«Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не»
план-конспект урока (4 класс) на тему

"Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_glagolov_v_predlozhenii_v_rechi.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

17.02.2016 г.

Урок русского языка в 4 классе 

Тема: «Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не»

Цель:

актуализация знаний учащихся о глаголе.

Задачи: 

Повторить основные признаки глагола;

Развивать умение употреблять глаголы в речи;

Правильное написание глаголов с частицей не;

Воспитывать гордость за родной язык, чувство прекрасного.

Девиз урока: “ В учении не важно - молод или стар; постигнешь - и станешь мастером. Китайская пословица ”

В течение всего урока заполняется карточка. (см. приложение 1)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Откройте тетради, запишите число.

-Сегодня у нас очередной предметный день. Тема дня: « В учении не важно - молод или стар; постигнешь - и станешь мастером».  Китайская пословица 

 - Как её понимаете?

- Сегодня и мы с вами будем добывать знания, а кто из вас будет потом ими гордиться, зависит только от нас самих.

-Наш девиз: «Я всё умею, я всё могу, у меня всё получится».

-Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь…

- Садитесь правильно, как сидят ученики, отвечайте уверенно.

3. Минутка чистописания.

- Посмотрите внимательно на буквы. Давайте узнаем, какую букву будем сегодня писать.

(На доске: п, в, с, т, к.)

- Что общего?  Какая буква лишняя? Почему?

- Вы определили, что будем писать букву в.

( Уч- ся прописывают: В в )

-Характеристика звука

СЛАЙД 1

4. Словарная работа (с.р.)

-Запишите одним словом (на новой строке):

  • то, что передано устной или письменной речью: вид проверочной работы. (Изложение)
  • разговор между двумя лицами. (Диалог)
  • светло-серые клубы сгустившихся водяных капель. (Облако)
  • поездка или передвижение пешком по каким-либо местам, странам. (Путешествие)
  • периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям текущей и политической жизни (Газета)

- ПРОВЕРЬТЕ.

-У кого ошибки? Исправьте

СЛАЙД 2

КАРТОЧКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ИЗЛОЖЕНИЕ

ПЛЫВЕТ

ДИАЛОГ

ВЕСТИ

ОБЛАКО

НАПИСАТЬ

ПУТЕШЕСТВИЕ

СОВЕРШАТЬ

ГАЗЕТА

ЧИТАТЬ

- Соедините стрелочками подходящие по смыслу слова?

- Слова, какой части речи мы записали в первый столбик? (Сущ.) Почему?

- А во второй? (Гл.) Почему?

- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы.

Послушайте их и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор.

1) Что вы больше всего любите?

- Люблю действовать!

2) Что вы больше всего не любите?

- Не люблю предлоги и известную всем частицу.

3) Что бы вы пожелали ребятам?

- Чтобы русский все ребята
На “отлично” знали.
На письме и в разговоре
Нас употребляли.

-Какой части речи предложили ответить на вопросы?

-Кто сможет определить тему урока?

5. Сообщение темы урока.

СЛАЙД 3

- Сегодня мы вспомним о роли глагола в предложении и речи.

-Какие цели поставим на уроке?

Все в этом мире имеет свое объяснение:

- Имя существительное, почему так называется? А прилагательное? А почему у вас такие имена?

- Почему часть речи получила такое название - глагол?

- На протяжении всего урока мы с вами будем заполнять таблицу.

(ТАБЛИЦЫ НА ПАРТАХ)

- Правильны ли были наши предположения, мы сейчас узнаем из упр.230, стр. 61.

-Прочитайте про себя. Ответьте на вопрос: Почему глагол носит такое название? Словами из текста.

СЛАЙДЫ 4- 5

Что значит? “Глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете”.

- Что может рассказать глагол об этом предмете? (РИСУНОК, ИЗОБРАЖАЮЩИЙ УЧЕНИКА)

СЛАЙДЫ 6

 (На доске дети записывают глаголы)

 http://festival.1september.ru/articles/413802/img1.gif

- Что объединяет все эти слова? (Отвечают на вопросы, обозначают действие предмета)

- С какой частью речи согласуется глагол? ТАБЛИЦА

Звучит музыка. 1-2 минуты (ФИЗМИНУТКА)

-Закройте глаза. Представьте, что вас окружает мир, в котором нет слов, выраженных глаголом, как вы думаете, что бы это был за мир? Примеры.

- Представьте мир полный глаголов. Что бы это был за мир? Примеры.

На уроке чтения мы начали знакомиться с творчеством В.В. Маяковского, послушайте отрывок из его стихотворения, состоящего из одних глаголов.

 http://festival.1september.ru/articles/413802/img2.gif

-Работаем в парах

- Перед вами лежат карточки №1 и №2. Посмотрите. Что написано на 1 карточке? На 2? Что нужно сделать? Если у кого-то появиться желание написать свои глаголы будет замечательно.

-

Карточка 1.

Весна. Благоухание земли. Природа. Теплые лучи солнца. Первые перелетные птицы.

Карточка 2.

Слова для справок: наступила, чувствуется, прилетели, просыпается, ласкают.

- Прочитайте. Какое задание я вам предложу?

- С помощью слов 2- ой карточки, дополните 1- ую.

-Что у вас получилось?

- Проверяем. Если кто не согласен, то поднимаете руку

- Какую же роль играют глаголы в тексте?

