Технологическая карта урока по русскому языку "Именительный падеж имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Петрашкевич Ирина Валерьевна

Цель урока: знакомство учащихся с особенностями именительного падежа имён существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-7 классе

Тема: «Именительный падеж имен существительных»

Тип: «Открытие» нового знания

Цель: знакомство учащихся с особенностями именительного падежа имён существительных.

Задачи:

Дидактические:

  1. формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
  2. знать особенности  именительного падежа;

Развивающие:

  1. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;
  2. развивать умение строить устные высказывания, приводить сравнение и обобщение

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к изучению русского языка;
  2. воспитывать чувство коллективизма, добросовестного отношения к работе;
  3. воспитывать самостоятельность у учащихся

Личностные результаты

  1. Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку русского языка, понимания необходимости учения;
  2. Развитие интереса к познанию русского языка;
  3. Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку.

Метапредметные результаты

  1.  Принимать и сохранять цель и учебную задачу ;
  2. Оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  3. Осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  4. Осуществлять обобщение языкового материала ;

      5. Участвовать в общей беседе, осуществлять самоконтроль.

Ресурсы урока: Учебник, электронная доска, раздаточный материал.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Самоопределение деятельности

Создает эмоциональное поле. Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку.

- Здравствуйте, запишите в тетрадь число и классная работа. Не забудьте подчеркнуть все орфограммы.

Показывают готовность к уроку

2. Актуализация знаний

Проводит минутку чистописания

-Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв

- На экране вы видите заглавную и строчную букву Зз. Запишите две строки сочетания заглавной буквы З и строчной буквы з. На это задание у вас 3 минуты.

-подчеркните карандашом самые красивые буквы.

-Ребята, сегодня мне понадобится ваша помощь. Вчера, готовясь к уроку, я прочитала очень интересное предложение. ЛЮБИТ ДОЧЬ МАТЬ. Я засомневалась, в каком падеже стоят существительные ДОЧЬ, МАТЬ.

 -Как вы думаете? (дети высказывают свои мнения)

-На этот вопрос мы ответим позже, когда проведем исследование.

Ребята, а вы любите исследовать, узнавать что-то новое?

- Что значит исследовать? Как вы себе это представляете? (Изучать объекты со всех сторон, анализировать, делать выводы).

- Сегодня вы будете исследователями.        

- Посмотрите на экран, здесь вы видите предложения.

Дедушкой пошел в магазин.

Дедушка пошел в магазин.

- Что произошло в этих предложениях? Что изменилось?

- Чтобы узнать в какой форме употреблено существительное необходимо отгадать загадку

- Он – начинающий падеж,

Вопросы – КТО? и ЧТО?

В нём – мама, папа, слон, манеж,

И школа, и пальто. (Именительный падеж)

3. Мотивация познавательной деятельности

Значит какая тема нашего урока?

- Поставим цель и задачи урока по опорным словам.

ЦЕЛЬ: научиться…

ЗАДАЧИ: - узнать и запомнить ..

Отвечают на вопросы

-Употребили слова в другой форме

С помощью учителя формулируют тему и цель урока

- Именительный падеж имен существительных

- определять имена существительные в именительном падеже

- особенности существительных в И. падеже

3. Организация познавательной деятельности

- Как вы думаете, почему именительный падеж так называется?

- Именительному падежу было присвоено подобное название потому что он называет «имя» лиц и предметов

-  Послушайте стихотворение про Именительный падеж (читает подготовленный ученик)

Я именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд,

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы-кто? И что?

Ни с кем не спутает никто!

- Что вы узнали об именительном падеже?

- Для того, чтобы выделить новые знания об именах существительных в именительном падеже, нам предстоит выполнить упражнение 74 на странице 42.

- Внимательно прочитайте задание. Какой алгоритм работы над упражнением?

- Выполните упражнение в тетради. На выполнение задания у вас 4 минуты. Работаем у доски по предложению. (Какую пропущенную букву ты поставил? Почему?

