Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение имён прилагательных по родам" 3 класс "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Глазырин Данил Михайлович

"Изменение имён прилагательных по родам"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: № 148        Учитель: Утарбекова Д.К

Класс: 3 «Д»                Студент: Глазырин Данил 43 гр.

Дата: 27.02.17        

Кабинет: 214        

Время: 8.30-9:10                                                                                                                        

Конспект урока по русскому языку на тему:

«Изменение имён прилагательных по родам».  

Цель урока: развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.

Планируемые результаты:

Личностные: развивают внимание, логическое мышление, связную речь; расширяют словарный запас; воспитывают усидчивость, аккуратность; проявляют интерес к уроку русского языка.

Предметные: знакомятся с изменениями имён прилагательных по родам; отрабатывают умение составлять словосочетания из имён прилагательных и имён существительных; развивают умение определять род имён существительных и имён прилагательных; формируют навыки правописания родовых окончаний имён прилагательных.

Оборудование: Учебник «Русский язык» 3 класс 2,3ч Школа России, Канакина В.П., Горецкий В.Г., презентация, раздаточный материал.

Тип урока: открытие новых знаний.

Этап   урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

Метод – словесный

2 мин

Здравствуйте, ребята.

- Садитесь.

- Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок.

Откройте тетради и запишите  число. Сегодня у нас 28 февраля, классная работа. Кто готов, руку на локоток.

Эмоционально настраивать на урок

Записывать число

Л: устанавливать связь между учителям и учениками. Настраивание на учебный лад.        

2.Актуализация  опорных знаний.

Метод-практический

Прием: разбор слова весна.

5 мин.

Отгадайте загадку.

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла …

- Кто же пришёл к нам? (Весна).

- Какой первый звук вы слышите в слове весна? ([в`]).

- Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, звонкий, мягкий, парный, обозначается буквой «вэ»).

- Ребята, вы сказали, что звук [в] парный. Какой звук составляет пару? (Звук [ф]).

- Придумайте и запишите три слова с парной согласной «вэ» в корне слова. (Кузов, справка, прививка и др.).

- Каким правилом вы пользовались при проверке парной согласной? (Чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная).

Отгадывать загадку

Разбирать слово весна

Проверять работу.

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; высказывания.

3.Постановка и решение учебной задачи

Метод – словесный;

Практический

Прием - беседа по целям и задачам урока;

составление словосочетаний.

2 мин.

А теперь составьте и запишите словосочетания «прил. + сущ.»

Коричневый, карий (платье, глаза, костюм).

Густой, дремучий (лес, туман).

Горячий, знойный (лето, вода).

Смуглый, тёмный (волосы, лицо, небо).

Старый, пожилой (человек, учебник).

Коричневый костюм (м.р), карие глаза, коричневое платье (с.р), густой туман (м.р) , дремучий лес (м.р), горячая вода (ж.р), знойное лето (с.р),

смуглое лицо (с.р), темные волосы, тёмное небо (с.р), старый учебник (м.р), пожилой человек (м.р).

В каком роде стоит имя прилагательное в словосочетании с именем сущ? (м.р, ж.р, с.р).

Как вы думаете, какая тема нашего урока? («Изменение имён прилагательных по родам»).

А какую цель и задачи, мы поставим перед собой? (развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.).

Задачи:

- познакомиться с изменениями имён прилагательных по родам;

- отработать умение составлять словосочетания из имён прилагательных и имён существительных;

-развивать умение определять род имён существительных и имён прилагательных.

Составлять словосочетания

Слушать учителя и отвечать на вопросы

Формулировать цель и задачи урока

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

П: используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

4. Решение частных учебных задач

Метод: словесный; практический

  Практич.: письм. граммат.упр; вставка окончаний в словосочетания;

разбор слова сирень

Практич: работа со словарем.

Практич.: подбор антонимов и синонимов к словам

20 мин.

Откройте учебник на стр. 74 упр. 128

Ребята прочитайте словосочетания.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания имён прилагательных.

Жареный картофель (м.р), вкусное какао (с.р), летучая мышь (ж.р), белый лебедь (м.р), лесная глушь (ж.р), красивый тюль (м.р), московское метро (с.р), устная речь (ж.р), известная фамилия (ж.р), чёрный кофе (м.р), яичный шампунь (м.р).

Укажите род имен существительных и имён прилагательных.

Выполним упр. 129 на стр. 75.

Прочитайте задание.

Составьте из слов каждой пары словосочетания, согласуя имя прилагательное с именем существительным в роде.

А теперь запишите составленные словосочетания. Укажите род имён прилагательных, выделите их окончания.

Летняя гроза (ж.р), утренняя роса (ж.р), горячее молоко (с.р), лёгкий ветерок (м.р), синее небо (с.р), колючий ёжик (м.р), весеннее облако (с.р), поздняя осень (ж.р), душистая сирень (ж.р), ранее утро (с.р), могучее дерево (с.р).

Теперь проверьте написание окончаний имён прилагательных по таблице на стр. 73.

Работа со словарем

Найдите слово сирень в орфографическом словаре.

Запишите его в тетрадь и обозначьте орфограмму.

Сирень (это словарное слово,  И безударная и непроверяемая гл.).

Составьте и запишите в тетрадь предложение со словом сирень.

Перескочив через решётку, я стал обрывать кусты белой сирени.

