Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Единственное и множественное число имен прилагательных" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Николаева Дарья Вячеславовна

Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных»

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся об именах прилагательных единственного и множественного числа.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать: различие чисел имен прилагательных;

 уметь:  определять число имен прилагательных; осознанно употреблять прилагательные в единственном и множественном числе;

Личностные: осознавать свои трудности стремиться к их преодолению; проводить самооценку своих действий, поступков; устанавливать связь между целью учебной деятельностью и ее мотивом.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование:  карточки с заданиями, презентация, УМК «Школа России» В.П. Канакина, 2 класс, ч.2, работая тетрадь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 8.04.2019                                                                                                                 ФИО учителя: Кунгурцева О. Ю.

Школа: № 3                                                                                                                  ФИ студента: Николаева Д.

Класс: 2 «Б»                                                                                                                 ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 113  

КОНСПЕКТ УРОКА (РУССКИЙ ЯЗЫК)

Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных»

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся об именах прилагательных единственного и множественного числа.

Планируемые результаты:

Предметные: 

знать: различие чисел имен прилагательных;

 уметь:  определять число имен прилагательных; осознанно употреблять прилагательные в единственном и множественном числе;

Личностные: осознавать свои трудности стремиться к их преодолению; проводить самооценку своих действий, поступков; устанавливать связь между целью учебной деятельностью и ее мотивом.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование:  карточки с заданиями, презентация, УМК «Школа России» В.П. Канакина, 2 класс, ч.2, работая тетрадь.

Этап урока

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

Психологический

настрой, рифмованное начало

Словесный: беседа, фронтальный опрос

Практический: словарная работа, запись в тетради

5 мин

Психологический настрой

 С добрым утром! Начат день,  

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Мы друг к другу повернемся

И, конечно, улыбнемся.

Пожелаю вам, друзья,

Я ни пуха ни пера!

   Я рада видеть вас всех в классе.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. 

Минутка чистописания.

Гимнастика для рук. 

Настроим себя на красивое, аккуратное, грамотное письмо.

На карточках слова:

Снежная, зимняя, лесной, сказочный, чудесный, весеннее, голубое, пушистые, большие.

-По какому признаку эти слова можно объединить в одну группу? 

- Выделим окончания в этих словах, и выпишем их.

-ая,- яя,- ой, -ый, -ий, -ое, -ее, -ые, -ие.

Словарная работа

- Отгадайте загадку.

Надо мною , над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез.

- Какая гласная ударная ?

- Какая безударная?

- Запишите слово, разделите его на слоги и для переноса

- Образуйте и запишите однокоренные слова  

 - Ребята, вы любите путешествовать? На чем можно путешествовать?

  Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие вместе с паровозиком из Ромашково.  

- Что необходимо приобрести, чтобы отправиться в путешествие?

Слушают учителя

Записывают число, классную работа

Выполняют гимнастику

- это имена прилагательные

- выписывают окончания

- облако

- а

-об-ла-ко

-облачко, облачный

- на поезде, самолете, машине и тд.

- билеты

К.: Владеть диалогической формой речи;

Л.: формирование позитивного отношения к учебному процессу.

II.Актуализация знаний и мотивации

Метод наблюдения

Словесный: беседа, фронтальный опрос

Практический: словарная работа, взаимопроверка

7 мин

- Пока ребята покупают нам билеты (индивидуальные задания на карточках), мы с вами вспомним, о какой части речи говорили на прошлых уроках?  

- Что вы знаете об именах прилагательных?

- Какие признаки могут обозначать?

- Приведите примеры: по величине, по форме, по запаху, вкусу, цвету, материалу.

- С какой частью речи связаны имена прилагательные?

Первая станция – это станция  «Словария»

- К именам существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные.

   Л…пата, р…бота, М…сква, …зык, к…пуста, п…льто, ф…милия, т…традь, с…годня, адр…с, с…бака, д…журный.

Отвечают на вопросы

Приводят примеры

Выполняют работу на листочке. Меняются листочками, оценивают свои результаты.

Р.:выполнять действие в соответствии с требованиями учителя;

Л.: мотивация к учебной деятельности.

III.Постановка

учебной задачи

метод

проблемного изложения,

создание проблемной

ситуации

Прием: уточнение

 Наглядный: учебная презентация

3 мин

Наш паровозик очень любит путешествовать. Он привез нас на полянку.

Рассмотрите рисунки.

- В чем заключается различие этих слов?

- На какие вопросы отвечают слова первого столбика?

- На какие вопросы отвечают слова второго столбика?

- В каком числе стоят эти слова?

-А хотите узнать?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

-А какие цели мы поставим?

- Как определить число имен прилагательных?

-Откройте учебник на с.92 и прочитайте.

- какой? какая? какое?

-какие?

- не знаем

- да

- Единственное и множественное число имен прилагательных

- Научимся определять число имен прилагательных; применять правило  на практике

П:структурирование знаний

IV. Открытие нового знания

Практический: работа над упражнением

Словесный:

фронтальный опрос, чтение по цепочке

12 мин

-Посмотрите на упр.158. Вы видите, что автор учебника подобрал по одному прилагательному к данным существительным. 

