Главные вкладки

    Технологическая карта урока по русскому языку «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы»
    план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

    Разработка урока по русскому языку 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа». Изучение нового материала по теме «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы». Ход урока сопровождается презентацией.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    учитель

    Ёлкина Любовь Сергеевна

    Предмет, класс, автор учебника

    Русский язык, 2 класс; М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова; М. Академкнига/Учебник. 2013

    Тема урока

     «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы»

    Дидактическая цель

    Познакомить с суффиксами - щик, -щиц-;  уметь находить данные суффиксы и определять их значения.

    Тип урока

    изучение нового материала

    Задачи урока

    1.Предметные:

    - актуализировать знания учащихся о частях слова;

    - повторить основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит за корнем;

    -познакомить с новыми суффиксами - щик, -щиц-;

    - учить выделять суффиксы в словах, письменно показывать, как образовано слово;

    - закреплять умение находить суффиксы слов, называющих предметы;

    - работать с Обратным словарем;

    - учить находить в словах сомнительные написания и проверять их.

    2. Метапредметные:

               а) познавательные УУД:

    - развитие умения извлекать необходимую информацию из прочитанного текста;

    - развитие умения находить ответы на вопросы, используя  материал учебника;

    - развитие умения  работы со словарем;

    - способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);

               б) коммуникативные УУД:

     -формирование  умения  работать в группах: умение слушать и слышать, договариваться, представлять работу своей группы;

    - слушать и понимать речь других;

    - развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы;

    -развитие умения систематизировать знания.        

              в) регулятивные УУД:

    учить детей определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; 

    планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

    вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

    3. Личностные:        

    - формировать  представления об этикетных нормах поведения в процессе работы с одноклассниками;

    создавать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.

    - способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания;

     умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи.

    Планируемые результаты

    Предметные: 

    - знать основные признаки суффикса как части слова

    - уметь образовывать слова с помощью суффиксов

    - уметь находить суффиксы слов, называющих предметы

    - применять изученные орфограммы в практической деятельности

    Метапредметные:

    Познавательные УУД:

    - уметь оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

    - видеть проблему и наметить пути её решения,

    - применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

    Регулятивные УУД:

    - способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

    - формировать умение оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

    Коммуникативные УУД:

    - оформлять свои мысли в устной форме.

    - уметь работать в парах.

    - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

    - создавать условия для приобретения навыков учебного сотрудничества

    Личностные:  

    - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха.

    - воспитывать чувство любви и интереса к родному языку.

    Методы обучения

    Частично-поисковый

    Формы организации познавательной деятельности

    Фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа

    Средства обучения

    «Русский язык 2 ч.» 2 кл., М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова; «Русский язык 3 ч.» 2 кл. Н.А.Чуракова;  дифференцированные карточки с заданиями; Русский язык - тетрадь для самостоятельной работы №2.

            

    Этап урока, время

    Задачи этапа

                Деятельность учителя

                Деятельность учащихся

    Универсальные действия

    Самоопределение к деятельности

    2 мин

    Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

    - Приветствует учеников:
    Прозвенел уже звонок, 
    Начинаем наш урок! 
    - Проверяет готовность к уроку.

    Приветствуют учителя.

    Настраиваются на работу.

    Визуально контролируют свою готовность к уроку.

    Личностные УУД:

    положительное отношение к уроку;

    самоорганизация;

    следование в поведении моральным и этическим требованиям.

    Коммуникативные УУД:

    учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками.

    Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    5мин

    Повторить ранее изученный материал, активизировать и систематизировать имеющиеся у учащихся знания, которые необходимы для открытия нового материала

    Активизация мыслительных операций школьников

    Создание затруднения в деятельности детей

    Выявить место и причину затруднения

    - Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, вид работы.

    - Начнем урок с чистописания.

    - Прочитайте и пропишите данные сочетание букв:

    На доске:ик щик ок  ник  щиц

    - Какую часть слова вам напоминают эти сочетания?

    - Прочитайте слова, которые написала Маша:

    На доске:Гриб, грибок, грибник

    - Запишите их в тетрадь.

    - Что вы можете сказать о данных словах?

    - Докажите.

    - Давайте разберём эти слова по составу. (1 ученик у доски)

    - Какие части слова вам встретились в данных словах?

    - Какое слово дало жизнь другим словам?

    - С помощью чего от слова «гриб» образовались новые слова?

    - Какое значение придаёт суффикс каждому слову?

