Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание окончаний имен прилагательных" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Панюкова Ольга Васильевна

Тема

«Правописание  окончаний имен прилагательных»

Класс

3

Цель

Отработка умений и навыков грамотного написания   окончаний имен прилагательных .

Задачи

 

Актуализировать знания об имени прилагательном как части речи.

Актуализировать умение добиваться усвоения учащимися правильного употребления и написания окончаний имен прилагательных

Развивать  умение в группировке слов по орфограммам.

Исправлять ошибки в написании окончаний имен существительных..

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Воспитывать культуру учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока39.88 КБ
Файл презентация228.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

«Правописание  окончаний имен прилагательных»

Класс

3

Цель

Отработка умений и навыков грамотного написания   окончаний имен прилагательных .

Задачи

 

Актуализировать знания об имени прилагательном как части речи.

Актуализировать умение добиваться усвоения учащимися правильного употребления и написания окончаний имен прилагательных

Развивать  умение в группировке слов по орфограммам.

Исправлять ошибки в написании окончаний имен существительных..

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Воспитывать культуру учебной деятельности.

Планируемые  результаты

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

Предметные:

- умение  определять окончания прилагательных;

-  усвоение учащимися правила определения окончаний прилагательных;

- умение определять мягкую и твердую основу прилагательных;

- обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного;

- умение составлять блок-схему (зависимости имени прилагательного от имени существительного по правилу определения окончания прилагательного);

- умение формулировать вопросы к прилагательному;

- умение составлять алгоритм для определения написания безударного окончания прилагательного.

Межпредметные связи

Развитие речи – «Составление предложений, используя слова – антонимы».

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

 Учебник С.В. Иванова  «Русский язык» 3 класс, 2 часть

Проектор, экран, презентация, карточки, опорные схемы.

Электронная физкультминутка  Королёвой  И. Н. учителя  начальных классов (источник http://www.rusedu.ru/ )

Организация пространства

Работа фронтальная, самостоятельная,  индивидуальная, работа в группах.

 

Технология проведения

 

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап. 

Организационный момент.

Цель:

-Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

 

 

 

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок

 

- Здравствуйте, дорогие  ребята. Я рада вновь видеть ваши глаза, улыбки. Покажите и вы мне, с каким настроением начинаете наш урок. (Дети поднимают «личико»)

Могут даже у ребят

Сбыться все желания,

Нужно только, говорят,

Приложить старания

 (Коммуникативные, Регулятивные УУД)

 

II. Актуализация опорных знаний.

 

Записывают на доске и в тетради, производят взаимооценку.

Объясняют правописание окончаний прилагательных.

Пальчики обеих рук сомкнуты. Ладони под прямым углом. На каждый слог пальчики поочередно прижимаются к большому пальцу

Выдвигает проблему.

 

-Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- На доске слайд. На слайде записаны соединения букв.

- В какой части слова мы можем увидеть соединение этих букв?

ая                 ое                    ый         ые

Дети отвечают (Окончания имён прилагательных)

- Запишите соединения до конца строки.

МИМО МАЛЕНЬКОЙ МАРИНЫ ПРОБЕЖАЛ МЕДВЕДЬ С МАЛИНОЙ.

.- Какое прилагательное вам встретилось. К какому роду и падежу  оно относится?

II. Актуализация опорных знаний.

Фронтальная работа

III.  Формулировка темы урока, постановка цели

Цель:

-создание условий для формулировки учащимися темы урока;

Задача:

организовать постановку цели урока детьми.

Формулируют тему урока.

Составляют план урока.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Подведение детей к формулированию

темы и постановке

задач урока.

Составление плана

работы

 - Давайте сформулируем тему нашего урока. (Окончания имён прилагательных)

- Да, мы будем продолжать учиться писать окончания имён прилагательных, изменяя их по падежам.

- Тема урока: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных»

- Какую цель мы поставим перед собой?

На следующих этапах урока будет использоваться таблица критериального оценивания учащихся (Таблица у каждого ученика) - см. приложение

 Словарная работа.

Библиотека, здесь, магазин, галерея, тарелка, лагерь, океан, костюм.

-Составьте предложение с одним из данных слов, используя имя прилагательное. разберите по членам предложения.