-Как определить часть речи?

Прочитайте глаголы, которые вы подчеркнули. На что они
показывают?

Вы прочитали текст.

По типу текстов, он какой? Почему? (Повествование, движение следует одно за другим)

ВЫВОД: Для чего мы используем глаголы в своей речи?

(Запомните этот ответ!) (Изобразить движение)

- Оказывается не только стремительные движения можно показать глаголами. А что, догадайтесь сами?

- Для этого обратимся к упражнению 232 на с. 63

- Прочитайте задание, стихотворение самостоятельно.

-Что можете сказать о поэте?

(портрет С. Есенина)

Сергей Александрович Есенин (1895-1925)

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове, Рязанской губернии, в семье крестьян. С раннего детства его воспитывал дедушка по материнской линии. Дед Есенина был весьма предприимчивым и зажиточным. Был знатоком церковных книг. Будущий поэт окончил четырехклассное сельское училище, а затем церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках. В 1912 году он переезжает в Москву. Здесь он работал в книжном магазине, а потом — в типографии И. Д. Сытина. 

Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году. Восторженно принятый литературной средой тогдашней столицы, Есенин быстро приобрел громкую славу. В 1916 году вышел первый сборник его Есенина — «Радуница».  

В период с 1919 по 1921 года Есенин много путешествует. Работает над драматической поэмой «Пугачев». Весной 1921 года едет в Оренбургские степи, добирается до Ташкента. В период с1922 по1923 год вместе с  американской танцовщицей А. Дункан, которая жила с ним в Москве, а затем стала его женой, побывал в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Канаде, США.   

Последние два года жизни поэта прошли в постоянных разъездах. Он трижды совершает путешествия на Кавказ, скрываясь от судебного преследования. Несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново.

  В ночь на 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер» в Ленинграде Сергея Есенина нашли в ленинградской гостинице «Англетер» мёртвым. Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище.

- С помощью слов, каких частей речи поэт рисует картину летнего утра?

- С какой целью могут использоваться глаголы в речи? (Показать красоту, создать картину)

- Какая особенность есть почти у всех глаголов в этом тексте? (Прошедшее время.)

Прочитаем выразительно.

- Прочитайте название стихотворения. Почему в конце стоит восклицательный знак?

Спишите.

- Прочитайте 1-ые две строчки, объясните орфограммы. Объясните постановку запятой. Подчеркните основу предложения, укажите части речи.

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? Составьте схему предложения.

- Закройте глаза, проговорите про себя, посмотрите еще раз. Запишите по памяти.

- 2-е предложение выполняем в паре с соседом по парте в учебнике. Подчеркните только грамматическую основу, указать части речи, составить схему предложения.

3-е предложение с комментированием.

4-е самостоятельно.

- Какими членами предложения чаще всего бывают глаголы? ТАБЛИЦА

- Кто из вас может подытожить все то, что мы с вами говорили на уроке по таблице?

СЛАЙД 7- 9

Игра “Выбери!”

Распределить в три столбика слова (3 ряда - Цепочка)

СЛАЙД 10\

В 1-ый-сущ.,

Во 2-ой - прил.,

В 3-ий - гл.

Глоток, баловень, баловаться, мечтатель, мечтать, баловник,

балованный, глотка, глотать, мечтательный, язык, языкастый, языковед.

- Может быть, вы заметили что-то необычное в этих словах. (однокоренные)

-Какую ещё цель мы ставили сегодня на уроке?

-Какое правило вспомнили?

-Запишем пословицу, которая подходит к теме нашего предметного дня, используя это правило.

-Кто догадался?

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

-Выделите орфограммы

- А каким правилам воспитанных людей вы можете научить своих младших товарищей?

Не ругайтесь, не деритесь,
не стоните, не дразнитесь,
не кричите, не спишите,
вместе НЕ не напишите!

Итог - Скажите, соответствовал ли наш девиз данному уроку? Почему?

- Что вы можете дополнить к нашему уроку?

Домашнее задание: с.64 упр.233

-Заполните лист самооценивания, пожалуйста

-Подчеркните слова, которые соответствуют вашему состоянию после урока, зелёной ручкой

  1. На уроке я работал

активно/пассивно

  1. Своей работой на уроке я

доволен/не доволен

  1. Урок для меня показался

коротким/длинным

  1. За урок я

устал/не устал

  1. Моё настроение стало

лучше/хуже

  1. Материал урока был

понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

  1. Домашнее задание мне кажется

лёгким/трудным

интересным/ неинтересным

-Оценивание

-Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ

Методические разработки уроков и сценарии школьных праздников...

Роль глаголов в предложении, в речи.

Грамматические признаки глагола...

русский язык,4 класс(умк "Школа 2100").Роль глаголов в предложении,в речи.Правописание глаголов с частицей НЕ.

русский язык,4 класс(умк "Школа 2100").Роль глаголов в предложении,в речи.Правописание глаголов с частицей НЕ.На уроке проводится работа в парах,прослушивается аудиозапись(Есенин."С добрым утром!"),ис...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе По теме « Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не».

Урок направлен на углубление  знаний учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, роль в предложении, положительный и отрицательный смысл глаголов)....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение глаголов в речи. Роль глаголов в предложении" (УМК "Школа России" - 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство с новым разделом учебника, повторение изученных знаний о глаголе, как части речи.Задачи урокаДидактические:Сформировать зн...