    - Посмотрите, как много суффиксов у нас на доске. Прочитайте их:

    -ок, -ик, -щик, - их, -иц-, -ёк, -щиц-

    - Кто хочет выйти к доске и выделить группу уже изученных суффиксов.

    - Что осталось?

    - Почему?

    14 февраля

    Классная работа

    Выполняют задание

      Суффиксы        

    Читают

    Записывают в тетрадь

    Однокоренные

    У них корень гриб-

    1 ученик у доски, остальные в тетрадях

    гриб

    суффикса

    уменьшительно-ласкательный, представитель мужского рода

    1 ученик выполняет задание у доски

    -щик, -щиц-

    Они нам незнакомы

    Познавательные УУД:

    умение определять родственные слова; разбирать слова по составу; определение суффикса как часть слова и его смысловое значение;

    умение обобщать информацию;

    фиксация проблемы;

    Регулятивные УУД:

    умение соотносить свои знания;

    Личностные:

    осознание своих возможностей.

    Постановка учебной проблемы (т.е. темы)

    4мин

    Помочь сформулировать тему урока или вопрос, отражающий тему урока;

    целеполагание и постановка задач.

    - Как вы думаете, какая будет тема

    нашего урока?

    - Слайд № 1Проверим наши предположения. (Зачитывает название темы)

    - Какие цели урока мы перед собой поставим?

    Слайд № 2  Проверим наши предположения.

    - Ответы детей

    - Ответы детей

    Познавательные УУД:

    Умение анализировать, выделять и формулировать  цели.

    Личностные:

    формирование мотивационной основы учебной деятельности,

    осознание своих возможностей.

    Регулятивные:

    умение  регулировать свои действия

    Коммуникативные:

    умение осознанно строить речевое высказывание

    Поиск решения учебной проблемы

    9мин

    Помочь добыть новые знания

    - Откроем учебник на стр. 48.

    - Найдите упр. 53., запишите в тетрадь.  

    - Прочитайте задание.

    - Прочитайте данные слова.

    - Что вы можете сказать об этих словах?

    - Что они обозначают?

    - Что обозначает суффикс – щик? Какой смысл придаёт словам?

    - Сделайте предположение, как будут звучать парные им слова, обозначающие людей женского пола?

    -На какую букву и на какое сочетание букв надо открыть обратный словарь, чтобы найти эти слова?

    - Откройте Обратный словарь на  А.

    - Найдите слова с основой на –щица. 

    - Прочитайте слова

    - Запишите  четыре пары слов, обозначающих людей одной профессии, но разного пола.

    - С помощью, каких суффиксов образовались новые слова?

    -Какой оттенок смысла он придает новым словам?

    Слайд №3Физминутка

    Мы топаем ногами,

    Мы хлопаем руками,

    Киваем головой.

    Мы руки поднимаем,

    Мы руки опускаем

    И вновь писать начнем.

    Читают задание. Работают с Обратным словарём на стр. 143:

    - Откройте Обратный словарь на  К.

    - Найдите слова с основой на –щик. 

    1 ученик читает

    Людей мужского пола, профессии людей.

    - Ответы детей

    А, - щица

    1 ученик читает

    Записывают по цепочке с комментариями 4 пары слов.

    - Записывают пару слов. У каждого слова называют и выделяют суффиксы.

    - щик, -щиц

    Названия профессий муж.и жен. рода.

    Познавательные УУД:

    Познакомиться с суффиксами –щик, -щиц-, их значением;

    умение образовывать новые слова, выделять части слова;

    Регулятивные УУД:

    умение контролировать свою деятельность

    Коммуникативные УУД:

    сотрудничество со сверстниками;

    осознанно строят речевые высказывания

    Личностные УУД:

    осознание ответственности за общее дело, проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;

    проявление самостоятельности

    Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

    5мин

    Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

    Работа у доски по цепочке с комментариями.

    На слайде №4(карточке):

    - Прочитайте слова.

    Барабан

    Гардероб

    Экскаватор

    - Образуйте с помощью суффиксов

    - щик, -щиц новые слова и запишите, выделяя в них суффикс.

    Работа у доски по цепочке с комментариями.

    Познавательные УУД:

    умение работать с информацией и обмениваться ею;

    умение выделять необходимую  информацию;

    умение образовывать новые слова.

