Технологическая карта урока русского языка на тему «Звуки и буквы. Звуковая запись слов» 1 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Дудник Екатерина Александровна

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и  буквах в  слове, знаний над изобразительными возможностями языка,  как смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

 

Планируемые результаты

 

Предметные:

Знать: условные звуковые обозначения слов; правильное произношение звуков и букв; слова с непроверяемым написанием весело, пальто;

Уметь: пользоваться алгоритмом над образованием звуков речи  на письме; составлять звуковые модели слов; преобразовывать звуковые модели в буквенные. 

 

Личностные: 

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- проводить самооценку своих действий, поступков;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

 

Тип урока: рефлексия.

Оборудование: «Русский язык» 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. -  М. : Просвещение, 2012 с., [2] л. ил.: - (УМК "Школа России"), учебная презентация, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_i_bukvy._zvukovaya_zapis_slov.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

        

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и  буквах в  слове, знаний над изобразительными возможностями языка,  как смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: условные звуковые обозначения слов; правильное произношение звуков и букв; слова с непроверяемым написанием весело, пальто;

Уметь: пользоваться алгоритмом над образованием звуков речи  на письме; составлять звуковые модели слов; преобразовывать звуковые модели в буквенные. 

Личностные: 

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- проводить самооценку своих действий, поступков;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Тип урока: рефлексия.

Оборудование: «Русский язык» 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. -  М. : Просвещение, 2012 с., [2] л. ил.: - (УМК "Школа России"), учебная презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

                                                     Содержание

урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

Практический: самоопределение

4 мин.

Здравствуйте ребята!

Улыбнитесь мне, улыбнитесь соседу по парте, пожелайте ему продуктивной работы. Молодцы!

Мы - не буквы, мы - звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы - не буквы, мы - звуки речи.

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных - прерывается на миг.

И ТОЛЬКО ТОТ гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Приветствуют.

Отвечают на вопросы учителя.

К: планирование

учебного

сотрудничества с

учителем и

сверстниками.

II.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа,объяс-ние;

Практический: Повторение правильной посадки

Словесный:

беседа

Подводящий диалог

Наглядный – демонстрация слайда;

Проблемный – создание проблемной ситуации;

 Практический – запись словарных слов в тетрадь.

8 мин.

Ребята о чем мы говорили на прошлом уроке? Совершенно верно! Сегодня мы продолжим эту тему и совершим путешествие в страну «Буквы и звуки». Путешествие будет веселым и интересным. Правда, вам придется немного подумать над теми заданиями, которые встретятся вам на пути. Готовы?
Нам поможет в этом хорошая память , внимание и ещё хорошая дисциплина. Ведь на борт самолета берутся самые надежные товарищи, самые ответственные люди. Девизом нашего полета станет пословица 
«Не беда ошибиться, беда не исправиться»

Хорошо! Молодцы! -Запишите с доски сегодняшнее число и классная работа.  Минутка чистописания:

Посмотрите на экран,  напишите слово «весенний», поставьте ударение. Какие орфограммы можно подчеркнуть в этом слове? - Каким словом можно проверить  безударную «е»? - Правильно.

Словарно-орфографическая работа:

Сейчас я буду загадывать вам загадки, вы должны будете отгадать их и отгадки записать через запятую. 

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка

И улетел под облака. (Шар)

Два рога — не бык,

Шесть ног без копыт.

Летит — так воет.

Сядет — землю роет. (Жук)

Звонкий, громкий и прыгучий.

Улетает аж за тучи.

И на радость детворе

Звонко скачет во дворе. (Мяч)

 Произнесите слова-отгадки. Прислушайтесь к звучанию согласных звуков в этих словах, что интересного вы заметили? Как называются такие согласные звуки ? - Как обозначаются звуки? Обсуждение ответов и мнений учащихся.

-Сколько в русском языке гласных звуков? Перечислите.

-Сколько в русском языке гласных букв Перечислите.

