Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Морозова Валентина Ивановна

 

Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_morozova_v.i.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)

Морозова В.И.

МАОУ «СОШ №12 с УИОП» г. Губкина

Цель: обобщение знаний об имени прилагательном.

Задачи:

1.Личностные: создание  условий для воспитания навыков культуры общения.

2. Регулятивные: обучение умению формулировать тему урока,  ставить цель, самоконтролю, рефлексии.

3. Коммуникативные: формирование навыков сотрудничества (создание условий для работы в паре).

4. Познавательные: использование  приобретённых знаний для выполнения заданий, развитие умения выполнять анализ, обобщение, классификацию, исключение.

5.Предметные: развитие умения отличать прилагательные от других частей речи; закрепление умения определять род и число имен прилагательных, составлять словосочетания прилагательное +существительное.

Материально-техническое обеспечение:

Канакина В.П., Горецкий. Русский язык. Учебник. 3 класс, карточки, классная доска, мультимедийный проектор

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Отправляемся мы снова

 В мир родного языка,

 Мы разгадывать готовы

 Его тайны до конца.  

2. Актуализация знаний.

1)- Послушайте внимательно и определите, с какой частью речи мы будем работать на сегодняшнем уроке.

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Его называют еще (прилагательное).

-Что же такое имя прилагательное? ( – Самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? )

-Что ещё вы знаете о прилагательном?

-( Имена прилагательные изменяются по родам и числам. В предложении связаны  с именами  существительными.)

2) Чистописание.

- Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обозначьте орфограммы.

-Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имен прилагательных в следующем порядке.

      м. р.            ж. р.           ср. р.

Запись на доске.     Ой ый ий     ая яя   ое ее

-Напишите эту цепочку до конца строки.

3.Самоопределение темы и целей урока 

На доске слова. Прочитайте.  (4 ученика работают по карточкам)

На доске: варобей

                 варона

                 сарока

                 рибята

-Что о них можете сказать? (Это имена существительные, одушевлённые, словарные слова). Что ещё общего у этих слов? (Они состоят из 3 слогов)

Запишите слова столбиком, исправляя ошибки.

        Проверка (дети исправляют ошибки на доске).

-  Справа допишите по два прилагательных, подходящих по смыслу, определите род прилагательных, выделите их окончания.

Проверка. (Дети читают записанные прилагательные, определяют род,  называют окончания.)

-В каких прилагательных вы не смогли определить род? Почему?

-Сформулируйте тему урока.  Попробуйте поставить цели урока.

4.Формирование новых знаний и умений.

1) Наблюдение за словами противоположными  по значению.

Ленивый – трудолюбивый

Сытый – голодный

Низкий  - высокий

Чистый – грязный.

- Что вы можете сказать об этих словах?

(Эти слова прилагательные, они противоположны по значению, называют их – антонимы.)

- Когда в речи используют антонимы?

(Когда сравнивают предметы по какому- либо  признаку)

2)Физкультминутка        

Пальчиковая гимнастика

Наши нежные цветки

 Распускают лепестки.

 Ветерок чуть дышит,

 Лепестки колышет.

 Вот наш розовый цветок

 Развернувшись на восток,

 Тихо засыпает, головой качает

(Плавное раскрывание пальцев рук из исходного положения – кулачки: помахивание ими перед собой и медленное опускание их на парту)

3) Работа в паре

 Упр.141 стр.81

Дополнительное задание, для тех, кто работает быстро.

Составьте и запишите 1 предложение с  антонимами, записанными на доске.

4.) Проверка.

Обращается внимание не только на вставленные слова, но и на написание окончаний прилагательных : длинные, маленькая, узкая, поздняя, грустное.

- Какое окончание и почему?

5.Применение полученных знаний и умений.

1)Повторение и закрепление правила написания  окончаний прилагательных.

- Для чего нужны прилагательные в речи?

(Чтобы точно передавать описание предметов и явлений, делать нашу речь ярче, эмоциональнее)

Вот как написал мальчик об одном животном. Какие ошибки он допустил?. Какого правила он не знает?

Под кустом притаился  маленькай  зверек. У него    длинныи  уши,  короткай  хвост. Тело покрыто   серой  шерстью. Есть  острыи зубы, но обороняться ими он не может.

2.Работа в паре. Творческая работа

-Каждой паре я на листочках написала загадку. Вы должны её отгадать и подготовить устное описание своего зверька.

      1 группа                                                                  2 группа

Не барашек и не кот,                                     На овчарку он похож.

Носит шубу круглый год.                             Что ни зуб – то острый нож!

Шуба серая – для лета,                                  Он бежит, оскалив пасть,

Шуба для зимы – другого цвета.                  На овцу готов напасть.

      3 группа                                                                          4 группа

Хитрая плутовка, рыжая головка.         На ветке не птичка – зверёк-невеличка.

Пушистый хвост – краса.                        Мех тёплый, как грелка.                          

Кто же это?                                               Кто же это?

3.Проверка.

6.Итог.

Проанализируйте свою работу, используя выражения на стенах класса.

  • Я научился ….
  • Я понял, что ….
  • Было трудно ….
  • Было интересно…

7.Домашнее задание

Упр 142 стр.81

8. Рефлексия

-Какими вы сегодня были на уроке? Скажите об этом, используя имена прилагательные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме «Слово в словаре и тексте» во 2 классе.

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка урока русского языка по теме «...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Большая буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»

Методическая разработка урока русского языка по теме         «Большая буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Правописание слов с удвоенными согласными буквами" 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: открытие нового знания. Цель: формирование навыка правопивания слов с удвоенной согласной и умения переносить их.  На уроке используются коллективные, групповые и индивидуальные формы ...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Звуки и буквы. Звуковая запись слов» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и  буквах в  слове, знаний над изобразительными возможностями языка,  как смыслоразличительная роль звуков и букв в сло...

Презентация к уроку русского языка по теме «Использование алфавита при работе со словами», 1 класс, УМК "Школа России"

Презентация к уроку русского языка по теме «Использование алфавита при работе со словами», 1 класс, УМК "Школа России"...

Урок русского языка по теме "Правописание слов с разделительным мягким знаком "2 класс УМК"Школа России"

Урок формирует навыки правописания слов с разделительным мягким знаком,учит  переносить слова с разделительным мягким знаком, подбирать примеры к данной орфограмме...