Методическая разработка урока русского языка в 4 классе "Понятие о спряжении. Личные окончания глаголов I и II спряжения".
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Каркавина Ольга Николаевна

Открытый урок русского языка в 4 классе "Понятие о спряжении. Личные окончания глаголов I и II спряжения" (УМК "Школа 2100")

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 91»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«ПОНЯТИЕ О СПРЯЖЕНИИ.

ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ

ГЛАГОЛОВ I и II СПРЯЖЕНИЯ»

Выполнила:

Каркавина О.Н.,

учитель начальных классов.

Новокузнецк, 2016

УМК «ШКОЛА 2100»

Урок русского языка в 4 классе

«Понятие о спряжении. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения»

Цели урока:

Обучающая – овладение системой словоизменения глаголов в настоящем и будущем времени, понятием «спряжение»; первичное формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.

Развивающая – развитие психических процессов: памяти, мышления, внимания.

Воспитательная – формирование культуры общения: придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.

Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов, представлять информацию в виде схемы; выявлять особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение, соотносить с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу; осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.

Средства обучения: учебник русского языка для 4 класса (часть 2), карточки с заданиями для работы в группе, проектор и экран для презентации к уроку.

Тип урока – урок введения нового знания.

Ход урока.

I.Организация учебной деятельности.  2 минуты.

Обратимся к  эпиграфу французского философа Ж. Ж. Руссо.

«Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»

Я желаю вам сегодня убедиться в справедливости этих слов.  

Откройте тетрадь, вспомните правила письма. Выполните необходимые записи.

II.Мотивация к учебной деятельности. 5 минут.

2.1.Минутка чистописания.

На доске запись буквосочетаний:ИШЬ   ЕШЬ   ИТЕ   ЕТЕ  (запись в тетрадях)

На что указывают буквосочетания? (личные окончания глаголов, правописание Ь после шипящих в глаголах 2л.ед.ч., буквы Е после Т в окончаниях глаголов 2л.мн.ч.)

Мы продолжаем изучать главу «Глагол», обобщим имеющиеся знания об этой части речи.

Прошу одного ученика составить кластер по теме глагол с обратной стороны доски, а мы проведем блиц-опрос.

 2.2.«Блиц-опрос»

1)Что такое глагол?

2)Как изменяются глаголы?

3)На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

4)На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?

5)На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени?

6)Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

7)Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?

Проверка работы ученика у доски, оценивание.

Вы много о глаголе уже узнали,

Сейчас об этом рассказали.

Но глагол часть речи не простая.

В нем загадка есть.

Мы наперед не будем забегать.

Об этом вам сегодня на уроке предстоит узнать!

III.Постановка учебной задачи. 3 минуты.

Мы сегодня начинаем изучение параграфа «Словоизменение глаголов».

Как понимаете? (будем изменять глаголы)

По окончаниям на доске легко догадаться по каким признакам будем изменять глаголы. (по лицам и числам)

Значит, будем изменять глаголы, в каком времени? (в настоящем и будущем)

Обратимся к личным окончаниям из минутки чистописания, на какие две группы их можно разделить? (первые буквы гласных Е, И)

Можем предположить, что изменение глаголов по лицам и числам имеет какие-то свои особенности?

Тогда сформулируйте основной вопрос урока. (Каковы особенности изменения глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени?)

IV.Поиск решения учебной задачи. Открытие нового знания. 15 минут.

4.1.Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам.

Предлагаю вам самим разобраться в этом вопросе.

Коллективная работа.

Поизменяем глаголы петь, стоять  по лицам и числам, понаблюдаем над особенностями их окончаний.

петь

стоять

1л. ед.ч.

пою

стою

2л. ед.ч.

поёшь

стоишь

3л. ед.ч.

поёт

стоит

1л. мн.ч.

поём

стоим

2л.мн.ч.

поёте

стоите

3л.мн.ч.

поют

стоят

Какие это окончания: ударные или безударные?

