урок русского языка по теме "Запятая в сложном предложении" по "Школе 2100"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цели урока:
- развитие умений отличать простое предложение с однородными членами от сложного, если в них есть одинаковые союзы, правильно пунктуационно оформлять их, находить и и исправлять ошибки в письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 4 б классе
Тема урока: « Повторение и закрепление изученного по теме «Запятая в сложном предложении».
Цели урока:
- развитие умений отличать простое предложение с однородными членами от сложного, если в них есть одинаковые союзы, правильно пунктуационно оформлять их, находить и и исправлять ошибки в письменной речи.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
формирование учебно-познавательной мотивации учения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
2. Метапредметные:
умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе; умение проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
3. Предметные:
закреплять и при необходимости корректировать изученные способы действий правописания бессоюзных сложных предложений и с союзами, закреплять и корректировать понятие и умение работать с различными частями речи, формировать навык устной и письменной речи.
Ход урока
1. Организация внимания. Создание положительного эмоционального настроя.
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с ними.
Настал новый урок. Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи.
2. Минутка чистописания.
Чему мы учимся на уроках русского языка? Научиться грамотно и красиво писать.
Начнем урок с красоты, с чистописания, с записи числа: Двадцать восьмое октября.
Оо Мо Ос
Осень – золотая волшебница.
3. Словарная работа
1.Индивидуальная работа (6 учеников работают по карточкам)
Скв_рцы прил_тают ранней в_сной в к_нце марта. Они возвращ_ются шумной стаей и нескол_ко дней носятся по п_лям, осматривая знакомые м_ста. П_(о,а)том ут_(и,е)хают и начинают рассаж_ваться парами по ве_(д,т)кам. Наступает п_(а,о)ра, строить ж_лища и обзаводиться пт_нцами.
2.- Ребята, что вы представляете, когда слышите слово «осень»?
- Как величают это время года поэты в стихотворениях? (Унылая пора, очей очарованье (А.С.Пушкин), золотая пора. Тютчев называет осень «дивной порой», Некрасов – «славной»). Все мы любим осень. Я думаю, что, наверное, нигде в мире нет такой красивой осени, как у нас в России.
Сейчас запишем несколько словарных слов на тему «Осень».
1. Количество уродившегося хлеба или иных плодов, растений. (Восточнославянское слово, образовано от «уродити»- «родити»- «родить». Фразеологизм «виды на урожай» - прогнозы на него)
2. Девятый месяц года. (От латинского «September» – седьмой месяц). Фразеологизм «Глядеть сентябрем» - угрюмо, мрачно, сурово. Быть мрачным, хмурым, недовольным.
3. Загадка. Есть в квартире молодец,
Математик и мудрец.
Постоянно, круглый год
Точный счет он дням ведет.
Под новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез. (Календарь)
- Выясним значение этого слова:
а) Способ счисления дней в году. (Юлианский, грегорианский календарь).
Б) Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (отрывной календарь, настольный) с делением на месяцы и недели.
Синоним «численник».
Пословица.Календарным теплом не угреешься.
4. Одиннадцатый месяц года. (От латинского «November»- девятый, от «novem»- 9.)
5. Десятый месяц года. (От латинского «okto»-8, т.к. счет вели от 1марта)
Поговорка. Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.
Подчеркните непроверяемую безударную гласную в корне слова.
4. Формулирование темы и цели урока.
Откройте учебник на с. 77. Прочитайте ключевые слова темы. Вспомните, какие проблемы мы решали на предыдущих уроках по теме «Cложное предложение» и дополните этот ряд ключевых слов.
(простое предложение, однородные члены, отсутствие запятой)
-Предположите, что будем делать на уроке? Будем работать со сложными предложениями, учиться отличать их от простых.)
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим изученное о простом и сложном предложении.
5. Обобщение и систематизация умений и навыков.
а) Работа в парах
Возьмите листок с напечатанным стихотворением, прочитайте его про себя.
Меж редеющих верхушек
Показалась синева,
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Лёгкий делает прыжок.