Какую команду дают согласному гласные первого ряда? (

-Назовите гласные второго ряда.  Какую команду дают согласному гласные второго ряда? -Какие гласные буквы и когда обозначают два звука? -Назовите сонорные согласные. -Назовите парные согласные по глухости – звонкости. -Назови парные звонкие согласные. -Назови парные глухие согласные. -Назови всегда мягкие согласные. - Назови всегда твёрдые согласные. Окройте учебник на стр.48


- Слушают учителя

- О звуках и буквах

- Да

- Читают хором

- Записывают число, классная работа;

- В слове весенний удвоенная буква нн

- Первая безударная проверяемая гласная е, и вторая безударная гласная е.

- Вёсны

- Шар

- Жук

- Мяч

- Одни звуки произносятся с шумом, а при произнесении других слышен голос.

- Глухие и звонкие

- Высказывают своё мнение

6 - а, о, у, э, ы, и.

- 10  -  е, я, а, о, у, э, ы, и,  ю, ё 

- Читайся твёрдо!

- Читайся мягко!

- я(йа), ю(йу), е(йэ), е(йо)

- л-ль, м- мь, р- рь, н- нь, х-хь, й…

- ш-ж, с-з, б-п, в-ф, г-к, д-т ….

-  б, в, г, д, ж, з

-п,ф,к,т,ш,с

- ч,щ, й

- ж, ш, ц

Открывают учебник

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

П: построение логической цепочки рассуждений;

 П: поиск и выделение необходимой информации

П: анализ объектов с выделением существенных признаков.

III.

Постановка учебной задачи

Словесный:

Беседа Форму-ание темы урока

5 мин.

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

- Сегодня на уроке поговорим о звуках и буквах.

Отдохнём перед работой. Встаём, выполняем динамическую паузу, движения повторяем за мной

- продолжим говорить о звуках и буквах, узнаем условные звуковые обозначения слов;

- Выполняют динамическую паузу

П: самостоятельное

выделение и

формирование

познавательной цели

IV.

Включение

в систему знаний

Словесный: беседа

Словесный – беседа, объяснение;

Частично-поисковый –анализ языкового материала;

Наглядный – демонстрация слайда;

Работа с книгой – чтение и изучение;

Практический –

Комментированное письмо;

морфологическое упражнение

Практический: 
выполнение анализа слова Практический:

Работа в парах над заданием

Практический:

Самостоятельная работа

Наглядный: демонстрация самопроверка по образцу.

Практический:

Письменные ответы на вопросы

20 мин.

И так задания нашего путешествия, Вам нужно вслушаться в звучание каждого слова.  (слова даются на слух). Гласные звуки каждого сова поместить в их звуковые домики.

Молодцы!  Работаем по учебнику.  Упр. 6 (с. 49).        

- Произнесите звуки.

- Составляют эти звуки слово? ЧТО нужно сделать чтобы получилось слово?

- Запишите получившееся слово.

- Попробуйте самостоятельно составить из этих звуков другие слова.

- Какие слова у вас получились?

Упр. 7 (с. 49).

 Прочитайте. Почему это стихотворение вызвало у вас улыбку?

- Замените букву на правильную. Прочитайте что получилось.

- Какие звуки обозначены выделенными буквами? Произнесите ИХ.

- Прочитайте на с. 50, на что НУЖНО обратить внимание.

- Изменится ли смысл слова, если в слове заменить одну букву?

Упр. 8 (с. 50). Прочитайте слова. Найдите слова, Которые спрятались в них. Назовите.

Выяснение значений словапальто

Верхняя одежда.

-Прочитайте слово пальто с ударением.

-Сколько слогов в этом слове.

-Составьте предложение с этим словом.

-Запишите предложение.

Подчеркните в слове мягкие согласные звуки. Какие буквы их обозначают?

Нахождение «опасных» мест в слове пальто;запись слов в тетрадь.

Выяснение значений словавесёлый:

Подбор слов, близких по значению: весело, радостно, весёлый, радостный - и противоположных по значению: веселогорестно. весело -скучно, весело -грустно, весело -печально и др.

 Определение: на какой вопрос отвечает слово (к а к?весело);сопоставление произношения и написания слова, нахождение «опасных» мест в слове весело; запись слова в тетрадь. А сейчас вы выполните интересное упражнение. я раздам вам карточки с заданием, вам нужно:  

Работа в паре.