Сегодня мы будем наблюдать только за ударными личными окончаниями.

Сравним личные окончания глаголов  идти и стоять.

Назовите окончания в 1л.ед.ч., во 2л.ед.ч. и т.д.

Какую закономерность заметили? (в 1л.ед.ч. окончания одинаковые; в одном и том же лице и числе буквы согласных одинаковые, а буквы гласных изменяются; у глагола петь в личных окончаниях каждый раз буква –е-, а в 3л.мн.ч. окончание –ют; у глагола стоять каждый раз буква – и-, а в 3л.мн.ч. –ят)

Как проверить, подчиняются ли такой же закономерности другие глаголы? (Надо поизменять по лицам и числам другие глаголы)

4.2.Проверка закономерности личных окончаний глаголов

Групповая работа.

Для этой работы предлагаю каждой группе свою пару глаголов. Организаторы групп получат задания. Повторите про себя правила работы в группе. Работайте согласно инструкции. Приложение 1.

Ответы групп.

Каждая группа выявила свою закономерность личных окончаний глаголов, обобщим получившиеся закономерности.

Если в окончаниях каждый раз буква Е, то в 1л.ед.ч. какие окончания получались? (-у, -ю) А в 3л.мн.ч.? (-ут, -ют)

Если в окончаниях каждый раз буква И, то в 1л.ед.ч. какие окончания получались? (-у, -ю) А в 3л.мн.ч.? (-ат, -ят)

4.3.Введение нового понятия.

Эта закономерность имеет свое название. Изменение глаголов по лицам и числам в русском языке называется спряжение. Именно так и звучит тема нашего урока.

Это слово пришло в русский язык в 18в. Образовано оно от слова «спрягать» - в старом значении «соединять вместе», т.е. объединять. В грамматике ему придается значение: «объединение форм глаголов».

Так, что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени)

Если от существительного «склонение» образуется глагол «просклонять», то от слова «спряжение» - …? (Проспрягать)

Вы сейчас изменяли глаголы по лицам и числам, т.е. …… (спрягали)

4.4.Различение личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

Сколько вариантов личных окончаний глаголов наблюдаем? (Два)

Значит, сколько спряжений глаголов в русском языке? (Два)

Глаголы бывают I и II спряжения. Легко догадаться, какой вариант окончаний, какого спряжения. Какое римское число легко превратить в букву  «И»? Как?  А как римское число I дополнить до буквы «Е»?

Прочитайте правило по учебнику на стр. 77, все ли личные окончания глаголов I и II  спряжения представлены на слайде?

Каких окончаний не достает на слайде?

Прочитаем хором личные окончания глаголов I спряжения, II спряжения.

4.5.Формулирование ответа на основной вопрос урока.

Вернемся к нашему вопросу.

Так, каковы особенности изменения глаголов по лицам и числам? (изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением, при спряжении у глагола может быть один из вариантов окончаний, т.е. глаголы бывают I и II спряжения)

4.6.Уточнение значимости знания спряжения глаголов.

Как вы думаете, для чего в русском языке принято различать глаголы I и II спряжения? (высказывания учеников)

Спряжение глагола нам поможет в правописании безударных личных окончаний глаголов, но это тема следующих уроков русского языка.

Определите цель сегодняшнего урока согласно его теме. (научиться определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям)

4.7.Алгоритм определения спряжения глаголов, если окончание ударное.

Определите спряжение глаголов, которые вы изменяли в своей группе.

По каким окончаниям нельзя определить спряжение? (по окончаниям 1л.ед.ч. -у, -ю)

Чтобы определить спряжение глаголов, вы сейчас что проговорили? (Алгоритм)

На стр.77 прочитайте алгоритм, как определить спряжение глагола, если окончание ударное.

Обсудите в группе и запишите алгоритм определения спряжения в виде схемы.

(Каждая группа вывешивает свою схему и объясняет.)