Магазинчик - разбор по составу

- В каких словах звуков меньше, чем букв.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

II. Формулировка темы урока, постановка цели

Учащимся на уроке  предстоит составить алгоритм для определения написания безударного окончания прилагательных. Самое важное отработать навык написания безударного окончаний прилагательного единственного числа мужского и среднего рода(Регулятивные УУД)

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

 

Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

IV. Работа по теме урока.

 

Цель:

-Отработка навыка правописания непроизносимых согласных и парных согласных в корне слова, правописание окончания прилагательного единственного числа

Фронтальная работа.

Выполняют упражнение.  Группируют слова, подбирают проверочные слова.

Организует фронтальный опрос

 

Осуществляет:

-индивидуальный контроль;

-выборочный контроль.

 

 1. Группировка слов по орфограммам.

С. 124, упр. 2

- Возьмите тест вариант 1, з.14 . Подумайте над данным вопросом.

- Какой ответ является верным и почему?

-Прочитайте задание

-Что будете делать? (ответы детей)

 

2. самостоятельная работа.

 С. 125, упр. 3 (по вариантам)

3. Орфографическая пятиминутка

 Устно, упр. 1

IV. Работа по теме урока.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках.(Познавательные УУД) 

V. Электронная физкультминуткаhttp://www.rusedu.ru/

 

 

 

VI. Контролирующее задание

 Цели:

- проверка освоения учащимися умения определять написание безударного окончания прилагательного мужского и среднего рода.

-проверить знания учащихся по теме урока

 

 

1.Устанавливают соответствие падежу его окончаний.

 

 

 

 

2. Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Работают в парах, проверяют и оценивают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует закрепление знаний. Организует фронтальную работу.

 (постановка,

цели и план действий);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует взаимопроверку по эталону.

 

 

 

 

 

 

 

Организует

оценочные высказывания учащихся.

 

 

. Творческая работа.

Учитель открывает вторую половину доски, там “рваный” текст, вместо прилагательных – карточки.

Сегодня

отличный
замечательный
чудесный

день

Какое?

ясное
голубое
лазурное

небо

Какое?

спокойное
синее 
тихое

море

Впереди

небольшой
одинокий
таинственный 
незнакомый

остров

На берегу

чистый
тёплый 
жёлтый

песок

Какая?

изумрудная
сочная 
зелёная

трава

Вдали

старинная
каменная 
таинственная

крепость

Мы садимся в шлюпку и плывём к

незнакомому
удивительному 
чудесному

острову

 Прочитайте свои рассказы.

2.  Творческая работа.

- Допишите пословицы, вставляя вместо точек антонимы слова противоположные по смыслу.

1) … дело лучше … безделья.

2) У мудрого человека … уши и … язык.

-Поменяйтесь тетрадями проверьте работу по слайду, поставьте оценку. (Слайд 9).

-Если все правильно 5

-Одна ошибка 4

-Две ошибки 3

IV. Контролирующее задание

Выполняют задания по карточкам.

 

 

Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания(Познавательные УУД)

 

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка выполненной работы

Называют правило, на которое опирались при выполнении задания (Коммуникативные УУД, (Познавательные УУД )

 

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Задачи:

- подвести итог проделанной работе на уроке

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Формулируют конечный результат своей работы

на уроке.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности учащихся

на уроке.

- Какая тема урока была?

- Какие задачи ставили? Достигли цели?

 

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке. 

Подведение итогов +, - , Интересно

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

Формулируют конечный результат своей работы

на уроке.

(Регулятивное УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

VII.Домашнее задание

Записывают домашнее задание в дневниках

Дает:

-комментарий к домашнему заданию

Дифференцированное задание:

1. Придумать и записать 7 словосочетаний существительное + прилагательное, используя словарные слова. (Указать род, число и падеж).

2. с.125, упр. 4

VII. Домашнее задание

        


Приложение 1.

Вид работы

Критерии

Баллы

Оцениваю сам

Оценивает сосед

Оценивает учитель

1

Минутка чистописания

Умение писать правильно и красиво

Правильно и аккуратно

Правильно, но не аккуратно

Не правильно и грязно

2.

Словарная работа

Умение писать словарные слова.

Нет ошибок

1 ошибка

2ошибки

>2 ошибок

0 б

3.

Составление предложения.

Умение составлять предложения, разбирать по членам.

