"Роль глаголов в предложении, в речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Пугина Ирина Аркадьевна

Урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Роль глаголов в предложении, в речи. 

Цели:  актуализировать знания о глаголах, их роли в языке,развивать умение распознавать глаголы.

Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.

Предметные:

  • систематизировать знания о глаголе, как части речи;
  • знать роль глагола в тексте, предложении,                                                              
  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в речи.
  •  способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать,  учить выделять существенные признаки глагола.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,  планирование, контролировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Личностные:

  • развитие самостоятельности;
  • развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Ход урока

1.Мотивация.

-Унас сегодня гости, поприветствуйте их.( Слайд1.)

-Вот наступила долгожданная весна. Март-начало пробуждения природы. Все больше радует нас ласковое солнышко. Сегодня оно засияло и у нас в классе. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение, располагает к общению. А у нас сегодня будет непростой урок, а урок-исследования.

-Как вы думаете, что обозначает слово исследовать? (изучать, узнавать что-то новое).

-Прочитайте девиз нашего урока:(Слайд 2)

 «Учись, смекай, активней будь и к знаниям откроешь путь!»

-Сегодня на уроке нужно:

Думать, рассуждать, говорить, мыслить.

-Что дано человеку для передачи своих мыслей, чувств, истины и вдохновения другим людям? (слово)

Русский педагог К.Д.Ушинский писал: (Слайд 3)

«Слово дороже бриллиантов, жемчуга и злата».

-Как вы понимаете это высказывание?

(В русском языке огромное количество слов, с помощью которых мы можем свободно говорить, писать. Словом можно ободрить, поддержать, а можно и убить.)

2.Актуализация знаний.

1.минута чистописания хж хжх же желтый(Желтые лисички растут рядышком.)-подчеркнуть грамматическую основу.

На доске слова:

По,  солнышк,  ясн.му, лучист.е, небу, вес.л.

-Используя слова составьте предложение.

-Легко ли было составлять предложение? Почему?

-Слова какой части речи не хватает в этом предложении?

-Подберите глагол подходящий по смыслу.

Запишите предложение.

По ясному небу весело плывет  лучистое солнышко.

-Объясните орфограммы.

-Выполните синтаксический разбор данного предложения.

-Разберите по частям речи.

3.Определение темы урока и целей.

1)Введение в раздел.

Послушайте стихотворение  и догадайтесь о какой части речи пойдет разговор.

-Правильно, это часть речи глагол.

2)Определение темы урока.

Определите тему нашего урока.

Глагол. Роль глагола в предложении , в речи.(СЛАЙД4)

-Давайте определим цели нашего урока.(Слайд 5)

-Как вы думаете, есть ли вопросы о глаголе, на которые мы не знаем, как ответить?

-Тогда  у меня вопрос!

-Что означает слово глагол?

-Ответ на этот вопрос мы найдем в тексте, который лежит перед вами. Прочитайте.

«Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием.

     Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», «глаголить» значило говорить…

     Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово : стало быть глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому -то глагол и бывает сказуемым?»

   Слово глагол постепенно утратило старое значение. Теперь это название одной части речи.

-Так почему же эта часть речи получила такое название?

-В современном русском языке есть слово разглагольствовать.

-Попробуйте догадаться, что оно означает?

-Давайте проверим по толковому словарю.

-Выберите ключевые слова, которые относятся к теме нашего урока.

Предмет, часть речи, какой, действие предмета, что делать?, кто?, что сделать, признак предмета

-Используя  ключевые слова, дайте определение глагола.

-Чтобы проверить  свои знания о глаголе, проведем исследовательскую работу в группах.

-Давайте вспомним правила работы в группах

-У каждой группы задание. Выполните его и сделайте вывод.

Задание 1группе

Выделите в предложении грамматическую основу. Сделайте вывод.

По дорогам весело журчат весенние ручьи. Весело зачирикали проворные воробьи.

Задание 2группе

(вставить глаголы чтобы получился текст)

Задание 3группе

(определить части речи)

На слайде правило.

