Конспект урока по русскому языку на тему «Единственное и множественное число имён прилагательных». 2 класс. Школа России. Канакина В.П.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Светлана Тиде

Конспект урока по русскому языку на тему «Единственное и множественное число имён прилагательных». 2 класс. Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinstvennoe_i_mnozhestvennoe_chislo_imyon_prilagatelnyh.docx583.21 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Тема урока: Единственное и множественное число имён прилагательных.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Формировать умение распознавать прилагательные в единственном и множественном числе.

Задачи:

  • Обучающая:

- сформировать знания учащихся об изменении имен прилагательных по числам;

- определять число имен прилагательных.

  • Развивающая:

-  развивать умение осознанно употреблять прилагательные в единственном и множественном числе.

  • Воспитательная:

- создать условия для воспитания культуры общения в классе со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку;

- способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Формировать УУД:

  • Личностные:

- проявлять учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

- проявлять способность к самооценке;

- осознавать важность имён прилагательных в нашей речи.

  • Познавательные:

- развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, развивать навыки самооценки, самоконтроля:

- устанавливать аналогии, обобщать, учить выделять существенные  признаки прилагательного.

  • Регулятивные:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- принимать цели и задачи учебной деятельности;

- определять степень успешности своей работы;

- оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Коммуникативные:

- активно участвовать в обсуждении;

- учиться строить высказывания в соответствии с задачами;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: презентация, компьютер.

Литература: Программа Школа России, учебник Русский язык 2 класс, 2 часть/Канакина В.П., Горецкий В.Г.;

«Методическое пособие с поурочными разработками. Русский язык. 2 класс» Канакина В.П., Манасова Г.Н. Русский язык.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Цель: Поприветствовать учащихся, создать благоприятный эмоциональный настрой.

Метод: Словесный.

Приём: Диалог.

Время: 1 минута.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Здравствуйте ребята. Прочитайте высказывание на экране.

- Как  вы понимаете  его смысл?

- А вы хотите стать сильнее?

- Как это связать с нашей работой на уроке?  

Отправляемся мы снова

В мир родного языка,

Мы разгадывать готовы

Его тайны до звонка.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Приветствуют учителя.

Читают высказывание.

- Чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях.

- Да.

- Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.

Записываю в тетради число, классная работа.

На слайде: «Всегда - учиться, всё - знать!

Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь».

На слайде: Двадцать восьмое апреля. Классная работа.

  1. Актуализация знаний.

Цель: Повторить ранее изученный материал, необходимый для изучения нового.

Метод: Словесный. Практический. Наглядный.

Приём: Диалог.

Время: 5 минут.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Начнём мы наш урок с загадки.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.

- Весна - замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

Прочитайте два текста.

- Сравните эти тексты. Чем они отличаются?

- Какой из тестов, на ваш взгляд, более красивый? Почему?

- Какая часть речи сделала второй текст более красивым и понятным?

- Что вы уже знаете о прилагательном, как части речи?

- Весна.

Читают текст.

- В первом тексте нет прилагательных.  

- Второй текст более красивый, потому что он ярче описывает обстановку.

- Прилагательное сделало второй текст более красивым и понятным.

- Прилагательное – это часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы – какой?, какая?, какое?, какие? Прилагательное связано с существительным

На слайде: Весна.

На слайде:

1. Был день. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко  над облаками кружат ласточки.

2.Был жаркий день. Смотрю  на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко  над облаками кружат белогрудые ласточки.

  1. Мотивационный этап.

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Метод: Словесный, проблемный.

Приём: Создание речевой ситуации, требующей решения.

Время: 3 минуты

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Определите число у существительных.

- Как определяли?

- Какой вывод можно сделать?

- Определите число у прилагательных.

- На какой вопрос мы сегодня будем отвечать на уроке? Чему должны научиться?

- День – ед. ч., небо – ед. ч., облака – мн. ч., ласточки – мн. ч.

- Если существительно обозначает один предмет – это единственное число, если несколько предметов – множественное число

- Существительные могут быть единственного и множественного числа

- Не можем.

- Как определить число у имён прилагательных. Определять единственное и множественное число у имён прилагательных.

На слайде: Был жаркий день. Смотрю  на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко  над облаками кружат белогрудые ласточки.

На слайде:

- Как определить число у имён прилагательных?

