Технологическая карта урока по русскому языку по теме: "Учимся писать суффиксы -ёнок-, -онок-" 2 класс УМК «Начальная школа XXI век»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Учитель: Демочко Галина Яковлевна
Место работы: МОБУ «СОШ с. Ракитное» Дальнереченского муниципального района Приморского края
УМК «Начальная школа XXI века»
Класс: 2
Предмет: русский язык
Используемое оборудование: учебник  «Русский язык» для 2 класса (авт. С.Иванов), орфографическая тетрадь № 1 «Пишем грамотно», таблица-опора «Алгоритм определения правописания суффиксов – -ЁНОК-, -ОНОК», карточка «Лист самооценки».
 Тема урока: «Учимся писать суффиксы -ёнок-,-онок».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных  -ёнок-,-онок-.
Задачи урока:
 предметные УУД: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -онок-, -ёнок- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
метапредметные: способствовать формированию УУД:
регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
коммуникативных: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК «Начальная школа XXI век»

Учитель: Демочко Галина Яковлевна

Место работы: МОБУ «СОШ с. Ракитное» Дальнереченского муниципального района Приморского края

УМК «Начальная школа XXI века»

Класс: 2

Предмет: русский язык

Используемое оборудование: учебник  «Русский язык» для 2 класса (авт. С.Иванов), орфографическая тетрадь № 1 «Пишем грамотно», таблица-опора «Алгоритм определения правописания суффиксов – -ЁНОК-, -ОНОК», карточка «Лист самооценки».

 Тема урока: «Учимся писать суффиксы -ёнок-,-онок».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных  -ёнок-,-онок-.

Задачи урока:

 предметные УУД: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -онок-, -ёнок- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

метапредметные: способствовать формированию УУД:

регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативных: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная.

Ход урока.

Название этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Цель: Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности

Орг.момент

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо –

под рукой!

Ученики открывают учебники, тетради, готовятся внимательно слушать учителя.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: Актуализация изученных способов действий, мыслительных операций и познавательных процессов. 

Минутка чистописания.

Орфографическая разминка

Повторение пройденного

Игра с суффиксами «Больше- меньше»

Сообщение темы урока. Постановка проблемы урока

Знакомство с новым материалом. Открытие детьми нового знания.

Задание:

1) прописать заглавную и прописную букву о О и соединения Ор Ос ор ос (демонстрация на доске)

2) Составьте предложение со словами, в которых присутствует буква о

3) запишем предложение под диктовку

Какие части слова знаем?

Для чего служит суффикс?

Ребята, я посмотрела через увеличительное стекло и вижу, что это кот…

Медведь…

Волк… (слова уже записаны на доске)

А теперь я посмотрела на эти слова в уменьшающее стекло и вижу, что это не кот, а…

Не медведь, а …

Не волк, а…

Каким способом образованы новые слова?

Какие суффикс помог образовать новые слова?

На что он указывает?

Как вы думаете, правильно ли мы записали суффиксы в данных словах? Какая проблема встала перед нами?

Определите тему нашего урока.

Чем же мы будем заниматься?

Какова цель урока?

Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

Путь 1: взять готовое правило.

Путь 2: самим изобрести это правило.

Каким путем мы пойдем и почему?

Итак, мы сами изобретаем правило.

Записывают число, классная работа

Прописывают

Составляют, выбирают лучшее предложение, пишут под диктовку

Слово состоит из корня, окончания, приставки и суффикса. Корнем называется общая часть родственных слов. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Суффиксом называется часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффикса образуются новые слова.

Читают хором записанные слова

Записывают на доске, при этом запись суффикса в слове волчонок может быть записана неправильно.

Котёнок

Медвежонок

Волчонок (в проведенном уроке девочка записала волчёнок)

Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом.

Суффиксы –онок-, ёнок-

На названия детенышей.

Не знаем.

Как правильно записать эти суффиксы.

Мы знакомимся с новыми суффиксами –онок-, ёнок-

Должны научиться писать суффиксы –онок-, ёнок-

Лучше попробовать самим выявить правило. Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме

Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные:        

определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить        

Познавательные: составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Физ. минутка.

Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо!

И еще через левое плечо!

Хватит.

Выдохнуть, вдохнуть,

Потянуться, отдохнуть.

Продолжение работы по теме урока.

Цель: знакомство с алгоритмом написания суффиксов

Работа по учебнику с. 120

Давайте определим, когда пишется суффикс –онок-, а когда - - ёнок-.

Обратите внимание на звуки перед суффисами.

Какой вывод можно сделать?

На с. 120 учебника работают с каждым словом (лосенок – суффикс –ёнок-, перед суффиксом стоит мягкий согласный сэ и т. д)

Чтобы не ошибаться в написании суффиксов –онок-, ёнок- нужно действовать так:

 Определяю суффикс

-онок- или -ёнок-

  1. Выделяю корень.

Определяю, какой согласный звук перед

  1. Если мягкий согласный, кроме [ч'] – пишу -ёнок-

(тигрёнок)

       Если твёрдый согласный и [ч'] – пишу -онок-

(волчонок).

Регулятивные:        

постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы

Познавательные: 

составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: самостоятельно выполнить задание, провести взаимопроверку, корректировка возможных ошибок.

Первичное закрепление полученных знаний

 

Давайте подтвердим, верно ли мы записали слова на доске, когда играли со стёклышком.

.

Откроем тетрадь на с. 58, самостоятельно выполним упр. № 1

Читают слова, подбирают к каждому слову алгоритм.

Находят ошибку в написании слова волчонок.

Если твёрдый согласный и [ч'] – пишу -онок-

(волчонок).

Дописывают суффиксы –онок-, ёнок-

Выполняют в рабочих тетрадях, меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют работу партнера, затем контролируют правильность проверки при помощи записи на доске

Познавательные: умение контролировать и оценивать результаты действий.

Регулятивные:        

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным образцом

Познавательные: структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с товарищем, управление поведением партнера

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Итог урока

Домашнее задание

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Мы достигли цели урока – научились писать суффиксы ––онок-, ёнок-?

- Отразите свои успехи в листе самооценки.

 Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны своими знаниями, умениями, действиями, закрась зелёным цветом.

 Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – желтые.

 А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – черный. (выслушиваю учащихся, даю устную оценку действиям)

Ребята, закрепить знания о правописании суффиксов вы сможете при выполнении домашнего задания.

Откройте дневники, запишите домашнее задание. С. 69, № 2 по тетради.

Спасибо за урок!

Лист самооценки        

Я могу объяснить, когда  пишутся суффиксы –ик-, -ек-        

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов        

Внимательно слушал учителя, одноклассников         

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы

Открывают дневники, записывают д/з        

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Лист самооценки

Я могу объяснить, когда пишутся суффиксы -онок-, ёнок-

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов

Внимательно слушал учителя, одноклассников

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса-ок-после шипящих" 3 класс(Перспективная начальная школа)

Конспект урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса  - ок - после шипящих"....

Технологическая карта урока по русскому языку "Удвоенные буквы согласных в корне слова" 3 класс Школа России

Урок открытия новых знаний. Разнообразные приёмы, используемые на уроке, позволят учителю активизировать работу учащихся, провести самостоятельную работу и самоконтроль....

Технологическая карта урока по русскому языку «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы»

Разработка урока по русскому языку 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа». Изучение нового материала по теме «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы»...