Что нужно для того, чтобы верно определять спряжение? (Запомнить личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения)

V.Первичное закрепление. 15 минут.

5.1.Групповая работа.

Стр.78, упр.250 (каждый ученик в группе проговаривает алгоритм определения спряжения глаголов)

Проверка коллективная. Самооценка.  

5.2.Работа в парах.

Прочитайте отрывок из литературного произведения. Приложение 2.

Кто автор этих строк, из какого произведения?

Чему учит эта сказка?

Это текст-описание или повествование? Почему?

Предлагаю работу в парах, 1и 3 группы выделят глаголы I спр., а 2 и 4 – II.

Проверка по слайду. Самооценка.

I спр.- ведете, плывете, растет, живет, поет, грызет;

II спр. – палят, велят, лежит, стоит, удивишь, говоришь.

Самооценка. (3б. – все верно, 2б.- одна ошибка, 1б. – две ошибки, 0б. – более двух ошибок)

Поднимите руку, кто выполнил все верно. Остальные ребята, какую цель ставите перед собой?

5.3.Самостоятельная работа. Тест. Приложение 3.

Проверка по слайду. Самооценка. (1 уровень: 3б. – все верно, 2б.- одна  ошибки, 1б. – две ошибки, об.- более двух ошибок; 2 уровень: 3б.- все верно, 2б. – одна ошибка, 1б. – две ошибки, об. – более двух ошибок)

VI.Рефлексия учебной деятельности. 5 минут.

Назовите ключевые слова урока. (Словоизменение глагола, ударные личные окончания глаголов, спряжение)

Что такое спряжение?

Какое основное отличие глаголов  I и II спряжения?

Это постоянный или непостоянный признак?

Обратимся к кластеру по теме глагол, дополним его новым понятием.

Что ещё учились делать? (работать с текстом, таблицей, контролировать свою работу, правильно оценивать себя, помогать соседу, работать в группе)

А сейчас оцените свою работу на уроке, заполните листы «Самооценка». Приложение 4.

Встаньте, у кого только «троечки». Вы сегодня молодцы, постарались, присядьте.

Остальные ребята ещё пока в чем-то испытывают трудности. Какую цель поставите перед собой?

Домашнее задание.

  1. Запомнить личные окончания 1 и 2 спряжения.
  2. На отметку «4» выписать из книги для чтения «В океане света» пять глаголов (с ударными окончаниями) 1 спряжения, пять глаголов 2 спряжения.
  3. На отметку «5» не только выписать глаголы, но ещё и выполнить морфологический разбор двух глаголов.

Приложение1.

Инструкция

1.Поработайте на карточках.

2.Вставьте буквы гласных в таблицу окончаний, которые у вас получились и выявите их закономерность.

Вывод: если в окончаниях каждый раз буква Е, то в 1 л.ед.ч. окончание___________, а в 3 л.мн.ч. окончание ____________

Если в окончаниях каждый раз буква И, то в 1 л.ед.ч. окончание___________, а в 3 л.мн.ч. окончание ____________

Таблица личных окончаний глаголов.

1 л. ед.ч.

2 л. ед.ч.

 ШЬ

ШЬ

3 л. ед.ч.

   Т

 Т

1л. мн.ч.

    М

  М

2 л. мн.ч.

     ТЕ

ТЕ

3 л. мн. ч.

  Т

   Т

Карточка для 1 группы (6 штук)

Поочередно проговаривая, запишите в таблицу глаголы, изменяя их по лицам и числам, выделите личные окончания глаголов.

нести

кричать

1 лицо ед.ч.

я

2 лицо ед.ч.

ты

3 лицо ед.ч.

он

1 лицо мн.ч.

мы

2 лицо мн.ч.

вы

3 лицо мн.ч.

они

Карточка для 2 группы (6 штук)

Поочередно проговаривая, запишите в таблицу глаголы, изменяя их по лицам и числам, выделите личные окончания глаголов.

пить

говорить

1 лицо ед.ч.

