технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по теме: "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Пожарицкая Татьяна Владимировна

технологическая карта по русскому языку по теме: "Сложные слова" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnye_slova.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока_ русский язык_3класс

Тема урока « Сложные слова»

Цель деятельности учителя:

образовательная:

способствовать осознанию существенных признаков понятия “сложные слова” и введения его в систему знаний;

развивающая:

развивать познавательную активность,

- развивать память, мышление и речь,

- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать;

воспитательнаядать возможность учащимся осознать, что процесс взаимодействия на уроке влияет на достижение успеха в деятельности каждого ученика

Планируемые образовательные ресурсы

учащиеся научатся распознавать осознанно существенные признаки понятия  «сложные  слова», находить корни, составлять сложные слова, доказывать, анализировать, сравнивать.

Тип урока

освоение новых знаний.

Формы и методы обучения

  • фронтальная, парная, словесные, практические, наглядные
  • частично-поисковые
  • объяснительно-иллюстративные

Опорные понятия, термины

корень слова

Новые понятия

сложные слова

Формы контроля

Фронтальная, групповая, в парах

Образовательные ресурсы

Карточки с заданиями, учебник русский язык 3класс В.П.Канакина, В.Г. Горецкий

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Организационный момент

Приветствие учеников

Долгожданный дан звонок

начинается урок

Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "пять"?

Приветствие учителя

словесный

к

Приветствуют учителя

Актуализация знаний

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты русских слов

словесный

р

Отвечают на вопросы

Самоопределение к деятельности

Итак, начинаем. Посмотрите, что необычного вы заметили у меня в руках ?

- Как вы думаете, как этот предмет может помочь нам сегодня на уроке?

- Какими должны быть исследователи?

- Лупа будет постоянно нам об этом напоминать.

- Итак, уважаемые мои исследователи начинаем наше первое исследование – открытие нового знания.

- Но нашим гостям также будет предложено исследовательское задание, они должны будут внимательно наблюдать за нашей работой и подобрать слова, которые характеризуют исследователей по нашей новой теме урока.

Давайте, посмотрим, что лежит в конвертах?

Работа в группах

Задание:

-Возьмите рабочий лист №1.

  1. Прочитайте слова.
  2. Выделите маркером корень в словах.

ученик

слово

правдолюб

(Учитель проходит по классу и наблюдает за выполнением заданий на рабочих местах.)

- Прошу ... , вывесить рабочие листы на доску.

(Учитель вызывает учеников к доске с разными вариантами выполнения задания. Если задание выполнено у всех верно, то незаметно с ними учитель вывешивает свою заготовку с ошибкой.)

ученик

слово

правдолюб



- Посмотрите на доску, как ребята выполнили задание.

- Что вы заметили?


- Почему возникло затруднение?

Постановка проблемного вопроса.

- Какой вопрос возникает?

- Сколько корней в слове правдолюб? (карточка со словом правдолюб?)

-Сколько корней в слове?

- Для ответа на этот вопрос предлагаю провести исследование.

- Что значит слово правдолюб?

Правдолюб– любитель правды–правду любит.

Какой корень в слове правда? Докажите. Что нужно сделать?

-Какой корень в слове любит? Докажите. Что нужно сделать?

-Сколько корней в слове правдолюб? Выделим корни

– Ребята, почему слово одно, а вариантов разбора несколько?

В чем особенность данного слова?
-Это слово имеет два корня.

- Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями?


Проверим наши предположения.

-Лупа.

-Мы будем исследователями.

Исследователи должны быть внимательными, целеустремленными, терпеливыми, наблюдательными

Ученики открывают конверты – в них лежат рабочие листы с заданием для каждого ученика.

Ученики работают каждый на своем рабочем листе, выделяют корни.

Дети вывешивают свои варианты выполнения задания.

  -В слове правдолюб 

количество корней выделено по-разному.

- Мы не знаем, как правильно выделять корень в этом слове. Мы не знаем, сколько корней в слове.

Если затрудняются подобрать однокоренные слова.

Нужно подобрать однокоренные родственные слова: правда, правдивый, оправдать. Во всех этих словах общая часть – корень –правд-.

Нужно подобрать родственные слова: любит, любимая, любовь, любимый. Во всех этих словах общая часть – корень -люб-.

В слове книголюб два корня.

