Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
    консультация по русскому языку (4 класс) на тему

    Кононова Лариса Степановна

    Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prostye_i_slozhnye_predlozheniya.docx23.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого.

    Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях.

    Задачи урока:

    образовательные:

    • познакомить учащихся с понятиями "простые и сложные предложения";
    • учить выделять в письменной речи "простые и сложные предложения".

    развивающие:

    • учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия);
    • развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;
    • развивать навык чёткого и красивого письма;
    • развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;
    • формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника.

    воспитательные:

    • расширять коммуникативные способности детей;
    • закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Вид урока: урок развивающего обучения.

    Тип проблемной ситуации: с затруднением.

    Метод проблемной ситуации: побуждающий от проблемной ситуации диалог.

    Поиск решения: побуждающий к гипотезам диалог.

    Возраст учащихся: 4 класс.

    Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности.

    Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

    Оборудование и наглядные средства обучения:

    1.Карточки с заданиями.

    2.Компьютерная презентация.

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Организационный момент

    Слайд №1

    1.

    Начинается урок,
    Он пойдет ребятам впрок,
    Постарайтесь всё понять,
    Учитесь тайны открывать,
    Ответы полные давать,
    Чтоб за работу получать
    Только лишь оценку "пять"!

    - минутка настроения

    - Дети, какое у вас настроение?

    2. Каллиграфическая, орфографическая минутка.

    Уд, ад, ед

    - Написание, какой буквы в этих сочетаниях мы будем сегодня повторять?

    Пруд, гладь, дует.

    - Найдите лишнее слово, обоснуйте своё мнение в группе. Напишите это слово 3 раза.

     

     

     

     

     

     

     

    Отчёт групп.

    Гладь - 5 букв, ь - показатель мягкости согласного.

    Дует - нет парной согласной на конце корня, 5звуков.

    II. Постановка учебной задачи:

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Зарядка для глаз. Слайд №2

    1. Актуализация знаний.

    - =

    - Дети, что обозначает эта схема?

    - Ребята, расскажите, что вы знаете грамматической основе предложения?

    2. Создание проблемной ситуации. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.

    - Прочитайте текст на доске.

    Пруд едва дымится. Его гладь покрывается прозрачным туманом. На востоке медленно разгорается заря, дует тёплый ветерок.

    - Устно объясните, в прямом или в переносном значении употреблены глаголы "дымится" и "разгорается".

    Слайд №3,4

     

     

    - Придумайте заголовок к этому тексту.

     

    - Найдите в каждом предложении грамматическую основу, запишите её в тетрадь и составьте её модель.

    Работа в группе.

     

    Отчёт групп.

    - (приём 1) Что интересного заметили?

    - (приём 2) О чём говорится во втором предложении? Что она делает? Ещё о чём?

     

    - Это схема грамматической основы предложения.

    - Грамматическая основа предложения - это главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.

     

     

     

     

    - "дымится" и "разгорается" употреблено в переносном смысле, так как дымится пруд - пар поднимается, заря разгорается - ярко горит солнце.

    - Утро. Утром на пруду.

    1 -=

    2 -=

    3 =-, =-

    - О заре. Разгорается О ветерке. Дует

    - Две грамматические основы.

    3 Формулирование проблемы.

    - Что можете сказать о таком предложении?

    - Какова цель нашего урока?

    - Познакомиться с предложениями, у которых две грамматические основы.

    II. Поиск решения. Выдвижение гипотез и проверка их.

     

     

    III.Открытие новых знаний.

     

     

     

    Формулирование нового знания.

    (Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог)

    - Как можно назвать предложение с двумя грамматическими основами? ( Выслушать все мнения и по возможности записать)

    - Как можно проверить ваши предположения?

    - На уроке обратимся к книге. Откройте с. 43. , прочитайте новые сведения о языке и сделайте вывод, какое из предположений было верным.

     

    -Давайте вернёмся к цели урока и обсудим тему и план работы на уроке.

    План:

    - Научиться составлять схему сложного предложения.

    - Запомнить, что такое сложное и простое предложение.

    - Научиться отличать сложное предложение от простого.

    - Понаблюдать за знаками препинания в сложном предложении.

    - Верно ли составлен план? Нужно ли поменять порядок изучения?

     

     

    - Составное, сложное, т. к :

    - Узнать у учителя, в справочнике, в книге.

    - Предложение, в котором одна грамматическая основа,- простое предложение. Предложение, в котором две грамматические основы,- сложное предложение.