- Определять единственное и множественное число у имён прилагательных.

  1. Постановка учебной задачи.

Цель: Сформулировать учебную задачу урока, сделать так, чтобы учащиеся приняли учебную задачу. Определили знания от не знания.

Метод: Наблюдение над фактами языка.

Приём: Соотношение языкового понятия с понятием житейским.

Время 2 минуты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

- Какие задачи поставим?

- Посмотрите все ли задачи подходят к теме  нашего урока. Какая задача лишняя?

- Почитайте словосочетания на слайде.

- В каком числе употреблены имена существительные и имена прилагательные в каждом столбике?

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные в единственном числе?  

- А во множественном?

- Какая часть слова указывает на то, что число имени прилагательного изменилось?

- Кто сможет определить число у оставшихся прилагательных? У кого получилось? Расскажите, как вы это сделали?

- Какая часть речи вам помогла определить число у прилагательных? Почему?

- Какой вывод можно сделать о числе прилагательных?

- Где мы сможем проверить ваши  предположения?

- Единственное и множественное число имен прилагательных.

- Узнаем, как изменяются имена прилагательные.

Будем учиться определять число имен прилагательных.

Будем учиться изменять прилагательные по числам.

- Учиться переносить слова.

- Читают словосочетания.

- В первом столбике имена существительные и имена прилагательные употреблены в единственном числе, а во втором столбике – во множественном.

- Какой? Какое? Какая?

- Какие?

- Окончание указывает на то, что число у имени прилагательного изменилось.

- Существительное «небо» - стоит в ед.ч.. Задаём вопрос от существительного к прилагательному: небо (какое?) голубое. Прилагательное «голубое» относится к существительному «небо» и обозначает признак одного предмета.

- Существительное «ласточки» - стоит во мн. ч., т.е. обозначает много или несколько предметов. Прилагательное «звонкие» относится с существительному «ручьи» и обозначает признак многих или нескольких предметов.

- Нам помогло имя существительное. Это главное слово. Мы определяем у него число и задаём вопрос прилагательному.

- Прилагательные могут быть единственного и множественного числа.

- В учебнике.

На слайде: Единственное и множественное число имен прилагательных.

На слайде:

- Узнаем, как изменяются имена прилагательные.

- Будем учиться определять число имен прилагательных.

- Будем учиться изменять прилагательные по числам.

- Будем учиться переносить слова.

На слайде: словосочетания из текста, которые был в начале урока. В первом столбике:

Жаркий (какой?) день

Голубое небо.

Во втором:

Белые (какие?) облака

Белогрудые ласточки.

  1. Изучение нового материала.

Цель: Обеспечить восприятие, осмысление, первичное запоминание, создать условия для поиска.

Метод: Наблюдение над фактами языка. Практический.

Приём: Введение термина и работа с правилом, анализ определения. Упражнение.

Время: 10 минут.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

 - Откройте учебник на странице 92. Давайте познакомимся с правилом.

- Что обозначают имена прилагательные в ед.ч? На какой вопрос отвечают?

- Что обозначают имена прилагательные во мн.ч.? На  какой вопрос отвечают?

- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и заполнить вместе таблицу. В учебнике страница 92, упражнение 158. Ваша задача: списать эти словосочетания. Указать над именами прилагательными и существительными их число. После этого заполнить таблицу: на какой вопрос отвечают имена прилагательные в единственном числе, на какой вопрос во множественном числе. Какие окончания в ед. ч. и какие окончания во мн.ч.

- Давайте проверим, что у вас получилось. Словосочетание «белое облако» какое число у существительного и прилагательного?

- Давайте составим алгоритм как определить число имён прилагательных:

Первое: что мы делаем с вами изначально?

- Второе: что мы делаем дальше?

- И третье: что мы определяем?

- Где можно применить полученные знания?

- Мы поработали очень хорошо. Давайте немного взбодримся и отдохнём?

 Ученик читает.

- Имена прилагательные в ед.ч. обозначают признак одного предмета и отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое?

- Имена прилагательные во мн.ч. обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?

Выполняют задание в парах.

- Белое облако – существительное «облако» стоит в ед.ч. и обозначает признак одного предмета. Облако (какое?) белое. Прилагательное «белое» относится к существительному в ед. ч. «облако» и обозначает признак одного предмета.

