Методическая разработка урока русского языка в 4 классе По теме « Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не».
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Верченко Марина Александровна

Урок направлен на углубление  знаний учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, роль в предложении, положительный и отрицательный смысл глаголов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Конспект урока, презентация2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №11»

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе

По теме « Роль глаголов в предложении, в речи.

Правописание глаголов с частицей не».

                                                                                                                         Выполнила:  

                                                                                      Верченко Марина Александровна

Тема: Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не.

Цель урока: углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, роль в предложении, положительный и отрицательный смысл глаголов).

Задачи

Образовательные:

  • способствовать развитию навыков точного употребления глаголов в речи;
  •  орфографической зоркости;
  • познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами;
  • обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений.

Воспитательные:

  • воспитание культуры учебного труда;
  • воспитывать  интерес к изучаемому;
  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе.

Развивающие:

  • развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами;
  • развивать навыки точного употребления глаголов в речи;
  • побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся;
  • развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы;
  • развивать умение слушать товарищей.

Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная;
  • фронтальная;
  • групповая;

Оборудование: м\медийная установка, экран, тетради, толковые словари, бабочки.

Ход урока:

Эмоциональный настрой. Мотивация.

Наш урок я хочу начать с притчи.

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? Скажет живая – я сомкну ладони, и бабочка умрет, скажет мертвая – выпущу». А мудрец ответил: «Все в твоих руках».

- Как вы понимаете выражение «Все в твоих руках». (Ответы детей)

- Желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке. Я думаю, вы готовы к совместной творческой работе. Начинаем!

Языковая разминка

Запись предложения под диктовку:

За долгую ночь вершины гор побелели от снега.

- Обозначение знакомых орфограмм в предложении.

- Указать части речи в предложении.  

- Подчеркнуть грамматическую основу, дать характеристику предложению.

- Выполнить морфологический разбор слов (по вариантам): 1- вариант вершины, 2 – вариант гор. Фронтальная проверка.

- Разбор по составу слова вершины (работа у доски).

Индивидуальная работа по карточкам «Найди и исправь ошибки».

(Соловьи прилитают висной и радуют нас своим чюдесным пением. Теперь я хажу слушать соловёв в рощю. Как прекрастно они поют на восходе  сонца!)

2. Сообщение темы и цели урока.

- Послушайте стихотворение и определите, о какой части речи в нем говорится.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

- Ответы детей. Правильно, это часть речи – глагол.

3. Формулирование темы и цель урока.

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Какую цель мы поставим перед собой? ( Вспомнить то, что знаем и узнать новое о глаголе).

Давайте поиграем в игру «Корзина понятий» и наполним ее знаниями  о глаголе. Ответы детей.

4. Повторение изученного. Работа по учебнику.

- Почему именно эта часть речи получила такое название – «глагол».

- Откройте учебник с.61 упражнение 230.

Вопросы по тексту:

- Что означало слово глагол в старославянском языке?

- Какое значение у слова «глаголить»?

- Что такое глаголица?

- Какую особенность письма глаголицей вы заметили?

- В современном языке есть слово разглагольствовать. Попробуйте догадаться, что оно означает?

- Проверьте, себя по словарю с.119 в учебнике.

- А какую же роль в тексте играет слово глагол? В этом нам поможет разобраться упражнение 231. (Чтение текста)

- Какой это текст? ( Повествование). Почему? Ответы детей.

- Слова, какой части речи чаще всего употребляются в тексте?

- Какую смысловую нагрузку несут глаголы в этом тексте? Ответы детей.

Физ. минутка

- Переходим к следующему упражнению 232.

- Прочитайте стихотворение.

- С помощью слов, какой речи поэт рисует картину летнего утра?

- Какая особенность есть почти у всех глаголов в этом тексте? Ответы детей.

- Вспомните, как называется такой способ в литературе? (Олицетворение).

- Запишите первое предложение, подчеркните грамматическую основу и составьте схему предложения. Проверка.

Работа в группах

- Прочитайте пословицы.

 Друг в беде бросит. Откладывай доброе дело на завтра. (Обсуждение в группах).

-Что можете сказать? Как быть? Ответы детей.

- Какую же роль в речи играет частица не?

- Что вы знаете о написании частицы не с глаголами?

- Запишите одну из пословиц в тетрадь. Подчеркните орфограмму «пробел».

- Упражнение 233. Прочтите текст.

- Какую роль играют в тексте глаголы? Выпишите из текста глаголы с частицей не.

Взаимопроверка в парах.

Итог

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- О чем хотели бы узнать подробнее?

Рефлексия содержания учебного материала «Поляна»

Прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид работы вам понравился больше.

Оценки

Домашнее задание:

Упр.234, с.56

Составить устный рассказ на тему «Что я знаю о глаголе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ

Методические разработки уроков и сценарии школьных праздников...

«Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не»

"Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не"...

разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."

Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....

Методическая разработка урока русского языка 1 класс по теме "Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль."

     Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и  реальные возможности ...