Конспект урока по русскому языку "Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами?",4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Турковская (Комлева) Анастасия Александровна
Цели деятельности учителя:  знакомство с отличительными признаками сложного предложения и предложения с однородными членами.
Планируемые результаты
Предметные 
знать: понятия «предложение», «сложное предложение», «простое предложение»;
уметь: распознавать простые предложения с однородными членами и сложные предложения; использовать сложные предложения в устной и письменной речи; правильно расставлять знаки препинания.                                                                                        
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать  этические чувства и ценности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        01.10.2019

Школа: 148

Класс: 4 «Е»

Кабинет: 211                                                                                                                                                                                         

ФИО учителя Ашмарина В.Н.

ФИ студента Комлева А., 46 гр.

ФИО методиста Галиуллина Н.К.

                                                                                                

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?»

Цели деятельности учителя:  знакомство с отличительными признаками сложного предложения и предложения с однородными членами.

Планируемые результаты

Предметные 

знать: понятия «предложение», «сложное предложение», «простое предложение»;

уметь: распознавать простые предложения с однородными членами и сложные предложения; использовать сложные предложения в устной и письменной речи; правильно расставлять знаки препинания.                                                                                        

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать  этические чувства и ценности.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык», Горецкий В.Г., 4 класс 1 часть УМК «Школа России»; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Наглядный: презентация

Практический: психологический настрой

1-2 мин

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна, сегодня я у вас проведу урок русского языка.

- Закройте глаза и представьте ту оценку, которую хотели бы получить на уроке.

- Теперь откройте глаза, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всем что-нибудь хорошее.

- Я желаю вам удачи. Давайте вместе постараемся.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: частично-поисковый, учебный диалог, беседа, ответы на вопросы

Наглядный: презентация

 Практический: прописывание букв по заданию

4-5мин

-Открываем рабочие тетради. От последней строчки написанного отступите 2 строчки вниз и посередине записываем – первое октября. На следующей строчке - классная работа.

Минутка чистописания.

-  Начнём наш урок с минутки чистописания.

1.Запишите букву из слова пень, которая обозначает согласный, парный глухой и парный мягкий

2. Запишите букву безударного гласного, проверяемую ударением из слова летят

3. Запишите букву из слова лучник, которая обозначает согласный, непарный звонкий и парный твердый

4.Найдите в слове животное букву, которая обозначает всегда твердый звук

5. Запишите первую согласную букву в слове река

6.Из слова находка запишите букву из первого слога, которая обозначает согласный звук

7. Запишите из слова ежевика букву, которая обозначает два звука

8.Запишите гласную букву в слове снег

9. Запишите вторую согласную букву в слове Родина

10. С какой буквы начинаются слова: издали, иначе, инженеры

11. Запишите букву, которая дважды употреблена  в слове ворота

Выделяют необходимую информацию

Записывают число и классная работа.



-п







 -д

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

П.: осознание познавательной задачи

III. Постановка учебной задачи

Словесный, частично-поисковый: учебный диалог, подводящий диалог

Словесный: ответы на вопросы, формирующий диалог

Попробуйте из данных букв составить слово. Какое ключевое слово у вас получилось?

- Что такое предложение?

- Какие бывают предложения?

- Как отличить сложное предложение от простого?

-Ребята откройте учебники на странице 38. Прочитайте тему урока.

- Какую цель мы можем перед собой поставить?

- Молодцы!

-Предложение.

-Предложение - группа слов, связанных по смыслу и грамматически, которая выражает законченную мысль.

-Простые и сложные.

 -По количеству грамматических основ.

-Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами.

-Учиться не путать сложные предложения и простые предложения с однородными членами, грамотно писать сложные предложения и расставлять знаки препинания.

П.: подведение под понятие

П.: построение речевого высказывания

Р.: целеполагание

П.: осознание познавательной задачи; осуществление операции анализа, синтеза, сравнение, классификация

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя

Словесный: ответы на вопросы, моделирование

Словесный: беседа

Практический: записывают стихотворение по памяти

-А разобраться с этим нам поможет упр. 53.
-Прочитайте, пожалуйста задание.

-Давайте прочитаем.

– Какой темой можно объединить все предложения?

-Какие знаки препинания стоят в конце?