В таблицу записываем в колонку с единственным числом вопрос «какое?» и окончание «ое».

Красивая бабочка – сущ. «бабочка» стоит в ед.ч. и обозначает признак одного предмета. Бабочка (какая?) красивая. Прил. «красивая» относится к сущ. в ед.ч. «бабочка» и обозначает признак одного предмета.

В таблицу записываем в колонку с ед. ч. вопрос «какая?» и окончание «ая».

Белые облака – сущ. «облака» стоит во мн.ч. т.е. обозначает много или несколько предметов. Облака (какие?) белые. Прил. «белые» относится к сущ. во мн.ч. и обозначает много или несколько предметов.

В таблицу записываем в колонку мн.ч. вопрос «какие?» и окончание «ые».

Красивые бабочки – сущ. «бабочки» стоит во мн.ч. т.е. обозначает много или несколько предметов. Бабочки (какие?) красивые. Прил. «красивые» относится к сущ. во мн.ч. и обозначает много или несколько предметов.

- Определяем число у существительных.

- Задаём вопрос от существительного к прилагательному.

- Определяем число у прилагательного.

- В жизни. В самостоятельной работе. В упражнении.

В учебнике правило: Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак оного предмета и могут отвечать на любой из данных вопросов: какой? Какая? Какое?

Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?

В учебнике упр. 158:

         Какой?

Синий колокольчик

         ?

Белое облако

             ?

Красивая бабочка

         Какие?

Синие колокольчики

          ?

Белые облака

               ?

Красивые бабочки

На слайде: таблица. При проверке заполняется учителем.

Ед.ч.

Мн.ч.

Вопр?

Какой?

Какие?

Оконч.

«ой»

«ая»

«ое»

«ие»

«ые»

На слайде: Как определить число имен прилагательных?

1.Определи число существительного.

2.Поставь вопрос к прилагательному.

3.Определи число прилагательного

Физ. минутка.

Цель: Снятие эмоционального напряжения с целью переключения на другой вид деятельности.

Метод: Практический.

Приём: Динамическая разгрузка.

Время: 2 минуты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Если я назову имя существительное – вы хлопайте, а если имя прилагательное – топайте:

Машина, учебник, красный, цветок, весёлый, веселье, маленький, сильный, дерево, капуста, весенний, весна, чёрный, круглый, окно, золотая.

А теперь другое задание: попробуйте движениями, мимикой и жестами показывать признаки предметов: Большой, горячий, узкий, весёлый, высокий, маленький, грустный, круглый, шумный, тихий.

Выполняют упражнения по указанию учителя.

Продолжение урока по теме.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

- Следующее задание на карточках. А работать вы будете в парах. Чтобы выполнить это задание вам поможет наш алгоритм, который мы с вами составили. На задание вам даётся 6 минут.

- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. В учебнике страница 93, упр. 159.

- Посмотри, если у нас существительное стоит в ед.ч., значит и прилагательное…

- Почему автор назвал март голубым?

- В каком предложении выражена главная мысль?

- Как определить, в каком числе употреблено каждое имя прилагательное?

- Какой заголовок можно придумать к этому тексту?

- Как вы думаете, почему автор не употребил в этом тексте глаголы?

- Всё верно. Молодцы ребята.

Выполняют задание в карточках.

Проверяют выполнение задания по образцу из учебника. Читают свой текст, вслух объясняя по алгоритму в каком числе нужно употребить имя прилагательное.

- Потому что в марте приходит весна. Всё тает. Небо становится более голубым. Весенняя капель.

- Значит и прилагательное будет в ед.ч.

- В первом предложении выражена главная мысль: Голубой месяц март.

- По нашему алгоритму.

1.Определить число существительного.

2.Поставить вопрос к прилагательному.

3.Определить число прилагательного.

- Голубой март. Весна пришла. Просыпается зелёный мир.

- Глаголы обозначают признак действия. А прилагательные сделали этот текст выразительнее, понятнее.

Приложение 1.

На слайде: Как определить число имен прилагательных?

1.Определи число существительного.

2.Поставь вопрос к прилагательному.

3.Определи число прилагательного

На слайде: Вывод: Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.

  1. Первичное закрепление.

Цель: Учить применять новые знания на практике. Формировать умение находить имена прилагательные, задавать к ним вопрос от главного слова, изменять по числам по алгоритму.

