Методическая разработка урока русского языка «Определение безударных окончаний имен прилагательных»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Сенюрина Галина Константиновна

УМК «Гармония»

4 класс

ЦЕЛИ: -отрабатывать у учащихся умение распознавать падежные формы имени прилагательного, закрепить алгоритм действия для выбора написания безударных окончаний имен прилагательных

             - развивать навык построения и анализа текста

             - воспитывать умение и желание работать в коллективе, получать этическое и эстетическое наслаждение от совместного творчества

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 94

Методическая разработка урока русского языка

ТЕМА УРОКА:

 «Определение безударных окончаний имен прилагательных»

УМК «Гармония»

4 класс

Выполнила

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 94

Сенюрина Галина Константиновна

Нижний Новгород

2012

ТЕМА УРОКА: «Определение безударных окончаний имен прилагательных»

ЦЕЛИ: -отрабатывать у учащихся умение распознавать падежные формы имени прилагательного, закрепить алгоритм действия для выбора написания безударных окончаний имен прилагательных

             - развивать навык построения и анализа текста

             - воспитывать умение и желание работать в коллективе, получать этическое и эстетическое наслаждение от совместного творчества

 

ХОД УРОКА:

1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ

- Ребята, приложите  руку к сердцу. Что вы чувствуете?

- Это бьются наши сердца..

-Иногда говорят человеку: «У вас доброе сердце!» Про каких людей так  можно сказать?

-А  каким человеком хочет быть каждый из вас?

- Я очень хочу,чтобы ваши желания исполнились!

- Вот с таким замечательным настроением и начнем наш урок.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

 

 - Какой частью речи мы воспользовались, чтобы описать качества наших сердец?

- Назовите особенности имени прилагательного.

(не употребляется без имени существительного, согласуется с ним в роде, числе, падеже, входит в словосочетания и предложения украшая и уточняя речь)

- Прочитайте написанные словосочетания. Сгруппируйте их по отличительным признакам.

О храбр… воине, стар… бабушка, без хорош… лекарства, о труслив… дезертире, древн… старушка, для быстр…выздоровления

- Какие группы у вас получились?

(антонимы, синонимы, причинно-следственная связь)

- Что еще общего у этих пар словосочетаний внутри группы?

(род, число, падеж)

- Обратите внимание на пропущенные окончания и сформулируйте тему нашего урока:

 « Определение безударных окончаний имен прилагательных»

- Как вы определите безударные окончания имен прилагательных?

(для этого необходимо от имени существительного, к которому относится имя прилагательное, задать вопрос и по ударному окончанию вопроса определить окончание прилагательного)

3. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

 

-Цепочку для чистописания составьте из окончаний имен прилагательных данных словосочетаний.

-ом, ая, его, ом, яя, ого

 

- Имена прилагательные какого рода и в каком падеже нам встретились?

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О СКЛОНЕНИИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

-Продолжим работу над безударными окончаниями имен прилагательных в тетради-задачнике, заполним таблицу в №248 ст.60.

- О чем предупреждает нас первая запись? Почему ее выделили авторы?

(эти окончания действительны только для имен прилагательных в единственном числе)

- Припишите к уже данным окончаниям основу.

- Какое несовпадение встречается между окончанием вопроса и имени прилагательного?

- Назовите чередование.

(учитель на доске вывешивает карточки, дети записывают чередование в тетради)

 - ому-ему, ой-ей, ое-ее, ого-его, ом-ем

 

5. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА.

- Для проверки знаний о склонении имени прилагательного выполним  задание.

- Прочитайте упражнения на карточке перед вами, выберите одно из предложенных.

- Одинаковы ли задания по степени сложности?

- Оцените свою уверенность в успехе на полях карточки.

ЗАДАНИЕ №1.

Задай вопрос от имени прилагательного к имени существительному, по ударному окончанию вопроса определи окончание имени прилагательного. Впиши найденное окончание. Определи род и падеж.

            на поздн… дорогу

             о трескуч… морозах

             для дик… зверька

              пахуч… растение

              о ведущ… роли

             за ближн… деревней

ЗАДАНИЕ № 2.

Подбери подходящие по смыслу имена прилагательные к данным именам существительным. Поставь их в нужную форму ,определи род и падеж, выдели окончания.

           Под …………..ивой, в ………….сумерках, у ……………….озера, к …………… кусту, в ……………..ненастье, ……………..растение.

 

Слова для справок: осенний, пахучий, плакучий, вечерний, глубочайший, колючий.

ЗАДАНИЕ № 3.

 

Составьте текст из данных словосочетаний не меняя их формы. Озаглавьте его. Определите род и падеж имен прилагательных.

Зимн… денек, пушист… снежинки, блестящ… ковром, маленьк… елочку, снежн… шубке.

