разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Гаврилкина Марина Владимировна

Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_4_klass.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока  

1. Ф.И.О. учителя  Гаврилкина Марина Владимировна

2. Класс: 4А        Предмет:  русский язык          

3. Тема урока: Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но.

4. Тип урока: ОНЗ

 5. Цель: формирование навыков распознавания простых и сложных предложений и  расстановки  знаков препинания в сложном предложении с союзами и, а, но.

 6. Задачи: познакомить с правилами постановки запятых в сложном предложении, развивать речь при конструировании сложных предложений, формировать умение составлять схемы сложных предложений.

7. Используемые технологии: технология деятельностного метода

Этап урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задание для учащихся, которое приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты (предметные)

УУД

Мотивация к учебной деятельности.

Внимательно слушают учителя, психологически настраиваются на урок, отвечают на вопросы.

Записывают дату.

Читает стихотворение, задаёт вопросы ученикам, настраивает на успешную деятельность.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку "пять"! 

- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

(интересным,
познавательным,
плодотворный)


- Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
- Какими должны быть на уроке ученики?

(активными,
думающими,
работоспособными,
внимательными,
дисциплинированными).

Откройте тетради и запишите дату.

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание,

настроиться на успешную деятельность.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Читают предложения.

 

Объясняют орфограмму в словах «солнце», «осветило», «окрестность», «озарилась». Записывают слова с проверочными, выделяют орфограммы.

Высказывают свои предположения.

Находят грамматическую основу.

Высказывают свои предположения.

Предлагает прочитать предложения.

Просит объяснить орфограмму в словах «солнце», «осветило», «окрестность», «озарилась». Записать слова с проверочными, выделить орфограммы.

Задаёт вопросы, выслушивает ответы.

Предлагает найти грамматическую основу предложений.

Задаёт вопросы, выслушивает ответы.

(Предложения записаны  на доске)

Со_нце встало и осв_тило окрес_ность.

Со_нце встало, и окрес_ность оз_рилась светом.

 Записать предложения в тетрадь

Чем похожи эти предложения? (содержится одна и та же мысль) Чем отличаются? ( во втором предложении есть запятая, а в первом нет).

Кто уверен в том, что может объяснить, почему во втором предложении стоит запятая?

Кто сомневается?

Кто не знает ответа на этот вопрос?

Что у нас возникло? (затруднение)

Как поступить в этой ситуации?

Найдите грамматическую основу в первом предложении? (Солнце встало и осветило) (Подчеркнуть грамматическую основу)

Найдите грамматическую основу во втором предложении? (Солнце встало, окрестность озарилась)

Как называется предложение, в котором одна грамматическая основа? (простое)

Предположите, как называется предложение, в котором больше чем одна грамматическая основа? (сложное)

Формировать умение объяснять орфограммы, подбирать проверочные слова, выделять орфограммы.

формировать умения применять изученные способы действий, достаточных для построения нового знания;

 

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Овладение умением включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Постановка темы и цели урока.

Слушают вопрос, дает ответ на него.

Задает вопрос.

Предположите тему урока (Простые и сложные предложения).

Какова цель урока?

Чему будем учиться?

прогнозировать тему урока и цели урока

Планировать свои действия в связи с поставленной целью и условиями ее реализации,  формулировать тему и цель урока.

Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.

Строят схемы предложений.

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Предлагает построить схемы предложений.

Задает вопросы, выслушивает ответы.

Вернемся к предложениям. Построим схему первого предложения. Назовите основу.

                     и          

Сколько в предложении  основ? (одна).  Какое это предложение? (простое с однородными сказуемыми). Чем соединены сказуемые (союзом И) Нужна здесь запятая? (нет).Сделайте вывод. (В простом предложении с однородными сказуемыми, соединенными союзом И, запятая не ставится.)

Построим схему второго предложения.

                       , И          

 Назовите  первую основу (солнце встало), вторую (окрестность озарилась). Сколько здесь основ ( 2)  Как называется такое предложение? (сложное) Чем соединены (союзом И). Где стоит запятая? (перед  союзом И). Сделайте вывод.  (В сложном предложении перед союзом И ставится запятая).

Кто нам помогает в трудной ситуации на уроках русского языка? ( Профессор Самоваров). Давайте посмотрим, что он говорит по этому поводу. ( учебник с. 75).

Строить правильно схемы предложений, отвечать на вопросы , удерживая цель и задачи учебной деятельности, делать выводы.

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Физминутка (зарядка для глаз)

Дети выполняют движения

Выполняет вместе с детьми.