Метод: Упражнение. Наглядный.

Приём: Выполнение упражнений.

Время: 15 минут.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Сейчас я буду показывать вам предметные картинки, а вы подберите подходящие по смыслу прилагательные. Например, стол, задаем вопрос (какой?) квадратный. Спрашиваю только тех, кто красиво поднял руку.  

- Следующее задание. Найдите существительные на слайде. Определи число существительных. Соедините существительное с прилагательным. Словосочетания, которые у вас получились, записать в тетрадь. Каждый работает самостоятельно. В конце урока я соберу у вас тетради и проверю, как вы выполнили это задание.  

- Подсказка: какое словосочетание употреблено в переносном значении? (золотые руки). - Придумайте предложение с ним.

- Посмотрите на слайд. Ученица Маша написала словосочетания, прочитайте их внимательно. Найдите и исправьте ошибки. Кто нашёл – поднимает руку.

- И последнее задание на нашем уроке. Прочитай текст, выберите прилагательные и запишите их рядом с вопросами.

- Давайте посмотрим как вы справились с этим заданием. В столбик «Какая?» - какие прилагательные вы написали?

- В столбик «Какой?».

- В столбик «Какое?».

- В столбик «Какие?».

- Молодцы, ребята. Вы отлично справились с этим заданием.

Варианты ответов от детей:

Окно – большое, ведро - железное, яблоко - вкусное, книга - интересная, карандаш - острый, рубашка - синяя, кирпич – тяжёлый.

Выполняют упражнение самостоятельно.

- Словосочетание золотые руки.

- У дяди Миши золотые руки.

- Тёмная улицы –  у прилагательного «тёмная» неверно определено число. «Улицы» - существительное стоит во мн.ч. т.е. обозначает много или несколько предметов. Улицы (какие?) тёмные. Прил. «тёмные» относится к сущ. во мн.ч. «улицы» и обозначает много или несколько предметов.

Верный друзья – «Друзья» - сущ. стоит во мн.ч., т.е. обозначает много или несколько предметов. Друзья (какие?) верные. Прил. «верные» относится к сущ. во мн.ч. «друзья» и обозначает много или несколько предметов.

Зелёная липы - «Липы» - сущ. стоит во мн.ч., т.е. обозначает много или несколько предметов. Липы (какие?) зелёные. Прил. «зелёные» относится к сущ. во мн.ч. «липы» и обозначает много или несколько предметов.

Прохладные вечер - «Вечер» - сущ. стоит в ед. ч. и обозначает признак одного предмета. Вечер (какой?) прохладный. Прил. «прохладный» относится к сущ. в ед.ч. «вечер» и обозначает признак одного предмета.

- В столбик «Какая?» я написал – утренняя, зелёненькая

- В столбик «Какой?» - лёгкий, чистый, свежий,

- В столбик «Какое?» - весеннее.

- В столбик «Какие?» - первые, тёплые.

Приложение 2.

На слайде:

красная             руки

золотое              горы

высокий            кольцо

красные            человек

золотые            лента

высокие            шары

На слайде: Громкий голос, темная улицы, утренняя роса, верный друзья, зелёная липы, прохладные вечер, теплое лето, быстрые реки.

На слайде: Весеннее утро. Утренняя роса блестит на траве. Лёгкий ветерок шумит над деревьями. Показалась зелёненькая травка. Утром воздух чистый и свежий. Нас радуют первые тёплые деньки.

Какая?_________________

Какой?_________________

Какое?_________________

Какие?_________________

  1. Итог урока.

Цель: Выявление уяснения нового материала.

Метод: Словесный.

Приём: Диалог.

Время: 3 минуты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Я предлагаю ответить на 7 вопросов.

Имя прилагательное обозначает:

а) предмет;

б) признак предмета;

в)действие предмета;

действие предмета;

- Имя прилагательное связано по смыслу:

а) с прилагательным;

б) с глаголом;

в) с существительным;

- Имя прилагательное отвечает на вопросы:

а) что делает? что сделает?;

б)  какой?, какая?, какое?, какие?

в) кто? что?

- Имена прилагательные:

а) не изменяются по числам;

б) изменяются по числам;

в) никак не изменяются.

- В каком числе употреблено прилагательное  молодые?

а) в единственном;

б) во множественном.