- Проверьте свою работу. Зеленой пастой обведите еще раз значок, подтверждающий ваш прогноз успеха.

6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Если вы услышите словосочетание в единственном числе, то приседают девочки, а если во множественном, то мальчики :

   

Веселые ребята, грустный щенок, сладкий пирог, зимние каникулы, подвижные игры, новогодняя елка, толковый словарь, новые слова, трудное задание.

   

7. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

-Мы подвигались и у нас хорошее настроение.

- А сейчас дежурный по словарю зачитает нам лексическое значение слова-синонима к слову «хорошее»

-  Правильно, это слово  ПРЕКРАСНОЕ

(записывают в тетрадь)

- Как исторически могло сложиться это слово? Приведите примеры.

(красный, значит красивый, пре – в значении «очень»)

_ Какие оттенки лексического значения этого слова упоминались в словаре?

( очень красивое, очень хорошее) Составьте предложения с каждым из лексических оттенков. Запишите.

- Иногда имена прилагательные в предложениях ведут себя как существительные.

Составьте предложение, в котором слово «прекрасное» выступало бы в роли существительного.

- Но в связи с темой урока нам слово интересно как имя прилагательное.

- С данными именами существительными  запишите 6 словосочетаний поставив их во все падежные формы.

Вид, озеро, пейзаж, женщина, душа, настроение.

(взаимопроверка зеленой ручкой, по одному ученики на доске записывают все падежные формы )

8. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Поговорим о прекрасном рядом. О наших братьях меньших. О грациозных, независимых, ласковых, пушистых, игривых ,когтистых и ленивых…..

-Как же вы догадались? Я же не назвала ни одного существительного.

-Какой вид текста строится на именах прилагательных?

-Объединитесь в группы. Вместе познакомьтесь с предложенным заданием.

- В чем сложность восприятия?

- Можно ли в таком виде назвать его текстом?

Составьте из данных предложений текст, ориентируясь на падежи имен прилагательных женского рода. Они должны следовать в порядке склонения. Если прилагательное в одном и том же падеже употреблено дважды, учитывайте последовательность событий. Вставьте окончания имен прилагательных. Озаглавьте текст.

  1. Она произошла от дик… кошки, но неизвестно, от какой именно, потому что это было очень давно.
  2. Европейцы, наоборот, не дорожили даже самой красив… кошкой.
  3. Если домашн… кошку настигал трагический исход, то египетск… семью и всю прислугу одевали в траурн…одежду.
  4. Считалось, что в любой кошке заключен дьявольский дух.
  5. Если смерть убивала храмовую кошку, то  в траур одевался целый город.
  6. Многие народы поклонялись домашн… и храмов… кошке.
  7. Домашняя кошка с давних пор живет рядом с человеком.

- Пронумеруйте правильную последовательность предложений. На доске предложено три варианта нумерации предложении в тексте. Каждая группа вписывает свой номер рядом с правильной, по их мнению, нумерацией.

              2        2        4

               7        6        6

               1        4        1

               4        7        5

               2        5        2

               5        3        3

               6        1        7

- Зачитайте правильную последовательность предложении. Назовите свое заглавие.

- Еще раз повторите алгоритм проверки написания безударных окончаний имен прилагательных.

9. ИТОГ УРОКА.

-Урок подходит к концу. Получилось ли нашим сердцам весь урок биться вместе?

-На каких этапах урока ваши сердечки бились чаще от радости? От волнения?

- Полной уверенности в своих силах вы достигните выполнив дома задание ,над которым вместе сейчас потрудились. Запишите название текста и сам исправленный текст в тетрадь.

- Спасибо за совместный труд. Мое сердце радостно бьется вместе с вашими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока русского языка по теме: "Склонение имен прилагательных"

урок русского языка в 4 классе. Тема урока: Склонение имен прилагательных. Тип урока: урок усвоения новых знаний...

Методическая разработка урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".

Урок русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по ФГОС формирует у учащихся обосновывать написание безударных падежных окончаний существительных во всех падежах....

Технологическая карта урока на тему: Различие безударных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода.

Цель: уметь различать безударные окончания имен прилагательных мужского и женского рода.1. определять и формулировать цель деятельности;2. соотносить результат своей деятельности и оценивать его....

Методическая разработка урока русского языка "Правописание безударных личных окончаний глагола"

Конспект урока по русскому языку«Правописание безударных личных окончаний глагола» 4 класс УМК «Гармония»               Явкина Вал...

Разработка урока по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных"

Урок-закрепление по теме "Правописание окончаний имен прилагателных"...

Конспект урока по русскому языку «Написание безударных окончаний имен прилагательных. УМК "Перспектива" 3 класс

Конспект урока по русскому языку Тема: «Написание безударных окончаний имен прилагательных» Цели деятельности учителя: формирование умения писать безударные гласные в окончаниях имен прила...