Нет ошибок

1 ошибка

2ошибки

>2 ошибок

0 б

4.

Группировка по орфограммам

Умение группировать слова по орфограммам

Нет ошибок

1 ошибка

2ошибки

>2 ошибок

0 б

5

Самостоятельная работа

Умение изменять словосочетания (сущ.=прил.) по падежам

Нет ошибок

1 ошибка

2ошибки

>2 ошибок

0 б

6

Орфографическая пятиминутка

Умение составлять словосочетания, умение объяснить правильное написание

Нет ошибок

1 ошибка

2ошибки

>2 ошибок

0 б

7

Творческая работа

Умение составлять связный текст из прилагательных

Нет ошибок

1 ошибка

2ошибки

0 б

>2 ошибок

8.

Обобще

ние знаний о прилага

тельном

Знание свойств имён прилагательных (тест)

Нет ошибок

1 ошибка

2ошибки

>2 ошибок

0 б

21-24 балла – «5»

20-16  баллов  - «4»

15-8  баллов -  «3»

Менее 7 баллов «2»

Приложение 2

Тест.

Выберите правильный ответ.

1. Имя прилагательное обозначает:

а) признак предмета,
б) предмет.
в) действие предмета.

2. Имя прилагательное отвечает на вопрос:

а) кто? что?
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делает? что сделал? что сделала?

3. С какой частью речи связано имя прилагательное?

а) с глаголом,
б) с существительным.

4. Какие окончания имеют прилагательные женского рода?

а) -ой, -ый, -ий,
б) -ая, -яя,
в) -ое, -ее.

5. Какие окончания имеют прилагательные мужского рода?

а) -ой, -ый, -ий,
б) -ая, -яя,
в) -ое, -ее.

6. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) -й, -ый, -ий,
б) -ая, -яя,
в) -ое, -ее.

Приложение 3

Работа по карточкам.

Лист контроля.

Для ребят, испытывающих трудности:

Спиши текст. Выдели окончания прилагательных, укажи род.

Голубое небо, 
Речка голубая, 
Голубой дымок на берегу.
Поле золотое, солнце золотое,
Золотая Родина моя.

Для ребят более одаренных.

Запиши рассказ, выбирая имена прилагательные.

Сегодня (отличн.., замечательн.., чудесн..) день.
Какое (ясн.., голуб.., лазурн..) небо!
Впереди виден (густ.., таинствен.., незнаком..) лес.
В лесу (высок.., зелен.., могуч..) деревья.
Вдали (старин.., камен.., таинствен..) крепость.
Мы идем по (узк.., широк.., лесн..) тропинке к крепости.

Выделите окончания прилагательных.

Творческая работа

Сегодня

отличный
замечательный
чудесный

день

Какое?

ясное
голубое
лазурное

небо

Какое?

спокойное
синее 
тихое

море

Впереди

небольшой
одинокий
таинственный 
незнакомый

остров

На берегу

чистый
тёплый 
жёлтый

песок

Какая?

изумрудная
сочная 
зелёная

трава

Вдали

старинная
каменная 
таинственная

крепость

Мы садимся в шлюпку и плывём к

незнакомому
удивительному 
чудесному

острову

1-й рассказ:

Сегодня замечательный день. Какое ясное небо, какое синее море! Впереди небольшой остров. На берегу чистый песок и зелёная трава. Вдали старинная крепость. мы садимся в шлюпку и плывём к незнакомому острову.

2-й рассказ:

Сегодня чудесный день какое лазурное небо, какое спокойное море! Впереди незнакомый остров. На берегу жёлтый песок и изумрудная трава. Вдали таинственная крепость. мы садимся в лодку и плывём у удивительному острову.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Правописание окончаний имён прилагательных» Автор: Панюкова Ольга Васильевна, учитель начальных классов МОУ «ООШ п. Восточный Ивантеевского района Саратовской области

Слайд 2

Экран настроения 2 «мне хорошо» «мне грустно»

Слайд 3

20 апреля Классная работа

Слайд 4

Минутка чистописания ая ое ый ые Мимо маленькой Марины пробежал медведь с малиной

