Конспект урока русского языка по теме: "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами"в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Бичан Надежда Владимировна

Конспект урока русского языка по теме "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами" в 4 классе содержит материал для работы по учебнику "Русский язык" Горецкого В.Г., Канакиной В.П. Даны разнообразные формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок Русского языка

Учитель: Бичан Надежда Владимировна

УМК: «Школа России».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Тема: «ОТЛИЧИЕ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ОТ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

Цель: выявление отличительных особенностей простого предложения с однородными членами и сложного предложения.

Задачи: 1.систематизировать знания учащихся об отличительных особенностях простого предложения с однородными членами и сложного предложения;

2. развивать у учащихся умение пунктуационно оформлять предложения данного типа; развивать речь учащихся;

3. воспитывать самостоятельность; прививать интерес к предмету.

  Планируемые результаты урока:

  Метапредметные:

  Регулятивные:

  - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  - умение контролировать свою деятельность.

  Познавательные:

  - умение применять на практике ранее изученные знания;

  - умение отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  - умение добывать новые знания;

  - умение  находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.

  Коммуникативные:

  - умение выражать свои мысли;

  - умение слушать и понимать речь учителя;

  - умение вступать в учебный диалог с  одноклассниками.

  Личностные:

  - умение  проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;

  - умение  учиться выражать свое мнение;

  - умение работать над адекватной самооценкой;

  - умение осознать необходимость учения.

Оборудование: учебник (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 4 класс, 1 часть. Москва «Просвещение» 2017 г.), мультимедиапроектор, презентация.

Технологии: коммуникативная.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организация класса

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

  1. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  1. Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на которой предстоит ответить, или в виде темы урока.

  1. Оформление тетради

  1. Работа над каллиграфией

  1. Словарная работа

  4)Индивидуальная работа

  1. Изучение нового материала

Цель: организовать и направить познавательную деятельность учащихся.

  1. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала

  1. Упражнение № 53(стр.38 )

Работа с ОВЗ- при помощи алгоритма

Физкультминутка

  1. Закрепление изученного материала

Цель: закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу

Работа с ОВЗ-Применить слова из карточки-помощницы

  1. Итог

  1. Рефлексия деятельности

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Здравствуйте, ребята! Сегодня открытый  урок русского языка.

- Проверьте порядок на парте, у вас должны лежать учебник, тетрадь, все необходимое для урока.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Улыбнитесь, подтянитесь,

Друг на друга посмотрели,

И спокойно тихо сели.

Мы начинаем работу в разделе русского языка. Как он называется?

Что изучает?

Отройте учебник.  На какой вопрос будем сегодня отвечать?

«Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?»

Определите тему нашего урока.

Какая цель нашего урока?

- Начнём урок с оформления тетради.

-Откройте тетрадь, положите ее с правильным наклоном. Приготовьте  для работы ручку. Запишите, сегодня, 23сентября, Классная работа,  Предложение- аккуратно, красиво. Проверь, что ты написал и покажи, что ты готов работать. Хорошо.

Кто пришёл к нам на урок?

- Что за слова приготовила ЗАПЯТАЯ (и. а, но)

- Запишите слова.

Вспомним правила написания запятых при союзах.

- С новой красной строки запишите слово «Словарь» и поставьте двоеточие.

-Прочитайте стихотворение:

-Какие ошибки заметили?

Как проверить?

Леф, леопарт, носорок и верблют

В моем зоопарке тетрадном живут.

Жаль, нету в природе подобных зверей,

Ну что же, отныне я буду умней.

И, чтоб не смешить понапрасну народ,

Пишу я: жирав, утконоз, бегемод.

(Один работает у доски. Остальные работают в тетрадях) Запишите слова.

Какую роль играет в стихотворении запятая?

Индивидуальное задание у доски: распределите карточки по группам.[О и О]. [- =  ] , и  [ - = ] [О , а О]. [ - =  ] , а [ - = ]

[- =  ] , но [ - = ] [О , но О].

Знаки препинания в предложении с союзами

и, а, но

    Соединяют однородные члены предложения

[О и О].

[О , а О].

[О , но О].

    Соединяют две (или

    несколько) грамматических основ в сложное предложение

[- =  ] , и  [ - = ]

[ - =  ] , а [ - = ]

[- =  ] , но [ - = ]

Проверка правильного выполнения задания.

—  В каком случае между однородными членами ставится запятая?

—  А в каком случае ставится запятая между частями сложного предложения?

Мы будем работать над различием сложного предложения и  простого с однородными членами.

- Как отличить простое предложение от сложного?

- однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову; в сложных предложениях  каждая часть – самостоятельное предложение.

