Технологическая карта урока русского языка по теме " Правописание слов с удвоенными согласными буквами" 3 класс УМК "Школа России"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Егорова Ольга Ивановна

Тип урока: открытие нового знания. Цель: формирование навыка правопивания слов с удвоенной согласной и умения переносить их.  На уроке используются коллективные, групповые и индивидуальные формы урока. При формировании УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные) используются частично-поисковый, словесный, наглядный, практический методы. На уроке использована технология деятельностного метода и личностно-развивающая. Осуществлена межпредметная связь: окружающий мир и литературное чтение.Создавая ситуацию успеха и вовлекая детей в поисковую деятельность работу на уроке вела под дивизом "Я вместе с вами", являясь консультантом и организатором сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Егорова Ольга Ивановна

Класс: 3

УМК «Школа России»

Предмет: Русский язык

Тема: «Правописание слов с удвоенными согласными буквами»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Место и роль урока в изучаемой теме: формирование грамматических понятий, уточнение и систематизация знаний о двойных согласных в слове.  

Цель:

а) Образовательная: формирование навыка правописания слов с удвоенной согласной и умения переносить их.

б) Деятельностная: наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

- учебно-языковые умения: развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами удвоенных согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму, а также переносить слова с удвоенной буквой согласного в середине слова.

- речевые умения: умение слышать удвоенную согласную в корне слова.

формировать умения:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

формировать умения:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Диагностика достижения планируемых результатов

Организационный момент

Мотивирование к учебной деятельности

Великий, могучий, свободный, 
Надежды и силы родник, 
Тебе посвящаем урок мы сегодня, 
Родной наш, правдивый и гордый язык!

- Ребята, если вы готовы к уроку, улыбнитесь друг другу, хлопните в ладоши.
- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка?

- Поясните каждое понятие.
- Чтобы урок получился таким, недостаточно одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?

- Сможете стать такими? Если «ДА», похлопайте в ладоши! В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть.

– Откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, на третьей запишите дату. Напишите слова «Классная работа».

  • интересный
  • познавательный
  • плодотворный
  • развивающий

  • активные
  • думающие
  • работоспособные
  • внимательные
  • аккуратные
  • дисциплинированные
  • дружные

Записывают число

Личностные УУД:

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

-проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

Постановка учебной задачи

пп// мм// сс// бб// лл// жж// рр// нн//

 - Что общего вы видите в этой цепочке букв?

 - Чем они отличаются?

   Запишите в тетрадь.

 - Ребята, встречали ли вы слова, в которых пишутся данные сочетания.

   Приведите примеры.

-Прочитайте слова:

           сумма, дома, цветы, группа, касса, гроза

- Попробуйте распределить данные слова в две группы.

- Какие группы получились?

- Сравните слова каждой группы.

- Как вы думаете, с какой группой слов будем работать на уроке?

- Почему?

- Произнесите хором эти слова.

- Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

А какие задачи  мы должны перед собой поставить? 

Пишут в тетради

ответы на вопрос

(Группа, сумма, класс, суббота).

1. Сумма, группа, касса

2.Дома, цветы, гроза

Сумма, группа, касса

(Правописание удвоенной

 согласной в корне)  

 (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте).

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5.Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

6. Обобщать и классифицировать по признакам.

Изучение нового материала

- Как бы вы сформулировали правило правописания слов с удвоенными согласными?

- Вы правы, такого правила нет. Но  как-то нам нужно это обобщить. Помогайте мне: если в словах слышится долгий согласный  звук, он обозначается удвоенными буквами.

  Правописание таких слов мы должны запомнить. А если сомневаешься – обратиться к   словарю.

 Давайте проверим наш с вами вывод. Правильно ли мы догадались. Откройте   учебник на стр. 121. Прочитайте. Вы правы?

- Хорошо, тему мы сформулировали, в том,  что эти слова не проверяются, а запоминаются – убедились. Что мы еще не узнали об этих словах?

- Как вы думаете, как надо переносить слова с удвоенными согласными?

Работа с учебником

Что интересного заметили, разбирая слова по составу

Читают правило

(Ответы)

Упр. 236

Где может встретиться удвоенная согласная в слове?

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Физкультминутка

Встаньте, пожалуйста.

- Определите на слух слова с удвоенными согласными, поднимая при этом руки вверх и хлопая два раза в ладоши.

Спросите, не повысив тона:

Что больше, центнер или тонна?

Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

Кто получит низкий балл,

Не придёт на школьный бал.

Радиоволна идёт сквозь стену.

Мы её поймаем на антенну.