-Какие предложения по цели высказывания?

-Какими могут быть повествовательные предложения?

-Давайте еще раз вспомним, что такое простое предложение? Что такое сложное предложение?

-Давайте определим тип каждого предложения: оно простое или сложное?

-Для этого, что нам нужно сделать?

-Прочитайте первое предложение. Назовите грамматическую основу.

-Какое это предложение? Нам нужна здесь запятая?

-Прочитайте второе предложение. Какое это предложение? Нужна ли запятая?

-Третье предложение. Нужна запятая?

-Давайте прочитаем последнее предложение. Назовите грамматическую основу. Какое это предложение? Запятая ставится? Почему?

-Прочитайте так, чтобы мы услышали, где стоит запятая.

-Прочитайте. Где пропущены запятые? Объясните свой ответ.

-Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет.

-Ветер весело примчал

Все деревья раскачал.

-Веют осенние ветры

В мрачной дубраве.

-Ветер тучи гонит

Ветер в трубах стонет.

-Тема «Ветер».

-Точки.

-Повествовательные.

-Сложными и простыми.

-У простого одна грамматическая основа. У сложного две грамматические основы.

-Найти грамматическую основу.

-Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет.

-Простое. Нет, потому что есть союз и. Он соединяет однородные сказуемые.

Веют осенние ветры в мрачной дубраве.

-Простое. Запятая не нужна.

Ветер весело примчал, все деревья раскачал.

-Нет, это простое предложение. -Ветер тучи гонит, ветер в трубах  воет.

Это предложение сложное.

-Да, потому что здесь две грамматические основы.

Читают предложение с расстановкой запятой

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: поиск и выделение информации

П.: построение речевого высказывания

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Практический: выполняют движения

2 м

Динамическая пауза

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии

V. Первичное закрепление

Словесный: диалог учителя и учащихся

Практический: выполнение упражнения письменно по заданию

Практический: выполнение фонетического разбора

-Смотрим на упражнение 54. Прочитайте задание.

-Чтобы выписать сначала простые предложения с однородными членами, а потом сложные. Что нам нужно сделать?

-Работаем в паре со своим соседом по парте. В учебнике подчеркните основу предложения тонкой линией. Карандашом поставьте запятые. Также вставьте пропущенные буквы.

-Давайте проверим. Назовите простые предложения.

-Назовите грамматическую основу. Какое предложение?

-Назовите грамматическую основу. Какое предложение?

-Назовите грамматическую основу. Какое предложение?

-Самостоятельно запишите сложные предложения и поставьте запятые.

-Давайте выполним фонетический разбор слова : обед.

Прочитайте. Где пропущены запятые?

Выпишите сначала простые предложения с однородными членами, а потом сложные предложения. Ставьте, где нужно запятые и вставляйте в слова пропущенные буквы.

-Найти грамматическую основу.

Простые предложения.

2)Крупные капли дождя застучали, зашлёпали по листьям.

-Это простое предложение с однородными сказуемыми, здесь нет союза, значит должна стоять запятая.

3)Острым клювом дятел долбит деревья и добывает из-под коры жучков и личинок.

-Это предложение простое с однородными сказуемыми.

5)Сова охотится не днём, а ночью.

Сложные предложения.

1)Прокричала иволга, щёлкнул в кустах соловей.

4)Повар готовил обед, а собаки лежали у двери кухни.

6)Утро было морозное, но лужи не замёрзли.

Обед  [аб’э́т] – 2 слога.

о – [а] – гласный, безударный;

б – [б] – согласный, звонкий парный, мягкий парный;

е – [э] – гласный, ударный;

д – [т] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.

–––––––––––––––––––––––––

4 буквы, 4 звука.

П: поиск и выделение информации

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: поиск и выделение необходимой информации

П.: осознание познавательной задачи; осуществление операции анализа, синтеза, сравнение, классификация

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: выполнение упражнения письменно по заданию

7-9мин

-Я вам раздам карточки. Вам нужно проверить расстановку запятых. Записать данные предложения правильно. Подчеркнув грамм. основы.

Ветер разогнал облака и погода прояснилась. Дети, и взрослые вышли на улицу. Малыши сидят в песочнице лепят куличики, и смеются.