Вы сейчас прочитали стихотворение Александра Твардовского. Что вы представили, слушая это красивое стихотворение? (выслушиваются ответы 2-3 детей)
( Очень приятно в один из таких тёплых осенних денёчков совершить семейную пешую или велосипедную прогулку в лес, полюбоваться красотой природы, понаблюдать за животными, а можно и поиграть в подвижные игры. Это «наполнит» вас положительной энергией. Тем более, что такая прогулка, а также занятия спортом очень полезны для здоровья)
Просмотрите первую строфу. Из скольких предложений она состоит?
- Что вы можете сказать об этом предложении?
- Докажите, что оно - сложное.
-Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами? (по количеству грамматических основ)
-Что разделяют запятые в простом предложении? (однородные члены)
-А в сложном? (его части)
- Какая связь в этом предложении?
- Есть ли ещё в тексте этого стихотворения сложные предложения?
- Какие союзы вы знаете?
- Одинакова ли смысловая роль союзов и и но? (В предложении с союзом но действия предметов противопоставляются, а с союзом и действия предметов перечисляются, показано, одновременно или последовательно происходят действия.)
- Соедините вид предложения с нужным союзом:
б) Физминутка
Нам на месте не сидится,
Разминаем поясницу.
Корпус крутим влево-вправо —
Так мы отдохнем на славу. (Вращение туловищем.)
Хорошо мы отдохнули
И к занятиям вернулись. (Дети садятся.)
А как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении? Давайте ещё раз вспомним алгоритм.
с.71 учебника (работа с алгоритмом)
«Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении»
1.Нахожу и подчёркиваю....
2. Считаю...
3.Если.....
4. Нахожу границы....
5. Выделяю....
6. Ставлю...
7. Проверяю написанное...
в) А сейчас поработаем в группах
Каждая группа получает карточку с заданием.(у детей лист с фломастером)
Ученики самостоятельно читают задание и выполняют его. Проверка выполнения проводится как фронтальный опрос:
- Из каких предложений состоит ваше задание?
- Прочитайте предложения.
- Такова ли схема вашего предложения? Проверка по образцу
Прочитайте, вставляя пропущенные буквы. Выдели грамматические основы. Построй схему предложения.
Ос_нь ул_цей сп_шит, Красит все, не ленится, (Под) к_лёсами шурш_т Ж_лтая м_телица.
[ - О, О, О ], [ = - ] | 4 группа Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели грамматические основы. Построй схему предложения. (2)
(П,п)етру (И,и)льичу (Ч,ч)айковскому нравилась х_лодная осенняя пора, когда подолгу м_росит дождик, а (в) печ?ной трубе с_рдито воет вет_р.
[ = - ], [ = - ], а [ = - ]. |
2 группа Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели грамматические основы. Построй схему предложения.
(О,а)пустел к_лхозный са(д,т), П(а,о)утинки вдоль л_тят, И (на) южный край з_мли Пот(я,и)нулись жур_вли.
[ = - ], [ - = ], и [ = - ]. | 3 группа Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели грамматические основы. Построй схему предложения.
(По)ч(и,е)рнели огороды, Ог(о,а)ляются л_са, Молкнут птич_и г_л_са, Мишка в спяч?ку (за)валился.
[ = - ], [ = - ], [ = - ], [ - = ].
|
- Какие приемы использовали поэты и писатели, чтобы показать красоту осенней природы?
г) Индивидуальная работа
У каждого из вас на столе имеется лист с заданием. В течение 5 минут вы работаете самостоятельно. Задание: списать предложения, вставить подходящие по смыслу союзы, поставить недостающие знаки препинания.
- Осень ещё не вступила в полную силу _____листья на деревьях уже пожелтели.
- Солнце иногда показывалось из-за туч ______тут же скрывалось.
- Сады почти осыпались _____кое-где ещё висели на яблонях сухие розовые листья.
- Осень - «плаксивое» время года. Действительно, очень часто идут дожди, у многих людей портится настроение, накапливаются усталость и раздражительность. А это ведёт к ухудшению самочувствия.
