Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку "Части речи. Повторение" (ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ), 4 класс, Школа России
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

    Викторова Александра Владимировна

    Тема: Повторение знаний по теме «Части речи»

    Цели:

    Образовательная:  Создать условия для повторения знаний учащихся о частях речи. Формировать навыки  распознавания частей речи по их признакам.

    Развивающая: Способствовать развитию мыслительных навыков, необходимых для учебы и обычной жизни. Развивать творческое мышления, внимание, орфографическую зоркость, расширять словарный запас детей.

    Воспитательная:  Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности, правильной самооценки. Воспитывать любовь и уважение к природному наследию России.

    Оборудование:   доска, компьютер, учебник, презентация, карточки с заданиями для каждой группы

    Тип урока:  повторно-обобщающий.

    Структура урока

    Орг. момент – 1 мин.

    Актуализация знаний (работа в тетради, языковая разминка, формирование темы и цели урока) – 8 мин.

    Повторение пройденного материала  о частях речи – 29 мин.

    - Повторение об имени существительном-8 мин.

    - Повторение об имени прилагательном – 8 мин.

    Физминутка – 1 мин.

    - Повторение о глаголе -8 мин.

    - Повторение о местоимении- 4 мин.

    Итог урока ( Рефлексия) – 6 мин.

    Домашнее задание – 1 мин.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Повторение знаний по теме «Части речи»

    Цели:

    Образовательная:  Создать условия для повторения знаний учащихся о частях речи. Формировать навыки  распознавания частей речи по их признакам.

    Развивающая: Способствовать развитию мыслительных навыков, необходимых для учебы и обычной жизни. Развивать творческое мышления, внимание, орфографическую зоркость, расширять словарный запас детей.

    Воспитательная:  Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности, правильной самооценки. Воспитывать любовь и уважение к природному наследию России.

    Оборудование:   доска, компьютер, учебник, презентация, карточки с заданиями для каждой группы

    Тип урока:  повторно-обобщающий.

    Структура урока

    Орг. момент – 1 мин.

    Актуализация знаний (работа в тетради, языковая разминка, формирование темы и цели урока) – 8 мин.

    Повторение пройденного материала  о частях речи – 29 мин.

    - Повторение об имени существительном-8 мин.

    - Повторение об имени прилагательном – 8 мин.

    Физминутка – 1 мин.

    - Повторение о глаголе -8 мин.

    - Повторение о местоимении- 4 мин.

    Итог урока ( Рефлексия) – 6 мин.

    Домашнее задание – 1 мин.

    Ход урока

     1  Организационный момент. Свой урок мы начнём с аутотренинга.

     Аутотренинг:  Читаем, думаем.  Ставим для себя цель. (Слайд)

    Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.

    Я радуюсь этому.

    Я хочу учиться.

    Я готов(а) к работе.

    Я работаю.

    - Готовы к работе? Молодцы. Я думаю, что у нас а вами все получится.

       - Откройте тетради, положите их правильно и запишите число и классную работу. Какая орфограмма  встретилась в написании числа?

    Чистописание

          На жарком солнышке подсох

    И рвётся из стручков …(горох)

    Жидко, а не вода, бело, а не снег. (молоко).

    В словах-отгадках какие орфограммы мы встретили. (Сочетания оро и оло) Запишите эти сочетания до конца строчки. Я вижу вы уже закончили. Сейчас мы по традиции проведём языковую разминку.

    2. Языковая разминка.

    1. На доске записано предложение с пропусками букв

    П.таются дзерены  ст.пными травами.

    -Кто такие дзерены? Откуда вы про них узнали? Какие орфограммы пропущены?(безударная гласная в корне слова)

    Синтаксический  разбор предложения. Назовите грамматическую основу предложение. (подлежащее  дзерены и сказуемое питаются . Это скелет предложение, из него состоит предложение. А сейчас мы посмотрим из чего состоит слово.