-Ветер разогнал облака и погода прояснилась. Дети и взрослые вышли на улицу. Малыши сидят в песочнице, лепят куличики и смеются

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: контроль

П: поиск и выделение необходимой информации

VII. Включение в систему знаний

 

Словесный: беседа

3мин

-Какое предложение называется сложным? Как его отличить от простого?

– С помощью чего соединяются части сложного предложения?

– Зависит ли постановка запятой между частями сложного предложения от того, каким союзом соединены части? Какой вывод можно сделать?

-Сложное предложение от простого можно отличить по количеству этих грамматических основ: в простом предложении одна грамматическая основа, в сложном — несколько.

- Части сложного предложения соединяются с помощью интонации и союзов.

-Нет. Между частями сложного предложения всегда ставится запятая.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

К: умение полно и точно выражать мысли

VIII. Рефлексия деятельности

 

Словесный: обобщающая беседа

2-3мин

Деятельностная

-Ребята, какая тема нашего урока? Ребята, поднимите руку, кто понял, что такое сложное предложение и простое предложение с однородными членами?

-У кого на уроке были затруднения, поднимите руки?

-Как вы думаете, достигли мы целей? Какие цели мы ставили?

-Что нового вы узнали?

-Что запомнили?

-Что смогли сделать?

Эмоциональная

-Что понравилось на уроке?

-Что понравилось в своей работе на уроке?

-Записываем домашнее задание: упр. 55.

-Спасибо за урок, до свидания!

Проводят самоанализ деятельности.

- Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами.

- Да, мы научились отличать сложные предложения от простых с однородными членами.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р:осуществление итогового контроля

+1. Сложное предложение – это …а) предложение, которое выражает одну законченную мысль; б) предложение, которое выражает одну законченную мысль и осложнено однородными членами; в) предложение, которое состоит из нескольких грамматических основ.

2. Сколько грамматических основ в предложении «Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы»? а) 2;     б) 3;     в) 1;     г) 4.

3. Найдите сложное предложение: а) Потемнели, раскисли весной дороги. б) Снег растаял, зазеленела трава. в) Зима еще хлопочет и на весну ворчит. г) Снежок порхает, кружится.

4. Найдите предложение, соответствующее схеме:

[— = ], и [— =] (запятые не поставлены). а) Звенят весёлые ручейки и бегут к реке мимо кустов ольхи и ивы. б) Не скоро еще ольха и ива наденут свои новые платья. в) Наш лес гостеприимен и мы с радостью приходим к нему в гости. г) Над печной трубой гудел ветер и вьюга хлестала острыми снежными льдинками по окнам.  д) В морозной тишине резко трещали сороки а на кедре прыгали белки.

5. Найдите сложное предложение (запятые не поставлены). а) С высоты зорко смотрит орёл на землю он высматривает добычу. б) Всем телом ощущаешь холод лесной речушки слышишь дальнее теньканье птицы. в) Старик выдернул из воды ерша и протянул коту. г) Он плывёт перед кораблем указывает безопасный проход между скалами. д) Вот опасное место осталось позади и дельфин скрылся.

Ключ.1 – в 2 – а 3 – б 4 – в 5 – а, д


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Конспект урока по русскому языку на тему «Единственное и множественное число имён прилагательных». 2 класс. Школа России. Канакина В.П.

Конспект урока по русскому языку на тему «Единственное и множественное число имён прилагательных». 2 класс. Школа России....

Конспект урока по русскому языку "Части речи. Повторение" (ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ), 4 класс, Школа России

Тема: Повторение знаний по теме «Части речи»Цели:Образовательная:  Создать условия для повторения знаний учащихся о частях речи. Формировать навыки  распознавания частей речи по ...

Конспект урока русского языка по теме: "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами"в 4 классе

Конспект урока русского языка по теме "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами" в 4 классе содержит материал для работы по учебнику "Русский язык...

Конспект урока по русскому языку Контрольный диктант за 2 четверть с грамматическим заданием. 4 класс. Школа России. 2022/2023 уч.г.

Цели: проверить знания, умения и навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе, умения и навыки выполнения звуко-буквенного разбора слова, разбора слова к...

Технологическая карта урока по русскому языку "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?" (4 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: "открытия" нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления об отличиях сложного  предложения от простого предложения с однородными членами Задачи урока...