Технологическая карта урока по русскому языку «Предложный падеж имён существительных» (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний о предложном падеже имён существительных.

Задачи урока

Дидактические:

  1. совершенствовать знания о характерных признаках предложного падежа имени существительного;
  2. научить отличать предложный падеж имени существительного от других падежей склонения имён существительных;

Развивающие:

  1. развивать умение определять падеж по вопросу и вспомогательным словам;
  2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к изучению русского языка;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 02.03.2021

Школа: №152

Класс: 3 «б»

Урок: 1

Время: 14.00-14.40 Кабинет: 209

Студент: Абдрашитова Д. Ф.

Группа: 35

Учитель: Евстифеева Н. А.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «Предложный падеж имён существительных»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний о предложном падеже имён существительных.

Задачи урока

Дидактические:

  1. совершенствовать знания о характерных признаках предложного падежа имени существительного;
  2. научить отличать предложный падеж имени существительного от других падежей склонения имён существительных;

Развивающие:

  1. развивать умение определять падеж по вопросу и вспомогательным словам;
  2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к изучению русского языка;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Создаёт эмоциональный настрой.

- Здравствуйте! Меня зовут Диана Фанильевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Какое настроение вы возьмёте с собой на урок?

-Сегодня я хочу, вам пожелать, хорошо работать на уроке, помогать друг другу и стараться не делать ошибок.

Показывают готовность к уроку. Отвечают на вопросы:

- Хорошее, отличное, позитивное настроение.

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л:понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмет.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: групповая, фронтальная

Словесный метод: беседа. Взаимопроверка

Практический метод: упражнение, работа у доски, работа в тетрадях

Проводит проверку знаний о склонении  имен существительных:

-Начнём урок с повторения.

- Что такое склонение имен существительных?

- Какие падежи существуют?

-Сейчас вас ждет групповая работа.

-Назовите мне правила работы в группе.

-Я вас поделю на 6 групп (по 5,6 чел. примерно) и раздам конверты с заданием.

-В конверте помещены названия падежей и падежные вопросы. Ваша задача выстроить падеж и вопрос к нему в правильном порядке. Прикрепить на клей.

-У каждого в группе будет своя роль: (слайд)

1,2 чел. – составляют порядок падежей;

3,4 чел. – помогают подобрать правильный падеж, советуют;

5,6 чел. – контролируют, верно ли выполняют задание его товарищи и по окончании, крепит работу на доске.

-Проверяем (слайд)

-Молодцы!

Проверяют полученные ранее знания.

-изменение по падежам

- 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

-уметь слушать других, быть доброжелательным, не перебивать говорящего

-Именительный: Кто? Что?

-Родительный: Кого? Чего?

-Дательный: Кому? Чему?

-Винительный: Кого? Что?

-Творительный: Кем? Чем?

Метапредметные:

Р:выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, целеполагание

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

П:работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Проектор. Слайд  «Роль в группе». Проверка со слайдом

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: формулирование темы и цели урока

Проблемный метод: подводящий диалог, проблемная ситуация.

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи проблемной ситуации:

-Сядьте ровно, спина прямая, ноги стоят правильно, тетрадь положите в наклон. Кто готов работать, руку на локоток. Откройте тетради, запишите число и классная работа.

-Ребята, что вы заметили, выполняя работу, которая представлена на слайде?

-Именительный: Кто? Что?

-Родительный: Кого? Чего?

-Дательный: Кому? Чему?

-Винительный: Кого? Что?

-Творительный: Кем? Чем?

- Какая тема нашего урока?

«Предложный падеж имен существительных».

 -Какую цель мы поставим перед собой?

-Верно, узнать особенности предложного падежа имён существительных.

Отвечают на вопросы. Выполняют задание.

- нет предложного падежа

-предложный падеж

- узнать особенности предложного падежа

Предметные: знать части речи, падежи и падежные вопросы, уметь определять падеж. Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Проектор. Слайд с заданием.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Практический: выполнение упражнения по правилу

Наблюдение над языковым материалом.

- В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия, а потом решили, что он предложный, потому что он употребляется только с предлогами

- Почему  этот падеж назвали предложным? (употребляется с предлогами)

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (предлог)

-Верно! Предложный падеж – это единственный падеж, у которого есть предлоги!

 Работа по учебнику.

-Откройте учебник на странице 54, упр. 97

-Прочитайте.

При солнце тепло, при матерее добро.

В словах ретив, а в делах ленив.

На языке медок, а на сердце ледок.

Об отце и о матери говори с почтением.

-Поставьте вопросы к выделенным именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу. Определите по вопросу их  падеж.

- На какие вопросы отвечают имена существительные в П.п.? С какими предлогами употребляются?

-Запишите пословицы. Выделите окончания имён существительных в П.п. Подчеркните предлоги.

- Какой мы можем сделать вывод?

-Прочитайте правило в учебнике.

-Совпадает ли оно с выводом, который мы сделали?

Наблюдение над языковым материалом.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы

-употребляются с предлогами

-предлог

Читают задание

-о ком? О чём? Употребляются с предлогами при, в, на, об, о

Письменно выполняют задание

- П. п. отвечает на вопросы: о ком? О чём? И употребляется с предлогами: при, о, об…

-Да

Метапредметные:

Предметные: знать падежи и падежные вопросы, уметь определять падеж по предлогам.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Учебник.  Алгоритм на доске.

- Составим алгоритм действия по определению падежа: (на доске)

1. Определить часть речи;

2. Задать вопрос от вспомогательного слова;

3. Определить падеж.

