Технологическая карта по русскому языку по теме "Общее представление о частях речи" (2 класс) УМК: «Школа России 2014», учебник Русского языка: 2 кл.: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий– Ч.2.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ветлужских Елизавета Константиновна

Тип урока: урок «открытия» новых знаний;

Цель урока: формирование понятия «части речи»

Задачи урока

Дидактические:

  1. формировать у обучающихся понятие «части речи;
  2. формировать умение распознавать части речи по вопросам и общему значению

Развивающие:

  1. развивать память, мышление, грамотную устную речь;
  2. развивать навыки самостоятельной индивидуальной и парной работы;

Воспитательные:

1) воспитывать       адекватное   понимание   причины    успеха/ неуспеха в учебной деятельности, используя самооценивание;

2) воспитывать осознание причастности каждого школьника к результатам совместной учебной деятельности при выполнении

парной работы;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 03.02.23

МАОУ: «МЛ № 148» 

Класс:

Урок: 4

Время: 14:00 – 14:40 Кабинет: 209

Студент: Ветлужских Елизавета

Группа: 35

Учитель: Залялова Н.А.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «Общее представление о частях речи»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний;

Цель урока: формирование понятия «части речи»

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. формировать у обучающихся понятие «части речи;
  2. формировать умение распознавать части речи по вопросам и общему значению

Предметные:

1) учиться определять группы слов по грамматическому признаку;

2) учиться распознавать части речи по вопросам и общему значению;

Развивающие:

  1. развивать память, мышление, грамотную устную речь;
  2. развивать навыки самостоятельной индивидуальной и парной работы;

Личностные:

1) оценивать свои успехи в изучении русского языка, намечать пути        устранения        трудностей;        

2) стремиться        углублять свои знания и умения;

3) осознавать        необходимость        изучения        русского языка для адаптации к жизненным ситуациям.

Воспитательные:

1) воспитывать        адекватное        понимание        причины        успеха/ неуспеха в учебной деятельности, используя самооценивание;

2) воспитывать осознание причастности каждого школьника к результатам совместной учебной деятельности при выполнении

парной работы;

УМК: «Школа России 2014», учебник Русского языка: 2 кл.: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий– Ч.2.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф.р.

Словесный: слово учителя

Приветствует учеников

- Доброе утро, меня зовут Елизавета

Константиновна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Проверяет готовность к уроку

Проверьте готовность к уроку, у всех ли есть учебник, тетрадь и пенал на парте? Кто   готов к уроку, садитесь на свои места.

Ребята, один персонаж узнал, что вы такой хороший и любознательный класс, поэтому он решил прийти к вам на урок, чтобы узнать что-то новое.

Посмотрите на экран и скажите, кто этот тайный гость?

Всё, верно, это Майк Вазовский и сегодня он будет с вами на протяжении всего урока.

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

Майк Вазовский

Метапредметные:

Л: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные: самоопределение к деятельности

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф.р.

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Словесный: речевая разминка

Практич.: выполнение теста

1. Организует актуализацию знаний

2. Организация минутки чистописание

Открывайте свои тетради, запишите число, работа в классе.

Давайте вспомним, что вы изучали на    прошлых уроках?

Кто напомнит правило, когда пишется разделительный мягкий знак?

Молодец, всё верно.

Задание на самопроверку

Мы с вами вспомнили правило, а также познакомили Майка с темой предыдущего урока.

За каждое правильно выполненное задание вы с Майком будете подниматься по «Лесенке успеха». Ваша цель добраться до Салли - друга Майка

Посмотрите на экран. Ваша задача выписать слова с разделительным мягким знаком и обозначить орфограмму.

Есть желающий поработать у доски? Остальные у себя в тетрадях.

Король, октябрь, читальный, питье, дождь, зверь, олень, птичья, соболь, скользкий, волчье, свинья, портфель, ружье, прорубь, белье.

Организация взаимопроверки

- Поменяйтесь с соседом тетрадями. Возьмите зеленый карандаш. Сейчас на слайде вы увидите слова, которые выписал Майк. Если все слова записаны правильно, ставим «+» после точки.

Поднимите руки те, у кого записаны не все слова. Значит нужно повторить тему еще раз (быть внимательнее, если ребенок по невнимательности пропустил слово).

Мы правильно выполнили задание, а это значит, что вы поднимаетесь на одну ступеньку.

Разделительный мягкий знак

Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.

В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука – согласный звук й` и последующий гласный звук.

Выходит работать у доски

Питье, птичья, волчье свинья, ружьё, бельё.

Предметные:

знать материал по пройденному произведению

Метапредметные:

П: поиск и выделение необходимой информации.