- В каком роде  употреблено прилагательное милая?

а) среднем;

б) мужском;

в) женском.

- На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе?

а)какая?

б)какие?

в)какой?

- Заканчивается наш урок. Вы получили новые знания. Какие задачи ставили в начале урока?    Выполнили мы их?

- Признак предмета.

- С существительным.

- Какой? Какая? Какое? Какие?

- Изменяются по числам.

- Во множественном.

- В женском роде.

- Прилагательно во мн. ч. отвечает на вопрос «Какие?».

- Узнать, как изменяются имена прилагательные.

Научиться определять число имен прилагательных.

Научиться изменять прилагательные по числам.

- Да.

На слайде: Тест. Правильный ответ остаётся, ошибочный ответ убираются. При выборе неправильного ответа – картинка «Подумай ещё!».

1. Имя прилагательное обозначает:

а) предмет;

б) признак предмета;

в)действие предмета;

2. Имя прилагательное связано по смыслу:

а) с прилагательным;

б) с глаголом;

в) с существительным;

3. Имя прилагательное отвечает на вопросы:

а) что делает? что сделает?;

б)  какой?, какая?, какое?, какие?

в) кто? что?

4. Имена прилагательные:

а) не изменяются по числам;

б) изменяются по числам;

в) никак не изменяются.

5. В каком числе употреблено прилагательное  молодые?

а) в единственном;

б) во множественном.

6. В каком роде  употреблено прилагательное милая?

а) среднем;

б) мужском;

в) женском.

7. На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе?

а)какая?

б)какие?

в)какой?

  1. Домашнее задание.

Цель: Дать установку на тренировку определённых умений и инструктаж по его выполнению.

Метод: Слово учителя.

Приём: Объяснение.

Время: 1 минута.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

Странице в учебнике 93, упражнение 160.

Записывают домашнее задание.

На слайде: Странице в учебнике 93, упражнение 160.

  1. Рефлексия.

Цель: Фиксация самооценки своего психоэмоционального состояния своей деятельности.

Метод: Словесный. Наглядный.

Время: 1 минута.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что работали очень хорошо, вам было всё понятно, поднимите розовое личико; если работали неплохо, но могли бы лучше – жёлтое; если ваша работа на уроке вам не понравилась – голубое личико без улыбки.

Производят самооценку своей деятельности на уроке.

Приложение 1.

Работа в карточках.

Вставьте пропущенное имя прилагательное ГОЛУБОЙ в предложения.

______ месяц март.   _______  небо, снега _______.  На снегах тени - как синие молнии.  ___________

даль,_______ льды.  ______ на снегу следы. _______ перелески, _______ канавы. Первые __________

лужи и последние ________ сосульки. А на горизонте синяя полоска далёкого неба. Весь мир ______!        

(Н.Сладков)

Приложение 2.

http://masterpomebeli.ru/wp-content/uploads/2014/08/stol-1024x699.png http://oboioptom.ru/wp-content/uploads/2013/02/vedro_otcinkovannoe.jpg

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=4db498a0ed58d14fd40358e6f3efe889&n=33&h=215&w=225 http://www.americanexpress.ru/upload/iblock/0ac/mzl_boyiuyqj.jpg

http://www.earthtimes.org/newsimage/eating-apples-extended-lifespan-test-animals-10-per-cent_183.jpg http://bagira.guru/images/joomgallery/originals/_4/04_42/__20141027_1982808584.jpg

http://www.platintm.ru/images/123424.jpg http://stroygvozd.ru/upload/medialibrary/e80/14579754huqumedoqzygnu.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему: "Единственное и множественное число глаголов".

Конспект урока на тему: "Единственное и множественное число глаголов"...

2 класс. Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имен прилагательных" Школа России

Конспект урока русского языкаТема: «Единственное и множественное число имен прилагательных» Цели деятельности учителя: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации об...

Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имён существительных". 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имён существительных".  2 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имён существительных". 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имён существительных". 2 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Единственное и множественное число имен прилагательных" 2 класс

Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных»Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся об именах прилагательных единственного и множественного числа.П...

Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имён существительных"(3 класс) с использование интерактивной платформы Учи.ру

Конспект урока по русскому языку  на тему "Единственное и множественное число имён существительных"(3 класс) с использование интерактивной платформы Учи.ру/...