-Сравните свои выводы  с авторскими.

    Глагол-это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?.

    Глагол изменяется по временам, лицам и числам.

     В предложении является главным членом предложения -сказуемым .

-Это какой текст?(научно-учебный)

-Сколько частей в тексте?

-Поставьте вопросы к каждой части.

-У нас получился план.

План.

1.Что такое глагол?

2.Как изменяется глагол?

3.Чем является глагол в предложении?

Пересказ по плану

Физминутка.

3.Применение знаний на практике.

4)Роль глагола в речи, предложении.

-Выполним упражнение142.Прочитайте задание к данному упражнению?

Работа в парах.

-Какие глаголы вы подчеркнули?

-Какой это текст? (Текст повествования)

-Почему?(Ключевыми словами являются глаголы).

- Какую смысловую нагрузку несут глаголы в этом тексте?

(Читательское восприятие движется от действия к действию.)

-Давайте посмотрим с помощью каких частей речи Благинина рисует картину в своем стихотворении упр 139

-С помощью глаголов.

-В каком значении употреблены эти глаголы?  (переносном)

-Как они характеризуют неодушевленные предметы? (как живые существа)

-Как называется такой прием в литературе?  (олицетворение)

-Выполняем это задание по рядам.

1 ряд работает с 1 строфой, 2 ряд -2 строфа, 3 ряд- 3строфа.

-Спишите, подчеркните грамматическую основу.

Самопроверка

-Какими членами предложения являются глаголы?

Дифференцированная работа по карточкам.

-У каждого на парте лежат карточки определенного цвета. Выполните задание.

1карточка.

У глаголов определить число.

Все ярче пригревает мартовское солнце. Под его лучами тает снег. Зазвенела под окнами на разные голоса хрустальная капель. Скоро по дорогам побегут ручьи.

2карточка.

Вставить подходящие по смыслу глаголы.

 Все ярче …….мартовское солнце. Под его лучами …..снег.  ……под окнами на разные голоса хрустальная капель. Скоро по дорогам …..ручьи.

3 карточка

Используя глаголы составить рассказ о весне.

Пригревает, тает, зазвенела, побегут.

5.Итог урока.

-Удивительная часть речи глагол!  Используя опорные слова составьте рассказ о глаголе.

Самостоятельная

Обозначает

Вопросы

Роль

Б.Пастернак сказал: «Жить, думать, чувствовать, любить, совершать

открытия». (Слайд 9)

-Слова какой части речи использовал Пастернак в своем высказывании?

-Как вы думаете все ли открытия о глаголе мы с вами сделали сегодня на уроке?

-Конечно нет, ведь глагол- самая огнепышущая, самая живая часть речи.

И с ним знакомиться мы продолжим на следующем уроке.

6. Домашнее задание.(Слайд10)

Упр.143, стр. 69(дифферинцированно)

7.Рефлексия.

-Вы отлично поработали на уроке, и в память о нем я дарю вам листочки, ведь весна  уже на пороге, и если у вас все получилось, вы можете прикрепить свои листочки на дерево под название глагол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ

Методические разработки уроков и сценарии школьных праздников...

Роль глаголов в предложении, в речи.

Грамматические признаки глагола...

русский язык,4 класс(умк "Школа 2100").Роль глаголов в предложении,в речи.Правописание глаголов с частицей НЕ.

русский язык,4 класс(умк "Школа 2100").Роль глаголов в предложении,в речи.Правописание глаголов с частицей НЕ.На уроке проводится работа в парах,прослушивается аудиозапись(Есенин."С добрым утром!"),ис...

«Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не»

"Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не"...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе По теме « Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не».

Урок направлен на углубление  знаний учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, роль в предложении, положительный и отрицательный смысл глаголов)....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение глаголов в речи. Роль глаголов в предложении" (УМК "Школа России" - 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство с новым разделом учебника, повторение изученных знаний о глаголе, как части речи.Задачи урокаДидактические:Сформировать зн...