- Что общего у простого предложения с однородными членами и сложного предложения? (союзы И, А, НО)

- Сделайте вывод о знаках препинания в простых и сложных предложениях.

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно! О , О

Если же вдруг появился союз,

то запятая, тогда лишний груз!   О и О

Если союз к нам пришёл не один,

Ставь   запятую ты перед вторым!      

 и О , и О

А перед союзами “а” и “но”

Долгих сомнений быть не должно.

И не думай впустую

Ставь скорей запятую… О, а О

                                                 О, но О


-Как же отличить простое предложение от сложного?
Составьте алгоритм определения простого предложения от сложного

Прочитайте упражнение. Спишите простые предложения с однородными членами. Ставьте, где нужно, запятые. Подчеркните в предложениях главные члены.

— В каком случае между однородными членами ставится запятая?

— А в каком случае ставится запятая между частями сложного предложения?

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно:

Вместе раз – это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Выполним тест по теме «Предложение»

1.Что такое предложение?

       А)  это слово или несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.

   это слово или несколько слов не

     б) связанных между собой по смыслу и не выражающих законченную мысль.

2. Что такое грамматическая основа предложения?

А)обстоятельство  

 Б)дополнение

 в)подлежащее и сказуемое

 г)определение

3. Что такое подлежащее?

        А)  это член предложения, который обозначает отвечает на вопросы: «какой?», «какая?». 

    Б) это главный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы: «кто?», «что?».

4.Что такое сказуемое?

  А) это член предложения, который обозначает отвечает на вопросы: «как?», «где?». 

    Б)  это главный член предложения, который обозначает что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает? что делают?

5.Какое предложение называется простым?

 А) предложение, в котором одна грамматическая основа 

 

 Б) предложение, в котором две и более грамматических основ

6. Какое  из предложений простое?

  1. Солнце встало и осветило окрестность.

2)Солнце встало.

3) Солнце встало, и    окрестность озарилась светом.

- С каким новыми понятиями вы  работали на уроке?

- Чему вы научились?

- Что вам понравилось?

- Если вам было интересно и легко работать на уроке, покажите веселый смайлик, если вам было сложно и неинтересно, покажите грустный смайлик.

Предложение.

Предложения простые и сложные. Предложения с однородными членами предложения. Знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении.

Узнаем: как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?
Будем учиться: ставить знаки препинания в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении.  

ЗАПЯТАЯ

Учиться

правильно употреблять запятую.

Ошибки в словах с парными согласными. Проверить можно подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

Пишется при перечислении.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.

(Если однородные члены связаны с помощью интонации перечисления или союзами а, но.)

(Между частями сложного предложения запятая ставится всегда.)

(по наличию грамматических основ)

Составляют алгоритм.

Помни:
Чтобы определить, какое предложение по структуре:

1.Определи, сколько основ в предложении

одна две и более

Предложение   Предложение

простое             сложное

Запятая ставится при перечислении, между однородными членам предложения  перед союзами а. но. Между  простыми предложениями в составе сложного  перед союзами а. и, но.

Выполняют тест.

Самопроверка.

Работали с понятиями сложного и простого предложения с однородными членами.

Научились различать простое предложение с однородными членами от сложного предложения, а также  писать запятую в сложном предложении и в простом предложении с однородными членами.

Формировать умение работать с предложением;

Фомировать навык грамотного письма;

Учить высказывать свои  мысли и понимать позицию собеседника;

Совершенствовать каллиграфические навыки;

Самостоятельно выделять и формулировать цели урока;

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников;

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определять цели, функции участников, способов взаимодействия;

Управлять поведением учащихся: контроль, коррекция, оценка действий товарищей;

Формировать умение адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки;

Потребность и способность к итоговому самоконтролю, умение проверять написанное;

Вносить необходимые дополнения и коррективы в план.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать

свою точку зрения.

Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое

мнение и позицию. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе. Тема "Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые".

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые".  Урок по программе"Русский язык" ...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Проверочная работа по русскому языку на тему "Отличие сложного предложения от простого предложения с однородными членами" 4 класс

Данная проверочная работа разработана в двух вариантах, что позволяет учителю проверить качество знаний каждого ученика....

Конспект урока по русскому языку "Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами?",4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  знакомство с отличительными признаками сложного предложения и предложения с однородными членами.Планируемые результатыПредметные знать: понятия «предложение...

Презентация урока русского языка по теме: "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами" 4 класс

Презентация  урока русского языка по теме "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами" в 4 классе содержит материал для работы....

Технологическая карта урока по русскому языку "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?" (4 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: "открытия" нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления об отличиях сложного  предложения от простого предложения с однородными членами Задачи урока...