    - Тема урока "Простые и сложные предложения".

     

     

     

     

     

    Предложения детей.

    1. Запомнить, что такое сложное и простое предложение.

    2. Научиться составлять схему сложного предложения.

    3. Понаблюдать за знаками препинания в сложном предложении.

    4. Научиться отличать сложное предложение от простого.

    IV. Первичное закрепление.

    1. Закрепление во внешней речи.

    - Приступаем к выполнению первой задачи. Работаем группой. Запоминаем правило.

     С. 36, 37

    2. Приступаем к работе над второй задачей.

    С.36, упр.№49

    - Прочитайте строки Н. Некрасова. Сколько предложений в этом отрывке?

    Какие это предложения? Сложные или простые? Докажите свое мнение.

    С помощью чего простые предложения объединяются в сложное предложение?

    Задания группам.

    - Спишите стихи. Подчеркните грамматическую основу и соствавьте её схему.

    План:

    1. Схема.

    2. Простое или сложное.

    3. Как соединяются простые предложения в составе сложного?

    Итог. - Кто из вас научился составлять схему сложного предложения? У кого возникли трудности?

    - Как соединяются простые предложения в составе сложного?

    - Что можете сказать о расстановке знаков препинания в сложном предложении?

     

    Слайд №5

    - Подберите к этому слову синонимы и антонимы.

    Слайд №6

    4. упражнения 50 с. 36

    -Прочитайте текст и найдите предложение с новым словарным словом.

    - Назовите сложные предложения, записывая схемы в тетрадь.

    Итог.

    - Что нового узнали по теме урока?

    Слайд №7

     

    Объяснение нового материала по цепочке друг другу в группе.

     

     

    Отчёты групп

     

     

     

     

     

     Два

     

     

     

     

    - С помощью союза и а но или без союза.)

    - Между простыми предложениями в составе сложного ставятся запятые.

     

     

     

     

    = -,- =, и - =

    1. Содержит 2 или больше грамматических основ.

    2. Простые предложения в составе сложного соединяются без союзов или с помощью союзов и,а ,но.

    3. Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая

    V. Вторичное закрепление.

    Очень-очень странный вид:
    Речка за окном,
    Горит,
    Чей-то дом,
    Хвостом виляет,
    Песик,
    Из ружья стреляет,
    Мальчик,
    Чуть не слопал 
    Мышку,
    Кот, в очках читает книжку,
    Старый дед,
    Влетел в окно,
    Воробей, схватил зерно,
    Да как каркнет,
    Улетая:
    - Вот что значит
    Запятая! 
    Б. Заходер

    -Сколько предложений в этом стихотворении?

    У. -А какое оно?

    -Что интересного в этом стихотворении?

    -Что бы вы изменили?

     

     

     

     

     

     

     

    - Одно.

    - Сложное, т.к:.

    - Путаница. Надо переставить запятые.

    Работа в группах.

    VI. Домашнее задание.

    Урок полезен, всё понятно.
    Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

    Еще придется потрудиться. 
    Да, трудно все-таки учиться!

    - Сможете ли вы в тексте найти сложные предложения, указать в них грамматическую основу?

    Тогда я задаю вам упр. № 51, но ели возникнут трудности, обратитесь к стр.36,37

     

    VII. Рефлексия

    Слайд №8,9

    Самооценка. Используется метод незаконченного предложения.

    Я научился:

    Я хотел бы больше:

    Оказывается, что:

    Я хочу поблагодарить: за:(взаимооценка детей)

    Оценивание учителем работы детей на уроке.

    - Что интересного узнали? О чем бы вам хотелось рассказать своим родителям? Какие сведения были для вас совершенно новыми?

    Оцените свои знания, полученные на уроке по оценочной шкале.

    Минутка настроения.

     

     

     

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

    Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

    Конспект урока по русскому языку на тему "Простое, сложное, предложение с прямой речью" 4 класс

    КонсКонспект урока по русскому языку на тему "Простое, сложное, предложение с прямой речью" 4 класс...

    Конспект урока по русскому языку Тема: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста» (3 класс, УМК "Школа России")

    Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род  глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется глагол проше...

    Конспект урока по русскому языку «Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имен существительных» УМК "Школа России" 3 класс

    Цели деятельности учителя: формирование умений употреблять личные  местоимения для замены повторяющихся имен существительныхПланируемые результатыПредметные:знать как определять у личных местоиме...