-Какое существительное в именительном падеже ты поставил? Каким членом предложения оно является?)

- Какие синонимы вы нашли в предложении?

- Как назвать одним словом эти слова? (погодные явления)

-А кто знает, чем они отличаются? Сможете расположить в порядке увеличения? (ветер, вьюга, вихрь, буран)

А знаете ли Вы…..(дополнительный материал: 15 июня 2007 года Европа впервые отметила День ветра, а уже через два года этот праздник стал всемирным. Ветер удивителен и уникален. Есть ветер доктор — летний прохладный освежающий морской бриз. Есть арбузный ветер, который дует на турецком побережье Эгейского моря, когда там на бахче арбузы поспевают. И есть бабий ветер — слабый камчатский, при котором лучше всего белье сушить)

Отвечают на вопросы.

- В предложении является подлежащим, не имеет предлогов, отвечает на вопросы кто? что?

- Прочитать, списать, вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть имя существительное. Определить каким членом предложения оно является. Найти синонимы

Синонимами являются слова: буран, ветер, вихрь, вьюга

4. Динамическая пауза ( пальчиковая гимнастика+ физкультминутка)

5. Первичное закрепление нового материала

Объявляет парную работу

- Выполним с вами работу в группах.

Но, прежде чем приступить к работе вспомним правила работы в группах. (слушать друг друга, выбрать ответственного, распределить работу, быть вежливым)

- У вас в конвертах есть предложения, в которых необходимо подчеркнуть подлежащее и сказуемое

1) Листья берез пожелтели.

Небо на западе порозовело.

2) Зима пришла неожиданно для жителей деревни.

Мы катались на аттракционах

3) Я уехал к бабушке на каникулы

Папа пошел на работу.

4) Заяц скачет по лужайке.

К вечеру дождь закончился.

5) Вьюга воет.

Попрятались в гнезда синицы.

6) Рябчики забрались в ельник.

Белка спит в гнездышке.

7)Летит над речкой чайка.

Месяц глядит с небосклона.

8)Метель бушевала в лесу.

Кружились хлопья снега.

9)На льду весело пела птичка.

Утка нырнула в прорубь.

10)Приходили к Мухе блошки.

Морж добывает себе пищу.

- Закончили работу. Сядьте на места. Сейчас прошу выйти к доске по одному представителю от каждой группа и назвать подлежащее и сказуемое предложений.

-Что можно сказать об имени существительном, которые стоят в И.П.? (В предложении являются подлежащим)

Прочитайте ниже сведения о языке.

Ребята, в начале урока, я вам говорила предложение: «Любит дочь мать».

-Когда существительное ДОЧЬ будет в именительном падеже? (когда оно будет подлежащим)

-От чего это зависит? (от порядка слов в предложении)

-Составьте предложение, в котором слово ДОЧЬ является подлежащим и значит стоит в именительном падеже. Запишем составленное вами предложение. Выделите в нём грамматическую основу.

6. Усвоение нового материала

- Упражнение 75 на странице 42. Внимательно прочитайте задание.

- Вам необходимо выполнить это задание самостоятельно в тетради. 1-ый вариант работает с 1 и 2 предложениями, 2-ой вариант работает с предложениями 3 и 4.

На выполнение задания у вас 5 минут.

- Закончили работу. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. На экране вы видите выполнение упражнения. Если есть ошибки ставьте «-»

А теперь поставьте отметку в соответствии с критериями. Критерии вы видите на экране.

0 - - отметка «5»

1 - - отметка «4»

2-3 – отметка «3»

4 и более - – отметка «2»

- Выполним с вами упражнение 76. (дополнительно)

- (имя ребенка), прочитай первую часть задания.

- Самостоятельно прочитайте четверостишие.

- Поднимите руку. Прочитайте первое четверостишие.

- Поднимите руку. Прочитайте второе четверостишие?

- Какие слова выделены?

- Какой падеж у этих существительных?

- Как вы определили?

