Главные вкладки

    Методическая разработка урока русского языка в 4 классе По теме « Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не».
    методическая разработка по русскому языку (4 класс)

    Верченко Марина Александровна

    Урок направлен на углубление  знаний учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, роль в предложении, положительный и отрицательный смысл глаголов).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon Конспект урока, презентация2.01 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Начальная общеобразовательная школа №11»

    Методическая разработка урока русского языка в 4 классе

    По теме « Роль глаголов в предложении, в речи.

    Правописание глаголов с частицей не».

                                                                                                                             Выполнила:  

                                                                                          Верченко Марина Александровна

    Тема: Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не.

    Цель урока: углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, роль в предложении, положительный и отрицательный смысл глаголов).

    Задачи

    Образовательные:

    • способствовать развитию навыков точного употребления глаголов в речи;
    •  орфографической зоркости;
    • познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами;
    • обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений.

    Воспитательные:

    • воспитание культуры учебного труда;
    • воспитывать  интерес к изучаемому;
    • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе.

    Развивающие:

    • развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами;
    • развивать навыки точного употребления глаголов в речи;
    • побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся;
    • развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы;
    • развивать умение слушать товарищей.

    Формы организации познавательной деятельности:

    • коллективная;
    • фронтальная;
    • групповая;

    Оборудование: м\медийная установка, экран, тетради, толковые словари, бабочки.

    Ход урока:

    Эмоциональный настрой. Мотивация.

    Наш урок я хочу начать с притчи.

    Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? Скажет живая – я сомкну ладони, и бабочка умрет, скажет мертвая – выпущу». А мудрец ответил: «Все в твоих руках».

    - Как вы понимаете выражение «Все в твоих руках». (Ответы детей)

    - Желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке. Я думаю, вы готовы к совместной творческой работе. Начинаем!

    Языковая разминка

    Запись предложения под диктовку:

    За долгую ночь вершины гор побелели от снега.

    - Обозначение знакомых орфограмм в предложении.

    - Указать части речи в предложении.  

    - Подчеркнуть грамматическую основу, дать характеристику предложению.

    - Выполнить морфологический разбор слов (по вариантам): 1- вариант вершины, 2 – вариант гор. Фронтальная проверка.

    - Разбор по составу слова вершины (работа у доски).

    Индивидуальная работа по карточкам «Найди и исправь ошибки».

    (Соловьи прилитают висной и радуют нас своим чюдесным пением. Теперь я хажу слушать соловёв в рощю. Как прекрастно они поют на восходе  сонца!)

    2. Сообщение темы и цели урока.

    - Послушайте стихотворение и определите, о какой части речи в нем говорится.

    Что без меня предметы?

    Лишь названья.

    А я приду –

    Все в действие придет.

    Летит ракета.

    Люди строят зданья.

    Цветут сады.

    И хлеб в полях растет.

    - Ответы детей. Правильно, это часть речи – глагол.

    3. Формулирование темы и цель урока.

    - О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

    - Какую цель мы поставим перед собой? ( Вспомнить то, что знаем и узнать новое о глаголе).

    Давайте поиграем в игру «Корзина понятий» и наполним ее знаниями  о глаголе. Ответы детей.

    4. Повторение изученного. Работа по учебнику.

    - Почему именно эта часть речи получила такое название – «глагол».

    - Откройте учебник с.61 упражнение 230.

    Вопросы по тексту:

    - Что означало слово глагол в старославянском языке?

    - Какое значение у слова «глаголить»?

    - Что такое глаголица?

    - Какую особенность письма глаголицей вы заметили?

    - В современном языке есть слово разглагольствовать. Попробуйте догадаться, что оно означает?

    - Проверьте, себя по словарю с.119 в учебнике.

    - А какую же роль в тексте играет слово глагол? В этом нам поможет разобраться упражнение 231. (Чтение текста)

    - Какой это текст? ( Повествование). Почему? Ответы детей.

    - Слова, какой части речи чаще всего употребляются в тексте?

    - Какую смысловую нагрузку несут глаголы в этом тексте? Ответы детей.

    Физ. минутка

    - Переходим к следующему упражнению 232.

    - Прочитайте стихотворение.

    - С помощью слов, какой речи поэт рисует картину летнего утра?

    - Какая особенность есть почти у всех глаголов в этом тексте? Ответы детей.

    - Вспомните, как называется такой способ в литературе? (Олицетворение).

    - Запишите первое предложение, подчеркните грамматическую основу и составьте схему предложения. Проверка.

    Работа в группах

    - Прочитайте пословицы.

     Друг в беде бросит. Откладывай доброе дело на завтра. (Обсуждение в группах).

    -Что можете сказать? Как быть? Ответы детей.

    - Какую же роль в речи играет частица не?

    - Что вы знаете о написании частицы не с глаголами?

    - Запишите одну из пословиц в тетрадь. Подчеркните орфограмму «пробел».

    - Упражнение 233. Прочтите текст.

    - Какую роль играют в тексте глаголы? Выпишите из текста глаголы с частицей не.

    Взаимопроверка в парах.

    Итог

    - Что нового узнали сегодня на уроке?

    - О чем хотели бы узнать подробнее?

    Рефлексия содержания учебного материала «Поляна»

    Прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид работы вам понравился больше.

    Оценки

    Домашнее задание:

    Упр.234, с.56

    Составить устный рассказ на тему «Что я знаю о глаголе».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

    Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

    Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ

    Методические разработки уроков и сценарии школьных праздников...

    Методическая разработка. Урок русского языка .4 класс. Тема: " Повторение знаний о предложении."

    Тема урока « Повторение знаний о предложении».Цель: закрепление знаний по теме « Предложение».Задачи:1)    закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения;2)...

    «Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не»

    "Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не"...

    разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."

    Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....

    методическая разработка по русскому языку 4 класс "Правописание не с глаголами"

    Открытие нового знания Цель урока: образовательная способствовать развитию умения правописания НЕ с глаголами. ...