1 упражнение- «Сова»  ( дети поочередно зажмуривают сильно глаза и открывают их)

2 упражнение - «Муха» ( дети поочередно вращают глазами по часовой стрелке и против часовой)

 3 упражнение -

«Паук» ( дети двигают глазами из правого верхнего угла в левый нижний, а из левого верхнего угла в правый нижний)

Пробное действие.

Составляют самостоятельно алгоритм.

Сверяют с эталоном

Оценивают правильность составления алгоритма.

Предлагает самостоятельно составить алгоритм

Предъявляет эталон на доске.

Выслушивает ответы.

 Групповая работа.

Составить алгоритм «Знаки препинания в сложном предложении»

(алгоритм составляется из разрезанных частей, которые предлагаются детям)

Сверьте свой алгоритм с эталоном.

Кто составил алгоритм, согласно эталону.

Формировать умение работать в группе, составлять алгоритм, сверять с эталоном, оценивать правильность своей работы.

Понимать учебную задачу и стремиться к ее выполнению, планировать свои действия в связи с поставленной целью и условиями ее реализации; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Записывают предложения в тетрадь, объясняют выбор знаков препинания по алгоритму.

Диктует предложения.

Выслушивает объяснения выбора знаков препинания по алгоритму.

Дул легкий ветерок,  и падал  мелкий снежок.

 (сложное)

 Молодые побеги сморщились и завяли. (простое)

Записываем  (предложения в тетрадь)

Формировать умение определять тип предложения, объяснять выбор знаков препинания по алгоритму с проговариванием во внешней речи . 

Понимать учебную задачу и стремиться к ее выполнению, планировать свои действия в связи с поставленной целью и условиями ее реализации; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Включение в систему знаний и повторение.

Работают в парах. Составляют предложения по схемам.

Наблюдает за происходящим.

                И

              , НО

            , А

Формировать умение коллективной деятельности для достижения общей цели.

Определять общие цели и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Выполняют тест

Проверяют свой тест по эталону, выставляют себе отметку..

Вывешивает шкалу оценивания.

Листья сорвались с деревьев и закружились в прозрачном воздухе.

Ласточка день начинает а соловей вечер заканчивает.

Лиса семерых волков проведет.

Тучи сошлись и сверкнула молния.

Гром грохотал но дождь не начинался.

(предложения написаны ни листочках)

«+» - запятая нужна

«-» - запятая не нужна.

-  + - + +

Пользуясь шкалой, поставьте себе отметку.

(нет ошибок- «5»

1 ошибка - «4»,

2 ошибки - «3»

3 и более - «2»)

Формировать умения выполнять работу самостоятельно; по шкале оценивания осуществлять самоконтроль,

понимать свои ошибки, осознавать шаги на перспективу.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.  

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подводят итог урока, делают выводы.

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке с помощью цветных карандашей.

Зеленый- я хорошо понял тему урока.

Желтый- я испытываю трудности в этой теме.

Красный- я плохо понял эту тему.

Спасибо за правдивые ответы. Если не все еще  подняли красные карандаши, значит, у нас есть над чем работать. Какие советы можно дать себе и другим ребятам?

закреплять умение  оценить свою работу на уроке.

Оценивать собственную и коллективную деятельность,

выделять необходимую информацию, обосновывать выбор, умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха .

Домашнее задание.

Записывают в дневник.

Записывает на доске.

с. 77 упр. 123,

правило с. 75

Формировать наличие мотивации к учебной деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении»

Урок русского языка по теме «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении» в 3 классе построен с требованиями ФГОС. ОС " Школа 2100" ...

урок русского языка по теме "Запятая в сложном предложении" по "Школе 2100"

Цели урока: - развитие умений отличать простое предложение с однородными членами от сложного, если в них есть одинаковые союзы, правильно пунктуационно оформлять их, находить и и исправлять ошибк...

Конспект урока русского языка "Понятия о простом и сложном предложении"

Конспект урока русского языка "Понятия о простом и сложном предложении"...

Конспект урока русского языка по теме: "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами"в 4 классе

Конспект урока русского языка по теме "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами" в 4 классе содержит материал для работы по учебнику "Русский язык...

Презентация урока русского языка по теме: "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами" 4 класс

Презентация  урока русского языка по теме "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами" в 4 классе содержит материал для работы....

Методическая разработка к уроку русского языка на тему: «Простое и сложное предложение»

Методическая разработка к уроку русского языка на тему:  «Простое и сложное предложение»...