-Напомните мне, почему они называются прилагательными?

-Существительное «колокольчик» стоит в ед.ч., прилагательное «синий» относится к сущ. и обозначает признак этого предмета.  

          Ед.ч.

Колокольчик (какой?) синий

Как вы думаете в каком числе стоит имя прилагательное «синий»?

-А на какой вопрос оно отвечает?

Давайте посмотрим, может быть ещё есть вопросы, на которые отвечают прилагательные в ед. ч.?

(по цепочке читают существительные и прилагательные, задают вопрос)

-Делаем вывод:

Прилагательное в ед.ч. обозначает признак одного предмета и отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?». Прилагательное во мн.ч. обозначает признак нескольких предметов и отвечает на вопрос «какие?».

-А теперь подумайте, какая часть слова указывает на то, что число имени прилагательного изменилось?

-Спишите эти словосочетания.

Паровозик очень доволен вашей работой, поэтому вместе с вами решил отдохнуть.

Станция по требованию

 Физминутка для глаз

Облако.

Беленькое облако

(Округленные руки перед собой)

Поднялось над крышей

(Поднять руки над головой)

Устремилось облако

Выше, выше, выше

(Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над  головой из стороны в сторону)

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако в грозовую тучу

(Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть)

- Молодцы ребята, отправляемся дальше!

-обозначают признак предмета

Внимательно слушают

-в ед.

-какой?

-да

Задают вопрос к имени прил. По цепочке

Внимательно слушают

-окончание

Списывают словосочетания в тетрадь

 

Выполняют физмитутку

 К.: владеть диалогической формой речи;

Л.: формирование позитивного отношения к учебному процессу.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: фронтальный опрос

Практический: выполнение задания

6 мин

- Давайте еще раз повторим.

- Что обозначают имена прилагательные в единств. числе?

- На какой вопрос отвечают?

 - Что обозначают имена прилагательные во множеств. числе?

- На какой вопрос отвечают?

Станция «Цветочная»

Учитель диктует слова:

- Широкая дорога,  душистый ландыш, солнечные дни, летнее утро, желтый одуванчик, нежные незабудки.

- обозначают признак одного предмета

- какой? какая? какие?

- обозначают признак нескольких предметов

-какие?

Один учащийся работает у доски, объясняет орфограммы, указывает число прилагательного, остальные выполняют у себя в тетрадях.

П:осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Метод конструирования- самостоятельная работа, работа над заданием

7 мин

Станция «Самостоятельная»

Работа по учебнику  упр. 160

 Списать предложения. Подчеркнуть имена прилагательные волнистой линией.  Определить число.

На экране слова. Соединить линиями прилагательные с существительными, подписать число прилагательных.

большой                река

глубокая              астры

красные              ребята

 веселые             крокодил

Выполняют задания самостоятельно

Л.: интерес к изучаемому предмету

VII.Включение в систему знаний

Словесный: беседа

2 мин

Домашнее задание.

Я довольна вашей работой, а в награду я задам вам веселое домашнее задание. Дома вы поиграете в игру “Мозаика”. Я надеюсь, вы, ребята, знаете, что такое мозаика. Это разноцветные камешки или стеклышки, из которых можно сложить самые разные картины. В нашей игре роль цветных стеклышек будут играть прилагательные. Их очень много, они все разные! В сказке вместо многоточий подставляете к существительным любые прилагательные в любом порядке. Например, может получиться так: “ На горячей планете жили умные и веселые человечки….”. А может и так: “ На квадратной планете…”. Так из одной нашей сказки может получиться множество самых разных вариантов сказок. Сочиняйте, а потом сравним, у кого какая сказка получилась.

Записывают д/з

Внимательно слушают учителя

Р.: принимают учебную задачу на следующий урок.

VШ.Рефлексия деятельности

Аналитический: анализ

5 мин

-Какой была тема нашего урока?

-О какой части речи мы говорили?

-Как различить ед. и мн. Число имен прилагательных?

-Можно ли сказать, что прилагательные изменяются по числам?

«Солнышко» 
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. 

Отвечают на вопросы учителя

Л.: оценка собственного включения в работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Безударная гласная в корне слова" 2 класс

Технологическая карта урока разработана с учетом ФГОС. Тип урока: актуализации знаний умений и навыков....

Технологическая карта урока по русскому языку по теме: "Учимся писать суффиксы -ёнок-, -онок-" 2 класс УМК «Начальная школа XXI век»

Учитель: Демочко Галина ЯковлевнаМесто работы: МОБУ «СОШ с. Ракитное» Дальнереченского муниципального района Приморского краяУМК «Начальная школа XXI века»Класс: 2Предмет: русский языкИспользуемое обо...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС ,2 класс

Технологическая карта урока  по русскому языкупо теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОСКласс: 2 класс ...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» (4 класс) УМК Школа России

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия и способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.Задачи урокаДид...