    1.Разбор прилагательного степными по составу.

    3. Формирование темы и цели урока.

    Мы сейчас работали со словом, а теперь я предлагаю поработать с группой слов

    2. На доске – 4 столбика слов. Вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограмму.

    1 столбик:   л… сица , тр.винка,   л.сточек.                                    

     2 столбик:   п. явились,  п.днял,  .смотрелся.  

    3 столбик:    сла.кий,  ле..кий, ни.кий                          

     4 столбик:  (у)него,          (на)них,      (к )ней

    - С какой целью мы выполняли это задание(Тренировка в правописании орфограмм)

    - По какому принципу слова разделили на группы? (по орфограммам, по частям речи)

    - Вы  догадались, какова  тема нашего урока? (повторение частей речи)

    - Какие мы поставим цели? (Умение распознавать части речи, правильно их писать, вспомним морфологические признаки) Молодцы!

    4. Повторение пройденного материала  о частях речи.

    - На какие группы делятся части речи (самостоятельные и служебные)

    - Назовите самостоятельные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол,  наречие, местоимение, имя числительное). Служебные (предлог, союз, частица). Молодцы!

    - У  вас было поисковое задание подготовить загадки о частях речи. Давайте послушаем первого ученика

    1. Повторение об имени существительном.

    1.Ученик загадываёт загадку.

     -Давно живу я в мире этом,

     Даю название предметам.

    Я - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я. Я наиболее самостоятельная часть речи. Уже от меня образуются другие части речи. Первобытный человек, познавая природу, давал название предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи. Ребята, помогите мне, расскажите, почему я такая важная часть речи.

     -Что это за часть речи . Что такое существительное.     Какие постоянные признаки имеет существительное. ( постоянные признаки  - одушевленность - неодушевленность, род, склонение), изменяется по числам и падежам.)

    2.   Анализируя ваши тетради я выявила трудности в определении рода. В ваших тектрадях вложены карточки с заданиями.

    Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Списать, определить род)

    Определите род существительных (Пушной зверёк, реликтовая чайка, ледяное поле, ранняя оттепель, белая куропатка, амурский тигр, земная поверхность, голосистый соловей)

    Проверим по цепочке. Молодцы. О следующей части речи нам расскажет

    Повторение об имени прилагательном.

    1.Ученик: Определяю я предметы

    Они со мной всегда предметны.

    Я украшаю вашу речь,

    Меня вам надо знать, беречь.

    Родился я  с очень покладистым характером. Мне было страшно и грустно. И я подружился с другой частью речи. Вместе – дружба, вместе – служба.

    Название мое в переводе с греческого означает «эпитет», а с латинского - «прибавление», «приложение».  Что я за часть речи?

    Какая это часть речи? Что такое прилагательное?

    - Как определить род, число, падеж у прилагательного? (по существительному)

    - Для чего служат прилагательные? (украшают нашу речь, точнее описывают предмет)

    - Какие типы текстов вы знаете? (описание повествование рассуждение)

    - В каких текстах больше всего прилагательных и почему? (описание, так как , чтобы описать предмет с разных сторон, требуются прилагательные, они делают текст более ярким)

    Сейчас вам потребуется работаю в группе определить тип текста. Повторим правила поведения в группах

    Не говорить всем сразу;

    Уметь выслушать другого;

    Возражая или соглашаясь смотреть на говорящего;

    Обращаться друг к другу по имени.

    Развернулись в группы, выбрали ответственного.

    Каждая группа получает текст.