Ученики выделяют корни.

Учащиеся высказывают свои предположения, учитель записывает на доске варианты детей.

словесный,

наглядный, практический

п л

Свои предположения

Работа по теме урока

Открытие нового знания

Сложные слова.

- Как вы думаете, почему эти слова получили такое название?

2.Постановка учебной задачи.

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Какие цели мы перед собой поставим по теме урока?

Определение сложных слов



- Так, какие же слова называются сложными, давайте дадим определение.

Мы с вами правильно дали определение сложным словам?

1.Работа в тетради.

Я тетрадь свою открою и с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.


Откроем учебник на странице 77упр.138(самостоятельно)

Работа в парах

 Возьмите рабочий конверт №2.

Прочитайте задание. Выполните его.

Проверка.

Сформулируйте задание.

Проверка на доске

Потому что слова образовались от сложения корней.

Ученики самостоятельно формулируют тему и цели урока.

1. Научиться отличать сложные слова от других слов.

2.Учиться выделять корень в однокоренных словах.

Дают определение сложным словам.

Ученики записывают число и классная работа.

3 человека у доски

проверка

Выполняют  задание.

Ученики читают слова которые получились и называют корни

словесный,

наглядный

р п

Высказывают своё мнение

Физкульт

минутка

1.Растирание ушных раковин и пальцев рук (карандаш).

2.Упражнения для глаз.

Делают упражнения

практический

к л

Выполняют упражнения

Закрепление изученного материала

Упр.139 с.78

Работа в парах с.78 упр. 140

Игра: «Найди сложные слова».

- Настоящие исследователи должны быть внимательными. Поиграем в игру «Найди сложные слова».

Оцените свою работу.

Ученики  записывают сложные слова и объясняют. Выделяют корни, соединительные гласные

(самопроверка)

словесный

р

Проверяют свои знания

Рефлексия

  • Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Выделите корни слов.

Закричу, заурчу,

Под небеса улечу. (Вертолёт.)

С высоты большой срываясь,

Грозно он ревёт

И о камни разбиваясь,

Пеною встаёт. (Водопад.)

Он пыхтит, как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится —

Пригласит чайку напиться. (Самовар.)

 Ходит-бродит по коврам,

Водит носом по углам.

Где прошёл - там пыли нет,

Пыль и сор - его обед. (Пылесос.)

  • Как называются слова, которые имеют два корня?
  • Оцените свою работу на уроке.

Ученики записывают ответы, выделяют корни

(Вертолёт.)

(Водопад.)

(Самовар.)

(Пылесос.)

наглядный

р

Оценивают результат своей работы на уроке

Подведение итогов урока

-О каких словах мы сегодня узнали?

-Что такое сложные слова?

Три ученика ответили на вопрос так:

*Все непонятные слова называются сложными.

*Все длинные слова – это сложные.

*Слова, в которых два корня, называются сложными.

-Кто прав?

Ответы детей

Слова, в которых два корня, называются сложными.

р

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Домашнее задание

Упр. 141 (с. 78).

Запись в дневнике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект/технологическая карта урока по русскому языку "Безударные гласные в корне слова" 2 класс

Открытый урок по русскому языку в рамках методических дней для учителей г. Мурманска "Уроки педагогического мастерства - 2018"...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Речевой этикет слова приветствия, прощания, извинения»

Данная  технологическая карта  урока русского языка  1 классе по теме «Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения» разработана  к учебнику УМК «Началь...

Технологическая карта урока по русскому языку «Еще немного из истории слов» 3 класс УМК Гармония

Технологическая карта урока по русскому языку «Еще немного из истории слов» 3 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Образование новых слов с помощью приставки" для 4 класса

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Образование новых слов с помощью приставки" для 4 класса...

Технологическая карта урока по русскому языку "Раздельное написание предлогов со словами" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока:  общеметодологической направленности Цель урока: cоздание условий для формирования представлнений учащихся об написание редлогов раздеьно с другими словами в предложенииЗадачи уро...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...

Технологическая карта урока по русскому языку, тема: "Роль суффикса в слове", 2 класс

Цель: формирование представления о суффиксе и о его роли в словеЗадачи урока: Диактические:1. Познакомить обучающихся с понятием "суффикс" и его ролью в слове;2. Научить находить суффик...