Если пьёте в школе квас,

Не забрызгайте весь класс.

Если в доме много сора,

Может в доме вспыхнуть ссора.

Приятнее найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

Закрепление нового материала

1. Диктант «Плюс – минус».

Если слово с удвоенной буквой согласного можно перенести, ставим +, если нельзя, то – .

1.Ванна, грамм, грипп, касса.

2.Кросс, сумма, тонна, масса.

Творческая работа: 

1 группа

  1. Большое желание есть.
  2. Дорога с твёрдым покрытием.
  3. Состояние взаимной вражды.
  4. Искусственный водоём, сооружённый для плавания.
  5. Женские имена.

2 группа

  1. Острое вирусное заболевание.
  2. Производить однообразно дребезжащий звук, свистящий шум.
  3. Спортивный бег.
  4. Вид городского транспорта.
  5. Популярная игра на льду.

3 группа

  1. Выходной день.
  2. Большая обычно продолговатая ёмкость для купания и мытья.
  3. Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями.
  4. Рисунки в журнале, газете, книге.
  5. Помещение в школе.

1)  +   –   –   +

2)  –   +   +   +

Ученики сравнивают свою запись с записью на доске

Работа в группах.

Аппетит, шоссе, ссора,  бассейн, Алла, Анна, Римма,

грипп,  жужжит,  кросс, троллейбус, хоккей

Суббота, ванна, аллея,

Иллюстрация, класс

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Контроль

Карточка №1 (задание на «3»)

1) Прочитай слова.

2) Спиши. Подчеркни удвоенные согласные буквы. Запомни, как пишутся эти слова.

          Жужжит, касса, сумма, жжёт, ванна, Анна, Жанна, коллекция, дрожжи, Римма.

Карточка №2 ( задание на «4»)

  1. Прочитай текст.
  2. Выпиши из текста слова с удвоенными согласными. Запомни, как они пишутся.
  3. Раздели эти слова для переноса.

В нашем классе все ребята чем-то увлекаются. Филипп собирает коллекцию марок. Алла любит отгадывать кроссворды. Вокруг неё всегда группа ребят. Кирилл ходит в бассейн, а ещё он хоккеист. Инна играет в настольный теннис. Оля увлекается музыкой. Гаммы, аккорды, мелодии – это её мир.

 А Вова увлекается аппетитными булочками и творожной массой с изюмом. У него всегда отличный аппетит!

Карточка №3 ( задание на «5»)

Прочитай. Какие слова ты вставишь вместо точек? Спиши, подчеркни удвоенные согласные.

  1. Дети нашего ………… -          шасси

это дружный    

……………………….    .                  класс

  1. После взлёта самолёт              шоссе

медленно убирает      

…..…………………       .                коллектив

  1. По широкому                           аллея ………………………

мчались машины.                           Красноярск

  1. Тенистая ……………             терраса

………….. привела  

 нас к домику с……...                 грипп

…………………………     .            пассажиры

  1. Осенью вся наша              

семья болела

 …………………    .                  группа

  1. ………………………

туристов из

 ………………………

 побывала

 на Красной площади.

  1. ………………………..

стояли на перроне вокзала.

Самостоятельная работа

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Рефлексия

- Что нужно делать, чтобы уметь правильно писать слова с удвоенной согласной в корне?

- Правильно. А сейчас послушайте сказку, что может произойти, если не знать, как пишутся такие слова.

- Оцени себя за урок.

«Лист самооценки».

1. Уточнить, находится ли двойная согласная в корне слова.

2.Запоминать как можно больше таких слов.

3. В случае затруднений можно посмотреть слово в словаре.

Слушают сказку.

Заполняют лист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Правописание слов с удвоенными согласными» 2 класс.

Тема: «Правописание слов с удвоенными согласными». Урок закрепления знаний. (ОМН)Цели: Овладевать навыками безошибочного письма слов с удвоенными согласными Задачи: - закреплять умения правописан...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)

Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности,...

Урок русского языка на тему "Правописание слов с удвоенными согласными", 3 класс.

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, урок проводился в 3 классе по программе "Школа России". В ходе проведения урока использовались следующие СОТ: технология...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России"....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Правописание слов с удвоенной согласной" 2 класс

Учебный  предмет:  русский языкКласс:  2Тема урока:  «Правописание слов с удвоенной согласной»  Тип урока:  общеметодологической направленности...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание слов с парными согласными»

Цель урока: формирование навыка правописания парных звонких и глухих согласных на конце словаЗадачи урокаДидактические:Развитие умения находить части слова, подбирать однокоренные словаУметь объяснять...