Запомните написание этого слова.

http://skrinshoter.ru/s/270217/26Cf31Y9.png

Ребята, что такое антонимы? (слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположные, но соотносительные друг с другом значения: молодой – старый, день – ночь)

Мягкий-твёрдый, кривой-прямой, грустный-весёлый, здоровый-больной, дневной-ночной, белый-чёрный,  длинный-короткий, сытый-голодный.

А что такое синонимы? (Синонимы - слова, разные по звучанию, но близкие по значению, принадлежащие к одной части речи и имеющие полностью или частично совпадающие значения: страх – ужас).

Холодный-ледяной, прохладный; большой-огромный, гигантский; быстрый-проворный, стремительный; отважный-храбрый, бесстрашный; душистый-ароматный, благовонный; мудрый-умный, разумный; страшный-грозный, жуткий, опасный.

Отвечать на вопросы

Вставлять пропущенные окончания

Выполнять упражнения

Делать вывод.

Узнавать новую информацию.

Разбирать слово

сирень

Работать с текстом

Выбирать необходимую информацию.

Разбирать слова

Выполнять упражнение в подборе синонимов и антонимов

П: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

5. Физминутка

2 мин.

А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли, помахали,

В стороны развели, вперёд, хлопок,  назад, хлопок.

Повернулись вправо, влево, вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

выполнять упражнения

Л: установка на ЗОЖ

6. Первичное закрепление

Метод: словесный;

практический

Прием: вставка окончаний в словосочетания; подбор синонимов и антонимов к словам.

10 мин.

Выполним упр. 131 на стр. 76.

Прочитайте. Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.

Радостная весть (ж.р), зимняя дорога (ж.р), дремучий лес (м.р), северный ветер (м.р), весёлая песня (ж.р), утренняя роса (ж.р), трескучий мороз (м.р), горячее молоко (с.р), верхняя одежда (ж.р), вечерняя заря (ж.р), интересная книга (ж.р), лёгкий туман (м.р), домашнее задание (с.р), ближнее озеро (с.р).

Укажите род имён прилагательных.

Скажите, к каким именам прил. Можно подобрать синонимы, к каким-антонимы.

 Радостная      Синонимы                 Антонимы

                          весёлая                      печальная

Северный                                            южный

Утренняя                                             вечерняя

Горячее           обжигающее              холодное

Верхняя                                              нижняя

Интересная      увлекательная          скучная

Легкий                       тяжёлый

Ближнее                                             дальнее

Хорошо, молодцы!

Выполнять упражнения

Вставлять пропущенные окончания

Подбирать антонимы и синонимы к словам

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

К: умение излагать свое мнение.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

7.Рефлексия

 (итог урока)

Метод:

Словесный;

Практический

Прием:

постановка обобщающих вопросов, возвращение к теме урока, обобщение;

работа с текстом в изменении его смысла с помощью других антонимов.

2 мин.

Итак, давайте подведем итог урока. Вспомним, какая тема нашего урока? («Изменение имён прил. по родам»)

Какие цели  ставили в начале урока? (развивать умение изменять прилагательные по родам).

 Достигли ли мы этих целей?

А теперь прочитайте текст.

http://skrinshoter.ru/s/270217/6HQLSUKv.png

Спишите его и замените выделенные слова антонимами.

Успели

Утром я с товарищем пошёл к поезду. До станции было близко. Дул попутный тёплый ветер, и идти было легко. Пришли мы к станции, а поезд подходил. Как хорошо, что мы успели.

Изменился ли смысл всего текста? (да).

Спишите новый текст  и озаглавьте его.

Прочитайте имена прил. ( попутный, тёплый)

Назовите их род и окончания (попутный-ый, м.р; тёплый-ый, м.р).

Урок был – полезный, познавательный…

 На уроке чувствовал себя….

 Я доволен (не доволен) своей работой на уроке

Откройте дневники и запишите домашнее задание: учебник стр. 75

упр. 130.

Замечательно!

Анализировать полученные знания

Определять уровень усвоения темы урока

Работать с текстом

Менять смысл текста с помощью антонимов

Л: Участие в подведении итогов урока.

Р: осуществлять итоговый контроль по результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание окончаний имен прилагательных" 3 класс

Тема«Правописание  окончаний имен прилагательных»Класс3ЦельОтработка умений и навыков грамотного написания   окончаний имен прилагательных .Задачи Актуализировать знания об имени п...

Технологическая карта урока по русскому языку "Падежные окончания имен прилагательных "

Технологическая карта урока по русскому языку "Падежные окончания имен прилагательных в мужском, женском и среднем родах", согласование с именами существительными....

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное", 3 класс

Цели деятельности: развитие умений находить в словах орфограмму-букву непроизносимого согласного в корне слова, писать слова с этой орфограммой и объяснять написание, опираясь на алгоритм:Планируемые ...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Род имён существительных»

Учащиеся знакомятся с приемами распознавания рода имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу. Тип урока: изучение нового материала Задачи: Обучающая: формировать умение опр...

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс "Имя прилагательное как часть речи".

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделе...

Технологическая карта урока по русскому языку «Предложный падеж имён существительных» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о предложном падеже имён существительных.Задачи урокаДидактические:совершенствовать знания о характерных признаках предло...

Технологическая карта урока по русскому языку «Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного»(3 класс)УМК Школа России"

Цель урока: формирование умения точно употреблять имена прилагательные в речи с точки зрения их рода, правильно писать их родовые окончания.Задачи урокаДидактическиеформировать умение  согласовыв...