Слайд 5

Таблица для оценивания № Вид работы Критерии Баллы Оцени- ваю сам Оцени- вает сосед Оценива- ет учитель 1 Минутка чистописания Умение писать правильно и красиво Правильно и аккуратно 3б Правильно, но не аккуратно 2б Не правильно и грязно 0б 2. Словарная работа Умение писать словарные слова. Нет ошибок 3б 1 ошибка 2б 2ошибки 1б > 2 ошибок 0 б 3. Составление предложения. Умение составлять предложения, разбирать по членам. Нет ошибок 3б 1 ошибка 2б 2ошибки 1б > 2 ошибок 0 б 4. Группировка по орфограммам Умение группировать слова по орфограммам Нет ошибок 3б 1 ошибка 2б 2ошибки 1б > 2 ошибок 0 б 5 Самостоятельная работа Умение изменять словосочетания (сущ.=прил.) по падежам Нет ошибок 3б 1 ошибка 2б 2ошибки 1б > 2 ошибок 0 б 6 Орфографическая пятиминутка Умение составлять словосочетания, умение объяснить правильное написание Нет ошибок 3б 1 ошибка 2б 2ошибки 1б > 2 ошибок 0 б 7 Творческая работа Умение составлять связный текст из прилагательных Нет ошибок 3б 1 ошибка 2б 2ошибки 1б 0 б > 2 ошибок 8. Обобще ние знаний о прилага тельном Знание свойств имён прилагательных (тест) Нет ошибок 3б 1 ошибка 2б 2ошибки 1б > 2 ошибок 0 б 21-24 балла – «5» 20-16 баллов - «4» 15-8 баллов - «3» Менее 7 баллов «2»

Слайд 6

Словарная работа Б и бл ио те * ка З десь М а г а зи * н галерея , тарелка , лагерь, океан, костюм .

Слайд 7

Проверь У з кий звёз д ный Сколь з кий ус т ный Ре д кий облас т ной Ре з кий поз д ний Сла д кий мес т ный Кре п кий прелес т ный Ме т кий

Слайд 8

Задания из тестов Вариант 1, з.14 Найди слово с непроизносимой согласной и отметь его Чудес… ный Опас … ный Ужас… ный Праз …ник

Слайд 9

физминутка

Слайд 10

Творческая работа

Слайд 11

Творческая работа Сегодня отличный замечательный чудесный день Какое? ясное голубое лазурное небо Какое? спокойное синее тихое море Впереди небольшой одинокий таинственный незнакомый остров На берегу чистый тёплый жёлтый песок Какая? изумрудная сочная зелёная трава Вдали старинная каменная таинственная крепость Мы садимся в шлюпку и плывём к незнакомому удивительному чудесному острову

Слайд 12

Домашнее задание 1.Придумать и записать 7 словосочетаний существительное + прилагательное, используя словарные слова. (Указать род, число и падеж). 2. . с.125, упр. 4

Слайд 13

Экран настроения 13 «мне хорошо» «мне грустно»

Слайд 14

Сотовый телефон для СМС-сообщения (самооценка) 5 3 4

Слайд 15

Спасибо за урок! 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 «А» классе

Урок русского языка в первом классе по теме"Повторение изученных правил письма. Звуковой анализ слов.Подготовка к итоговому контролю....

Технологическая карта урока по русскому языку для обучающихся 3 класса по УМК "Начальная школа XXI века"

Тема:  Главные члены предложения Цель: сформировать новые знания и умения  учащихся по теме: «Главные члены предложения»Тип: урок изучения нового материала.Планируемые результаты:личнос...

Технологическая карта урока по русскому языку "Спряжение глагола" 4 класс

Данный урок проведён в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Урок составлен по ФГОС....

УМК Перспектива 3 класс Технологическая карта урока по русскому языку Изменение имен существительных по падежам

Цель деятельности учителя: ознакомление с падежами имен существительных;формирование умений изменения имен существительных по падежам;Планируемые результаты:Предметные: - познакомить с падежами имен с...

Технологическая карта урока по русскому языку "Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. Выделение значимых частей слова" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: рефлексии.Цель урока: закрепление знаний и умений учащихся об окончаниях существительных во множественном числе в разных падежах.Задачи урока:Дидактические:1. Вспомнить, как изменяются...

Технологическая карта урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных во множественном числе. Родительный и Предложный падежи. Дательный и Творительный падежи" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения распознавать имена прилагательные множественного числа в родительном и предложном, дательном и творительном падежа...