- (имя ребенка), прочитай вторую часть задания

- Вспомним с вами алгоритм письма по памяти.

- Внимательно прочитайте первое четверостишие, скажите, есть ли слова, которые, вам непонятны?

-О чем говорится в четверостишии?

- Какие орфограммы вы нашли в словах? Как их проверить?

- Обратите своё внимание на знаки препинания и расположение строк в стихотворении.

- Несколько раз прочитайте первое четверостишие

- Закройте учебник и запишите его по памяти

- Откройте учебник, прочитайте написанное по слогам и сравните с исходным четверостишием.

- Поднимите руку, кто написал все правильно. Отлично.

Выполняют работу в группах

 Листья пожелтели

Небо порозовело

2) Зима пришла

Мы катались

3) Я уехал

Папа пошел

4) Заяц скачет

Дождь закончился и т.д.

Выполняют задание      

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

5. Подведение итогов (обобщение, систематизация, инструктаж по д\з)

- Наше с вами занятие подходит к концу.

- О чем мы с вами говорили на уроке?

- Расскажите об имени существительном по схеме.

- Давайте составим памятку.

(Памятка)

Именительный падеж

Кто? Что?

Нет предлогов.

Подлежащее!

А теперь дополните предложения.

- На сегодняшнем уроке я узнал . . .

- До урока я думал…

- А теперь я знаю …

-  На этом уроке я похвалил бы себя за . . .

- Отлично.

2.Выдает домашнее задание

- Запишите домашнее задание. Составить и записать 2 предложения, подчеркнуть главные члены.

3.Оценивает работу учащихся на уроке.

- Сейчас я оглашу отметки, которые вы получили за урок

- Спасибо вам за работу!

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Диагностика достижения планируемых результатов:    А теперь поднимите зелёную карточку, если вы со всем справились и всё поняли. Поднимите желтую карточку, если были трудности (какие?).

Поднимите красную карточку если было сложно и вы ничего не поняли.

- Хорошо.

Дополнительные творческие задания:

паровоз сдвинул вагон

1) Листья берез пожелтели.

Небо на западе порозовело.

2) Зима пришла неожиданно для жителей деревни.

Мы катались на аттракционах.

3) Я уехал к бабушке на каникулы

Папа пошел на работу.

4) Заяц скачет по лужайке.

К вечеру дождь закончился.

5) Вьюга воет.

Попрятались в гнезда синицы.

6) Рябчики забрались в ельник.

Белка спит в гнездышке.

7) Летит над речкой чайка.

Месяц глядит с небосклона.

8) Метель бушевала в лесу.

Кружились хлопья снега.

9) На льду весело пела птичка.

Утка нырнула в прорубь.

10) Приходили к Мухе блошки.

Морж добывает себе пищу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса-ок-после шипящих" 3 класс(Перспективная начальная школа)

Конспект урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса  - ок - после шипящих"....

Технологическая карта урока «Единственное и множественное число имен существительных» УМК "Школа России" 2 класс

Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных» Цели деятельности учителя: познакомить детей со вторым грамматическим признаком имени существительного – изменением по числам...

Технологическая карта урока "Обобщение знаний о падежах имен существительных"

Педагогическая цель урока: способствовать развитию умений сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы; работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного»; распознавать...

План-конспект урока по русскому языку "Падеж имен существительных" 3 класс

Данная работа представлена как образец использования образовательной платформы Учи.ру на уроках русского языка в начальной школе. В частности, представлено использование карточек с заданиями....

УМК Перспектива 3 класс Технологическая карта урока по русскому языку Изменение имен существительных по падежам

Цель деятельности учителя: ознакомление с падежами имен существительных;формирование умений изменения имен существительных по падежам;Планируемые результаты:Предметные: - познакомить с падежами имен с...

Технологическая карта урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных во множественном числе. Родительный и Предложный падежи. Дательный и Творительный падежи" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения распознавать имена прилагательные множественного числа в родительном и предложном, дательном и творительном падежа...