-определить часть речи, задать вопрос от вспомогательного слова, определить падеж

Первичное закрепление (4-5 мин)

Формы: парная фронтальная

Словесный метод: беседа

Выполняет упражнения на закрепление нового материала:

-  Выполним упр.98 из учебника.

Прочитайте задание. Что нужно сделать? (выписать словосочетания с им.сущ.в П.п.)

- Как определить падеж имен существительных? (нужно задать вопрос от главного слова)

-Какое словосочетание вы выпишите первым? (работал на почте – П.п.)

- Как вы узнали, что это П.п.? (задала вопрос: работал на чем?)

-Хорошо. Остальные словосочетания выпишите сами,  размышляя в парах.

-Проверим. Прочитайте, какое следующее словосочетание вы выписали.

- Докажите, что это П.п. (сказал при ком? при товарище)

-Молодцы. У кого получилось не так?

- Какое следующее словосочетание выписала ваша пара? (читал о космосе)

-Докажите,  что это П.п.

-Следующее словосочетание?

-Молодцы. Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и поставьте + если всё  верно.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Работают в парах над закреплением нового материала:

-Выписать словосочетания с им. сущ. В П.п.

-нужно задать вопрос от главного слова

-работал на почте

-задали вопрос: работал на чём?

Работают в парах

-сказал при товарище

-сказал при ком? При товарище

-читал о космосе

-читал о чём? О космосе

-пришёл в пальто. Пришёл в чём? В пальто

Метапредметные:

Р: выработать учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план,

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Предметные: знать алгоритм действия по определению падежа, уметь определять падеж по вопросам и предлогам.

Учебник.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная, парная

Практический метод: самостоятельная работа

Организует выполнение самостоятельной работы:

 -Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу на карточках.

- Возьмите карточки, подпишите их. Укажите  падеж имён существительных.

1 вариант

блестела на траве (____)

  1. Блестела на траве (___)
  2. Проехать по улице (___)
  3. Выбрались из чащи (___)
  4. Построил дачу (___)
  5. Работал на почте (___)
  6. Рассказ о книге (___)
  7. Идём по дороге (___)
  8. Читал о космосе (___)

2 вариант

1. Бежит по площади (__)

2. Пишите в тетради(__)

3. Шагал через болото(__)

4. Писать о лесе (__)

5. Думать о бале (__)

6. Заяц спрятался (__)

7. Дома нет хлеба (__)

8. Горжусь собой (__)

выбрались из чащи (____)

построил дачу (____)

работал на почте(____)

рассказ о книге(____)

идём по дороге(____)

читал о космосе(____)

- Чему вы научились, выполняя это задание?

-Сдаем карточки, я выставлю оценки.

- А теперь проверим. (слайд)

определять падеж имён сущ.).

Выполняют самостоятельную работу:

  1. П.п.
  2. Д.п.
  3. Р.п.
  4. В.п.
  5. П.п.
  6. П.п.
  7. Д.п.
  8. П.п.

1. Д.п.

2. П.п.

3. В.п.

4. П.п.

5. П.п.

6. И.п.

7. Р.п.

8. Т.п.

-определять падеж имен существительных

Предметные:  знать алгоритм действия по определению падежа, уметь определять падеж по вопросам и предлогам Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построить логическую цепь рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Карточка. Слайд с ответами.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Организует выполнение задания на повторение материала:

- А теперь выполним упр. 99.

-прочитайте первое четверостишье. Из какой сказки данный отрывок?

- Прочитай второй отрывок?

- Посмотрите, как много в этих отрывках устаревших слов. Найдем к каждому толкование

- Спишите самостоятельно один из отрывков. Укажите падеж над им.сущ.

Выполняют задание. Оценивают работу других.

-сказка о Царе Салтане

-сказка о рыбаке и рыбке

- злате – золотые украшения,

 в палате – большая комната, на престоле – царский трон,

 в венце – царская корона, душегрейка – теплая женская кофта без рукавов,

 кичка – головной убор, маковка – макушка головы, парчовая – из плотной ткани

Предметные: знать алгоритм действия по определению падежа,   уметь самостоятельно определять падеж имён существительных

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Учебник.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Оценивает деятельность учащихся на уроке:

-  Запишем домашнее задание.

-Кто назовёт тему нашего урока?

-Вспомним, какую цель мы с вами поставили в начале урока?

-Кто считает, что мы достигли цели, поднимите руку.

-Теперь оцените свою деятельность на уроке. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если считаете, что сегодня хорошо поработали, знаете, на какие вопросы отвечает П.п. и с какими предлогами употребляется. ЖЁЛТЫЙ, если вы не совсем поняли тему.

-Молодцы! Сегодня на уроке активно работали и получили оценки некоторые из вас. Остальные получат оценки за самостоятельную работу после урока. Спасибо за работу. До свидания!

Отвечают на вопросы:

-Предложный падеж имён существительных.

- Узнать особенности предложного падежа имён существительных.

Предметные: уметь грамотно построить свою речь

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку. Творительный падеж имён существительных в 3 классе

   Конспект урока по теме: "Творительный падеж существительных, умение находить и определять их"....

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Род имён существительных»

Учащиеся знакомятся с приемами распознавания рода имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу. Тип урока: изучение нового материала Задачи: Обучающая: формировать умение опр...

Технологическая карта урока русского языка "Предложный падеж имён существительных" (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).Задачи ур...

Технологическая карта урока по русскому языку "Падежные окончания имен существительных в предложном падеже"

Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о падежных окончаниях имен существительных в предложном падежеЗадачи урока Дидактические:1) Познакомить...

Технологическая карта урока по русскому языку "Именительный падеж имени существительного"

Цель урока: знакомство учащихся с особенностями именительного падежа имён существительных....