    Коммуникативные УУД:

    умение слушать одноклассника

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    10мин

    интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

    Работа по карточкам в парах (группе):

    - Прочитай слова, спиши столбиком, покажи письменно, от каких других слов образовались эти слова:

    Например:   уголок-угол

    Лапка–лапа

    Лисичка- лиса

    Котик- кот

    Обманщик - обман

    - Проверьте свою работу, используя мою подсказку.

    Слайд №5Подсказка на слайде

    - Кто сможет определить суффиксы у слов, выделенные цветом?

    - Выделите в тетради.

    Работа с карточками в парах.

    Проверяютработу с опорой на подсказку.

    -к-, -ичк-, -ик-, -щик.

    Познавательные:

    умение выделять необходимую  информацию;

    Умение образовывать

    слова

    Коммуникативные УУД:

    умение слушать одноклассника

    Личностные УУД:

    осознание ответственности за общее дело, проявление познавательной инициативы;

    проявление самостоятельности.

    Включение в систему знаний повторение

    7мин

    выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

    - Спасибо. Молодцы.

    - А сейчас давайте узнаем, как хорошо вы усвоили новый материал.

    Выберите карточки со словами, которые характеризуют суффикс:

    - На доске карточки со словами:

    Маленькое слово

    Часть слова

    Для образования новых слов

    Для связи слов в предложении

    После корня

    Перед корнем

    Не имеет значение

    Имеет значение

    -Что же такое суффикс?        

    -С какими суффиксами вы познакомились сегодня на уроке?

    Выполняют задание.

    - Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

    - щик, -щиц

    Познавательные УУД:

    Умение распознавать признаки суффикса как часть слова.

    Коммуникативные УУД:

    умение слушать одноклассника

    аргументация своего мнения.

    Рефлексия учебной деятельности на уроке

    3мин

    самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

    Итак, подведём итоги нашего урока.

    Слайд №6Цели на слайде озвучивает учитель.

    Воспользуйтесь звёздами и оцените свою работу на уроке.

    Поднимите соответствующую звёздочку:

    Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую.

    Если иногда были трудности, сомнения – розовую.

    Если не разобрались в теме – голубую.

    - Посмотрите, как  много жёлтых звёзд.

    - Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.

    - Спасибо всем за работу!

    Слайд №7Домашнее задание

    П\т: с.  26, упр. 35

    Соотносят цель и результаты.

    Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

    Личностные: умение провести самооценку.

    Регулятивные УУД:

    оценка своей деятельности на уроке


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Суффиксы – щ ик , - щиц -

    Слайд 3

    Цели урока: Повторить что такое суффикс; Познакомиться с суффиксами - - щик , - щиц -; Учиться образовывать новые слова с помощью суффикса.

    Слайд 5

    Прочитайте слова. Барабан, гардероб, экскаватор Образуйте с помощью суффиксов - щик , - щиц - новые слова и запишите, выделяя в них суффикс.

    Слайд 6

    Лапка - лапа Лисичка - лиса Котик - кот Обманщик - обман

    Слайд 7

    Цели урока: Повторить что такое суффикс; Познакомиться с суффиксами - - щик , - щиц -; Учиться образовывать новые слова с помощью суффикса.

    Слайд 8

    Домашнее задание: П\т: стр. 26 , упр. 35


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Слова с непроизносимыми согласными".

    Пример технологической карты урока Ф.И.О. учителя ____________________________________________________________________________________________________ Класс: ________________ Дата: ____...

    технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по теме: "Сложные слова"

    технологическая карта по русскому языку по теме: "Сложные слова" 3 класс...

    Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе на тему:"Слова с удвоенными согласными".

    название УМК – «Школа Росси». название вариативного учебника, автора учебника – «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 1 класс.Тетрадь - «Русский язык» В.П. Канакина 1 класс.  назв...

    Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "разбор слова по составу"

    Предмет: Русский зыкТема урока: разбор слова по составуЦели урока: повторить темы «состав слова» и «словообразование»Планируемые результаты: ·        Предметные:...

    Технологическая карта урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса-ок-после шипящих" 3 класс(Перспективная начальная школа)

    Конспект урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса  - ок - после шипящих"....

    Технологическая карта урока по русскому языку "Удвоенные буквы согласных в корне слова" 3 класс Школа России

    Урок открытия новых знаний. Разнообразные приёмы, используемые на уроке, позволят учителю активизировать работу учащихся, провести самостоятельную работу и самоконтроль....

    Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс Тема:"Корень.Однокоренные слова."

    -Из-под снега вышел другИ весной запахло вдруг.(подснежник)Легенда гласит:"Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну.Но смелый подснежник......