- Ребята, а какие приёмы вы бы могли предложить для повышения настроения? ( в помещениях должно быть много света, т.к. в это время года не хватает солнечного света, кушать больше фруктов – «витаминов радости», любимые занятия, весёлая музыка, танцы, …)
д) Творческая работа.
- Что такое пейзаж? (Картина природы).
- Я предлагаю вам побывать в осеннем лесу. Обратите внимание на деревья, их осенний наряд. Используется компьютерное сопровождение (презентация на тему «Краски осени»)
- Какие краски выбирает осень и для чего?
На доске записаны опорные слова, эпитеты, сравнения.
Устное составление предложений, самостоятельно записать 1 сложноое предложение. Зачитываются лучшие варианты.
Сравнения: листья летят ,как птицы, прыгают, как белки, качаются на паутинках. |
Листья: лоскутное одеяло, пестрый смерч, золотой водопад, оранжевые звезды, золотые рыбки, желтые сердечки, золотые монетки. |
Если останется время
1. (слайд 13)
2. «Найди пару» Работа на карточках
-Даны простые предложения. Составьте из них сложные предложения.
Черная туча закрыла небо.
Проливной дождь застучал в окно.
Перелетные птицы стали собираться в стаи.
Холодное небо часто хмурится.
По утрам бывают легкие заморозки.
Наступила осень.
3. Игра «Угадай-ка!»
На карточке записаны 10 предложений с союзом И, который в одних предложениях соединяет однородные члены, в других-части сложного предложения. Дети первого варианта выписывают грамматическую основу из простых предложений, а дети второго варианта выписывают грамматические основы из сложных предложений.
Булька пр..болел шесть недель и выздоровел. Один раз мы пошли на охоту за кабанами, Булька увязался за нами. Охотники зар..дили ружья и приготовились стр..лять. Охотники спустили с..бак, и охота началась. Герасим толкнул дверь пл..чом и ввалился в дом со своей ношей. Сергей нажал педаль, и автомобиль плавно двинулся по асфальту. Наступила в..сна и ож..вила всю природу. Наступила в..сна, и с юга прил..тели перелетные птицы. Солнце выгл..нуло из-за туч и озарило землю ярким светом. Солнце выгл..нуло из-за туч, и з..мля озарилась ярким светом.
6. Подведение итогов урока
Давайте подведем итог работы на уроке.
- Какая тема урока была?
- Какую цель ставили на уроке? Достигли цели?
- Что вы знаете о сложном предложении?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
На листе успешности оцените свою работу
Домашнее задание.
Дома составить небольшой рассказ, используя сложные предложения, на тему «Осень в лесу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку. Тема: Запятая в сложном предложении
4 класс программа 2100...
Конспект урока по русскому языку на тему "Простое, сложное, предложение с прямой речью" 4 класс
КонсКонспект урока по русскому языку на тему "Простое, сложное, предложение с прямой речью" 4 класс...
Проверочная работа по русскому языку на тему "Отличие сложного предложения от простого предложения с однородными членами" 4 класс
Данная проверочная работа разработана в двух вариантах, что позволяет учителю проверить качество знаний каждого ученика....
Презентация к уроку русского языка, тема: запятая в сложном предложении с бессоюзной связью (повторение).
На уроке использована презентация. Современное техническое средство обучение способствует повышению эффективности изучения учебного материала. В ходе урока использованы инновационные технологии: ...
Конспект урока русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100" на тему "Сложные слова"
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.Использованы технологии программы "Школа 2100": технология оценивания, деятельностный подход, проблемный диалог.Во время акту...
Технологическая карта урока русского языка «Знаки препинания в сложном предложении» (УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение знаний обучающихся о знаках препинания в сложном предложении.Задачи урокаДидактические:обобщить знания, умения по постановке зн...
урок русского языка в 4 классе "Сложные предложения" умк : школа России
Цели деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний детей о сложном предложении, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.К консп...