П: построение речевого высказывания

Презентация, слайд 1-3

Постановка учебной задачи
(5 мин)

Ф.р.

Словесный:учебный диалог

Проблемный: определение темы урока

Подводит к постановке учебной задачи.

- Майк столкнулся с ребусом, который не может решить, давайте поможем ему его разгадать.

Внимание на экран.

Отвечаем только по поднятой руке.

Верно, сегодняшняя тема нашего урока «Части речи»

Так как вы справились с заданием, вы поднимаетесь еще на одну ступеньку выше.

- Какие цели мы для себя поставим на этот урок?

- Перед началом нашей работы, давайте сперва посмотрим какой план для нас сделал Майк:

1.Познакомиться с частями речи

2.Применить полученные знания на практике

3. Подвести итог работы.

Части речи

Узнать, что такое части речи

Предметные: уметь определять тему, цель урока

Метапредметные:

П: поиск и выделение необходимой информации.

Р: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать деятельность.

Презентация, слайд 4-6

«Открытие»

нового знания детьми

(10 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф.р.

Практический: работа с учебником

Словесн: учебный диалог.

Знакомство с частями речи.

На экране вы видите слова: сорока, машина, котенок, черная, быстрая, пушистый, летает, едет, играет.

На какие три группы мы можем разделить слова?

Каждая часть речи обозначает предмет, признак предмета, признак действия. У каждой части речи есть свое имя и сейчас с этими именами мы познакомимся.

А может кто-нибудь знает, какие имена имеют эти слова?

(если ребенок ответил правильно, то говорим, сейчас мы проверим правильно ли ответил ученик)

Дети, Майк нашел какую-то записку, но не может прочитать ее, поможем, вдруг там что-то важное? (правило)

Работа с таблицей

Сейчас мы рассмотрим схему, что вы можете мне рассказать про имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Физминутка

По вопросам; предмет, признак предмета, признак действия

Имя существительное, имя прилагательное, глагол

Да

Предметные:

знать виды сказок

Метапредметные:

П: поиск и выделение необходимой информации.

П: построение речевого высказывания

Личностные: умение определять главную мысль произведения.

Р: удерживать цель деятельности

Презентация, слайд 7-9

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф.р.

Словесный: учебный диалог

Практический: чтение

П.р.

Кто напомнит про план, который составил Майк?

Какой пункт плана мы выполнили?

Какой пункт плана нас ждет следующий?

Мы с вами познакомились с частями речи, поднимаемся еще выше.

Теперь нам предстоит полученные знания применить на практике.

Из данных слов составьте по смыслу предложения. К какой части речи вы отнесете каждое слово и на какой вопрос оно отвечает? Посмотрите, как сделал Майк первое предложение, теперь поможем ему с остальными предложениями.

Слово летает на какой вопрос отвечает?

Все верно, а какой частью речи является?

Слово чёрная на какой вопрос отвечает?

Какой частью речи является?

Слово ворона на какой вопрос отвечает?

Какой частью речи является?

Сорока, машина, котенок, черная, быстрая, пушистый, летает, едет, играет.

Желающий к доске. Остальные работают в своих тетрадях.

Молодцы, дети. Нам осталось совсем немного добраться до друга Майка. (5 ступ.)

1.Познакомиться с частями речи

2.Применить полученные знания на практике

3. Подвести итог работы.

Первый

Применить полученные знания на практике

Летает (гл.) черная (прил.) сорока (сущ.).

Что делает?

Глагол

Какая?

Имя прилагательное

Кто?

Имя существительное

Едет (гл.) быстра (прил.) машина (сущ.). Играет (гл.) пушистый (прил.) котенок (сущ.).

Предметные:

уметь выразительно читать текст.

Метапредметные:

К: умение участвовать в диалоге, работа в паре

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

С.р.

Практический: самостоятельная работа с заданием.

Майку, нужна наша помощь, чтобы попасть в секретную комнату. Нам необходимо сделать для Майка карточку – пропуск, благодаря которой его пропустит охрана.

В карточке написаны слова по группам, нужно исключить (зачеркнуть) лишнее слово.

Кто? Что?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Что делает? Что сделает?

Что делают? Что сделали?

лисица

стол

красивый

заяц

дети

белка

девочка

мальчик

обедаю

стул

пушистый

круглый

прыгают

скромный

радостный

зеленый

круглый

белка

скромный

веселый

бегают

пели

рисую

медведь

плыву

танцует

споёт

чистят

помыли

рыжий

Запишите в тетрадь те слова, которые вы зачеркнули и около него запишите вопрос на какой он отвечает и какой частью речи является

Метапредметные:

Р:контроль,коррекция;

П:анализ

Раздаточный материал

Включение в систему знаний

(5 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: слово учителя

Творческий: составление конца сказки

Г.р.