    Настроение людей зависит от состояния природы, от погоды. С наступлением теплых солнечных дней люди больше времени проводят на природе, наблюдая за ее оживлением. Все любуются происходящими явлениями и радуются солнцу, теплу и свету. (Повествование)

    Одна из птиц, появляющаяся в конце марта, - зяблик. Весной самец –зяблик- настоящий красавец: верх головы голубой, лоб чёрный, щеки, горло и грудь коричнево-красные, спина рыжевато-бурая, у хвоста зеленая, хвост и крылья черно-серые с желтыми краями. Издали зяблика легко заметить по широким белым полосам поперёк крыльев и вдоль хвоста. Размером он с воробья. (Описание)

    Люди с древних времён любили слушать соловьиные  трели. Кроме того, приметили, что с началом соловьиного пения совпадает начало дружной тёплой весны. Поэтому, видимо, и отмечали праздник Соловьиный день 15 мая.  Пение птиц – это не просто забава, это сигнал  другим птицам о том, что участок уже занят, здесь он хозяин.( Рассуждение)

     Чуть позже прилетают дрозды. Дрозд размером с голубя. Узнать его легко по многочисленным бурым пятнам на брюшке и желтовато-белой грудке. Спинка у птицы серенькая. (Описание)

    Так же рано прилетает зарянка. Эту маленькую птичку, которая чуть меньше воробья, просто отличить от всех певчих птиц: лоб, бока головы, шея – красные, горло и грудь оранжево-рыжие, брюшко белое. (Описание)

    В России зарянку можно встретить  в лесной зоне. По земле она передвигается прыжками. Песня зарянки мелодична, сложна и разнообразна, с многочисленными свистящими, скрипучими, журчащими коленами; включает множество приятных и чистых звуков.  Позыв — резкое «тик-тик», при тревоге издает тихий нежный свист. (Описание)

    (На слайдах – птицы- зяблик, соловей, дрозд, зарянка)

    -Какая часть речи  помогла нам узнать больше о птицах? (Прилагательное)

    -Назовите несколько прилагательных с существительными.

      Молодцы! Давайте, послушаем голос зяблика. (звучит запись голоса зяблика)

    Итак, без прилагательных наша речь была бы бедна. Загадку о следующей части речи загадает следующий ученик.

    Повторение о глаголе.

    1.Ученик: Что без меня предметы?

                  Лишь названья.

                 А  я приду – все в действие придет:

            Блестит река, пестрят луга.

    Я – настоящий богатырь среди частей речи. Никакая часть речи не имеет столько форм. Я – хороший работник, всегда при деле, всегда с кем-то связан.  Дружу с другими частями  речи. По частоте употребления я занимаю второе место. Что  я за часть речи?

    Что такое глагол? Приведите примеры. Над глаголом мы поработаем по учебнику.

    2. Работа в учебнике  стр. 71 упр 121

    Самопроверка (слайд) проверьте  и оцените себя по десятибалльной системе.

    Мы много потрудились, нам нужно отдохнуть. Физминутку проведёт Банных Мария

    ФИЗМИНУТКА:

    Существительное – школа,               Не и ни у нас частицы,

    Просыпается – глагол,                          Нам их надо повторять.

    С прилагательным веселый              И при этом не лениться,

    Новый школьный день пришел.        И ни часу не терять!

    Встали мы – местоименье,                 После школы, как известно,

    Бьет числительное  семь.                    Мы катаемся в санях.

    За ученье, без сомненья,                      Здесь особенно уместны

    Приниматься надо всем.                      Междометья ох и ах.

     Мы наречием отлично                         А потом  у теплой печи

    На уроках дорожим,                              Повторяем части речи!

    Соблюдаем мы привычно

    Дисциплину и режим.

    - Все ли части речи названы в стихотворении? (нет союзов и предлогов)

    - Название какой части речи было для вас новым?? (Междометие)

      Основное назначение междометий - обозначение эмоциональных и волевых переживаний, но не для их названий, поэтому они не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Они составляют отдельную группу.

    Предоставим слово ещё одному исследователю.

    4.Повторение о местоимении.

    Ученик: Я о себе такого мненья:

    Огромна роль моя:

    Я  делу отдаюсь сполна.

    Я заменяю имена.