я

2 лицо ед.ч.

ты

3 лицо ед.ч.

он

1 лицо мн.ч.

мы

2 лицо мн.ч.

вы

3 лицо мн.ч.

они

Карточка для 3 группы (6 штук)

Поочередно проговаривая, запишите в таблицу глаголы, изменяя их по лицам и числам, выделите личные окончания глаголов.

расти

стучать

1 лицо ед.ч.

я

2 лицо ед.ч.

ты

3 лицо ед.ч.

он

1 лицо мн.ч.

мы

2 лицо мн.ч.

вы

3 лицо мн.ч.

они

Карточка для 4 группы (6 штук)

Поочередно проговаривая, запишите в таблицу глаголы, изменяя их по лицам и числам, выделите личные окончания глаголов.

идти

молчать

1 лицо ед.ч.

я

2 лицо ед.ч.

ты

3 лицо ед.ч.

он

1 лицо мн.ч.

мы

2 лицо мн.ч.

вы

3 лицо мн.ч.

они

Приложение 2.

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Чем вы, гости торг ведете

И куда теперь плывете.

Остров на море лежит,  

Град на острове стоит.

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

Белка там живет ручная,

Да затейница такая.

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет.

Этим нас не удивишь,

Правду ль, нет ли говоришь.

Приложение 3.

1 уровень (3б.)

1.Спряжение – это…

а) изменение глаголов по числам и лицам

б) изменение глаголов по временам

в) изменение глаголов по числам

2.Если в ударных личных окончаниях глагола буква гласных –и-, а в 3л. мн.ч. окончания – ат, -ят, то это глагол:

а) I спряжения        б) II спряжения

3.Укажи глагол I спряжения:

а) трещат     б) поют   в) молчит    г) спят

4.Укажи глагол II спряжения:

а) отвезут    б) сочиняют     в) берёте    г) навестишь

2 уровень (3б.)

1. Укажи неверное высказывание:

а) у глаголов II спряжения в 3л. мн.ч. окончания –ат, -ят

б) у глаголов I спряжения во 2л. ед.ч. окончание - ишь

в) у глаголов II спряжения во 2л. мн.ч. окончание - ите

2.Укажи группу личных окончаний глаголов I спряжения:

а) –ет, -ете, -ут, -ат

б) –ит, -ишь, -ят, -ют

в) –ут, -ют, -ет, -ешь

3.Укажи группу глаголов II спряжения:

а) спасёт, пищишь, едят, стерегут

б) льют, шьёте, стерегут

в) спят, говорите, сидишь

Приложение 4.

Лист самооценки.    Ф.И._______________________

Упр.250

Работа в парах

Тест

1 уровень

2 уровень

На уроке я работал

активно \ могло быть лучше

Своей работой на уроке я

доволен \ не очень доволен \ не доволен

Материал на уроке мне был

понятен \ не совсем понятен \ не понятен

Моё настроение (смайл)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка по еме "Правописание безударных личных окончаний глаголов в будущем времени "

Данная презентация по русскому языку 4 класс по еме "Правописание безударных личных окончаний глаголов в будущем времени" Урок освоение новых знаний....

Урок русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов (закрепление)» в 4 классе

Урок русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов (закрепление)» в 4 классе. Урок может быть проведён по любой программе.Шевченко Елена Петровна, МОУ СОШ №16, г.Подольск....

методическая разработка урока русского языка 3 класс "Мягкий знак в окончаниях существительных после шипящих"

В методической разработке представлен урок , на котором учащиеся знакомятся с ещё одной работой мягкого знака - обозначением имён существительных женского рода....

Урок русского языка в 4классе Тема: « Безударные личные окончания глагола. Закрепление.»

Методическая разработка урока русского языка по теме " Безударные личные окончания глагола.Закрепление."...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе По теме « Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не».

Урок направлен на углубление  знаний учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, роль в предложении, положительный и отрицательный смысл глаголов)....