Организует повторение изученного материала.

- А теперь вам предстоит выполнить групповую работу. Объединяйтесь в группы.

-Давайте вспомним, какие правила работы в группе вы знаете?

Раздатка.

Составить правильно определение понятий

1 ряд: имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?

2 ряд: имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

3 ряд: глагол – это часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы: что делает? что сделает?

что делают? что делали?

Заслушивает ответы групп.

Мы сейчас услышали ответы групп и какими двумя словами это назовём?

Работают в группе.

1.Уважаем мнение каждого.

2.Не перебиваем друг друга.

3.Один говорит- все слушают.

Части речи

Метапредметные:

П:анализ;

П:структурирование знаний;

Р:коррекция,оценка;

К:планирование учебного сотрудничества;

К:работа в группе.

Рефлексия деятельности

(3-5 мин)

 Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф.р.

Словесный:

Учебный диалог

Проводит рефлексию деятельности учащихся.

Перейдем к нашему плану.

Какие пункты плана выполнили?

Какой пункт у нас еще остался?

Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня на уроке я научился...
Сегодня на уроке я познакомился...

Сегодня на уроке я повторил...
Сегодня на уроке я закрепил...

( если осталось время раздаю раскраску)

1.Познакомиться с частями речи

2.Применить полученные знания на практике

Подвести итог работы

Метапредметные:

П: построение речевого высказывания

Личностные:

Самоопределение,

самооценивание

Презентация,слайд 11



Предварительный просмотр:

Кто? Что?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Что делает? Что сделает?

Что делают? Что сделали?

Кто? Что?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Что делает? Что сделает?

Что делают? Что сделали?

Кто? Что?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Что делает? Что сделает?

Что делают? Что сделали?

 лисица

стол

красивый

заяц

дети

белка

девочка

мальчик

обедаю

стул

пушистый

круглый

прыгают

скромный

радостный

зеленый

круглый

белка

скромный

веселый

бегают

пели

рисую

медведь

плыву

танцует

споёт

чистят

помыли

рыжий

лисица

стол

красивый

заяц

дети

белка

девочка

мальчик

обедаю

стул

пушистый

круглый

прыгают

скромный

радостный

зеленый

круглый

белка

скромный

веселый

бегают

пели

рисую

медведь

плыву

танцует

споёт

чистят

помыли

рыжий

лисица

стол

красивый

заяц

дети

белка

девочка

мальчик

обедаю

стул

пушистый

круглый

прыгают

скромный

радостный

зеленый

круглый

белка

скромный

веселый

бегают

пели

рисую

медведь

плыву

танцует

споёт

чистят

помыли

рыжий

Кто? Что?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Что делает? Что сделает?

Что делают? Что сделали?

Кто? Что?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Что делает? Что сделает?

Что делают? Что сделали?

Кто? Что?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Что делает? Что сделает?

Что делают? Что сделали?

 лисица

стол

красивый

заяц

дети

белка

девочка

мальчик

обедаю

стул

пушистый

круглый

прыгают

скромный

радостный

зеленый

круглый

белка

скромный

веселый

бегают

пели

рисую

медведь

плыву

танцует

споёт

чистят

помыли

рыжий

лисица

стол

красивый

заяц

дети

белка

девочка

мальчик

обедаю

стул

пушистый

круглый

прыгают

скромный

радостный

зеленый

круглый

белка

скромный

веселый

бегают

пели

рисую

медведь

плыву

танцует

споёт

чистят

помыли

рыжий

лисица

стол

красивый

заяц

дети

белка

девочка

мальчик

обедаю

стул

пушистый

круглый

прыгают

скромный

радостный

зеленый

круглый

белка

скромный

веселый

бегают

пели

рисую

медведь

плыву

танцует

споёт

чистят

помыли

рыжий



Предварительный просмотр:

имя существительное – это часть речи,

которая обозначает предмет и отвечает на

вопросы: кто? что?

имя прилагательное – это часть речи,

которая обозначает признак предмета и

отвечает на вопросы: какой? какая? какое?

какие?

это часть речи, которая обозначает признак

действия и отвечает на вопросы: что делает?

что сделает? что делают? что делали?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению С. А. Есенин «Черемуха» ; 3 класс; УМК "Школа России"

Уважаемы коллеги, предлагаю ваашему вниманию конспек урока по литературному чтению....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит подробное описание групповой р...

Технологическая карта урока русский язык «Изучение нового. Местоимения как часть речи» ( к УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся о местоимение как части речи Задачи урока: Дидактические: 1. Узнать, что обозначает местоимение как часть речи, на какие вопросы отвечает; 2. У...