Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ
методическая разработка (русский язык, 4 класс) на тему

Зыбина Елена Александровна

Методические разработки уроков и сценарии школьных праздников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательное учреждение:   МБОУ СОШ №1 ст. Ольгинской                                                                                                                                                  Аксайского района   Ростовской области

Преподаватель:   Зыбина Елена Александровна

Учебная дисциплина:    русский язык

Тема:

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ

Целевая аудитория:   4 класс

Цели:

знание:

знать происхождение слова «глагол»,                                                                           знать неопределённую форму глагола, её особенности и суффиксы,                     знать роль глагола в тексте, предложении,                                                               знать правило правописания НЕ с глаголами,                                                            знать смысловое значение частицы НЕ для глаголов.

понимание:

находить глаголы в тексте,                                                                                  объяснять смысловую нагрузку глагола в предложении, в тексте,                      объяснять роль глагола в предложении, в тексте,                                               понимать название неопределённой формы глагола,                                           рассказывать известное о глаголе по предложенному плану.

применение:

записывать предложения, используя правило правописания НЕ с глаголами, ставить глагол в неопределённую форму, выделять суффикс.

анализ:

анализировать текст с точки зрения смысловой роли глаголов,                  анализировать текст с точки зрения смысловой роли глаголов с частицей НЕ.

синтез:

составлять  рассказ по плану «Что мы знаем о глаголе»

Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.

Предметные:

  • систематизировать знания о глаголе, как части речи;
  • знать происхождение слова «глагол»,                                                                           знать неопределённую форму глагола, её особенности и суффиксы,                     знать роль глагола в тексте, предложении,                                                               знать правило правописания НЕ с глаголами,                                                            знать смысловое значение частицы НЕ для глаголов
  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в речи.
  •  способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать,  учить выделять существенные признаки глагола.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,  планирование, контролировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

  • развитие самостоятельности;
  • развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Оборудование:

  1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А.Учебник русского языка для 4 класса.
  2. Мультимедийное оборудование, проектор. Презентация к уроку «Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ»
  3. Тексты для чтения сказки « Солнце и Ветер»
  4. Индивидуальные карты  развития  для  учащихся

Ход урока:

  1. Организационный момент

СЛАЙД 1

Вот и наступила долгожданная весна. Март – начало пробуждения природы.  Все больше радует нас ласковое весеннее солнышко. Сегодня засияло солнышко и у нас в классе.

СЛАЙД 2  Пусть это веселое солнце принесет нам удачу и хорошее настроение.

  1. Актуализация опорных знаний

Итак, мы продолжаем работу по изучению частей речи. А пока языковая разминка.

На  доске:

Прочитайте слова. Пока солнышко спряталось за тучку, капельки дождя смыли некоторые гласные. Восстановите гласные, объясните орфограммы.

Составьте предложение из данных слов.

                Пр   прил          сущ      нареч         глагол        прил                    сущ

Запись:  По ясному небу весело плывет   лучистое   солнышко.

Определите части речи.

  1. Объявление темы, целей урока.

Какая часть речи может о себе сказать так:

Интересная часть речи в русском языке живет.

Кто что делает расскажет, чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет, или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам ……(ГЛАГОЛ)

Итак, сегодня на уроке мы вспомним что такое глагол,  какова роль глаголов в предложении и тексте, что такое неопределенная форма глагола.

СЛАЙД 3

- Кое-что о глаголе вы уже знаете и умеете делать. А некоторые знания и умения вы приобретёте на сегодняшнем уроке.

 Всю свою работу вы сможете оценить. У каждого на столе лежит карта развития. В первой графе (показ) перечислены те знания и умения, которые нам потребуются сегодня на уроке.  Во  2 графе (показ) предложена шкала выбора, по которой вы оцениваете сами свои знания и умения и поставите их в третью графу (показ). Таким образом, каждый из вас за урок сможет набрать некоторое количество баллов и узнать, на каком уровне находится. Карты развития пока отложите на край парты.

  1. Работа по теме урока

1)Выберите ключевые слова к определению понятия глагол:

Итак, глагол это….(Дети дают определение)

2)  Выполните  упр. 230 (устно)  из учебника.  

- Ответьте на вопрос «Почему часть речи получила название глагол?».

3) А теперь давайте вернемся к нашему предложению.

Выделите грамматическую основу.

По ясному небу весело плывет   лучистое   солнышко.

Каким членом предложения чаще всего является глагол?

4) А теперь я предлагаю прочитать сказку Константина Дмитриевича Ушинского « Ветер и Солнце»

            Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал, - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше*. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

- Найдите в данном тексте предложение, которое выражает главную мысль. (Лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом)

- Найдите в выделенном фрагменте глаголы и подчеркните их.

- На какой вопрос они отвечают?

- Измените глаголы так, чтобы они отвечали на вопрос  что сделать?

Запишите эти глаголы:  Улыбнуться, выглянуть, обогреть, осушить

СЛАЙД 4

- Что вы можете о них сказать? (Стоят в неопределенной форме)

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

СЛАЙД 5

5) Выполнение  упр. 235 из учебника

6. Физминутка

          - Теперь поиграем. Игра называется «Ремонт». Условия игры такие: я читаю слова, обозначающие разные части речи. Как только вы слышите глагол, хлопаете в ладоши. Кто ошибается, из игры выбывает (садится на место). Встали, приготовились, слушаем.

Дядюшка глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вымпел, зажёг, флажок, дружок,  обжёг.

7. СЛАЙД 6

-  Прочитайте пословицу:  Солнце как родная матушка: никогда не обидит.

- Назовите глагол. С какой частицей он употребляется?

- Что вы можете сказать о правописании глагола с частицей  НЕ?

- Спишите пословицу, выделите орфограммы.

СЛАЙД 7

-Почитайте текст. Выпишите из текста глаголы с частицей НЕ:

Живет за горами доброе солнышко. (Не )любит оно грустить и хмуриться. Даже в хорошую погоду (не) печалится и (не) даёт грустить своим друзьям. После дождя рисует на небе солнышко веселую разноцветную радугу.

8. Подведение итогов . Рефлексия.

А теперь положите перед собой свои карты развития. И оцените свои знания по каждому вопросу. Определите для себя над чем вам необходимо поработать. Что вы уже делаете хорошо.

  Обратите внимание на последний пункт: Умею составлять устный рассказ о глаголе. Это и будет вашим домашним заданием.

- Итак, наше солнышко засияло еще ярче. Оно хочет нам что-то еще сказать:

СЛАЙД 8

При солнышке тепло, при матери добро.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Действительно, наш урок проходит накануне светлого и доброго праздника – 8 марта. В этот день мы поздравляем  своих мам и бабушек и говорим  им спасибо за доброту, заботу, ласку. Наше солнышко поздравляет всех вас с праздником.

СЛАЙД 9