    Мой мир широк и разнообразен. Без меня нет языков. Я заменяю известную часть  речи. Кто я!

     - У местоимения мы можем определить лицо. Назовите 1,2 и 3 лицо местоимения.

    1 – я, мы

    2 – ты , вы

    3 – он, она, оно, они

    Итог урока:   А сейчас мы проверим, хорошо ли вы повторили части речи. Игра «В свои ворота»

     Задание :  Я вам буду читать слова,  а вы работаете в группах (ловите мячи - слова):

    1 группа записывает - существительные,  2,3 – глаголы, 4,5 – прилагательные, 6- местоимения.

    Багряный, полевки, вы, закурлычут, она, листопад, браконьерская, с ней, пятый, соболь, улетают, журавль, долго, пожары, у меня, лечит, мягкое, жаворонок, ты, длинный, себе, сортируют.

    Проверка. Капитан отвечает – остальные внимательно слушают..

     - Какие слова несут негатив? Почему? Можно ли заниматься браконьерством? Какую беду приносят пожары?

    - Кто заметил, на какой общей темой были объединены задания и  тексты? (природа России)  Для чего? Нужно ли охранять природу? Конечно же, ведь мы должны беречь все, что нас окружает.

    -Что обобщали?  

    -Пригодится это вам когда – нибудь?

    -Достигли ли мы цели урока?

    --Прочитайте выражение и скажите, уместно ли оно на сегодняшнем уроке?(слайд)

    «Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок и, когда надо, используем»

    (Да, т.к. мы используем части речи постоянно).

     Домашнее задание стр 72 упр. 122. Посмотрите на это задание. Возникают ли у вас вопросы? Задайте их мне.

    Оценки за урок. Вручение карточек.

    У вас на столах лежат карточки , оцените свою работу на уроке, обведя кружком подходящее для вас высказывание.

    Рефлексия.

    Обведи кружочком цифру с высказыванием.

    Я:   1. Доволен собой.

           2. Не совсем доволен своей работой.

           3. Не доволен своей работой.

    Дело: 1. Вспомнил все  части речи.

               2. Допускаю ошибки в распознавании     частей речи.

               3. Так и не научился распознавать   части  речи.

    Мы:   1. Принимал активное участие.

              2. Не совсем доволен своей  работой в группе.

              3. Не доволен своей работой в группе.

    - Спасибо всем за урок! Молодцы, работали активно, повторили самое главное. На следующих уроках  продолжим эту работу.


    МУНИЦИПАЛЬНОЕ СРЕДНЕЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 Г.ОРЛА

    Конспект урока 

    по русскому языку в 4 классе

    ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

    Повторение знаний по теме «Части речи»

    Подготовила:

    учитель начальных классов

    Викторова А.В.

    Орёл-2019г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку по теме "Склонение имён существительных" в 3 классе УМК "Школа России"

    Данный урок предназначен для учащихся 3 классо УМК "Школа России" - Урок -закрепления...

    Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в написании географических названий"" 2 класс, Школа России

    Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....

    Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в написании кличек животных" 2 класс, Школа России

    Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....

    Конспект урока по русскому языку «Что такое распространенные и нераспространённые предложения?», 2 класс, "Школа России"

    Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с признаками распространенных и нераспространенных предложений, формирование умения находить и различать распространенные и нераспространенные предложе...

    Конспект урока по русскому языку "Что такое однозначные и многозначные слова?" (2 класс, Школа России)

    КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Что такое многозначные и однозначные слова?»Цели деятельности учителя:-Формирование понятия об однозначных и многозначных словах;-Формирование уме...

    Конспект урока по русскому языку: "Единственное и множественное число имён прилагательных", 2 класс, Школа России

    Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательно...

    Конспект урока по русскому языку "Что такое такое второстепенные члены предложения?" (2 класс, Школа России)

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема урока: Что такое второстепенные члены предложения? Цели деятельности учителя:            Формиров...