1.Подчеркнуть в каждом ряду слово, в котором букв больше, чем звуков.

      1) Ёлка, день, гриб.

      2) Фильм, грач, ночка.

2.Выписать в столбик слова, в которых звуков больше чем букв, выполнить звукобуквенный анализ слов.

День, гриб, Юра, пою.

- Откройте рабочую тетрадь на стр.  24 упр. 4

- Кто прочтет нам задание?

- Хорошо. Всем понятно задание?

- У вас 2 минуты на выполнение.

- Проверьте по эталону.

- У кого есть ошибки?

- Молодцы!

- Слушают учителя

- Выполняют задание

- Мяч [а], зонт [о ], лук [ у],  люк [ у], клюв [ у ], сын [ ы ], жил [ы ], мел [э] ,журавль [у] [а].

- нужно поменять местами и сложиться слово «азбука»

- Слушают учителя

- Выполняют задание

- Высказывания детей

- Дом нужно заменить и будет сом

-  г, р, н, д.

- Работают по учебнику

- Да

- Слушают учителя

- Выполняют задание

 - Работают по учебнику

- Высказывания детей

 - Полный веселья, жизнерадостный;

- О радостном настроении, о чувстве веселья.

- Слушают учителя

- Выполняют задание

- Работают в парах

Открывают рабочие тетради.

- Один читает, остальные слушают.

- Да.

- Выполняют упражнение.

- Проверяют по эталону.

П: построение логической цепочки рассуждений;

 П: поиск и выделение необходимой информаци

П: анализ объектов с выделением существенных признаков.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.


П: выдвижение гипотез и их обоснование.

К: участвовать в учебном диалоге, формировать ответы и выводы.

V

. Рефлексия деятельности

Словесный: учебный диалог, самооценивание.

3 мин.

Ребята, наш урок подошел к концу. Пора подводить итоги  нашего урока.  -Какую цель мы ставили перед собой? -Мы достигли её? -Как определить сколько слогов в слове?

Ребята, я предлагаю вам оценить нашу сегодняшнюю работу на уроке с помощью ромашек-узнавашек.

У вас на партах лежат ромашки-узнавашки  Вам нужно сейчас раскрасить её серединку, если урок вам понравился, вы считаете его полезным и сможете ответить на вопросы, то раскрасьте серединку в жёлтый. Если вам показалось, что чего-то не хватило и вы не совсем поняли тему, но можете ответить на вопросы, то раскрасьте в зелёный. А если тема вам показалась совсем не нужной и неинтересной, вам было непонятно, то раскрасьте серединку в красный. Покажите мне ваши ромашки-узнавашки. Спасибо за честность, мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за урок!

Анализируют свою работу на уроке

- закрепить знания о звуках и буквах, узнать условные звуковые обозначения слов. И запомнили слова непроверяемые пальто и весело.

- Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Р: оценка результатов работы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Ударение. Ударный и безударный слог" 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Ударение. Ударный и безударный слог" 2 класс УМК "Школа России" . Урок составлен в соответствии с ФГОС НОО....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Звуки и буквы" - 3 класс

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствовать умение различать звуки и буквы, правильно произносить звуки и правильно называть буквы.Задачи урока:Дидактические:1. За...

Технологическая карта урока Русского языка «Закрепление. Единственное и множественное число имени существительного» (2 класс, УМК "Школа России")

Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся об единственном и множественном числе имен существительныхЗадачи урока:Дидактические:1. знать, как изменяются имена существительные, уметь изменять ...

Технологическая карта урока русского языка по теме Звуки Г, г. Буква Г, г.

Тема урока: Звуки Г, г. Буква Г, г.Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Формировать умение находить в словах букву г, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой...

Технологическая карта по русскому языку по теме "Общее представление о частях речи" (2 класс) УМК: «Школа России 2014», учебник Русского языка: 2 кл.: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий– Ч.2.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: формирование понятия «части речи»Задачи урокаДидактические:формировать у обучающихся понятие «части речи;формировать у...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» (2 класс, УМК «Начальная школа XXI в.»)

Цель урока: формирование представлений о правописании безударных гласных и, е, я в корне слова.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать о правописании безударной гласной в корне слова.  2. Умет...