… …………….. .

Любить (что?)……….. ……………… .

Рабочая карта урока

ФИ _________________________

задание

с/о

в/о

учитель

Тест

Изменение прилагательных

Составление алгоритма-памятки

Карточка №1 (3 задание)

Карточка №2

Алгоритм определения падежа у имен прилагательных

1 шаг – найти существительное, которое согласуется с именем прилагательным

2 шаг – определить падеж существительного

3 шаг – по падежу имени существительного определить падеж прилагательного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка «Определение безударных окончаний имен прилагательных»

УМК «Гармония»4 классЦЕЛИ: -отрабатывать у учащихся умение распознавать падежные формы имени прилагательного, закрепить алгоритм действия для выбора написания безударных окончаний имен прилагательных...

Методическая разработка урока русского языка "Путешествие по сказкам В.Сутеева" (Обобщение знаний об имени прилагательном)

Разработка предназначена для проведения урока русского языка во 2 классе (УМК "Школа России"). Содержит подробную технологическую карту урока и презентацию к нему....

Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)

Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)...

Урок русского языка на тему "Склонение имен прилагательных"

Цели и задачи.Образовательные цели: Научить школьников логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. Повысить уровень знаний детей по теме “Имя прилагательное” Задачи: Создать услови...

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Употребление имен прилагательных в речи"

Методическая разработка составлена по программе ФГОС "Школа России". Использовались различные виды работы: парами, групповая, индивидуальная.Цели:1.Формировать умение распознавать части речи.2. Развив...

Методическая разработка урока русского языка на тему: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Организовывать повторение и обобщение сведений о грамматических признаках имён прилагательных и имён существительных.Развивать умение правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Изменение имен существительных по числам"

Методическая разработка урока русского языка по теме "Изменение имен существительных по числам"...